Код документа: RU197416U1
Настоящая полезная модель относится к клинической психологии, нейропсихологии и педагогике и может найти применение при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, а также для тренировки зрительно-пространственной памяти у здоровых детей.
Зрительно-пространственная память является одним видов памяти, необходимых для жизнедеятельности человека.
При нарушениях формирования у детей зрительно-пространственной памяти проводятся коррекционно-развивающие занятия, в ходе которых используются различные печатные тренажеры и устройства.
Так, известен «Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия», одной из страниц которого в верхней части расположены цветные изображения различных предметов, а в нижней части - аналогичные изображения, но не содержащие цвета. Занимающемуся ребенку необходимо постараться запомнить расцветку изображений предметов, после чего закрыть их листом бумаги, и раскрасить по памяти цветными карандашами или фломастерами изображения, находящиеся в нижней части страницы тренажера (Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, Выпуск 2, ООО «Стрекоза», г. Москва, 2016, стр. 3).
Недостатками данного и аналогичных печатных тренажеров, при их использовании для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти являются:
а) возможность только однократного использования материалов печатных тренажеров;
б) малый объем рабочего материала, который недостаточен для проведения долгосрочных курсов занятий;
в) сложность раскрашивания мелкие фрагментов изображений для детей с нарушением мелкой моторики.
Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-цветок для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти» (Патент RU 193618 U1 от 07.11.2019 г.).
Конструктивно данное устройство представляет собой закрепленное на ручке пластиковое основание цветкообразной формы, по обеим сторонам которого выполнены ячейки-углубления.
В ходе занятий с данным устройством один ребенок раскрашивает цветными водными маркерами ячейки-углубления на лицевой стороне основания, после чего другой ребенок должен постараться запомнить цвет раскрашенных ячеек-углублений и раскрасить аналогичным образом ячейки-углубления на оборотной стороне основания.
Однако продолжительная работа с данным устройством приводит к возникновению у детей привыкания и снижению интереса к занятиям, что способствует уменьшению эффективности коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти.
С целью преодоления вышеперечисленных недостатков печатных тренажеров и увеличения арсенала устройств, предназначенных для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти детей разработан «Тренажер-цифра для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти» (далее по тексту «Тренажер-цифра»).
Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:
а) обеспечение возможности проведения групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти;
б) обеспечение возможности проведения тренировки зрительно-пространственной памяти у здоровых детей;
в) поддержание интереса детей к занятиям за счет использования нового устройства;
г) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов занятий за счет того, что формирование заданий осуществляется непосредственно самими детьми путем раскрашивания элементов цифр или вписывания в них различных изображений;
д) обеспечение возможности проведение занятий для детей с нарушением мелкой моторики за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
е) простота конструкции «Тренажера-цифры», способствующая его широкому внедрению в клиническую и педагогическую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала устройств, предназначенных для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти, способствующее повышению интереса детей к занятиям и обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Тренажера-цифры», позволяющих проводить долгосрочные курсы коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, включая детей с нарушением мелкой моторики, а также тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Тренажер-цифра» содержит плоское пластиковое основание, имеющее конфигурацию цифры, по наружному краю лицевой и оборотной сторон которого выполнены буртики, между которыми выполнены перемычки, формирующие на поверхности обеих сторон основания ячейки-углубления, при этом буртики и перемычки имеют одинаковую высоту, а количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой из сторон основания одинаково.
В предпочтительном варианте «Тренажера-цифры» буртики и перемычки имеют одинаковую ширину.
В предпочтительном варианте «Тренажера-цифры» на торцевых поверхностях основания выполнены насечки.
В предпочтительном варианте «Тренажера-цифры» на поверхность ячеек-углублений нанесено покрытие белого цвета.
В предпочтительном варианте «Тренажера-цифры» на поверхность лицевой стороны основания нанесена метка.
Сущность полезной модели «Тренажер-цифра для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - общий вид лицевой стороны «Тренажера-цифры».;
На фиг. 2 - вид «Тренажера-цифры» сбоку.
На фиг. 3 - сечение А-А.
Заявленный «Тренажер-цифра» (см. фиг. 1, 2) представляет собой плоское пластиковое основание (1), имеющее конфигурацию одной из цифр, на лицевой и оборотной сторонах которого выполнены буртики (2) и перемычки (3), формирующие ячейки-углубления (4), предназначенные для раскрашивания легко стирающимися водными маркерами разного цвета в ходе проводимых занятий.
Слово «цифра» без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков (т. н. «арабские цифры»): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (Википедия. Цифры, найдено 04.02.2020 г. в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифры).
Арабские цифры - традиционное название набора из десяти знаков, используемых в большинстве стран для записи чисел в десятичной системе счисления (Википедия. Арабские цифры, найдено 04.02.2020 г. в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Арабские_цифры).
Указанные ниже размеры данного конкретного «Тренажера-цифры» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.
Высота основания (1) «Тренажера-цифры» составляет 75-150 мм, . ширина равна 50-100 мм, . а толщина основания (1) составляет 4-6 мм.
Основание (1) «Тренажера-цифры» может иметь конфигурацию печатной или прописной цифры.
По наружному краю лицевой и оборотной сторон основания (1) выполнены буртики (2), между которыми выполнены перемычки (3) формирующие на поверхности обоих сторон основания (1) ячейки-углубления (4) (см. фиг. 1, 3).
Перемычки (3) могут быть выполнены по отношению к буртикам (2) под углом 90 градусов или под различными другими углами.
Таким образом, в зависимости от особенностей строения цифры и расположения перемычек (3), ячейки-углубления (4) могут иметь форму квадратов, прямоугольников, параллелограммов, ромбов, трапеций, четырехугольников со скругленным углом и др.
Общее количество ячеек-углублений (4) на каждой из сторон основания (1) «Тренажера-цифры» зависит от строения цифры, размера и формы ячеек-углублений (4) и может составлять от 5 до 16 и более штук.
Так, например, на каждой из сторон основания (1) «Тренажера-цифры», имеющего конфигурацию цифры «5» (см. фиг. 1), количество ячеек-углублений (4) может составлять 11 штук.
Количество и месторасположение ячеек-углублений (4) на каждой из сторон основания (1) «Тренажера-цифры» одинаково.
Буртики (2) и перемычки (3) имеют одинаковую ширину, составляющую 2-4 мм и одинаковую высоту, составляющую 1-2 мм.
Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (4), сформированных буртиками (2) и перемычками (3), обеспечивают удобство их раскрашивания водными маркерами и делают процесс занятий доступным для детей с нарушением мелкой моторики. При этом небольшая глубина ячеек-углублений (4) не препятствует удалению следов водных маркеров посредством губки, предназначенной для их стирания.
Для удобства удерживания «Тренажера-цифры» в руке, на торцевых поверхностях основания (1) выполнены насечки (5) глубиной 0,5-1 мм.
Для лучшего восприятия детьми цветов водных маркеров, которыми раскрашиваются ячейки-углубления (4), на их поверхность нанесено (например, посредством краски) фоновое покрытие белого цвета.
Для удобства занятий с «Тренажером-цифрой», на поверхность лицевой стороны основания (1) нанесена метка (6), которая может быть выполнена, например, в виде кружка.
Занятия с полезной моделью «Тренажер-цифра для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти» осуществляются следующим образом.
Перед началом проведения занятия, специалист формирует группу из двух детей, имеющих примерно одинаковые проблемы со зрительно-пространственной памятью.
При этом специалист назначает одного ребенка формирующим задание, а другого ребенка - выполняющим задание.
Далее, ребенок, формирующий задание, используя легко стирающиеся разноцветные водные маркеры, раскрашивает разными цветами часть ячеек-углублений (4) на лицевой стороне основания (1).
При этом количество раскрашиваемых ячеек-углублений (4) и количество используемых маркеров разного цвета определяется специалистом и увеличивается по мере достижения ребенком положительных результатов.
После этого ребенок, выполняющий задание, в течение заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает цвета и месторасположение раскрашенных ячеек-углублений (4) на лицевой стороне основания (1).
Далее ребенок, выполняющий задание, переворачивает «Тренажер-цифру» лицевой стороной основания вниз, после чего пытается воспроизвести по памяти цвета раскрашенных ячеек-углублений (4), раскрашивая маркерами аналогичных цветов соответствующие ячейки-углубления (4) на оборотной стороне основания (1).
В случае возникновения затруднений, ребенок, выполняющий задание, может на короткое время перевернуть «Тренажер-цифру», получив таким образом подсказку.
Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем непосредственного сравнения цвета раскрашенных ячеек-углублений (4) на лицевой и оборотной сторонах основания (1) «Тренажера-цифры».
Далее, все следы водных маркеров удаляются губкой, предназначенной для их стирания, ребенок, формирующий задание, и ребенок, выполняющий задание, меняются ролями и вся последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз.
Наряду с вышеописанным методом, групповые занятия могут осуществляться другим методом, основанном на одновременном использовании двух «Тренажеров-цифр».
В данном случае, каждый ребенок раскрашивает разными цветами заданное специалистом количество ячеек-углублений (4) на лицевой стороне основания (1), после чего оба ребенка показывают друг другу «Тренажеры-цифры» и в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминают цвета и месторасположение раскрашенных ячеек-углублений (4).
Далее, каждый ребенок пытается воспроизвести по памяти запомненные цвета и месторасположение раскрашенных ячеек-углублений (4), раскрашивая в аналогичные цвета соответствующие ячейки-углубления (4) на оборотной стороне основания (1) используемого «Тренажера-цифры».
Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем поочередного сравнения цвета раскрашенных ячеек-углублений (4) на лицевой стороне основания (1) «Тренажера-цифры» одного ребенка и оборотной стороне основания (1) «Тренажера-цифры» другого ребенка.
Кроме раскрашивания ячеек-углублений (4) разноцветными маркерами, в них могут вписываться различные символы типа букв, цифр маркером темного цвета.
Наряду с коррекционно-развивающими занятиями, «Тренажер-цифра» может использоваться в качестве развивающей игры, направленной на развитие и тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей.
Важной особенностью «Тренажера-цифры» является то, что его использование в ходе занятий с детьми дошкольного возраста дополнительно способствует усвоению строения цифры, пониманию пространственного расположения ее элементов.
Наряду с коррекционно-развивающими занятиями с детьми, «Тренажер-цифра» может использоваться и для занятий с больными неврологической клиники, имеющими нарушения зрительно-пространственной памяти, а также нарушения счета при оптической и оптико-пространственной акалькулии.
В данном случае, занятия больных с «Тренажером-цифрой» осуществляются преимущественно путем вписывания в ячейки-углубления (4) различных символов маркером темного цвета.
Таким образом, «Тренажер-цифра» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения долгосрочных курсов групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, включая детей с нарушением мелкой моторики, а также тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей.
Заявленный «Тренажер-цифра» вносит в процесс занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для детей нейропсихологический тренинг.
Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Тренажер-цифра» может найти широкое применение в клинической и педагогической практике.
Полезная модель относится к клинической психологии, нейропсихологии и педагогике и может найти применение при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, а также для тренировки зрительно-пространственной памяти у здоровых детей. Полезная модель содержит плоское пластиковое основание (1), имеющее конфигурацию цифры, по наружному краю лицевой и оборотной сторон которого выполнены буртики (2), между которыми выполнены перемычки (3), формирующие на поверхности обеих сторон основания (1) ячейки-углубления (4), при этом буртики (2) и перемычки (3) имеют одинаковую высоту, а количество и месторасположение ячеек-углублений (4) на каждой из сторон основания (1) одинаково. Таким образом, «Тренажер-цифра» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения долгосрочных курсов коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, включая детей с нарушением мелкой моторики, а также тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей. Заявленный «Тренажер-цифра» вносит в процесс занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для детей нейропсихологический тренинг. Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Тренажер-цифра» может найти широкое применение в клинической и педагогической практике. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.