Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники - RU196449U1

Код документа: RU196449U1

Чертежи

Описание

Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременном восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организации, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также двигательных функций, включая двигательные функции рук больных неврологической клиники.

В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).

Интеллектуальная деятельность может нарушаться при органических поражениях головного мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделы коры головного мозга.

Одним из распространенных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.

Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровой тренажер-куб для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники» (Патент RU 187759 U1 от 18.03.2019 г.).

Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковый корпус, имеющий форму куба, по двум противоположным вершинам которого расположены ручки, а на каждой из граней корпуса выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

В ходе занятий с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего другой больной, удерживая его аналогичным образом, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.

При этом больные, что бы иметь возможность видеть игровое поле и вписывать соответствующие значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой, удерживающей устройство, различные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Игровой тренажер-цилиндр для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 189164 U1 от 15.05.2019 г.).

Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковый корпус имеющий форму цилиндра, на основаниях которого расположены ручки, а на боковой поверхности корпуса выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

Процесс занятия с данным устройством в целом аналогичен процессу занятий с рассмотренным выше «Игровым тренажером-кубом для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники».

Однако, продолжительная работа с каждым из данных устройств приводит к возникновению у больных привыкания и снижению интереса к занятиям, что способствует уменьшению эффективности восстановительного обучения.

Поэтому, с целью увеличения разнообразия устройств для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающее поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий, разработан «Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту «Игровой шестигранный тренажер»).

Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

б) поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий за счет использования нового игрового устройства;

в) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;

г) простота конструкции «Игрового шестигранного тренажера», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, способствующее поддержанию интереса больных к проводимым занятиям и обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Игрового шестигранного тренажера», позволяющих проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Игровой шестигранный тренажер» содержит выполненный из пластика корпус, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, состоящего из шести граней прямоугольной формы: четырех боковых граней и двух торцевых граней, на наружных поверхностях которых выполнены одинаковые ячейки-углубления квадратной формы, которые расположены на поверхности каждой боковой грани вертикальными рядами с одинаковым количеством ячеек-углублений в каждом ряду, а на поверхности каждой торцевой грани ячейки-углубления расположены рядами, которые являются продолжением вертикальных рядов ячеек-углублений боковых граней; при этом количество вертикальных рядов ячеек-углублений на поверхности каждой из двух, противоположно расположенных боковых граней корпуса одинаково.

В предпочтительном варианте «Игрового шестигранного тренажера» количество вертикальных рядов ячеек-углублений на поверхности боковой грани может составлять 1-4 ряда.

В предпочтительном варианте «Игрового шестигранного тренажера» количество ячеек-углублений в вертикальном ряду может составлять 2-8 штук.

В предпочтительном варианте «Игрового шестигранного тренажера» количество ячеек-углублений на поверхности торцевой грани может составлять: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 или 16 штук.

В предпочтительном варианте «Игрового шестигранного тренажера» ячейки-углубления отделены друг от друга и от ребер корпуса буртиками одинаковой ширины.

В предпочтительном варианте «Игрового шестигранного тренажера» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета корпуса.

Сущность полезной модели «Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - общий вид «Игрового шестигранного тренажера»;

На фиг. 2 - вид «Игрового шестигранного тренажера» сбоку;

На фиг. 3 - вид «Игрового шестигранного тренажера» сверху.

Заявленный «Игровой шестигранный тренажер» (см. фиг. 1-3) представляет собой выполненный из пластика корпус (1), имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, состоящего из шести граней прямоугольной формы: четырех боковых граней и двух торцевых (одной верхней и одной нижней) граней, на наружных поверхностях которых выполнены одинаковые ячейки-углубления (2) квадратной формы, предназначенные для вписывания в них водным маркером значков типа «крестиков» и «ноликов» в ходе проводимых занятий.

Указанные ниже размеры данного конкретного «Игрового шестигранного тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.

Высота корпуса (1) составляет 50-200 мм, ширина грани корпуса (1) составляет 50-100 мм, толщина стенок одинакова и составляет 3-6 мм.

При этом, каждые из двух, противоположно расположенных боковых граней корпуса (1) являются одинаковыми по размеру, а также по количеству и месторасположению выполненных на их поверхностях ячеек-углублений (2).

Также, являются одинаковыми по размеру, количеству и месторасположению ячеек-углублений (2) торцевые (верхняя и нижняя) грани корпуса (1).

Ячейки-углубления (2) расположены на поверхности каждой боковой грани корпуса (1) одинаковыми вертикальными рядами, а на поверхности каждой торцевой грани корпуса (1) ячейки-углубления (2) расположены рядами, которые являются продолжением вертикальных рядов ячеек-углублений (2) четырех боковых граней корпуса (1).

Количество ячеек-углублений в каждом вертикальном ряду на поверхностях четырех боковых граней корпуса (1) одинаково и может составлять 2-8 штук.

Количество вертикальных рядов ячеек-углублений (2) на поверхности каждой из двух, противоположно расположенных боковых граней корпуса (1), одинаково и может составлять 1-4 ряда.

Таким образом, количество ячеек-углублений (2) на поверхности каждой из двух торцевых (верхней и нижней) граней корпуса (1) является одинаковым и зависит от количества вертикальных рядов ячеек-углублений (2) на поверхностях боковых граней корпуса (1).

Количество ячеек-углублений (2) на поверхности каждой из торцевых граней корпуса (1) может составлять:

- 1 (одну) ячейку-углубление (2) (когда противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 1 (одному) вертикальному ряду ячеек-углублений (2));

- 2 (две) ячейки-углубления (2) (когда две противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 1 (одному) вертикальному ряду ячеек-углублений (2), а две другие противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 2 (два) вертикальных ряда ячеек-углублений (2));

- 3 (три) ячейки-углубления (2) (когда две противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 1 (одному) вертикальному ряду ячеек-углублений (2), а две другие противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 3 (три) вертикальных ряда ячеек-углублений (2));

- 4 (четыре) ячейки-углубления (2) (когда две противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 1 (одному) вертикальному ряду ячеек-углублений (2), а две другие противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 4 (четыре) вертикальных ряда ячеек-углублений (2), а также, когда каждая из четырех боковых граней корпуса (1) содержит по 2 (два) вертикальных ряда ячеек-углублений (2));

- 6 (шесть) ячеек-углублений (2) (когда две противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 2 (два) вертикальных ряда ячеек-углублений (2), а два другие противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 3 (три) вертикальных ряда ячеек-углублений (2));

- 8 (восемь) ячеек-углублений (2) (когда две противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 2 (два) вертикальных ряда ячеек-углублений (2), а два другие противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 4 (четыре) вертикальных ряда ячеек-углублений (2));

- 9 (девять) ячеек-углублений (2) (когда каждая из четырех боковых граней корпуса (1) содержит по 3 (три) вертикальных ряда ячеек-углублений (2));

- 12 (двенадцать) ячеек-углублений (2) (когда две противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 3 (три) вертикальных ряда ячеек-углублений (2), а два другие противоположно расположенные боковые грани корпуса (1) содержат по 4 (четыре) вертикальных ряда ячеек-углублений (2));

- 16 (шестнадцать) ячеек-углублений (2) (когда каждая из четырех боковых граней корпуса (1) содержит по 4 (четыре) вертикальных ряда ячеек-углублений (2)).

Таким образом, ячейки-углубления (2), выполненные на поверхностях шести граней корпуса (1) «Игрового шестигранного тренажера» образуют единое игровое поле для игры «Крестики-нолики», особенностью которого является то, что ряд из значков («крестиков» или «ноликов»), вписанных в ячейки-углубления (2) на какой-либо из граней корпуса (1), может быть продолжен в ячейках-углублениях (2) на другой грани корпуса (1).

Ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от ребер корпуса (1) буртиками (3) одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.

Глубина ячеек-углублений (2), выполненных на наружных поверхностях шести граней корпуса (1) одинакова и составляет 1-2 мм.

Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей шести граней корпуса (1), обеспечивают реализацию следующих функций:

а) предотвращают стирание значков, вписанных в ячейки-углубления (2) торцевой (нижней) грани корпуса (1) при расположении «Игрового шестигранного тренажера» на горизонтальной поверхности;

б) предотвращают стирание значков, вписанных в ячейки-углубления (2) боковых граней корпуса (1) при удерживании «Игрового шестигранного тренажера» за его ребра;

в) облегчают процесс вписывания значков в ячейки-углубления (2) за счет того, что вписывание происходит строго в границах ячеек-углублений (2), благодаря чему занятия с использованием «Игрового шестигранного тренажера» становятся доступными для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них маркером значков посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета корпуса (1) «Игрового шестигранного тренажера».

Работа с полезной моделью «Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» следующим образом.

Перед началом занятия специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности.

Далее один из больных, берет «Игровой шестигранный тренажер» рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) за противоположные ребра корпуса (1) и вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (2) на какой-либо из шести граней корпуса (1).

После этого «Игровой шестигранный тренажер» располагается на рабочем столе на торцевой грани корпуса (1), а другой больной берет его рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (2) на какой-либо из шести граней корпуса (1).

Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» в ячейках-углублениях (2) «Игрового шестигранного тренажера», или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.

Таким образом, в ходе проводимого занятия, каждый из больных перед совершением нового хода (восстановление интеллектуальной деятельности), вынужден осуществлять рукой с нарушением движений, удерживающей «Игровой шестигранный тренажер», различные движения: наклоны, повороты (восстановление двигательных функций руки), позволяющие видеть все ячейки-углубления (2) с изображениями «крестиков» и «ноликов» на поверхностях граней корпуса (1).

Кроме традиционной игры «Крестики-нолики», «Игровой шестигранный тренажер» может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.

Наряду с использованием «Игрового шестигранного тренажера» для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, он может найти применение в следующих случаях:

а) при проведении занятий по восстановлению двигательных функций рук, нарушенных вследствие различных других заболеваний, например, травм рук, последствий хирургических операций;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

в) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

г) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на игровом поле, имеющем форму прямоугольного параллелепипеда.

Таким образом, «Игровой шестигранный тренажер» является новым оригинальным устройством, позволяющим проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Заявленный «Игровой шестигранный тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Реферат

Полезная модель «Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит выполненный из пластика корпус (1), имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, состоящего из шести граней прямоугольной формы: четырех боковых граней и двух торцевых граней, на наружных поверхностях которых выполнены одинаковые ячейки-углубления (2) квадратной формы, которые расположены на поверхности каждой боковой грани вертикальными рядами с одинаковым количеством ячеек-углублений (2) в каждом ряду, а на поверхности каждой торцевой грани ячейки-углубления (2) расположены рядами, которые являются продолжением вертикальных рядов ячеек-углублений (2) боковых граней; при этом количество вертикальных рядов ячеек-углублений (2) на поверхности каждой из двух, противоположно расположенных боковых граней корпуса (1) одинаково.Таким образом, «Игровой шестигранный тренажер» является новым оригинальным устройством, позволяющим проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявленный «Игровой шестигранный тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Формула

1. Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, характеризующийся тем, что содержит выполненный из пластика корпус, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, состоящего из шести граней прямоугольной формы: четырех боковых граней и двух торцевых граней, на наружных поверхностях которых выполнены одинаковые ячейки-углубления квадратной формы, которые расположены на поверхности каждой боковой грани вертикальными рядами с одинаковым количеством ячеек-углублений в каждом ряду, а на поверхности каждой торцевой грани ячейки-углубления расположены рядами, которые являются продолжением вертикальных рядов ячеек-углублений боковых граней; при этом количество вертикальных рядов ячеек-углублений на поверхности каждой из двух, противоположно расположенных боковых граней корпуса одинаково.
2. Игровой шестигранный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что количество вертикальных рядов ячеек-углублений на поверхности боковой грани может составлять 1-4 ряда.
3. Игровой шестигранный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что количество ячеек-углублений в вертикальном ряду может составлять 2-8 штук.
4. Игровой шестигранный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета корпуса.

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61H99/00

Публикация: 2020-02-28

Дата подачи заявки: 2020-01-21

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам