Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности - RU200300U1

Код документа: RU200300U1

Чертежи

Описание

Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организация, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных в период их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также двигательных функций, включая двигательные функции рук больных неврологической клиники.

В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).

Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при органических поражениях мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделы коры головного мозга.

Одним из распространенных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.

Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровая панель-тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, зрительно-пространственной памяти и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 182218 U1 от 07.08.2018 г.).

Конструктивно данное устройство представляет собой пластину, поверхность которой разделена на квадратные ячейки, в центре каждой из которых расположен цилиндрический выступ с наружной резьбой для накручивания пластиковых пробок-фишек с изображениями «крестиков» или «ноликов».

Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления мелкой моторики и интеллектуальной деятельности за счет того, что в качестве метода, направленного на восстановления интеллектуальной деятельности, используется традиционная игра «Крестики-нолики», а в качестве метода, направленного восстановление мелкой моторики используется накручивание на пробок-фишек на цилиндрические выступы.

Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:

а) данное устройство предназначено для занятий по восстановлению мелкой моторики и не обеспечивает возможность восстановления двигательных функций рук;

б) необходимость использования дополнительных элементов в виде пробок-фишек с изображениями «крестиков» и «ноликов».

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Игровой тренажер-куб для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники» (Патент RU 187759 U1 от 18.03.2019 г.).

Данное устройство представляет собой пластиковый корпус, имеющий форму куба, по двум противоположным вершинам которого расположены ручки, а на каждой из шести граней корпуса выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

В ходе занятий с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего передает устройство другому больному, который, удерживая его за другую ручку, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.

При этом больные, что бы иметь возможность видеть игровое поле целиком и вписывать соответствующие значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой, удерживающей устройство, различные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 189018 U1 от 06.05.2019 г.).

Данное устройство представляет собой плоское основание квадратной формы, по двум противоположным углам которого расположены ручки, а на обоих сторонах основания выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

Процесс занятия с данным устройством аналогичен процессу занятий с рассмотренным выше «Игровым тренажером-кубом для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники».

Однако, продолжительная работа с каждым из данных устройств приводит к возникновению у больных привыкания и снижению интереса к занятиям, что способствует уменьшению эффективности восстановительного обучения.

C целью преодоления недостатков вышеперечисленных устройств и тренажеров, а также расширения арсенала устройств для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающее поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий, разработан «Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности» (далее по тексту «Игровой пятисекционный тренажер»).

Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

б) поддержание интереса больных к процессу восстановительных занятий за счет использования нового устройства;

в) отсутствие необходимости использования дополнительных элементов в виде различных игровых фишек;

г) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих стержню водного маркера выходить за их пределы;

д) простота конструкции «Игрового пятисекционного тренажера», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, способствующее поддержанию интереса больных к процессу занятий, и обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Игрового пятисекционного тренажера», позволяющих проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Игровой пятисекционный тренажер» содержит плоское пластиковое основание, состоящее из пяти квадратных секций, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые по размерам и глубине квадратные ячейки-углубления; при этом основание состоит из: центральной секции и четырех одинаковых угловых секций, которые расположены по углам центральной секции таким образом, что каждая угловая секция имеет одну общую ячейку-углубление с центральной секцией; при этом ячейки-углубления расположены горизонтальными и вертикальными рядами, параллельными сторонам секций и выполнены с возможностью вписывания в них значков посредством водного маркера; причем количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой из поверхностей основания является одинаковым, а на торцевых поверхностях основания выполнены насечки.

В предпочтительном варианте «Игрового пятисекционного тренажера» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.

Сущность полезной модели «Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - общий вид «Игрового пятисекционного тренажера»;

На фиг. 2 - вид «Игрового пятисекционного тренажера» сбоку;

На фиг. 3 - сечение А-А.

Заявленный «Игровой пятисекционный тренажер» представляет собой плоское пластиковое основание (1) (см. фиг. 1 - 3), состоящее из пяти квадратных секций, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (4), которые образуют единое игровое поле и предназначены для вписывания в них значков типа «крестиков» и «ноликов» посредством легко стирающегося водного маркера в ходе проводимых занятий.

При этом основание (1) состоит из: центральной секции (2) и четырех одинаковых угловых секций (3), которые расположены по углам центральной секции (2) таким образом, что каждая угловая секция (3) имеет одну общую ячейку-углубление (4) с центральной секцией (2).

Указанные ниже размеры данного конкретного «Игрового пятисекционного тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.

Основание (1) «Игрового пятисекционного тренажера» имеет квадратную конфигурацию, его габариты составляет от 100х100 мм до 200х200 мм, а его толщина равна 4-8 мм.

Ячейки-углубления (4) центральной и угловых секций (2, 3) расположены горизонтальными и вертикальными рядами, параллельными сторонам секций (2, 3), и отделены от краев секций (2, 3) и друг от друга перемычками одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.

Количество горизонтальных и вертикальных рядов ячеек-углублений (4) в центральной секции (2) одинаково и составляет 3 (три), 4 (четыре) или 5 (пять) рядов.

Таким образом, на каждой из поверхностей основания (1) общее количество ячеек-углублений (4) в центральной секции (2) составляет 9 (девять), 16 (шестнадцать) или 25 (двадцать пять) штук.

Количество горизонтальных и вертикальных рядов ячеек-углублений (4) в каждой угловой секции (3) одинаково и составляет 2 (два) или 3 (три) ряда.

Таким образом, на каждой из поверхностей основания (1) общее количество ячеек-углублений (4) в каждой из четырех угловых секций (3) одинаково и составляет 4 (четыре) или 9 (девять) штук.

С учетом того, что каждая угловая секция (3) имеет одну общую ячейку-углубление (4) с центральной секцией (2), общее количество ячеек-углублений (4) на каждой из поверхностей основания (1) может составлять 21 (двадцать одну), 28 (двадцать восемь), 37 (тридцать семь), 41 (сорок одну), 48 (сорок восемь) или 57 (пятьдесят семь) штук.

Количество и месторасположение ячеек-углублений (4) на каждой из поверхностей основания (1) является одинаковым.

Глубина всех ячеек-углублений (4) является одинаковой и составляет 1-2 мм.

Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (4), облегчают процесс вписывания в них значков для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук. При этом небольшая глубина ячеек-углублений (4) не препятствует удалению вписанных в них значков, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (4), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1) «Игрового пятисекционного тренажера».

Удерживание «Игрового пятисекционного тренажера» в процессе занятий осуществляется за торцевые поверхности основания (1), что предотвращает касание лицевой и оборотной поверхностей основания (1) и стирание вписанных в ячейки-углубления (4) значков.

Для удобства удерживания «Игрового пятисекционного тренажера» в руке больного, на торцевых поверхностях основания (1) выполнены насечки (5).

Работа с полезной моделью «Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности» осуществляется следующим образом.

Перед началом проведения занятий специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности.

Далее один из больных, удерживая «Игровой пятисекционный тренажер» рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) за торцевые поверхности основания (1), вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (4) на какой-либо из поверхностей основания (1).

После этого «Игровой пятисекционный тренажер» передается другому больному, который берет его рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) аналогичным образом и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая «нолик» в другую ячейку-углубление (4) на какой-либо из поверхностей основания (1).

Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» на основании (1) «Игрового пятисекционного тренажера», или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.

В зависимости от используемых правил, данный ряд из «крестиков» или «ноликов» может находиться на одной поверхности основания (1) или одновременно на обоих его поверхностях.

Таким образом, в ходе проведения занятия «Игровой пятисекционный тренажер» постоянно передается (восстановление двигательных функций руки) от одного больного к другому больному, каждый из которых перед совершением нового хода (восстановление интеллектуальной деятельности), вынужден осуществлять рукой с нарушением движений, удерживающей «Игровой пятисекционный тренажер», различные движения: наклоны, повороты (восстановление двигательных функций руки), позволяющие видеть все ячейки-углубления (4) со вписанными значками на обоих поверхностях основания (1).

Кроме традиционной игры «Крестики-нолики», «Игровой пятисекционный тренажер» может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.

Наряду с использованием «Игрового пятисекционного тренажера» для занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, он может найти широкое применение в следующих случаях:

а) при проведении занятий по восстановлению двигательных функций рук, нарушенных вследствие различных других заболеваний, например, травм рук, последствий хирургических операций и др.;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

в) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

г) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на двухстороннем пятисекционном игровом поле.

Таким образом, «Игровой пятисекционный тренажер» является оригинальным игровым устройством, позволяющим проводить долгосрочные курсы групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Заявленный «Игровой пятисекционный тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Игровой пятисекционный тренажер» может найти широкое применение в клинической практике.

Реферат

Полезная модель «Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит плоское пластиковое основание (1), состоящее из пяти квадратных секций, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые по размерам и глубине квадратные ячейки-углубления (4); при этом основание (1) состоит из: центральной секции (2) и четырех одинаковых угловых секций (3), которые расположены по углам центральной секции (2) таким образом, что каждая угловая секция (3) имеет одну общую ячейку-углубление (4) с центральной секцией (2); при этом ячейки-углубления (4) расположены горизонтальными и вертикальными рядами, параллельными сторонам секций (2, 3) и выполнены с возможностью вписывания в них значков посредством водного маркера; причем количество и месторасположение ячеек-углублений (4) на каждой из поверхностей основания (1) является одинаковым, а на торцевых поверхностях основания (1) выполнены насечки (5).Таким образом «Игровой пятисекционный тренажер» за счет своих конструктивных элементов позволяет проводить долгосрочные курсы групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявленный «Игровой пятисекционный тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Игровой пятисекционный тренажер» может найти широкое применение в клинической практике.

Формула

1. Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, характеризующийся тем, что содержит плоское пластиковое основание, состоящее из пяти квадратных секций, на лицевой и оборотной поверхностях которого выполнены одинаковые по размерам и глубине квадратные ячейки-углубления; при этом основание состоит из: центральной секции и четырех одинаковых угловых секций, которые расположены по углам центральной секции таким образом, что каждая угловая секция имеет одну общую ячейку-углубление с центральной секцией; при этом ячейки-углубления расположены горизонтальными и вертикальными рядами, параллельными сторонам секций и выполнены с возможностью вписывания в них значков посредством водного маркера; причем количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой из поверхностей основания является одинаковым, а на торцевых поверхностях основания выполнены насечки.
2. Игровой пятисекционный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.

Документы, цитированные в отчёте о поиске

Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники

Игровой тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Двухсторонний тренажер-прямоугольник для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники

Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Игровой тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Двухсторонний тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61B5/16 A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61B5/16 A61H99/00

Публикация: 2020-10-15

Дата подачи заявки: 2020-07-31

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам