Код документа: RU193590U1
Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.
Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организация, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.
Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).
Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных в период их нахождения в неврологической клинике.
Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).
Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).
Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также двигательных функций, включая двигательные функции рук больных неврологической клиники.
В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).
Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при органических поражениях головного мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделы коры головного мозга.
Одним из распространенных методов, используемых в ходе групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности, является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.
Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительно-пространственной памяти и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 182218 U1 от 07.08.2018 г.).
Конструктивно данное устройство состоит из пластины, поверхность которой разделена на девять или шестнадцать квадратных ячеек, в центре каждой из которых расположен цилиндрический выступ с наружной резьбой для накручивания пластиковых пробок с изображениями «крестиков» или «ноликов».
Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники за счет того, что в качестве метода, направленного на восстановления интеллектуальной деятельности, используется традиционная игра «Крестики-нолики», а в качестве метода, направленного на восстановление мелкой моторики используется накручивание пробок на цилиндрические выступы.
Недостатками данного устройства при его использовании для занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:
а) данное устройство предназначено для занятий по восстановлению мелкой моторики и не обеспечивает возможность восстановления двигательных функций рук;
б) необходимость использования дополнительных элементов в виде пробок с изображениями «крестиков» и «ноликов».
Также, из существующего уровня техники известно устройство «Игровой тренажер-куб для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники» (Патент RU 187759 U1 от 18.03.2019 г.).
Данное устройство представляет собой пластиковый корпус кубической формы, по двум противоположным вершинам которого расположены ручки, а на каждой из шести граней корпуса выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».
При занятиях с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего передает устройство другому больному, который, удерживая его за другую ручку, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.
При этом больные, что бы иметь возможность видеть игровое поле целиком и вписывать соответствующие значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой с устройством различные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.
Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 189018 U1 от 06.05.2019 г.).
Данное устройство представляет собой плоское основание квадратной формы, по двум противоположным углам которого расположены ручки, а на обеих сторонах основания выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».
Процесс занятия с данным устройством аналогичен процессу занятий с рассмотренным выше «Игровым тренажером-кубом для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники».
Однако продолжительная работа с каждым из данных устройств приводит к возникновению у больных привыкания и снижению интереса к занятиям, что способствует уменьшению эффективности восстановительного обучения.
Поэтому, с целью увеличения разнообразия устройств для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающее поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий, разработан «Игровой тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту «Игровой тренажер-квадрат»).
Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:
а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;
б) поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий за счет использования нового оригинального устройства;
в) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
г) простота конструкции «Игрового тренажера-квадрата», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является увеличение арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Игрового тренажера-квадрата», позволяющих проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Игровой тренажер-квадрат» содержит плоское пластиковое основание квадратной формы, в центре которого выполнен сквозной квадратный вырез, а на обеих поверхностях основания выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, которые расположены одинаковыми горизонтальными и вертикальными рядами, параллельными сторонам основания, и отделены от наружных краев основания, друг от друга, а также от квадратного выреза перемычками одинаковой ширины, при этом количество горизонтальных рядов ячеек-углублений равно количеству вертикальных рядов ячеек-углублений, а месторасположение ячеек-углублений на обеих поверхностях основания одинаково.
В предпочтительном варианте «Игрового тренажера-квадрата» количество ячеек-углублений в горизонтальном ряду может составлять 6-12 штук.
В предпочтительном варианте «Игрового тренажера-квадрата» количество горизонтальных рядов ячеек-углублений на каждой из поверхностей основания может составлять 4 ряда, 6 рядов или 8 рядов.
В предпочтительном варианте «Игрового тренажера-квадрата» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.
Сущность полезной модели «Игровой тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - общий вид «Игрового тренажера-квадрата».
На фиг. 2 - сечение «Игрового тренажера-квадрата».
Заявленный «Игровой тренажер-квадрат» представляет собой плоское пластиковое основание (1) (см. фиг. 1, 2) квадратной формы, в центре которого выполнен сквозной квадратный вырез, а на обеих поверхностях основания (1) выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них значков типа «крестиков» и «ноликов» посредством легко стирающегося водного маркера.
