Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники - RU195606U1

Код документа: RU195606U1

Чертежи

Описание

Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий

по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники

Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организации, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из четырех и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также двигательных функций, включая двигательные функции рук больных неврологической клиники.

В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л.С.Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).

Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при органических поражениях мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделы коры головного мозга.

Одним из распространенных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.

Так, из существующего уровня техники известно устройство «Игровой тренажер-куб для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники» (Патент RU 187759 U1 от 18.03.2019 г.).

Данное устройство представляет собой пластиковый корпус, имеющий форму куба, по двум противоположным вершинам которого расположены ручки, а на поверхности каждой из шести граней корпуса выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

В ходе занятий с данным устройством, один из больных, удерживая его за одну из ручек, вписывает водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений, после чего передает устройство другому больному, который, удерживая его за другую ручку, вписывает изображение «нолика» в другую ячейку-углубление и т.д.

При этом больные, что бы иметь возможность видеть игровое поле и вписывать значки в ячейки-углубления, вынуждены осуществлять рукой, удерживающей устройство, различные движения (повороты, наклоны, вращение), способствующие восстановлению двигательных функций руки.

Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности за счет того, что восстановление интеллектуальной деятельности осуществляется в ходе решения больными задач, возникающих в ходе игровой деятельности, а восстановление двигательных функций рук осуществляется в процессе выполнения различных движений рукой с устройством.

Также, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 189018 U1 от 06.05.2019 г.).

Данное устройство представляет собой плоское основание квадратной формы, по двум противоположным углам которого расположены ручки, а на обеих сторонах основания выполнены квадратные ячейки-углубления, образующие единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики».

Процесс занятия с данным устройством аналогичен процессу занятий с рассмотренным выше «Игровым тренажером-кубом для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и двигательных функций рук у больных неврологической клиники».

Однако, продолжительная работа с каждым из данных устройств приводит к возникновению у больных привыкания и снижению интереса к занятиям, что способствует уменьшению эффективности восстановительного обучения.

С целью увеличения разнообразия устройств для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечивающее поддержание интереса больных к восстановительным занятиям, разработан «Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту «Игровой четырехсекционный тренажер»).

Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

б) поддержание интереса больных к восстановительным занятиям путем использования нового оригинального игрового устройства;

в) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;

г) простота конструкции «Игрового четырехсекционного тренажера», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявленной полезной модели является увеличение арсенала устройств, предназначенных для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности, обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Игрового четырехсекционного тренажера», позволяющих проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Игровой четырехсекционный тренажер» содержит выполненное из пластика основание, состоящее из четырех, расположенные крестообразно, одинаковых плоских секций прямоугольной формы, на обеих поверхностях каждой из которых выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, которые расположены одинаковыми вертикальными рядами, в каждом из которых содержится одинаковое количество ячеек-углублений; при этом ячейки-углубления отделены друг от друга и от краев секций перемычками одинаковой ширины, а количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой поверхности каждой секции одинаково.

В предпочтительном варианте «Игрового четырехсекционного тренажера» количество вертикальных рядов ячеек-углублений на каждой поверхности каждой секции составляет 1-3 ряда.

В предпочтительном варианте «Игрового четырехсекционного тренажера» количество ячеек-углублений в каждом вертикальном ряду составляет 2-8 штук.

В предпочтительном варианте «Игрового четырехсекционного тренажера» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета секций.

Сущность полезной модели «Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - общий вид «Игрового четырехсекционного тренажера»;

На фиг. 2 - вид «Игрового четырехсекционного тренажера» сверху.

Заявленный «Игровой четырехсекционный тренажер» (см. фиг. 1, 2) представляет собой выполненное из пластика основание, состоящее из четырех, расположенные крестообразно, одинаковых плоских секций (1) прямоугольной формы, на поверхностях которых выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания в них водным маркером значков типа «крестиков» и «ноликов» в ходе проводимых занятий.

Указанные ниже размеры данного конкретного «Игрового четырехсекционного тренажера» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.

Размеры каждой секции (1) одинаковы и составляют 20-60х40-160 мм, толщина каждой секции (1) одинакова и составляет 4-8 мм.

Ячейки-углубления (2) расположены на обеих поверхностях каждой секции (1) вертикальными рядами, параллельными линии пересечения секций (1).

При этом в каждом вертикальном ряду содержится одинаковое количество ячеек-углублений (2).

Количество вертикальных рядов ячеек-углублений (2) на каждой поверхности каждой секции (1) одинаково и составляет 1-3 ряда, а количество ячеек-углублений (2) в каждом вертикальном ряду составляет 2-8 штук.

Ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от краев секций (1) перемычками (3) одинаковой ширины, составляющей 2-4 мм.

Глубина ячеек-углублений (2) одинакова и составляет 1-2 мм.

Количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на каждой поверхности каждой секции (1) одинаково.

Таким образом, ячейки-углубления (2), расположенные на поверхностях четырех секций (1) образуют единое игровое поле для игры «Крестики-нолики», особенностью которого является то, что ряд из значков («крестиков» или «ноликов»), вписанных в ячейки-углубления (2) одной секции (1), может быть продолжен в ячейках-углублениях (2) на другой стороне данной секции (1) или ячейках-углублениях (2) другой секции (1).

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета секций (1) «Игрового четырехсекционного тренажера».

Работает «Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» следующим образом.

Перед началом занятия специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения двигательных функций руки и интеллектуальной деятельности.

Удерживание «Игрового четырехсекционного тренажера» осуществляется за торцевые стороны двух противоположных секций (1), или за наружные части двух соседних секций (1).

В начале занятия один из больных, берет «Игровой четырехсекционный тренажер» рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) каким-либо из рассмотренных выше способов и вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (2) какой-либо из секций (1).

После этого «Игровой четырехсекционный тренажер» располагается на рабочем столе, а другой больной берет его рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (2) какой-либо из секций (1).

Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества «крестиков» или «ноликов» в ячейках-углублениях (2) «Игрового четырехсекционного тренажера», или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.

Таким образом, в ходе занятия каждый из больных перед совершением нового хода (восстановление интеллектуальной деятельности) вынужден осуществлять рукой с нарушением движений, удерживающей «Игровой четырехсекционный тренажер», различные движения: наклоны, повороты (восстановление двигательных функций руки), позволяющие видеть все ячейки-углубления (2) с изображениями «крестиков» и «ноликов» на поверхностях различных секций (1).

При этом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей секций (1), облегчают процесс вписывания в них значков для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук, а небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них значков, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.

Кроме традиционной игры «Крестики-нолики», «Игровой четырехсекционный тренажер» может использоваться и для различных вариантов игры «Крестики-нолики» с другими правилами.

Наряду с использованием «Игрового четырехсекционного тренажера» для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, он может эффективно использоваться в следующих случаях:

а) при проведении занятий по восстановлению двигательных функций рук, нарушенных вследствие различных других заболеваний, например, травм рук, последствий хирургических операций;

б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

в) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

г) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего вариант игры «Крестики-нолики» на игровом поле, состоящем из четырех двухсторонних секций.

Таким образом, «Игровой четырехсекционный тренажер» является новым оригинальным устройством, позволяющим проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Заявленный «Игровой четырехсекционный тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Реферат

Полезная модель «Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит выполненное из пластика основание, состоящее из четырех расположенных крестообразно одинаковых плоских секций (1) прямоугольной формы, на обеих поверхностях каждой из которых выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), которые расположены одинаковыми вертикальными рядами, в каждом из которых содержится одинаковое количество ячеек-углублений (2); при этом ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от краев секций (1) перемычками (3) одинаковой ширины, а количество и месторасположение ячеек-углублений (2) на каждой поверхности каждой секции (1) одинаково.Таким образом, «Игровой четырехсекционный тренажер» является новым оригинальным устройством, позволяющим проводить групповые занятия по одновременному восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявленный «Игровой четырехсекционный тренажер» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.

Формула

1. Игровой четырехсекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, характеризующийся тем, что содержит выполненное из пластика основание, состоящее из четырех расположенных крестообразно одинаковых плоских секций прямоугольной формы, на обеих поверхностях каждой из которых выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления, которые расположены одинаковыми вертикальными рядами, в каждом из которых содержится одинаковое количество ячеек-углублений; при этом ячейки-углубления отделены друг от друга и от краев секций перемычками одинаковой ширины, а количество и месторасположение ячеек-углублений на каждой поверхности каждой секции одинаково.
2. Игровой четырехсекционный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что количество вертикальных рядов ячеек-углублений на каждой поверхности каждой секции составляет 1-3 ряда.
3. Игровой четырехсекционный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что количество ячеек-углублений в каждом вертикальном ряду составляет 2-8 штук.
4. Игровой четырехсекционный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета секций.

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61H99/00

Публикация: 2020-02-03

Дата подачи заявки: 2019-12-13

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам