Код документа: RU197525U1
Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники.
Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организация, используемые в ходе занятий с больными неврологической клиники, имеющими нарушения различных психических функций.
Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).
Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождения в неврологической клинике.
Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).
Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).
Использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением у больных неврологической клиники различных видов памяти, одним из которых является зрительно-пространственная память.
Для проведения групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники используются различные устройства и тренажеры.
Так, из существующего уровня техники известно устройство "Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках" (Патент RU 192207 U1 от 06.09.2019 г.).
Конструктивно данное устройство представляет собой основание квадратной формы, на боковой поверхности которого расположена ручка, а на обеих сторонах основания расположены квадратные ячейки-углубления.
В ходе занятий с данным устройством один из больных вписывает различные изображения в ячейки-углубления на одной стороне основания, после чего другой больной запоминает данные изображения, и по памяти вписывает их в ячейки-углубления на другой стороне основания.
Недостатками данного устройства при его использовании в ходе групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти клиники является:
а) необходимость постоянно передавать устройство в процессе занятий от одного больного к другому;
б) необходимость удерживания устройства в процессе занятий за ручку.
Также, из существующего уровня техники известно устройство «Четырехугольная фишка для групповых занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники» (RU 196218 U1 от 19.02.2020 г.).
Конструктивно данное устройство представляет собой плоское пластиковое основание четырехугольной формы, на каждой из сторон которой выполнена ячейка-углубление, в которую один из больных вписывает какое-либо изображение, после чего другой больной запоминает данное изображение и вписывает его по памяти в ячейку-углубление на другой стороне основания.
Недостатком данного устройства при его использовании в ходе групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти являются то, что оно предназначено прежде всего для работы со зрительной памятью и не предназначено для восстановления и профилактической тренировки зрительно-пространственной памяти.
С целью преодоления недостатков вышеперечисленных тренажеров и устройств, а также расширения арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники разработана «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» (далее по тексту «Прямоугольная фишка»).
Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:
а) обеспечение возможности проведения с больными неврологической клиники групповых занятий, направленных на восстановление нарушенной зрительно-пространственной памяти;
б) обеспечение возможности проведения групповых занятий, направленных на профилактическую тренировку зрительно-пространственной памяти больных, нарушение памяти у которых проявляется в незначительной степени;
в) обеспечение комфортности занятий с «Прямоугольной фишкой» за счет отсутствия необходимости удерживания ее в руке больного, а также удобства ее подъема с горизонтальной поверхности;
г) поддержание интереса больных к процессу занятий за счет использования нового устройства;
д) обеспечение возможности использования «Прямоугольной фишки» неограниченное количество раз за счет того, что она выполнена из пластика, а графические действия выполняются на ее поверхностях посредством легко стирающегося водного маркера;
е) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти за счет неограниченного количества заданий, формирование которых осуществляется самими больными;
ж) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки «Прямоугольной фишки» выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
з) простота конструкции «Прямоугольной фишки», способствующая её широкому внедрению в клиническую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти, способствующее поддержанию интереса больных к процессу занятий и обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленной «Прямоугольной фишки», обеспечивающих комфортность и удобство проведения долгосрочных курсов групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Прямоугольная фишка» содержит плоское пластиковое основание прямоугольной формы, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые прямоугольные ячейки-углубления одинаковой глубины, которые отделены от краев основания буртиками одинаковой ширины, а друг от друга - перемычками одинаковой ширины, при этом количество и месторасположение ячеек-углублений на лицевой и оборотной поверхностях основания является одинаковым, на торцевой поверхности основания выполнено ушко со сквозным отверстием.
В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» основание имеет квадратную форму.
В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» количество ячеек-углублений на каждой из поверхностей основания может составлять: 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 20 или 25 штук.
В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» на торцевой поверхности основания выполнены насечки.
В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» на лицевую поверхность основания нанесена метка.
В предпочтительном варианте «Прямоугольной фишки» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.
Сущность полезной модели «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - общий вид «Прямоугольной фишки»;
На фиг. 2 - вид «Прямоугольной фишки» сбоку;
На фиг. 3 - сечение А-А.
Заявленная «Прямоугольная фишка» (см. фиг. 1-3) представляет собой плоское пластиковое основание (1), на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые прямоугольные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них водным маркером изображений различных символов (букв, цифр) или значков (точек, галочек) в ходе проводимых занятий.
Указанные ниже размеры данной конкретной «Прямоугольной фишки» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе её создания.
Основание (1) «Прямоугольной фишки» может иметь прямоугольную форму с размером сторон 40-80 мм и 30-60 мм, или квадратную форму с размером стороны 40-80 мм.
Толщина основания (1) «Прямоугольной фишки» равна 4-8 мм.
На лицевой и оборотной поверхностях основания (1) выполнены одинаковые по размерам прямоугольные ячейки-углубления (2), которые отделены от краев основания (1) буртиками (3) одинаковой ширины, а друг от друга ячейки-углубления (2) отделены перемычками (4) одинаковой ширины.
Ширина буртиков (3) составляет 3-5 мм, а ширина перемычек (4) составляет 2-4 мм.
Количество ячеек-углублений (2) на каждой из поверхностей основания (1) может составлять: 2 (две) ячейки-углубления (2), расположенные в один ряд или в один столбец друг над другом; 3 (три) ячейки-углубления (2), расположенные в один ряд или в один столбец друг над другом; 4 (четыре) ячейки-углубления (2), расположенные в два ряда по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 6 (шесть) ячеек-углублений (2), расположенных в три ряда по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в два ряда по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 8 (восемь) ячеек-углублений (2), расположенных в четыре ряда по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в два ряда по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 9 (девять) ячеек-углублений (2), расположенных в три ряда по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 10 (десять) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по две ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в два ряда по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду; 12 (двенадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в четыре ряда по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в три ряда по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 15 (пятнадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по три ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в три ряда по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду; 16 (шестнадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в четыре ряда по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду; 20 (двадцать) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по четыре ячейки-углубления (2) в каждом ряду или в четыре ряда по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду или 25 (двадцать пять) ячеек-углублений (2), расположенных в пять рядов по пять ячеек-углублений (2) в каждом ряду.
Количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) является одинаковым.
Все ячейки-углубления (2) имеют одинаковую глубину, которая составляет 1-2 мм.
Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей основания (1), обеспечивают реализацию следующих функций:
а) облегчают процесс вписывания в них изображений для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук;
б) защищают от стирания изображения, вписанные в ячейки-углубления (2) на лицевой поверхности основания (1), при переворачивании «Прямоугольной фишки» в процессе занятия.
При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них водным маркером изображений, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.
На торцевой поверхности основания (1) в центре одной из боковых сторон выполнено ушко (5) со сквозным отверстием.
"Ушко - приспособление сбоку у различных предметов для более удобного их подъема, держания, подвешивания и т.п." (Толковый словарь русского языка Ефремовой. Значение слова ушко, найдено 07.03.2020 г. в сети интернет по адресу https://www.efremova.info/word/ushko.html#.XkdSQxtn3IU).
Толщина ушка (5) на 2-4 мм меньше толщины основания (1), а его ширина составляет 6-10 мм. Диаметр сквозного отверстия равен 3-7 мм.
Таким образом, ушко (5) обеспечивает реализацию следующих функций:
а) служит ориентиром для одинакового пространственного расположения изображений, вписываемых в ячейки-углубления (2) основания (1) в ходе занятия;
б) позволяет установить в него металлическое кольцо, которое обеспечивает дополнительное удобство при подъеме «Прямоугольной фишки» с горизонтальной поверхности;
в) обеспечивает возможность продевания шнурка, связывающего несколько «Прямоугольных фишек» друг с другом, в случае проведения группового занятия с одновременным использованием нескольких «Прямоугольных фишек».
Для удобства подъема и удержания «Прямоугольной фишки» при ее переворачивании, на торцевой поверхности основания (1) выполнены насечки (6).
Для удобства занятий больных с «Прямоугольной фишкой», на лицевую поверхность основания (1) нанесена (например, темной краской) метка (7), которая может быть выполнена, например, в виде прямоугольника.
Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1).
Работа с полезной моделью «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» осуществляется следующим образом.
Перед началом проведения занятий специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения зрительно-пространственной памяти.
При этом один из больных группы назначается специалистом формирующим задание, а другой больной - выполняющим задание.
Далее, больной, формирующий задание, придерживая расположенную на рабочем столе «Прямоугольную фишку» за буртики (3), вписывает водным маркером в отдельные ячейки-углубления (2) лицевой поверхности основания (1) изображения различных символов (букв, цифр) или значков (точек, галочек).
При этом общее количество ячеек-углублений (2), в которые больной осуществляет вписывание изображений, и тип изображений задается специалистом.
После этого больной, выполняющий задание, в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает выписанные в ячейки-углубления (2) изображения и их месторасположение, после чего переворачивает «Прямоугольную фишку» и пытается воспроизвести запомненные им изображения, вписывая их по памяти в соответствующие ячейки-углубления (2) на оборотной поверхности основания (1).
В случае возникновения затруднений, больной, выполняющий задание, может на короткое время перевернуть «Прямоугольную фишку», получив таким образом подсказку.
Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) «Прямоугольной фишки».
Далее, все вписанные в ячейки-углубления (2) изображения удаляются губкой для стирания водных маркеров, больной, формирующий задание, и больной, выполняющий задание, меняются ролями и вся последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз.
Наряду со вписыванием изображений в ячейки-углубления (2), занятия могут осуществляться другим методом, основанном на выделении больными ячеек-углублений (2) на лицевой поверхности основания (1) маркерами разного цвета, с последующим запоминанием и выделением по памяти маркерами аналогичных цветов соответствующих ячеек-углублений на оборотной поверхности основания (1).
Кроме вышеописанных методов, групповые занятия могут осуществляться другим методом, основанном на одновременном использовании нескольких (от 2 до 5) «Прямоугольных фишек».
В данном случае, больной, формирующий задание, вписывает изображения в отдельные ячейки-углубления (2) нескольких «Прямоугольных фишек», расположенных в ряд на поверхности рабочего стола, после чего больной, выполняющий задание, в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает данные изображения и их месторасположение на каждой из используемых «Прямоугольных фишек».
Далее все «Прямоугольные фишки» переворачиваются, а больной, выполняющий задание, должен попытаться воспроизвести запомненные им изображения, вписывая их по памяти в соответствующие ячейки-углубления (2) на оборотных поверхностях оснований (1) используемых «Прямоугольных фишек».
Проверка правильности выполнения заданий осуществляется путем последовательного сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) каждой «Прямоугольной фишки».
Для удобства занятий больных с несколькими «Прямоугольными фишками» через ушко (5) каждой «Прямоугольной фишки» может быть продет шнурок, связывающий их друг с другом.
После освоения работы с «Прямоугольной фишкой» под руководством специалиста, больные получают возможность проведения с ней самостоятельных групповых занятий.
Эффективность использования «Прямоугольной фишки» в ходе занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти обеспечивается тем, что в процесс занятий включаются социальные факторы воздействия на психическую сферу больных неврологической клиники через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и др. Важное значение имеет и то, что в случае недостаточности мотивации к занятиям у одного больного группы, происходит его побуждение к занятиям со стороны другого больного.
Наряду с занятиями по восстановлению зрительно-пространственной памяти, «Прямоугольная фишка» предназначена также и для использования в ходе занятий по профилактической тренировки зрительно-пространственной памяти, главным отличием которой является большее количество изображений, вписываемых в ячейки-углубления (2), и меньший интервал времени на их запоминание.
Кроме этого, «Прямоугольная фишка» может эффективно использоваться и в ряде других случаев:
а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти;
б) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;
в) в качестве фишки развивающей игры, направленной на развитие и тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей;
г) в качестве фишки тренажера памяти для здоровых людей, желающих совершенствовать свою память.
д) в качестве сувенирного изделия, например, брелка для ключей, сумок, обеспечивающего возможность осуществлять тренировку зрительно-пространственной памяти в различных условиях.
Таким образом, «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает комфортность и удобство проведения долгосрочных курсов групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.
Заявленная «Прямоугольная фишка» вносит в процесс занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.
Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Прямоугольная фишка» может найти широкое применение в клинической практике.
Полезная модель «Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники.Полезная модель содержит плоское пластиковое основание (1) прямоугольной формы, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые прямоугольные ячейки-углубления (2) одинаковой глубины, которые отделены от краев основания (1) буртиками (3) одинаковой ширины, а друг от друга - перемычками (4) одинаковой ширины, при этом количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) является одинаковым, на торцевой поверхности основания (1) выполнено ушко (5) со сквозным отверстием.Таким образом, «Прямоугольная фишка» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает комфортность и удобство проведения долгосрочных курсов групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявленная «Прямоугольная фишка» вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Прямоугольная фишка» может найти широкое применение в клинической практике.
Рамка-карточка для занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники
Настольная игра