Указанные ниже размеры данного конкретного «Игрового тренажера-квадрата» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.
Длина стороны основания (1) «Игрового тренажера-квадрата» составляет 100-200 мм, а его толщина равна 4-8 мм.
Стороны квадратного выреза параллельны сторонам основания (1), а длина стороны квадратного выреза составляет 40-80 мм.
Ячейки-углубления (2) расположены одинаковыми горизонтальными и вертикальными рядами, параллельными сторонам основания (1), и отделены от наружных краев основания (1), друг от друга, а также от квадратного выреза перемычками одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.
Длина каждого горизонтального и вертикального ряда ячеек-углублений (2) с учетом перемычек (между ними и наружными краями основания(1)) равна длине стороны основания (1).
Количество ячеек-углублений (2) в каждом горизонтальном и вертикальном ряду одинаково и составляет 6-12 штук.
Количество горизонтальных рядов ячеек-углублений (2) равно количеству вертикальных рядов ячеек-углублений (2) и составляет 4 ряда, 6 рядов, или 8 рядов на каждой из поверхностей основания (1).
Количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на обеих поверхностях основания (1) одинаково.
Глубина всех ячеек-углублений (2) одинакова и составляет 1-2 мм.
Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей основания (1), облегчают процесс вписывания в них значков для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук. При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них значков, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.
Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1) «Игрового тренажера-квадрата».
Удерживание «Игрового тренажера-квадрата» в процессе занятий осуществляется через квадратный вырез в центре основания (1), что предотвращает касание поверхности игрового поля и стирание вписанных в ячейки-углубления (2) значков.
Работает «Игровой тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» следующим образом.
Перед началом проведения занятия специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности.
Далее один из больных, удерживая «Игровой тренажер-квадрат» рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) через квадратный вырез в центре основания (1), вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (2) какой-либо из поверхностей основания (1).
После этого «Игровой тренажер-квадрат» передается другому больному, который берет его рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) аналогичным образом и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (2) какой-либо из поверхностей основания (1).
Игра завершается победой больного, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» на одной или двух поверхностях основания (1) «Игрового тренажера-квадрата», или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.
Таким образом, в ходе занятия «Игровой тренажер-квадрат» постоянно передается (восстановление двигательных функций руки) от одного больного к другому больному, каждый из которых перед совершением нового хода (восстановление интеллектуальной деятельности), вынужден осуществлять рукой с нарушением движений, удерживающей «Игровой тренажер-квадрат», различные движения: наклоны, повороты (восстановление двигательных функций руки), позволяющие видеть все ячейки-углубления (2) на обеих поверхностях основания (1), в которые вписаны изображения «крестиков» и «ноликов».
Кроме традиционной игры «Крестики-нолики», «Игровой тренажер-квадрат» может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.
Наряду с использованием «Игрового тренажера-квадрата» для занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, она может найти широкое применение в следующих случаях:
а) при проведении занятий по восстановлению двигательных функций рук, нарушенных вследствие различных других заболеваний, например, травм, последствий хирургических операций;
б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;
в) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;
г) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на двухстороннем игровом поле с квадратным вырезом в центральной части.
Таким образом, «Игровой тренажер-квадрат» за счет своих конструктивных элементов позволяет проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.
Заявленный «Игровой тренажер-квадрат» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных тренинг.
Полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии. Игровой тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники содержит плоское пластиковое основание (1) квадратной формы, в центре которого выполнен сквозной квадратный вырез. На обеих поверхностях основания (1) выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), которые расположены одинаковыми горизонтальными и вертикальными рядами, параллельными сторонам основания (1), и отделены от наружного края основания (1), друг от друга, а также от квадратного выреза перемычками одинаковой ширины. Количество горизонтальных рядов ячеек-углублений (2) равно количеству вертикальных рядов ячеек-углублений (2). Месторасположение ячеек-углублений (2) на обеих поверхностях основания (1) одинаково. Полезная модель за счет своих конструктивных элементов позволяет проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с больными неврологической клиники, в том числе с больными с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Игровой тренажер-куб для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники
Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники