Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники - RU195556U1

Код документа: RU195556U1

Чертежи

Описание

Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий

по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники

Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организации, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность и пространственную память, а также двигательных функций, включая мелкую моторику пальцев рук больных неврологической клиники.

Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук (Википедия. Свободная энциклопедия, Мелкая моторика, найдено 20.11.2019 г. в сети интернет по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика).

Пространственная память - это один из видов памяти, направленный на запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов (Национальная психологическая энциклопедия, Пространственная память, найдено 20.11.2019 г. в сети интернет по адресу http://vocabulary.ru/termin/prostranstvennaja-pamjat.html).

Интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).

Одним из распространенных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности, является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.

Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительно-пространственной памяти и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 182218 U1 от 07.08.2018 г.).

Конструктивно данное устройство состоит из пластиковой пластины, поверхность которой разделена на девять или шестнадцать квадратных ячеек, в центре каждой из которых расположен цилиндрический выступ с наружной резьбой для накручивания пробок с изображениями «крестиков» или «ноликов».

Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления мелкой моторики и интеллектуальной деятельности больных неврологической клиники за счет того, что в качестве метода, направленного на восстановление интеллектуальной деятельности, используется традиционная игра «Крестики-нолики», а в качестве метода, направленного восстановление мелкой моторики используется накручивание пробок на цилиндрические выступы.

Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники являются:

а) данное устройство обеспечивает возможность реализации наиболее простых вариантов игры «Крестики-нолики», что снижает интерес к занятиям у ряда больных;

б) необходимость использования дополнительных элементов в виде пробок с изображениями «крестиков» и «ноликов».

Также из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 193593 U1 от 06.11.2019 г.).

Конструктивно данное устройство состоит из пластикового основания квадратной формы, по краям которого расположены ручки, а на каждой из сторон основания выполнено различное количество квадратных ячеек-углублений, образующих два разных игровые поля для игры в «Крестики-нолики».

В ходе работы с данным устройством могут использоваться различающиеся количеством ячеек-углублений игровые поля, что увеличивает разнообразие проводимых занятий.

Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники являются:

а) данное устройство не обеспечивает возможность восстановления мелкой моторики;

б) данное устройство не обеспечивает возможность восстановления пространственной памяти;

в) данное устройство обеспечивает возможность реализации только традиционного вида игры «Крестики-нолики», осуществляемого на квадратном игровом поле.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности, а также пространственной памяти методом запоминания последовательностей» (Патент RU 191578 U1 от 13.08.2019 г.).

Конструктивно данное устройство состоит из основания прямоугольной формы, по краям которого расположены две ручки, а на обеих сторонах основания выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

В ходе занятий с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего передает устройство другому больному, который, удерживая его за другую ручку, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.

При этом больные, что бы иметь возможность видеть игровое поле целиком и вписывать соответствующие значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой, удерживающей устройство, различные сложные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.

Наряду с этим, данное устройство обеспечивает возможность проведения занятий по восстановлению пространственной памяти, в ходе которых один из больных вписывает символов (букв и цифр) отдельные ячейки-углубления лицевой стороны основания, после чего другой больной запоминает их месторасположение и воспроизводит их по памяти на оборотной стороне основания.

Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники являются:

а) наряду с занятиями по восстановлению интеллектуальной деятельности и пространственной памяти, данное устройство предназначено для занятий по восстановлению двигательных функций рук, поэтому его использование больными, у которых отсутствует данное нарушение нецелесообразно;

б) наличие двух ручек существенно увеличивает размеры устройства и тем самым ограничивает возможности его использования в различных условиях, например, на прогулках больных.

С целью преодоления вышеперечисленных недостатков разработан «Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (далее по тексту «Двухсторонний тренажер-прямоугольник»).

Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных процессов, в частности двигательных функций рук, и психических процессов, в частности интеллектуальной деятельности и пространственной памяти;

б) обеспечение возможности использования «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» в различных условиях, например, на прогулках больных, за счет его компактности, обеспечиваемой отсутствием конструктивных элементов, увеличивающих его размеры;

в) обеспечение удобства удерживания в руке «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» за счет наличия на торцевых сторонах насечек, предотвращающих его выскальзывание из рук больных;

г) обеспечение возможности реализации варианта игры «Крестики-нолики» на двухстороннем игровом поле, имеющем форму прямоугольника;

д) обеспечение удобства проведения занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;

е) простота конструкции «Двухстороннего тренажера-прямоугольника», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей «Тренажера-пластины для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности, а также пространственной памяти методом запоминания последовательностей», обеспечиваемое за счет конструктивных элементов и компактности заявленного «Двухстороннего тренажера-прямоугольника», позволяющих проводить групповые занятия по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти в различных условиях с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» содержит пластиковое основание прямоугольной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, которые расположены горизонтальными рядами, каждый из которых содержит одинаковое количество ячеек-углублений; при этом количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой из сторон основания одинаково, а на двух торцевых сторонах основания выполнены насечки.

В предпочтительном варианте «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» количество горизонтальных рядов ячеек-углублений на каждой из сторон основания составляет 2-4 ряда.

В предпочтительном варианте «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» количество ячеек-углублений в каждом горизонтальном ряду составляет 5-12 штук.

В предпочтительном варианте «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» ячейки-углубления отделены друг о друга и от краев основания перемычками одинаковой ширины.

В предпочтительном варианте «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.

Сущность полезной модели «Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - общий вид «Двухстороннего тренажера-прямоугольника»;

на фиг. 2 - вид «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» сбоку;

на фиг. 3 - сечение А-А.

Заявленный «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» (см. фиг. 1, 2) представляет собой пластиковое основание (1) прямоугольной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них в ходе занятий различных изображений в виде значков («крестиков» и «ноликов»), символов (букв и цифр), геометрических фигур или разнонаправленных стрелок посредством легко стирающегося водного маркера.

Указанные ниже размеры данного конкретного «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.

Длина основания (1) «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» составляет 100-250 мм, ширина равна 40-100 мм, а толщина составляет 5-8 мм.

На лицевой и оборотной сторонах основания (1) выполнены одинаковые по размерам, количеству и месторасположению квадратные ячейки-углубления (2), которые расположены горизонтальными рядами (см. фиг. 1, 3).

Количество горизонтальных рядов на каждой из сторон основания (1) одинаково и составляет 2-4 ряда, а количество ячеек-углублений (2) в каждом горизонтальном ряду одинаково и составляет 5-12 штук.

Ячейки-углубления (2) имеют одинаковую глубину, равную 1-2 мм и отделены друг о друга и от краев основания (1) перемычками (3) одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.

Ячейки-углубления (2), расположенные на обеих сторонах основания (1) «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» образуют единое игровое поле для игры «Крестики-нолики», особенностью которого является то, что ряд значков («крестиков» или «ноликов»), вписанных в ячейки-углубления (2) одной из сторон основания (1), может быть продолжен в ячейках-углублениях (2) другой стороны основания (1).

Конструкция «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» обеспечивает также возможность проведения групповых занятий по восстановлению пространственной памяти, в ходе которых один из больных вписывает в отдельные ячейки-углубления (2) одной из сторон основания (1) изображения в виде символов (букв и цифр), геометрических фигур или разнонаправленных стрелок, после чего другой больной запоминает месторасположение данных изображений и по памяти воспроизводит их в ячейках-углублениях (2) противоположной стороны основания (1).

Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей обоих сторон основания (1), обеспечивают реализацию следующих функций:

а) предотвращают стирание вписанных в ячейки-углубления (2) изображений при расположении «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» на горизонтальной поверхности;

б) облегчают процесс вписывания в ячейки-углубления (2) изображений для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что вписывание происходит строго в границах ячеек-углублений (2), благодаря чему занятия с «Двухсторонним тренажером-прямоугольником» становится доступным для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них изображений, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.

Для удобства удерживания «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» в руке больного, на двух удлиненных торцевых сторонах основания (1), выполнены насечки (4) (см. фиг. 2).

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1).

Удерживание «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» в ходе занятий осуществляется за две торцевые стороны основания (1) с насечками (4), что предотвращает касание пальцами руки ячеек-углублений (2) и стирание вписанных в них изображений.

Работает «Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» следующим образом.

Перед началом занятия по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения данных процессов.

Далее один из больных, удерживая пальцами руки с нарушением мелкой моторики «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» (восстановление мелкой моторики) за торцевые стороны основания (1) с насечками (4), вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (2) какой-либо из сторон основания (1).

После этого «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» передается другому больному, который берет его пальцами руки с нарушением мелкой моторики аналогичным образом (восстановление мелкой моторики) и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (2) какой-либо из сторон основания (1).

Передача «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» от одного больного к другому может осуществляться и иным способом, заключающемся в том, что один из больных после выполнения хода, кладет «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» на рабочий стол, после чего другой больной берет его пальцами руки за торцевые стороны основания (1) с насечками (4) и осуществляет следующий ход.

Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» в ячейках-углублениях (2) «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.

После окончания игры, вписанные в ячейки-углубления (2) значки удаляются губкой для стирания водных маркеров, после чего «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» может быть использован для новой игры.

Кроме традиционных правил игры «Крестики-нолики», «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.

В случае если проводимое с «Двухсторонним тренажером-прямоугольником» занятие направлено на восстановление мелкой моторики и пространственной памяти, специалист также формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения данных процессов.

При этом один из больных группы назначается специалистом формирующим задание, а другой больной - выполняющим задание.

Далее, больной, формирующий задание, удерживая пальцами руки с нарушением мелкой моторики «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» (восстановление мелкой моторики) за торцевые стороны основания (1) с насечками (4), вписывает водным маркером в отдельные ячейки-углубления (2) одной из сторон основания (1) различные изображения (символов (букв, цифр) геометрических фигуры или разнонаправленных стрелок), тип и количество которых задается специалистом и на начальных этапах занятий составляет 2-4 изображения.

После этого «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» передается больному, выполняющему задание, который берет его пальцами руки с нарушением мелкой моторики аналогичным образом (восстановление мелкой моторики), и в течение заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает месторасположение изображений (восстановление пространственной памяти), вписанных в ячейки-углубления (2).

Далее больной, выполняющий задание, переворачивает «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» (восстановление мелкой моторики) и пытается воспроизвести по памяти (восстановление пространственной памяти) месторасположение изображений в ячейках-углублениях (2) на другой стороне основания (1).

В случае возникновения затруднений, больной, выполняющий задание, может на короткое время повернуть «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» (восстановление мелкой моторики), получив, таким образом, подсказку.

Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления (2) на обеих сторонах основания (1) за счет одного или нескольких поворотов «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» (восстановление мелкой моторики).

Далее, все вписанные в ячейки-углубления (2) изображения удаляются губкой для стирания водных маркеров, больной, формирующий задание, и больной, выполняющий задание, меняются ролями, и вся последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз.

После освоения работы с «Двухсторонним тренажером-прямоугольником» под руководством специалиста, больные получают возможность проведения самостоятельных групповых занятий.

При этом, важное значение разработанного «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» заключается в том, что благодаря его компактности, больные могут всегда иметь его при себе и использовать в различных ситуациях, например, на прогулках.

Наряду с использованием «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники, он может найти широкое применение в следующих случаях:

а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти;

б) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

в) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на двухстороннем игровом поле прямоугольной формы, а также позволяющем осуществлять тренировку пространственной памяти у здоровых детей и взрослых.

Таким образом «Двухсторонний тренажер-прямоугольник», за счет своих конструктивных элементов и компактности позволяет проводить групповые занятия по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти в различных условиях с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с наличием тремора рук.

Использование «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» может найти широкое применение в клинической практике, а также в различных сферах практической психологии.

Реферат

Полезная модель «Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит пластиковое основание (1) прямоугольной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), которые расположены горизонтальными рядами, каждый из которых содержит одинаковое количество ячеек-углублений (2); при этом количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на каждой из сторон основания (1) одинаково, а на двух торцевых сторонах основания (1) выполнены насечки (4).Таким образом «Двухсторонний тренажер-прямоугольник», за счет своих конструктивных элементов и компактности позволяет проводить групповые занятия по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти в различных условиях с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с наличием тремора рук.Использование «Двухстороннего тренажера-прямоугольника» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных нейропсихологический тренинг.Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Двухсторонний тренажер-прямоугольник» может найти широкое применение в клинической практике, а также в различных сферах практической психологии.

Формула

1. Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники, характеризующийся тем, что содержит пластиковое основание прямоугольной формы, на обеих сторонах которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, которые расположены горизонтальными рядами, каждый из которых содержит одинаковое количество ячеек-углублений; при этом количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой из сторон основания одинаково, а на двух торцевых сторонах основания выполнены насечки.
2. Двухсторонний тренажер-прямоугольник по п. 1, отличающийся тем, что количество горизонтальных рядов ячеек-углублений на каждой из сторон основания составляет 2-4 ряда.
3. Двухсторонний тренажер-прямоугольник по п. 1, отличающийся тем, что количество ячеек-углублений в каждом горизонтальном ряду составляет 5-12 штук.
4. Двухсторонний тренажер-прямоугольник по п. 1, отличающийся тем, что ячейки-углубления отделены друг о друга и от краев основания перемычками одинаковой ширины.
5. Двухсторонний тренажер-прямоугольник по п. 1, отличающийся тем, что ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61H99/00

Публикация: 2020-01-31

Дата подачи заявки: 2019-11-24

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам