Код документа: RU193593U1
Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник для проведения занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники.
В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С. Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).
Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при очаговых поражениях мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделов коры головного мозга.
Восстановление нарушенной интеллектуальной деятельности осуществляется посредством специальных методов, зависящих от различных условий, таких как форма нарушения, топика поражения мозга, степень тяжести дефекта и др. (Л.С. Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, с. 320).
В настоящее время для восстановления интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники используются различные тренажеры и устройства, обеспечивающие включение больного в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности. Одним из распространенных типов данных устройств, являются устройства, основывающиеся на традиционной игре «Крестики-нолики».
Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 181675 U1 от 26.07.2018).
Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковое основание квадратной формы, на одной стороне которого расположено игровое поле для игры в «Крестики-нолики», состоящее из девяти ячеек, а на другой стороне - игровое поле из шестнадцати ячеек, в центре каждой из которых расположено отверстие для установки пробок-фишек, содержащих изображения «крестиков» или «ноликов».
Недостатками данного устройства при его использовании для занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:
а) данное устройство наряду с занятиями по восстановлению интеллектуальной деятельности предназначено для занятий по восстановлению мелкой моторики, поэтому его использование больными, у которых отсутствует нарушение мелкой моторики нецелесообразно;
б) данное устройство обеспечивает реализацию наиболее простых вариантов игры «Крестики-нолики», что может снижать интерес к занятиям у ряда больных неврологической клиники;
в) необходимость использования дополнительных элементов в виде пробок-фишек с изображениями «крестиков» и «ноликов».
Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер для занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 186679 U9 от 15.07.2019 г.).
Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковый корпус тарелкообразной формы, на днище которого расположено игровое поле для игры в «Крестики-нолики», состоящее из 9, 16, 25, 36 или 49 квадратных ячеек, предназначенных для вписывания в них водным маркером «крестиков» и «ноликов».
Недостатками данного устройства при его использовании для занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:
а) данное устройство позволяет осуществлять игру «Крестики-нолики» только на одном игровом поле, состоящем из определенного количества ячеек;
б) наличия конструктивных элементов, расположенных вокруг игрового поля, что делает устройство менее компактным и ограничивает возможности его использования за пределами рабочего кабинета.
С целью преодоления вышеперечисленных недостатков разработана «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту «Игровая панель-тренажер»).
Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:
а) обеспечение возможности увеличения разнообразия занятий и изменения степени их сложности за счет использования различных игровых полей;
б) компактность «Игровой панели-тренажера», расширяющая возможности ее использования в различных условиях, например, на прогулках больных;
в) обеспечение возможности проведение занятий с для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что квадратные ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
г) простота конструкции «Игровой панели-тренажера», способствующая ее широкому внедрению в клиническую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей «Тренажера для занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники», реализуемое за счет конструктивных элементов заявленной «Игровой панели-тренажера», обеспечивающих возможность увеличения разнообразия и изменения степени сложности занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и позволяющих осуществлять занятия в различных условиях широкому контингенту больных неврологической клиники.
Данный технический результат достигается за счет того, что «Игровая панель-тренажер» содержит пластиковое основание квадратной формы, по двум противоположным боковым сторонам которого выполнены одинаковые ручки, а на лицевой и оборотной сторонах основания выполнены горизонтальные и вертикальные прямолинейные выступы одинаковой высоты, которые формируют на каждой стороне основания ячейки-углубления квадратной формы, расположенные в виде рядов, параллельных боковым сторонам основания, по которым выполнены ручки, а количество ячеек-углублений в каждом ряду равно количеству рядов ячеек-углублений, при этом количество рядов ячеек-углублений на лицевой стороне основания составляет 3-6 рядов, а количество рядов ячеек-углублений на оборотной стороне основания превышает количество рядов ячеек-углублений на лицевой стороне основания на 1-6 ряда.
В предпочтительном варианте «Игровой панели-тренажера» каждая ручка имеет П-образную форму.
В предпочтительном варианте «Игровой панели-тренажера» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета выступов.
Сущность полезной модели «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - вид лицевой стороны «Игровой панели-тренажера»;
На фиг. 2 - вид оборотной стороны «Игровой панели-тренажера».
Заявленная «Игровая панель-тренажер» (см. фиг. 1, 2) представляет собой пластиковое основание (1) квадратной формы, по двум противоположным боковым сторонам которого выполнены одинаковые ручки (2), а на лицевой и оборотной сторонах основания (1) выполнены горизонтальные и вертикальные прямолинейные выступы (3), которые формируют на каждой стороне основания (1) ячейки-углубления (4) квадратной формы, образующие игровые поля для игры в «Крестики-нолики».
Указанные ниже размеры данной конкретной «Игровой панели-тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе её создания.
Размер боковой стороны основания (1) «Игровой панели-тренажера» составляет 100-200 мм, а его толщина равна 3-6 мм.
Каждая ручка (2) имеют П-образную форму длиной 50-80 мм, шириной 20-30 мм, а ее толщина равна толщине основания (1) и высоте выступов (3), выполненных на лицевой и оборотной стороне основания (1).
Формирующие ячейки-углубления (4) выступы (3) расположены по периметру и на поверхностях обоих сторон основания (1) «Игровой панели-тренажера».
Ширина выступов (3), выполненных по периметру обоих сторон основания (1) одинакова и составляет 6-8 мм, а ширина выступов (3), выполненных на поверхностях обоих сторон основания (1) составляет 2-5 мм.
Высота всех выступов (3) на обоих сторонах основания (1) одинакова и составляет 1-2 мм.
Таким образом, формирующие ячейки-углубления (4) выступы (3) обеспечивают реализацию следующих функций:
а) облегчают процесс вписывания водным маркером в ячейки-углубления (4) значков в виде «крестиков» или «ноликов» за счет того, что вписывание происходит строго в границах ячеек-углублений (4), благодаря чему проведение занятий с «Игровой панелью-тренажером» становится доступным для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук;
б) придают дополнительную жесткость основанию (1) «Игровой панели-тренажера».
При этом небольшая высота выступов (3) не препятствует удалению значков, вписанных в ячейки-углубления (4), посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.
Сформированные выступами (3) ячейки-углубления (4) расположены на обоих сторонах основания (1) в виде рядов, параллельных боковым сторонам основания (1), на которых выполнены ручки (2).
При этом количество ячеек-углублений (4) в каждом ряду равно количеству рядов ячеек-углублений (4).
Количество рядов ячеек-углублений (4) на лицевой стороне основания (1) может составлять 3-6 рядов.
Количество рядов ячеек-углублений (4) на оборотной стороне основания (1) должно превышать количество рядов ячеек-углублений (4) на лицевой стороне основания (1) на 1-6 рядов, что обеспечивает возможность реализации игры «Крестики-нолики» на двух различных игровых полях.
На начальных этапах занятий используется игровое поле, содержащее меньшее количество рядов ячеек-углублений (4).
Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (4), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета выступов (3) основания (1) «Игровой панели-тренажера».
Работа с «Игровой панелью-тренажером для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» осуществляется следующим образом.
Перед началом проведения занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения интеллектуальной деятельности и выбирает игровое поле, которое будет использоваться в ходе занятия.
В случае, если занятие осуществляется за рабочим столом, то «Игровая панель-тренажер» располагается на его поверхности перед больными таким образом, что бы используемое игровое поле находилось сверху.
В случае, если один из больных является лежачим, или занятие осуществляется в условиях отсутствия рабочего стола, например, на прогулке, то больные осуществляют удерживания «Игровой панели-тренажера» пальцами рук за одну из ручек (2) основания (1).
Далее один из больных, используя легко стирающийся водный маркер, вписывает изображение «крестика» в одну из квадратных ячеек-углублений (4) основания (1) «Игровой панели-тренажера», после чего другой больной осуществляет следующий ход, вписывая изображение «нолика» в другую квадратную ячейку-углубление (4) и т.д.
Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд (горизонтальный, вертикальный или диагональный) из определенного количества «крестиков» или «ноликов» на используемой стороне основания (1) «Игровой панели-тренажера», или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.
После окончания игры, вписанные в квадратные ячейки-углубления (4) изображения «крестиков» и «ноликов» удаляются губкой для стирания водных маркеров, после чего «Игровая панель-тренажер» может быть использована для новой игры.
Наряду с занятиями по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, «Игровая панель-тренажер» может использоваться:
а) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;
б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования интеллектуальной деятельности;
в) в качестве удобного игрового устройства, обеспечивающего возможность игры в «Крестики-нолики» на различающихся по количеству ячеек игровых полях.
Таким образом, заявленная «Игровая панель-тренажер» обеспечивает возможность увеличения разнообразия и изменения степени сложности занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности за счет использования различных игровых полей, обеспечивая при этом возможность проведения занятий широкому контингенту больных неврологической клиники в различных условиях.
Использование «Игровой панели-тренажера» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных психологический тренинг.
Полезная модель «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит пластиковое основание (1) квадратной формы, по двум противоположным боковым сторонам которого выполнены одинаковые ручки (2), а на лицевой и оборотной сторонах основания (1) выполнены горизонтальные и вертикальные прямолинейные выступы (3) одинаковой высоты, которые формируют на каждой стороне основания (1) ячейки-углубления (4) квадратной формы, расположенные в виде рядов, параллельных боковым сторонам основания (1), по которым выполнены ручки (2), а количество ячеек-углублений (4) в каждом ряду равно количеству рядов ячеек-углублений (4), при этом количество рядов ячеек-углублений на лицевой стороне основания составляет 3-6 рядов, а количество рядов ячеек-углублений (4) на оборотной стороне основания (1) превышает количество рядов ячеек-углублений (4) на лицевой стороне основания (1) на 1-6 ряда.Таким образом, заявленная «Игровая панель-тренажер» обеспечивает возможность увеличения разнообразия и изменения степени сложности занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности за счет использования различных игровых полей, обеспечивая при этом возможность проведения занятий широкому контингенту больных неврологической клиники в различных условиях.Использование «Игровой панели-тренажера» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных психологический тренинг.