Игровой трехгранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники - RU195915U1

Код документа: RU195915U1

Чертежи

Описание

Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организации, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из трех и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также двигательных функций, включая двигательные функции рук больных неврологической клиники.

В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).

Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при органических поражениях головного мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанных в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделы мозговой коры.

Одним из распространенных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.

Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровой тренажер-куб для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники» (Патент RU 187759 U1 от 18.03.2019 г.).

Данное устройство представляет собой пластиковый корпус, имеющий форму куба, по двум противоположным вершинам которого расположены ручки, а на поверхности каждой из шести граней корпуса выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры «Крестики-нолики».

В ходе занятий с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего передает устройство другому больному, который, удерживая его за другую ручку, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.

При этом больные, чтобы иметь возможность видеть игровое поле и вписывать значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой, удерживающей устройство, различные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.

Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности за счет того, что восстановление интеллектуальной деятельности осуществляется при решении больными задач, возникающих в ходе игры «Крестики-нолики», а восстановление двигательных функций руки осуществляется в ходе выполнения рукой различных движений с устройством.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 189018 U1 от 06.05.2019 г.).

Данное устройство представляет собой плоское основание квадратной формы, по двум противоположным углам которого расположены ручки, а на обеих сторонах основания выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры «Крестики-нолики».

Процесс занятия с данным устройством аналогичен процессу занятий с рассмотренным выше «Игровым тренажером-кубом для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники».

Однако продолжительная работа с каждым из данных устройств приводит к возникновению у больных привыкания и снижению интереса к занятиям, что способствует уменьшению эффективности восстановительного обучения.

С целью увеличения разнообразия устройств для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающее поддержание интереса больных к восстановительным занятиям, разработан «Игровой трехгранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту игровой трехгранный тренажер).

Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

б) поддержание интереса больных к восстановительным занятиям путем использования нового оригинального игрового устройства;

в) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;

г) простота конструкции игрового трехгранного тренажера, способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленной полезной модели является увеличение арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного игрового трехгранного тренажера, позволяющих проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Игровой трехгранный тренажер» содержит выполненный из пластика пустотелый корпус, имеющий форму прямой треугольной призмы, основаниями которой являются два равносторонних треугольника, а три боковые грани представляют собой одинаковые прямоугольники; при этом на наружной поверхности каждой из трех боковых граней выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, которые расположены на поверхностях каждой боковой грани вертикальными рядами, каждый из которых содержит одинаковое количество ячеек-углублений; при этом ячейки-углубления отделены друг от друга и от краев боковых граней перемычками одинаковой ширины, а количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой боковой грани корпуса одинаково.

В предпочтительном варианте игрового трехгранного тренажера количество вертикальных рядов ячеек-углублений на поверхности каждой боковой грани составляет 1-4 ряда.

В предпочтительном варианте игрового трехгранного тренажера количество ячеек-углублений в каждом вертикальном ряду составляет 3-10 штук.

В предпочтительном варианте игрового трехгранного тренажера в каждом из оснований выполнено сквозное отверстие.

В предпочтительном варианте игрового трехгранного тренажера ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета боковых граней.

Сущность полезной модели «Игровой трехгранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - вид игрового трехгранного тренажера со стороны одной из боковых граней;

на фиг. 2 - вид игрового трехгранного тренажера со стороны основания.

Заявленный игровой трехгранный тренажер (см. фиг. 1, 2) представляет собой выполненный из пластика пустотелый корпус (1), имеющий форму прямой треугольной призмы, основаниями которой являются два равносторонних треугольника, а три боковые грани представляют собой одинаковые прямоугольники.

При этом на наружной поверхности каждой из трех боковых граней корпуса (1) выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них водным маркером значков типа «крестиков» и «ноликов» в ходе проводимых занятий.

Указанные ниже размеры данного конкретного игрового трехгранного тренажера не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.

Высота корпуса (1) составляет 60-160 мм, длина стороны его оснований одинакова и равна 40-90 мм, а толщина боковых граней и оснований корпуса (1) одинакова и составляет 3-6 мм.

Ячейки-углубления (2) расположены на поверхностях каждой боковой грани корпуса (1) вертикальными рядами, перпендикулярными сторонам оснований корпуса (1).

При этом в каждом вертикальном ряду содержится одинаковое количество ячеек-углублений (2).

Количество вертикальных рядов ячеек-углублений (2) на поверхности каждой боковой грани корпуса (1) одинаково и составляет 1-4 ряда, а количество ячеек-углублений (2) в каждом вертикальном ряду составляет 3-10 штук.

Ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от краев боковых граней корпуса (1) перемычками (3) одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.

Глубина всех ячеек-углублений (2) одинакова и составляет 1-2 мм.

Количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на каждой боковой грани корпуса (1) одинаково.

Таким образом, ячейки-углубления (2), расположенные на поверхностях трех боковых граней корпуса (1) образуют единое игровое поле для игры «Крестики-нолики», особенностью которого является то, что ряд из значков («крестиков» или «ноликов»), вписанных в ячейки-углубления (2) одной боковой грани, может быть продолжен в ячейках-углублениях (2) другой боковой грани корпуса (1).

Для удобства удерживания «Игрового трехгранного тренажера», в каждом из оснований корпуса (1) выполнено сквозное отверстие (4) диаметром 15-30 мм.

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета боковых граней корпуса (1) «Игрового трехгранного тренажера».

Работает «Игровой трехгранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» следующим образом.

Перед началом проведения занятия специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности.

Удерживание игрового трехгранного тренажера осуществляется следующими способами: а) за ребра корпуса (1), расположенные в области пересечения его боковых граней; б) через сквозное отверстие (4) в каком-либо из оснований корпуса (1).

В начале занятия один из больных, берет игровой трехгранный тренажер рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) одним из рассмотренных выше способов и вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (2) какой-либо из боковых граней корпуса (1).

После этого игровой трехгранный тренажер располагается вертикально на рабочем столе, а другой больной берет его рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (2) какой-либо из боковых граней корпуса (1).

Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» в ячейках-углублениях (2) игрового трехгранного тренажера, или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.

Таким образом, в ходе занятия каждый из больных перед совершением нового хода (восстановление интеллектуальной деятельности) вынужден осуществлять рукой с нарушением движений, удерживающей игровой трехгранный тренажер, различные движения: наклоны, повороты (восстановление двигательных функций руки), позволяющие видеть все ячейки-углубления (2) с вписанными изображениями «крестиков» и «ноликов» на поверхностях боковых граней корпуса (1).

При этом конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей боковых граней корпуса (1), облегчают процесс вписывания в них значков для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук, а небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них значков, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.

Кроме традиционной игры «Крестики-нолики», игровой трехгранный тренажер может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.

Наряду с использованием игрового трехгранного тренажера для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, он может эффективно использоваться в следующих случаях:

а) при проведении занятий по восстановлению двигательных функций рук, нарушенных вследствие различных других заболеваний, например, травм рук, последствий хирургических операций;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

в) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

г) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на игровом поле, состоящем из трех граней.

Таким образом, игровой трехгранный тренажер является новым оригинальным устройством, позволяющим проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Заявленный игровой трехгранный тренажер вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Реферат

Полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит выполненный из пластика пустотелый корпус (1), имеющий форму прямой треугольной призмы, основаниями которой являются два равносторонних треугольника, а три боковые грани представляют собой одинаковые прямоугольники; при этом на наружной поверхности каждой из трех боковых граней выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), которые расположены на поверхностях каждой боковой грани вертикальными рядами, каждый из которых содержит одинаковое количество ячеек-углублений (2); при этом ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от краев боковых граней перемычками (3) одинаковой ширины, а количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на каждой боковой грани корпуса (1) одинаково.Таким образом, игровой трехгранный тренажер является новым оригинальным устройством, позволяющим проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявленный игровой трехгранный тренажер вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Формула

1. Игровой трехгранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, характеризующийся тем, что содержит выполненный из пластика пустотелый корпус, имеющий форму прямой треугольной призмы, основаниями которой являются два равносторонних треугольника, а три боковые грани представляют собой одинаковые прямоугольники; при этом на наружной поверхности каждой из трех боковых граней выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, которые расположены на поверхностях каждой боковой грани вертикальными рядами, каждый из которых содержит одинаковое количество ячеек-углублений; при этом ячейки-углубления отделены друг от друга и от краев боковых граней перемычками одинаковой ширины, а количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой боковой грани корпуса одинаково.
2. Игровой трехгранный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что количество вертикальных рядов ячеек-углублений на поверхности каждой боковой грани составляет 1-4 ряда.
3. Игровой трехгранный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что количество ячеек-углублений в каждом вертикальном ряду составляет 3-10 штук.
4. Игровой трехгранный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в каждом из оснований выполнено сквозное отверстие.
5. Игровой трехгранный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета боковых граней.

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61H99/00

Публикация: 2020-02-11

Дата подачи заявки: 2019-12-22

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам