Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники - RU189018U1

Код документа: RU189018U1

Чертежи

Описание

Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники

Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники.

Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организация, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических и двигательных функций.

Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).

Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных в период их нахождения в неврологической клинике.

Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперация, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997).

Таким образом, использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность и пространственную память, а также двигательных функций, включая двигательные функции рук больных неврологической клиники.

В отечественной психологии интеллектуальная деятельность или мышление рассматривается как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свою структуру и функции (Л. С. Цветкова, Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004, стр. 317).

Нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при очаговых поражениях мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями, связанными в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных или лобных отделы коры головного мозга.

Одним из эффективных методов, используемых для групповых занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности является традиционная игра «Крестики-нолики», обеспечивающая включение больных в процесс решения различных задач, возникающих в ходе игровой деятельности.

Так, из существующего уровня техники известно устройство «Крышечный тренажер для групповых занятий по восстановлению движений кисти руки и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 176720 U1, опубликовано 25.01.2018 г.).

Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковое основание квадратной формы размерами от 450×450 мм до 600×600 мм, на обоих сторонах которого расположены поля для игры «Крестики-нолики», состоящие из девяти или шестнадцати одинаковых по размеру квадратных ячеек, в центре каждой из которых выполнен цилиндрический выступ с наружной резьбой, предназначенной для накручивания металлических крышек-фишек, содержащих изображения «крестиков» и «ноликов».

Таким образом, данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления движений кисти руки и интеллектуальной деятельности больных неврологической клиники за счет того, что в качестве метода, направленного на восстановления интеллектуальной деятельности, используется традиционная игра «Крестики-нолики», а в качестве метода, направленного восстановление движений кисти руки используется накручивание на цилиндрические выступы металлических крышек-фишек с изображениями «крестиков» или «ноликов».

Недостатками данного устройства при его использовании для занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники являются:

а) ограниченные возможности данного устройства при его использовании для восстановления двигательных функций рук, так как оно предназначено для занятий по восстановлению движений кисти руки;

б) данное устройство не обеспечивает возможность проведения занятий по восстановлению пространственной памяти;

в) неудобство использования данного устройства при занятиях с лежачими больными из-за его значительных габаритов;

г) необходимость использования дополнительных элементов в виде металлических крышек-фишек с изображениями «крестиков» и «ноликов».

Наряду с нарушениями интеллектуальной деятельности, у больных неврологической клиники часто наблюдаются нарушения памяти, одним из видов которой является пространственная память.

Пространственная память - это один из видов памяти, направленный на запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов (Национальная психологическая энциклопедия, Пространственная память, найдено 10.01.2019 г. в сети интернет по адресу http://vocabulary.ru/termin/prostranstvennaja-pamjat.html).

Для занятий по восстановлению пространственной памяти у больных неврологической клиники используются различные устройства и тренажеры.

Так, из существующего уровня техники известно «Устройство-тренажер для занятий по восстановлению нарушенной пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 168971 U1, опубликовано 28.02.2017 г.).

Конструктивно данное устройство состоит из пластикового корпуса, внутри которого установлена светодиодная подсветка, а в верхней части закреплены прозрачная и матовая пластина, между которыми последовательно закладываются рабочие карточки с таблицами, часть ячеек которых выделена темным цветом или содержит какие-либо изображения: символов, геометрических фигур и др. Скрытые от больного, благодаря матовой пластине, ячейки темного цвета или ячейки с изображениями становятся видимыми после того, как на определенное время включается светодиодная подсветка. Больному необходимо запомнить пространственное расположение выделенных темным цветом ячеек таблицы или ячеек с изображениями, а после отключения светодиодной подсветки обозначить их маркером на поверхности матовой пластины по памяти.

Недостатками данного устройства при его использовании для занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники являются:

а) данное устройство предназначено исключительно для занятий по восстановлению пространственной памяти и не может использоваться для занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности;

б) неудобство проведения занятий с лежачими больными, так как устройство не содержит конструктивных элементов, обеспечивающих удобство его удержания в руках;

в) ограничение времени занятий с данным устройством, так как при включении светодиодов в лицо больного направляется световой поток;

г) конструктивная сложность данного устройства, включающего в себя различные электронные элементы (светодиоды, аккумулятор, реле времени и др.).

С целью преодоления вышеперечисленных недостатков разработан «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (далее по тексту «тренажер-пластина»).

Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:

а) обеспечение возможности проведения занятий, направленных на одновременное восстановление двигательных процессов, в частности двигательных функций рук, и психических процессов, в частности интеллектуальной деятельности и пространственной памяти;

б) отсутствие необходимости в использовании дополнительных элементов с изображениями «крестиков» и «ноликов» за счет того, что больные вписывают «крестики» и «нолики» посредством легко стирающегося водного маркера в квадратные ячейки «тренажера-пластины»;

в) обеспечение возможности проведения занятий с лежачими больными за счет компактности «тренажера-пластины» и удобства его удерживания в руке;

г) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;

д) простота конструкции «тренажера-пластины», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.

Техническим результатом заявляемой полезной модели, обеспечиваемым за счет конструктивных элементов «тренажера-пластины», является возможность проведения групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая лежачих больных, а также больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «тренажер-пластина» содержит выполненное из пластика основание, представляющее собой пластину квадратной формы, по двум противоположным углам которой выполнены одинаковые ручки, а с обоих сторон основания выполнены горизонтальные и вертикальные прямолинейные выступы одинаковой ширины и высоты, которые формируют на поверхностях основания одинаковые по размерам ячейки-углубления квадратной формы, которые расположены в виде горизонтальных и вертикальных рядов с одинаковым количеством ячеек-углублений в каждом ряду.

В предпочтительном варианте «тренажера-пластины» размер стороны основания составляет 60-100 мм, а его толщина равна 3-5 мм.

В предпочтительном варианте «тренажера-пластины» ручки имеют коническую формы длиной 80-100 мм, с диаметром на конце 20-25 мм, и толщиной стенок 2-3 мм.

В предпочтительном варианте «тренажера-пластины» выступы имеют ширину 2-4 мм, а их высота равна 1-2 мм.

В предпочтительном варианте «тренажера-пластины» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.

В предпочтительном варианте «тренажера-пластины» общее количество ячеек-углублений на обоих сторонах основания может составлять 18 или 32 штуки.

Сущность полезной модели «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - общий вид «тренажера-пластины»;

На фиг. 2 - вид «тренажера-пластины» со стороны ручки.

Заявляемый «тренажер-пластина» (см. фиг. 1, 2) включает в себя выполненное из пластика основание (1), представляющее собой пластину квадратной формы, по двум расположенным на одной диагонали противоположным углам которой выполнены одинаковые пустотелые ручки (2).

Размер стороны основания (1) «тренажера-пластины» составляет 60-100 мм, а его толщина равна 3-5 мм.

Ручки (2) имеют коническую формы длиной 80-100 мм, с диаметром на конце 20-25 мм, и толщиной стенок 2-3 мм.

С обоих сторон основания (1) выполнены горизонтальные и вертикальные прямолинейные выступы (3) одинаковой ширины и высоты, которые формируют на поверхностях основания (1) одинаковые по размерам ячейки-углубления (4) квадратной формы, предназначенные для вписывания в них в ходе занятий различных символов в виде «крестиков» и «ноликов», а также букв и цифр посредством легко стирающегося водного маркера.

Выступы (3) имеют ширину 2-4 мм, высоту 1-2 мм и расположены по периметрам обоих сторон основания (1), а также на их поверхностях.

Таким образом, формирующие ячейки-углубления (4) выступы (3) обеспечивают реализацию следующих функций:

а) облегчают процесс вписывания водным маркером в ячейки-углубления (4) символов за счет того, что вписывание происходит строго в границах выступов (3), благодаря чему, проведение занятий с «тренажером-пластиной» становится доступным для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук;

б) придают дополнительную жесткость основанию (1) «тренажера-пластины».

При этом высота выступов (3) не препятствует удалению символов, вписанных маркером в ячейки-углубления (4), посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров;

Сформированные выступами (3) ячейки-углубления (4) расположены на обоих сторонах основания (1) одинаково в виде горизонтальных и вертикальных рядов с одинаковым количеством ячеек-углублений (4) в каждом ряду (см. фиг. 1).

Общее количество ячеек-углублений (4) на обоих сторонах основания (1) может составлять 18 штук (по 9 ячеек-углублений на каждой стороне) или 32 штуки (по 16 ячеек-углублений на каждой стороне).

Таким образом, ячейки-углубления (4), расположенные на обоих сторонах основания (1) образуют единое игровое поле для игры в «Крестики-нолики», обеспечивающее возможность проведения занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники.

Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (4), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1) «тренажера-пластины».

Для хранения и переноски «тренажера-пластины» используется чехол (на фигурах не показан), выполненный их пластика или тканевого материала.

Работа с «Тренажером-пластиной для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» осуществляется следующим образом.

Перед началом занятия по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения данных процессов.

Далее один из больных, удерживая «тренажер-пластину» рукой с нарушением движения за одну из ручек (2), вписывает легко стирающимся водным маркером изображение «крестика» в одну из ячеек-углублений (4), расположенную на одной из сторон основания (1).

После этого «тренажер-пластина» передается другому больному, который берет его рукой с нарушением движений (восстановление двигательных функций руки) за другую ручку (2) и осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), вписывая изображение «нолика» в другую ячейку-углубление (4), которая может быть расположена на любой из двух сторон основания (1).

Таким образом, в ходе занятия «тренажер-пластина» постоянно передается от одного больного к другому больному (восстановление двигательных функций руки), каждый из которых берет его рукой и удерживает (восстановление двигательных функций руки) за одну из ручек (2).

При этом, перед каждым новым ходом (восстановление интеллектуальной деятельности), больные вынуждены совершать рукой с «тренажером-пластиной» различные движения (восстановление двигательных функций руки), позволяющие увидеть обе стороны основания (1) с ячейками-углублениями (4), в которые вписаны символы в виде «крестиков» и «ноликов».

А, перед вписыванием каждого символа, больному необходимо придать основанию (1) «тренажера-пластины» положение, которое обеспечивают возможность вписывания символа в ячейку-углубление (4).

Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из четырех «крестиков» или «ноликов», которые могут быть расположены на обоих сторонах основания (1), или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.

Наряду с традиционными правилами игры в «Крестики-нолики», в ходе занятий с «тренажером-пластиной» могут использоваться и другие правила.

После завершения игры, все изображения «крестиков» и «ноликов», вписанные больными в ячейки-углубления (4), удаляются губкой для стирания водных маркеров.

В случае, если проводимое с «тренажером-пластиной» занятие направлено на восстановление двигательных функций рук и пространственной памяти, специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения данных процессов. При этом один из больных группы назначается специалистом формирующим задание, а другой больной - выполняющим задание.

Далее, больной формирующий задание, удерживая «тренажер-пластину» рукой с нарушением движения за одну из ручек (2), вписывает водным маркером в ячейки-углубления (4) каждой стороны основания (1) символы в виде букв или цифр, количество которых задается специалистом и составляет от 2 до 8 символов.

При этом, в ходе данной деятельности больной вынужден осуществлять рукой с «тренажером-пластиной» различные движения (восстановление двигательных функций руки), придающие основанию (1) положения, которые обеспечивают возможность вписывания символов в ячейки-углубления (4), расположенные на разных сторонах основания (1).

После этого «тренажер-пластина» передается больному, выполняющему задание, который в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает расположение символов (восстановление пространственной памяти), вписанных в ячейки-углубления (4) обоих сторон основания (1).

При этом, в ходе данной деятельности, больной вынужден осуществлять различные движения рукой с «тренажером-пластиной» (восстановление двигательных функций руки), обеспечивающие возможность видеть символы, расположенные в ячейках-углублениях (4) на разных сторонах основания (1).

Далее больной, выполняющий задание, должен попытаться воспроизвести запоминаемые символы (восстановление пространственной памяти) в заранее нарисованной или напечатанной квадратной таблице, количество ячеек которой соответствует количеству ячеек-углублений (4) одной стороны основания (1). При этом больной вписывает в одну ячейку таблицы два символа, если они находились в ячейках-углублениях (4), расположенных на разных сторонах основания (1).

После выполнения задания осуществляется проверка правильности его выполнения. Затем больной, формирующий задание, и больной, выполняющий задание, меняются ролями и вышеописанная последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз.

Таким образом, в ходе занятия по восстановлению пространственной памяти «тренажер-пластина» постоянно передается (восстановление двигательных функций руки) от одного больного к другому больному, каждый из которых берет и удерживает его (восстановление двигательных функций руки) за одну из ручек (2).

При этом, каждый больной вынужден осуществлять рукой с нарушением движений различные движения (восстановление двигательных функций руки), позволяющие вписывать в ячейки-углубления (4) различные символы или видеть ранее вписанные символы в ячейках-углублениях (4), расположенных на разных сторонах основания (1).

После освоения работы с «тренажером-пластиной» под руководством специалиста, больные получают возможность проведения самостоятельных занятий как в условиях клиники, так и после выписки, в домашних условиях.

Наряду с использованием «тренажера-пластины» для занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники, он может найти широкое применение в следующих случаях:

а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти;

б) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;

в) в качестве развивающего тренажера интеллектуальной деятельности и пространственной памяти для здоровых детей;

г) в качестве оригинального игрового устройства, реализующего новый вариант игры «Крестики-нолики».

Таким образом, «тренажер-пластина» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая лежачих больных, а также больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.

Заявляемый «тренажер-пластина» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных тренинг.

Реферат

Полезная модель «Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга.Полезная модель содержит выполненное из пластика основание (1), представляющее собой пластину квадратной формы, по двум противоположным углам которой выполнены одинаковые ручки (2), а с обеих сторон основания (1) выполнены горизонтальные и вертикальные прямолинейные выступы (3) одинаковой ширины и высоты, которые формируют на поверхностях основания (1) одинаковые по размерам ячейки-углубления (4) квадратной формы, которые расположены в виде горизонтальных и вертикальных рядов с одинаковым количеством ячеек-углублений (4) в каждом ряду.Таким образом, «тренажер-пластина» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая лежачих больных, а также больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявляемый «тренажер-пластина» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных тренинг.

Формула

1. Тренажер-пластина для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук, интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники, характеризующийся тем, что содержит выполненное из пластика основание, представляющее собой пластину квадратной формы, по двум противоположным углам которой выполнены одинаковые ручки, а с обеих сторон основания выполнены горизонтальные и вертикальные прямолинейные выступы одинаковой ширины и высоты, которые формируют на поверхностях основания одинаковые по размерам ячейки-углубления квадратной формы, которые расположены в виде горизонтальных и вертикальных рядов с одинаковым количеством ячеек-углублений в каждом ряду.
2. Тренажер-пластина по п. 1, отличающийся тем, что размер стороны основания составляет 60-100 мм.
3. Тренажер-пластина по п. 1, отличающийся тем, что ручки имеют коническую формы длиной 80-100 мм.
4. Тренажер-пластина по п. 1, отличающийся тем, что высота выступов равна 1-2 мм.
5. Тренажер-пластина по п. 1, отличающийся тем, что ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.
6. Тренажер-пластина по п. 1, отличающийся тем, что общее количество ячеек-углублений на обеих сторонах основания может составлять 18 или 32 штуки.

Патенты аналоги

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61H99/00 G09B1/00 G09B19/00

МПК: A61H99/00

Публикация: 2019-05-06

Дата подачи заявки: 2019-01-14

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам