Игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники - RU199324U1

Код документа: RU199324U1

Чертежи

Описание

Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Для эффективности восстановительного обучения важное значение играют формы его организация, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных в период их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, с. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также двигательных функций, включая двигательные функции рук больных неврологической клиники.

В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, с. 317).

Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при органических поражениях мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделов коры головного мозга.

Одним из распространенных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности, является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.

Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительно-пространственной памяти и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 182218 U1 от 07.08.2018). Конструктивно данное устройство состоит из пластины, поверхность которой разделена на девять или шестнадцать квадратных ячеек, в центре каждой из которых расположен цилиндрический выступ с наружной резьбой для накручивания пластиковых пробок с изображениями «крестиков» или «ноликов».

Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники за счет того, что в качестве метода, направленного на восстановления интеллектуальной деятельности, используется традиционная игра «Крестики-нолики», а в качестве метода, направленного на восстановление мелкой моторики используется накручивание пробок на цилиндрические выступы.

Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:

а) данное устройство предназначено для занятий по восстановлению мелкой моторики и не обеспечивает возможность восстановления двигательных функций рук;

б) необходимость использования дополнительных элементов в виде пробок с изображениями «крестиков» и «ноликов».

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 189018 U1 от 06.05.2019). Данное устройство представляет собой плоское основание квадратной формы, по двум противоположным углам которого расположены ручки, а на обоих поверхностях основания выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

В ходе занятий с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего передает устройство другому больному, который, удерживая его за другую ручку, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.

При этом больные, что бы иметь возможность видеть игровое поле целиком и вписывать соответствующие значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой, удерживающей устройство, различные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Игровой тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 193590 U1 от 06.11.2019). Данное устройство представляет собой плоское основание квадратной формы, в центре которого выполнен сквозной квадратный вырез, а на обоих поверхностях основания выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

Удерживание данного устройства осуществляется через квадратный вырез в центре основания, а процесс занятий с ним аналогичен процессу занятий с рассмотренным выше «Тренажером-пластиной для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники».

Однако, продолжительная работа с каждым из данных устройств приводит к возникновению у больных привыкания и снижения интереса к занятиям, что способствует уменьшению эффективности восстановительного обучения.

Одним из вариантов игры «Крестики-нолики» является игра, которая осуществляется на игровом поле, нарисованном на листе бумаги, имеющем форму квадрата со ступенчатыми сторонам (Наука для всех простыми словами. 10 игр из школьной тетради, найдено 01.03.2020 в сети Интернет по адресу: https://science.ru-land.com/stati/10-igr-iz-shkolnoy-tetradi-v-kotorye-igrali-deti-90-h).

Недостатками данного варианта игры «Крестики-нолики» при его использовании для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:

а) игра в «Крестики-нолики» на листе бумаги может содействовать восстановлению мелкой моторики, но не способствует восстановления двигательных функций рук;

б) необходимость рисования игрового поля на листе бумаги перед каждой игрой;

в) сложность вписывания значков в расположенные на листе бумаги клетки игрового поля для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

С целью преодоления вышеперечисленных недостатков и увеличения разнообразия устройств для групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающее поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий, разработан «Игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту «игровой ступенчатый тренажер»).

Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

б) поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий за счет использования нового оригинального устройства;

в) отсутствие необходимости использования дополнительных элементов типа игровых фишек;

г) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;

д) простота конструкции «игрового ступенчатого тренажера», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала технических средств, предназначенных для групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающих конструктивную простоту устройства, удобство и комфортность ее использования при групповых занятиях и способствующее поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается тем, что игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники содержит пластиковое основание в форме симметричной ступенчатой фигуры, на обеих поверхностях которого выполнены одинаковые по глубине и ширине квадратные ячейки-углубления, предназначенные для вписывания в них значков типа «крестиков» и «ноликов», причем квадратные ячейки-углубления размещены горизонтальными и вертикальными рядами таким образом, чтобы центральные горизонтальные и вертикальные ряды включали в себя максимальное количество квадратных ячеек-углублений с симметричным уменьшением их количества в рядах, расположенных по бокам от центральных рядов, квадратные ячейки-углубления отделены друг от друга и от наружного края пластикового основания перемычками идентичной ширины, на торцевых поверхностях пластикового основания выполнены насечки.

В предпочтительном варианте в случае, если количество ячеек-углублений в центральных рядах составляет четное число, то пластиковое основание включает в себя два горизонтальных и два вертикальных ряда квадратных ячеек-углублений.

В предпочтительном варианте в случае, если количество ячеек-углублений в центральных рядах составляет нечетное число, то пластиковое основание включает в себя один горизонтальный и один вертикальный ряд квадратных ячеек-углублений.

В предпочтительном варианте количество и месторасположение квадратных ячеек-углублений на обеих поверхностях пластикового основания одинаково, и они выделены цветом, отличающимся от цвета пластикового основания.

Сущность полезной модели «Игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - общий вид «игрового ступенчатого тренажера»;

На фиг. 2 - вид «игрового ступенчатого тренажера» сбоку;

На фиг. 3 - сечение А-А «игрового ступенчатого тренажера».

Заявленный «игровой ступенчатый тренажер» представляет собой плоское пластиковое основание (1), имеющее форму симметричной ступенчатой фигуры, на обеих поверхностях которого выполнены одинаковые по глубине и ширине квадратные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них значков типа «крестиков» и «ноликов» посредством легко стирающегося водного маркера в ходе проводимых занятий.

Указанные ниже размеры данного конкретного «игрового ступенчатого тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.

Размеры диагонали пластикового основания (1) «игрового ступенчатого тренажера» составляет 100-200 мм, а его толщина равна 4-8 мм.

Ячейки-углубления (2) размещены на обеих сторонах пластикового основания (1) горизонтальными и вертикальными рядами таким образом, чтобы центральные горизонтальные и вертикальные ряды включали в себя одинаковое максимальное количество ячеек-углублений (2), с симметричным уменьшением их количества в рядах, расположенных по бокам от центральных рядов.

Центральные ряды могут включать в себя 4-12 ячеек-углублений (2).

В случае если количество ячеек-углублений (2) в центральных рядах составляет четное число (4, 6 и т.д.), то пластиковое основание (1) включает в себя два горизонтальных и два вертикальных ряда ячеек-углублений (2).

В случае если количество ячеек-углублений (2) в центральных рядах составляет нечетное число (5, 7 и т.д.), то пластиковое основание (1) включает в себя один горизонтальный и один вертикальный ряд ячеек-углублений (2).

Ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от наружного края пластикового основания (1), перемычками (3) одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.

Общее количество ячеек-углублений (2) на одной поверхности пластикового основания (1) может составлять 8 (восемь), 13 (тринадцать), 24 (двадцать четыре), 25 (двадцать пять), 40 (сорок) штук.

Количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на обеих поверхностях основания (1) одинаково.

Глубина всех ячеек-углублений (2) одинакова и составляет 1-2 мм.

Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей пластикового основания (1), облегчают процесс вписывания в них значков для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук. При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них значков, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета пластикового основания (1) «игрового ступенчатого тренажера».

Удерживание «игрового ступенчатого тренажера» в процессе занятий осуществляется за торцевые поверхности пластикового основания (1), что предотвращает касание поверхности игрового поля и стирание вписанных в ячейки-углубления (2) значков.

Для удобства удерживания «игрового ступенчатого тренажера» в руке больного, на торцевых поверхностях пластикового основания (1) выполнены насечки (4) (см. фиг. 2).

Работает «игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» следующим образом.

Перед началом занятия специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности.

Далее один из больных, удерживая «игровой ступенчатый тренажер» рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) за торцевые поверхности пластикового основания (1), имеющего форму симметричной ступенчатой фигуры, вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (2) на какой-либо из поверхностей пластикового основания (1).

После этого «игровой ступенчатый тренажер» передается другому больному, который берет его рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) аналогичным образом и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (2) какой-либо из поверхностей пластикового основания (1).

Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» на пластиковом основании (1) «игрового ступенчатого тренажера», или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.

Таким образом, в ходе занятия «игровой ступенчатый тренажер» постоянно передается (восстановление двигательных функций руки) от одного больного к другому больному, каждый из которых перед совершением нового хода (восстановление интеллектуальной деятельности), вынужден осуществлять рукой с нарушением движений, различные движения: наклоны, повороты (восстановление двигательных функций руки), а симметричная ступенчатая форма «игрового ступенчатого тренажера» позволяет наилучшим образом видеть все ячейки-углубления (2) с вписанными изображениями «крестиков» и «ноликов» на обеих поверхностях пластикового основания (1).

Кроме традиционной игры «Крестики-нолики», «игровой ступенчатый тренажер» может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.

Наряду с использованием «игрового ступенчатого тренажера» для занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, она может найти широкое применение в следующих случаях:

а) при проведении занятий по восстановлению двигательных функций рук, нарушенных вследствие различных других заболеваний, например, травм рук, последствий хирургических операций;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

в) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

г) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на двухстороннем игровом поле со ступенчатыми сторонами.

Таким образом, «игровой ступенчатый тренажер» является оригинальным игровым устройством, позволяющим проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Заявленный «игровой ступенчатый тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте конструкции и удобству использования «игровой ступенчатый тренажер» может найти широкое применение в клинической практике.

Реферат

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии. Создан игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, содержащий пластиковое основание в форме симметричной ступенчатой фигуры, на обеих поверхностях которого выполнены одинаковые по глубине и ширине квадратные ячейки-углубления, предназначенные для вписывания в них значков типа «крестиков» и «ноликов». Причем квадратные ячейки-углубления размещены горизонтальными и вертикальными рядами таким образом, чтобы центральные горизонтальные и вертикальные ряды включали в себя максимальное количество квадратных ячеек-углублений с симметричным уменьшением их количества в рядах, расположенных по бокам от центральных рядов. Квадратные ячейки-углубления отделены друг от друга и от наружного края пластикового основания перемычками идентичной ширины. На торцевых поверхностях пластикового основания выполнены насечки. Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала технических средств, предназначенных для групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающих конструктивную простоту устройства, удобство и комфортность ее использования при групповых занятиях и способствующее поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Формула

1. Игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, содержащий пластиковое основание в форме симметричной ступенчатой фигуры, на обеих поверхностях которого выполнены одинаковые по глубине и ширине квадратные ячейки-углубления, предназначенные для вписывания в них значков типа «крестиков» и «ноликов», причем квадратные ячейки-углубления размещены горизонтальными и вертикальными рядами таким образом, чтобы центральные горизонтальные и вертикальные ряды включали в себя максимальное количество квадратных ячеек-углублений с симметричным уменьшением их количества в рядах, расположенных по бокам от центральных рядов, квадратные ячейки-углубления отделены друг от друга и от наружного края пластикового основания перемычками идентичной ширины, на торцевых поверхностях пластикового основания выполнены насечки.
2. Игровой ступенчатый тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в случае, если количество ячеек-углублений в центральных рядах составляет четное число, то пластиковое основание включает в себя два горизонтальных и два вертикальных ряда квадратных ячеек-углублений.
3. Игровой ступенчатый тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в случае, если количество ячеек-углублений в центральных рядах составляет нечетное число, то пластиковое основание включает в себя один горизонтальный и один вертикальный ряд квадратных ячеек-углублений.
4. Игровой ступенчатый тренажер по п. 1, отличающийся тем, что количество и месторасположение квадратных ячеек-углублений на обеих поверхностях пластикового основания одинаково, и они выделены цветом, отличающимся от цвета пластикового основания.

Документы, цитированные в отчёте о поиске

Игровой тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти

Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники

Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Двухсторонний тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Игровой трехгранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Тренажер-цифра для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61B5/16 A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61B5/16 A61H99/00

Публикация: 2020-08-26

Дата подачи заявки: 2020-05-19

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам