Код документа: RU194573U1
Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.
Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организации, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.
Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).
Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождения в неврологической клинике.
Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).
Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).
Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также двигательных функций, включая мелкую моторику пальцев рук больных неврологической клиники.
Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук (Википедия. Свободная энциклопедия, Мелкая моторика, найдено 20.11.2019 г. в сети интернет по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика).
В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).
Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при органических поражениях мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделы коры головного мозга.
Одним из распространенных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.
Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительно-пространственной памяти и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 182218 U1 от 07.08.2018 г.).
Конструктивно данное устройство состоит из пластины размерами 150х200-200х250 мм, поверхность которой разделена на девять или шестнадцать квадратных ячеек, в центре каждой из которых расположен цилиндрический выступ с наружной резьбой для накручивания пластиковых пробок с изображениями «крестиков» или «ноликов».
Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления мелкой моторики и интеллектуальной деятельности больных неврологической клиники за счет того, что в качестве метода, направленного на восстановления интеллектуальной деятельности, используется традиционная игра «Крестики-нолики», а в качестве метода, направленного восстановление мелкой моторики используется накручивание на пробок на цилиндрические выступы.
Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:
а) данное устройство обеспечивает возможность реализации наиболее простых вариантов игры «Крестики-нолики», что снижает интерес к занятиям у ряда больных;
б) необходимость использования дополнительных элементов в виде пробок с изображениями «крестиков» и «ноликов»;
Также из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 193593 U1 от 06.11.2019 г.).
Конструктивно данное устройство состоит из пластикового основания квадратной формы, по двум сторонам которого расположены ручки, а на каждой из поверхностей основания выполнено различное количество квадратных ячеек-углублений образующие два разных игровые поля для игры в «Крестики-нолики».
В ходе работы с данным устройством могут использоваться различающиеся количеством ячеек-углублений игровые поля, что увеличивает разнообразие проводимых занятий.
Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:
а) данное устройство не обеспечивает возможность восстановления мелкой моторики;
б) данное устройство обеспечивает возможность реализации только традиционного вида игры «Крестики-нолики», осуществляемого на одном из двух квадратных игровых полей.
Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 189018 U1 от 06.05.2019 г.).
Конструктивно данное устройство состоит из плоского основания квадратной формы, по двум противоположным углам которого расположены ручки, а на обеих сторонах основания выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».
В ходе занятий с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего передает устройство другому больному, который, удерживая его за другую ручку, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.
При этом больные, что бы иметь возможность видеть игровое поле целиком и вписывать соответствующие значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой, удерживающей устройство, различные сложные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.
Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:
а) наряду с занятиями по восстановлению интеллектуальной деятельности, данное устройство предназначено также и для занятий по восстановлению двигательных функций рук, поэтому его использование больными, у которых отсутствует данное нарушение нецелесообразно;
б) наличие двух ручек существенно увеличивает размеры устройства и тем самым ограничивает возможности его использования в различных условиях.
С целью преодоления вышеперечисленных недостатков и расширения арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности, разработан «Двухсторонний тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту «Двухсторонний тренажер-квадрат»).
Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:
а) обеспечение возможностей использования «Двухстороннего тренажера-квадрата» в различных условиях, например, на прогулках больных, за счет его компактности, обеспечиваемой отсутствием конструктивных элементов, увеличивающих его размеры;
б) удобство удерживания в руке «Двухстороннего тренажера-квадрата» за счет наличия на его торцевых сторонах насечек, предотвращающих его выскальзывание из рук больных;
в) обеспечение возможности реализации варианта игры «Крестики-нолики» на двухстороннем квадратном игровом поле;
г) обеспечение удобства проведения занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
д) простота конструкции «Двухстороннего тренажера-квадрата», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала устройств, предназначенных для занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности, обеспечиваемое за счет конструктивных элементов и компактности заявленного «Двухстороннего тренажера-квадрата», позволяющих проводить групповые занятия по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности в различных условиях с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с наличием тремора рук.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Двухсторонний тренажер-квадрат» содержит пластиковое основание квадратной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, расположенные горизонтальными и вертикальными рядами, с одинаковым количеством ячеек-углублений в каждом ряду; при этом количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой из сторон основания одинаково, а на четырех торцевых сторонах основания выполнены насечки.
В предпочтительном варианте «Двухстороннего тренажера-квадрата» количество ячеек-углублений на каждой из сторон основания может составлять девять, шестнадцать, двадцать пять или тридцать шесть штук.
В предпочтительном варианте «Двухстороннего тренажера-квадрата» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.
Сущность полезной модели «Двухсторонний тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - общий вид «Двухстороннего тренажера-квадрата»;
На фиг. 2 - вид «Двухстороннего тренажера-квадрата» сбоку;
На фиг. 3. - сечение А-А.
Заявленный «Двухсторонний тренажер-квадрат» (см. фиг. 1, 2) представляет собой пластиковое основание (1) квадратной формы, на обоих сторонах которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них в ходе занятий значков типа «крестиков» и «ноликов» посредством легко стирающегося водного маркера.
Указанные ниже размеры данного конкретного «Двухстороннего тренажера-квадрата» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.
Размеры основания (1) «Двухстороннего тренажера-квадрата» составляет 50х50-100х100 мм, а его толщина равна 4-8 мм.
Ячейки-углубления (2) расположены на обеих сторонах основания (1) горизонтальными и вертикальными рядами, с одинаковым количеством ячеек-углублений (2) в каждом ряду.
Ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от наружного края основания (1) перемычками (3) одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.
Количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на каждой из сторон основания (1) одинаково и может составлять девять (3 горизонтальных и 3 вертикальных ряда), шестнадцать (4 горизонтальных и 4 вертикальных ряда), двадцать пять (5 горизонтальных и 5 вертикальных рядов) или тридцать шесть (6 горизонтальных и 6 вертикальных рядов) штук на каждой стороне основания (1).
Ячейки-углубления (2), расположенные на обеих сторонах основания (1) «Двухстороннего тренажера-квадрата» образуют единое игровое поле для игры «Крестики-нолики», особенностью которого является то, что ряд из значков («крестиков» или «ноликов»), вписанных в ячейки-углубления (2) одной из сторон основания (1), может быть продолжен в ячейках-углублениях (2) другой стороны основания (1).
Глубина всех ячеек-углублений (2) одинакова и составляет 1-2 мм.
Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей обоих сторон основания (1), обеспечивают реализацию следующих функций:
а) предотвращают стирание вписанных в ячейки-углубления (2) значков при расположении «Двухстороннего тренажера-квадрата» на поверхности рабочего стола;
б) облегчают процесс вписывания в ячейки-углубления (2) значков для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что вписывание происходит строго в границах ячеек-углублений (2), благодаря чему занятия с «Двухсторонним тренажером-квадратом» становится доступным для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.
При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них значков, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.
Для удобства удерживания «Двухстороннего тренажера-квадрата» в руке больного, на четырех торцевых сторонах основания (1) выполнены насечки (4).
Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1).
Удерживание «Двухстороннего тренажера-квадрата» в ходе занятий осуществляется за две противоположные торцевые стороны основания (1), что предотвращает касание пальцами руки ячеек-углублений (2) и стирание вписанных в них значков.
Работает «Двухсторонний тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» следующим образом.
Перед началом занятия специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения мелкой моторики, а по возможности и интеллектуальной деятельности.
Далее один из больных, удерживая пальцами руки с нарушением мелкой моторики «Двухсторонний тренажер-квадрат» (восстановление мелкой моторики) за торцевые стороны основания (1), вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (2) какой-либо из сторон основания (1).
После этого «Двухсторонний тренажер-квадрат» передается другому больному, который берет его пальцами руки с нарушением мелкой моторики аналогичным образом (восстановление мелкой моторики) и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (2) какой-либо из сторон основания (1).
Передача «Двухстороннего тренажера-квадрата» от одного больного к другому может осуществляться другим способом, заключающемся в том, что один больной после выполнения хода, кладет «Двухсторонний тренажер-квадрат» на рабочий стол, а другой больной берет его пальцами руки за две противоположные торцевые стороны основания (1) и осуществляет следующий ход.
Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» в ячейках-углублениях (2) «Двухстороннего тренажера-квадрата» или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.
После окончания игры, вписанные в ячейки-углубления (2) значки удаляются губкой для стирания водных маркеров, после чего «Двухсторонний тренажер-квадрат» может быть использован для новой игры.
Благодаря компактности «Двухстороннего тренажера-квадрата» больные могут всегда иметь его при себе и использовать в различных ситуациях, например, на прогулках.
Кроме традиционных правил игры «Крестики-нолики», «Двухсторонний тренажер-квадрат» может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.
Наряду с использованием «Двухстороннего тренажера-квадрата» для занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, он может найти широкое применение в следующих случаях:
а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования мелкой моторики и интеллектуальной деятельности;
б) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;
в) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на двухстороннем игровом поле.
Таким образом «Двухсторонний тренажер-квадрат», за счет своих конструктивных элементов и компактности позволяет проводить групповые занятия по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности в различных условиях с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с наличием тремора рук.
Использование «Двухстороннего тренажера-квадрата» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных нейропсихологический тренинг.
Полезная модель «Двухсторонний тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит пластиковое основание (1) квадратной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), расположенные горизонтальными и вертикальными рядами, с одинаковым количеством ячеек-углублений (2) в каждом ряду; при этом количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на каждой из сторон основания (1) одинаково, а на четырех торцевых сторонах основания (1) выполнены насечки (4).Таким образом «Двухсторонний тренажер-квадрат», за счет своих конструктивных элементов и компактности позволяет проводить групповые занятия по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности в различных условиях с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с наличием тремора рук.Использование «Двухстороннего тренажера-квадрата» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных нейропсихологический тренинг.