Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти - RU197525U1

Код документа: RU197525U1

Чертежи

Описание

Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники.

Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организация, используемые в ходе занятий с больными неврологической клиники, имеющими нарушения различных психических функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).

Использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением у больных неврологической клиники различных видов памяти, одним из которых является зрительно-пространственная память.

Для проведения групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники используются различные устройства и тренажеры.

Так, из существующего уровня техники известно устройство "Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках" (Патент RU 192207 U1 от 06.09.2019 г.).

Конструктивно данное устройство представляет собой основание квадратной формы, на боковой поверхности которого расположена ручка, а на обеих сторонах основания расположены квадратные ячейки-углубления.

В ходе занятий с данным устройством один из больных вписывает различные изображения в ячейки-углубления на одной стороне основания, после чего другой больной запоминает данные изображения, и по памяти вписывает их в ячейки-углубления на другой стороне основания.

Недостатками данного устройства при его использовании в ходе групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти клиники является:

а) необходимость постоянно передавать устройство в процессе занятий от одного больного к другому;

б) необходимость удерживания устройства в процессе занятий за ручку.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Четырехугольная фишка для групповых занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники» (RU 196218 U1 от 19.02.2020 г.).

Конструктивно данное устройство представляет собой плоское пластиковое основание четырехугольной формы, на каждой из сторон которой выполнена ячейка-углубление, в которую один из больных вписывает какое-либо изображение, после чего другой больной запоминает данное изображение и вписывает его по памяти в ячейку-углубление на другой стороне основания.

Недостатком данного устройства при его использовании в ходе групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти являются то, что оно предназначено прежде всего для работы со зрительной памятью и не предназначено для восстановления и профилактической тренировки зрительно-пространственной памяти.

С целью преодоления недостатков вышеперечисленных тренажеров и устройств, а также расширения арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники разработана «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» (далее по тексту «Прямоугольная фишка»).

Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения с больными неврологической клиники групповых занятий, направленных на восстановление нарушенной зрительно-пространственной памяти;

б) обеспечение возможности проведения групповых занятий, направленных на профилактическую тренировку зрительно-пространственной памяти больных, нарушение памяти у которых проявляется в незначительной степени;

в) обеспечение комфортности занятий с «Прямоугольной фишкой» за счет отсутствия необходимости удерживания ее в руке больного, а также удобства ее подъема с горизонтальной поверхности;

г) поддержание интереса больных к процессу занятий за счет использования нового устройства;

д) обеспечение возможности использования «Прямоугольной фишки» неограниченное количество раз за счет того, что она выполнена из пластика, а графические действия выполняются на ее поверхностях посредством легко стирающегося водного маркера;

е) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти за счет неограниченного количества заданий, формирование которых осуществляется самими больными;

ж) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки «Прямоугольной фишки» выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;

з) простота конструкции «Прямоугольной фишки», способствующая её широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти, способствующее поддержанию интереса больных к процессу занятий и обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленной «Прямоугольной фишки», обеспечивающих комфортность и удобство проведения долгосрочных курсов групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Прямоугольная фишка» содержит плоское пластиковое основание прямоугольной формы, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые прямоугольные ячейки-углубления одинаковой глубины, которые отделены от краев основания буртиками одинаковой ширины, а друг от друга - перемычками одинаковой ширины, при этом количество и месторасположение ячеек-углублений на лицевой и оборотной поверхностях основания является одинаковым, на торцевой поверхности основания выполнено ушко со сквозным отверстием.

В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» основание имеет квадратную форму.

В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» количество ячеек-углублений на каждой из поверхностей основания может составлять: 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 20 или 25 штук.

В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» на торцевой поверхности основания выполнены насечки.

В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» на лицевую поверхность основания нанесена метка.

В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.

Сущность полезной модели «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - общий вид «Прямоугольной фишки»;

На фиг. 2 - вид «Прямоугольной фишки» сбоку;

На фиг. 3 - сечение А-А.

Заявленная «Прямоугольная фишка» (см. фиг. 1-3) представляет собой плоское пластиковое основание (1), на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые прямоугольные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них водным маркером изображений различных символов (букв, цифр) или значков (точек, галочек) в ходе проводимых занятий.

Указанные ниже размеры данной конкретной «Прямоугольной фишки» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе её создания.

Основание (1) «Прямоугольной фишки» может иметь прямоугольную форму с размером сторон 40-80 мм и 30-60 мм, или квадратную форму с размером стороны 40-80 мм.

Толщина основания (1) «Прямоугольной фишки» равна 4-8 мм.

На лицевой и оборотной поверхностях основания (1) выполнены одинаковые по размерам прямоугольные ячейки-углубления (2), которые отделены от краев основания (1) буртиками (3) одинаковой ширины, а друг от друга ячейки-углубления (2) отделены перемычками (4) одинаковой ширины.

Ширина буртиков (3) составляет 3-5 мм, а ширина перемычек (4) составляет 2-4 мм.

Количество ячеек-углублений (2) на каждой из поверхностей основания (1) может составлять: 2 (две) ячейки-углубления (2), расположенные в один ряд или в один столбец друг над другом; 3 (три) ячейки-углубления (2), расположенные в один ряд или в один столбец друг над другом; 4 (четыре) ячейки-углубления (2), расположенные в два ряда по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 6 (шесть) ячеек-углублений (2), расположенных в три ряда по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в два ряда по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 8 (восемь) ячеек-углублений (2), расположенных в четыре ряда по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в два ряда по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 9 (девять) ячеек-углублений (2), расположенных в три ряда по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 10 (десять) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в два ряда по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду; 12 (двенадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в четыре ряда по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в три ряда по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 15 (пятнадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в три ряда по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду; 16 (шестнадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в четыре ряда по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 20 (двадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в четыре ряда по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду или 25 (двадцать пять) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду.

Количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) является одинаковым.

Все ячейки-углубления (2) имеют одинаковую глубину, которая составляет 1-2 мм.

Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей основания (1), обеспечивают реализацию следующих функций:

а) облегчают процесс вписывания в них изображений для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук;

б) защищают от стирания изображения, вписанные в ячейки-углубления (2) на лицевой поверхности основания (1), при переворачивании «Прямоугольной фишки» в процессе занятия.

При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них водным маркером изображений, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.

На торцевой поверхности основания (1) в центре одной из боковых сторон выполнено ушко (5) со сквозным отверстием.

"Ушко - приспособление сбоку у различных предметов для более удобного их подъема, держания, подвешивания и т.п." (Толковый словарь русского языка Ефремовой. Значение слова ушко, найдено 07.03.2020 г. в сети интернет по адресу https://www.efremova.info/word/ushko.html#.XkdSQxtn3IU).

Толщина ушка (5) на 2-4 мм меньше толщины основания (1), а его ширина составляет 6-10 мм. Диаметр сквозного отверстия равен 3-7 мм.

Таким образом, ушко (5) обеспечивает реализацию следующих функций:

а) служит ориентиром для одинакового пространственного расположения изображений, вписываемых в ячейки-углубления (2) основания (1) в ходе занятия;

б) позволяет установить в него металлическое кольцо, которое обеспечивает дополнительное удобство при подъеме «Прямоугольной фишки» с горизонтальной поверхности;

в) обеспечивает возможность продевания шнурка, связывающего несколько «Прямоугольных фишек» друг с другом, в случае проведения группового занятия с одновременным использованием нескольких «Прямоугольных фишек».

Для удобства подъема и удержания «Прямоугольной фишки» при ее переворачивании, на торцевой поверхности основания (1) выполнены насечки (6).

Для удобства занятий больных с «Прямоугольной фишкой», на лицевую поверхность основания (1) нанесена (например, темной краской) метка (7), которая может быть выполнена, например, в виде прямоугольника.

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1).

Работа с полезной моделью «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» осуществляется следующим образом.

Перед началом проведения занятий специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения зрительно-пространственной памяти.

При этом один из больных группы назначается специалистом формирующим задание, а другой больной - выполняющим задание.

Далее, больной, формирующий задание, придерживая расположенную на рабочем столе «Прямоугольную фишку» за буртики (3), вписывает водным маркером в отдельные ячейки-углубления (2) лицевой поверхности основания (1) изображения различных символов (букв, цифр) или значков (точек, галочек).

При этом общее количество ячеек-углублений (2), в которые больной осуществляет вписывание изображений, и тип изображений задается специалистом.

После этого больной, выполняющий задание, в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает выписанные в ячейки-углубления (2) изображения и их месторасположение, после чего переворачивает «Прямоугольную фишку» и пытается воспроизвести запомненные им изображения, вписывая их по памяти в соответствующие ячейки-углубления (2) на оборотной поверхности основания (1).

В случае возникновения затруднений, больной, выполняющий задание, может на короткое время перевернуть «Прямоугольную фишку», получив таким образом подсказку.

Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) «Прямоугольной фишки».

Далее, все вписанные в ячейки-углубления (2) изображения удаляются губкой для стирания водных маркеров, больной, формирующий задание, и больной, выполняющий задание, меняются ролями и вся последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз.

Наряду со вписыванием изображений в ячейки-углубления (2), занятия могут осуществляться другим методом, основанном на выделении больными ячеек-углублений (2) на лицевой поверхности основания (1) маркерами разного цвета, с последующим запоминанием и выделением по памяти маркерами аналогичных цветов соответствующих ячеек-углублений на оборотной поверхности основания (1).

Кроме вышеописанных методов, групповые занятия могут осуществляться другим методом, основанном на одновременном использовании нескольких (от 2 до 5) «Прямоугольных фишек».

В данном случае, больной, формирующий задание, вписывает изображения в отдельные ячейки-углубления (2) нескольких «Прямоугольных фишек», расположенных в ряд на поверхности рабочего стола, после чего больной, выполняющий задание, в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает данные изображения и их месторасположение на каждой из используемых «Прямоугольных фишек».

Далее все «Прямоугольные фишки» переворачиваются, а больной, выполняющий задание, должен попытаться воспроизвести запомненные им изображения, вписывая их по памяти в соответствующие ячейки-углубления (2) на оборотных поверхностях оснований (1) используемых «Прямоугольных фишек».

Проверка правильности выполнения заданий осуществляется путем последовательного сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) каждой «Прямоугольной фишки».

Для удобства занятий больных с несколькими «Прямоугольными фишками» через ушко (5) каждой «Прямоугольной фишки» может быть продет шнурок, связывающий их друг с другом.

После освоения работы с «Прямоугольной фишкой» под руководством специалиста, больные получают возможность проведения с ней самостоятельных групповых занятий.

Эффективность использования «Прямоугольной фишки» в ходе занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти обеспечивается тем, что в процесс занятий включаются социальные факторы воздействия на психическую сферу больных неврологической клиники через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и др. Важное значение имеет и то, что в случае недостаточности мотивации к занятиям у одного больного группы, происходит его побуждение к занятиям со стороны другого больного.

Наряду с занятиями по восстановлению зрительно-пространственной памяти, «Прямоугольная фишка» предназначена также и для использования в ходе занятий по профилактической тренировки зрительно-пространственной памяти, главным отличием которой является большее количество изображений, вписываемых в ячейки-углубления (2), и меньший интервал времени на их запоминание.

Кроме этого, «Прямоугольная фишка» может эффективно использоваться и в ряде других случаев:

а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти;

б) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

в) в качестве фишки развивающей игры, направленной на развитие и тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей;

г) в качестве фишки тренажера памяти для здоровых людей, желающих совершенствовать свою память.

д) в качестве сувенирного изделия, например, брелка для ключей, сумок, обеспечивающего возможность осуществлять тренировку зрительно-пространственной памяти в различных условиях.

Таким образом, «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает комфортность и удобство проведения долгосрочных курсов групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Заявленная «Прямоугольная фишка» вносит в процесс занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Прямоугольная фишка» может найти широкое применение в клинической практике.

Реферат

Полезная модель «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники.Полезная модель содержит плоское пластиковое основание (1) прямоугольной формы, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые прямоугольные ячейки-углубления (2) одинаковой глубины, которые отделены от краев основания (1) буртиками (3) одинаковой ширины, а друг от друга - перемычками (4) одинаковой ширины, при этом количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) является одинаковым, на торцевой поверхности основания (1) выполнено ушко (5) со сквозным отверстием.Таким образом, «Прямоугольная фишка» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает комфортность и удобство проведения долгосрочных курсов групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявленная «Прямоугольная фишка» вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Прямоугольная фишка» может найти широкое применение в клинической практике.

Формула

1. Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти, характеризующаяся тем, что содержит плоское пластиковое основание прямоугольной формы, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые прямоугольные ячейки-углубления одинаковой глубины, которые отделены от краев основания буртиками одинаковой ширины, а друг от друга - перемычками одинаковой ширины, при этом количество и месторасположение ячеек-углублений на лицевой и оборотной поверхностях основания является одинаковым, на торцевой поверхности основания выполнено ушко со сквозным отверстием.
2. Прямоугольная фишка по п. 1, отличающаяся тем, что основание имеет квадратную форму.
3. Прямоугольная фишка по п. 1, отличающаяся тем, что количество ячеек-углублений на каждой из поверхностей основания может составлять: 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 20 или 25 штук.
4. Прямоугольная фишка по п. 1, отличающаяся тем, что на торцевой поверхности основания выполнены насечки.
5. Прямоугольная фишка по п. 1, отличающаяся тем, что на лицевую поверхность основания нанесена метка.
6. Прямоугольная фишка по п. 1, отличающаяся тем, что ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61H99/00

Публикация: 2020-05-12

Дата подачи заявки: 2020-03-07

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам