Код документа: RU194322U1
Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.
Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организации, используемые в ходе занятий с больными, имеющими нарушения различных психических или двигательных функций.
Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).
Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использование социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических и двигательных функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных в период их нахождения в неврологической клинике.
Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).
Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер, 1997).
Использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительных занятий при работе над восстановлением различных психических функций, включая интеллектуальную деятельность, а также и двигательных функций, включая мелкую моторику пальцев рук больных неврологической клиники.
Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук (Википедия. Свободная энциклопедия, Мелкая моторика, найдено 10.11.2019 г. в сети интернет по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика).
Для восстановления мелкой моторики пальцев рук у больных неврологической клиники используются различные упражнения, основывающиеся на перебирании различных мелких предметов, например, рассыпанной фасоли, гороха, камней (Упражнения для мелкой моторики рук после инсульта, найдено 10.11.2019 г. в сети интернет по адресу http://bermen.ru/uprazhnenija-dlja-melkoj-motoriki-ruk-posle/).
Однако данные упражнения для восстановления мелкой моторики имеют серьезный недостаток, заключающийся в их монотонности и рутинности, которые способствуют повышенной утомляемости больных и снижают интерес к проводимым занятиям.
Поэтому, в настоящее время для занятий по восстановлению мелкой моторики у больных неврологической клиники используются различные устройства, обеспечивающие включение кистей и пальцев руки в разнообразные движения, связанные с более привлекательной и интересной для больных игровой деятельностью, например, игрой в «Крестики-нолики», которая также способствует и восстановлению интеллектуальной деятельности неврологических больных.
Так, из существующего уровня техники известно устройство «Решетчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (Патент RU 186124 U1 от 09.01.2019 г.).
Данное устройство представляет собой выполненное из пластика квадратное игровое поле, содержащее 9, 16, 25 или 36 одинаковых по размеру сквозных ячеек-вырезов квадратной формы, предназначенных для размещения в них игровых элементов в ходе игры «Крестики-нолики».
При проведении занятий с данным устройством, в качестве игровых элементов может использоваться множество разнообразных предметов типа зерен различных растений (фасоли, гороха и др.), разных металлических предметов (монет, гаек и др.), различных видов пластиковой посуды (кофейных чашек, стаканчиков и др.) и различных других предметов.
Данное устройство обеспечивает возможность одновременного восстановления мелкой моторики и интеллектуальной деятельности за счет того, что в качестве метода, направленного на восстановления интеллектуальной деятельности, используется традиционная игра «Крестики-нолики», а в качестве метода, направленного восстановление мелкой моторики используется работа с различными предметами, которые больные должны брать пальцами рук и размещать в ячейках-вырезах игрового поля.
Недостатком данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники является отсутствие возможности использования ряда широко распространенных бытовых предметов - пишущих инструментов (ручек, карандашей, фломастеров и др.) вследствие того, что они имеют удлиненную форму и не могут быть размещены в ячейках-вырезах.
При этом, навыки использования пишущих инструментов упрочены у большинства больных неврологической клиники, поэтому их использование в ходе восстановительных занятий будет способствовать повышению эффективности восстановления мелкой моторики.
Также, из существующего уровня техники известно устройство «Настольный тренажер для самостоятельных домашних занятий по восстановлению мелкой моторики и зрительно-пространственной памяти у неврологических больных» (Патент RU 184498 U1 от 29.10.2018 г.).
Данное устройство основано на использовании пишущих инструментов (карандашей, фломастеров) разного цвета и состоит из основания с рядом отверстий, предназначенных для размещения и фиксации пишущих инструментов, которые больной должен установить по памяти в соответствии с изображением на рабочей карточке.
Недостатками данного устройства при его использовании для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники являются:
а) данное устройство не предназначено для использования в ходе групповых занятий;
б) данное устройство не предназначено для использования в ходе занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности;
в) необходимость использования дополнительных элементов типа рабочих карточек.
С целью преодоления недостатков вышеперечисленных устройств разработан «Игровой тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» (далее по тексту «Игровой тренажер»).
Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются:
а) обеспечение возможности использования в ходе занятий в качестве игровых элементов различных пишущих инструментов (ручек, карандашей и др.), навыки использования которых упрочены у большинства неврологических больных;
б) выполняемые больными действия должны быть одновременно направлены как на восстановление мелкой моторики, так и на восстановление интеллектуальной деятельности;
в) простота конструкции «Игрового тренажера», способствующая его широкому внедрению в практику работы с больными неврологической клиники;
г) снижение себестоимости «Игрового тренажера» за счет отсутствия необходимости изготовления специальных игровых элементов, в качестве которых используется существующие пишущие инструменты.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей «Решетчатого тренажера для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники», обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Игрового тренажера», обеспечивающих возможность использования в качестве игровых элементов различных пишущих инструментов, навыки использования которых упрочены у большинства больных неврологической клиники.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Игровой тренажер» содержит пластиковый корпус, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, верхняя и нижняя грани которого имеют форму квадратов, а внутри корпуса выполнены перегородки одинаковой толщины, расположенные параллельно стенкам корпуса и формирующие одинаковые сквозные ячейки-углубления квадратного сечения, предназначенные для размещения в них игровых элементов; при этом ячейки-углубления расположены параллельными рядами, количество ячеек-углублений в каждом из которых равно количеству рядов, а по наружному периметру верхней части корпуса выполнен ободок.
В предпочтительном варианте «Игрового тренажера» количество ячеек-углублений может составлять девять, шестнадцать, двадцать пять, тридцать шесть или сорок девять штук.
В предпочтительном варианте «Игрового тренажера» в качестве игровых элементов используются различные виды пишущих инструментов типа ручек, карандашей, фломастеров.
Сущность полезной модели «Игровой тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:
на фиг. 1 - вид «Игрового тренажера» сверху;
на фиг. 2 - вид «Игрового тренажера» сбоку;
на фиг. 3 - сечение А-А.
Заявленный «Игровой тренажер» (см. фиг. 1-3) представляет собой пластиковый корпус (1), внутри которого выполнены перегородки (2), формирующие одинаковые сквозные ячейки-углубления (3) квадратного сечения, которые предназначены для размещения в них игровых элементов в виде различных пишущих инструментов (ручек, карандашей, фломастеров и др.) в ходе проводимых занятий.
Указанные ниже размеры данного конкретного «Игрового тренажера» не являются признаками сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.
Корпус (1) «Игрового тренажера» имеет форму прямоугольного параллелепипеда, у которого верхняя и нижняя грани имеют форму квадратов, с размером стороны 70-150 мм а боковые грани, являющиеся стенками корпуса (1) имеют форму прямоугольников.
Высота корпуса (1) «Игрового тренажера» равна 30-80 мм, а толщина стенок составляет 3-6 мм.
Выполненные внутри корпуса (1) перегородки (2) расположены параллельно стенкам корпуса (1) и формируют сквозные ячейки-углубления (3) которые расположены параллельными рядами, количество ячеек-углублений (3) в каждом из которых равно количеству рядов.
Толщина перегородок (2) между ячейками-углублениями (3) одинакова и составляет 2-4 мм.
Количество ячеек-углублений (3) в корпусе (1) «Игрового тренажера» может составлять девять (3 ряда по 3 ячейки-углубления (3) в каждом ряду), шестнадцать (4 ряда по 4 ячейки-углубления (3) в каждом ряду), двадцать пять (5 рядов по 5 ячеек-углублений (3) в каждом ряду), тридцать шесть (6 рядов по 6 ячеек-углублений (3) в каждом ряду) или сорок девять (7 рядов по 7 ячеек-углублений (3) в каждом ряду) штук.
Таким образом, ячейки-углубления (3) за счет своих конструктивных особенностей обеспечивают реализацию следующих функций:
а) образуют игровое поле, предназначенное для игры в «Крестики-нолики» с использованием игровых элементов, в качестве которых используются пишущие инструменты;
б) после окончания игры, позволяют легко и быстро удалять игровые элементы из ячеек-углублений (3), путем подъема корпуса (1) «Игрового тренажера».
По наружному периметру верхней части корпуса (1) выполнен ободок (4) шириной 6-10 мм, высотой 5-8 мм, который выполняет следующие функции:
а) придает дополнительную жесткость корпусу (1) «Игрового тренажера»;
б) предотвращает выскальзывание из рук больного корпуса (1) «Игрового тренажера» при его подъеме для одновременного удаления всех игровых элементов.
В качестве игровых элементов, для проведения занятий с «Игровым тренажером» используются различные пишущие инструменты: ручки, карандаши, фломастеры и др.
Используемые в качестве игровых элементов пишущие инструменты должны разделяться на две равные группы, различаясь каким-либо внешним признаком, например, ручки и карандаши или ручки синего и красного цвета, которые выполняют функцию «крестиков» и «ноликов».
Наряду с пишущими инструментами, в качестве игровых элементов могут дополнительно использоваться и другие бытовые предметы, имеющие удлиненную форму, например пластиковые ложки и вилки, выполняющие функцию «крестиков» и «ноликов».
Работает «Игровой тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» следующим образом.
Перед началом проведения курса восстановительных занятий специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения мелкой моторики, а по возможности и интеллектуальной деятельности.
В начале занятия специалист располагает «Игровой тренажер» на поверхности стола и выдает каждому больному необходимое количество игровых элементов, например, карандаши синего цвета, обозначающие «крестики», и красного цвета, обозначающие «нолики».
После получения игровых элементов, один из больных берет пальцами руки карандаш синего цвета, обозначающий «крестик», и размещает его (восстановление мелкой моторики) в одной из ячеек-углублений (3) корпуса (1) «Игрового тренажера», после чего другой больной осуществляет следующий ход (восстановление интеллектуальной деятельности), беря пальцами руки карандаш красного цвета, обозначающий «нолик» и размещая его (восстановление мелкой моторики) в другой ячейке-углублении (3) и т.д.
При этом все действия, связанные с захватом, удержанием и установкой игровых элементов в ячейки-углубления (3) выполняются каждым больным рукой с нарушением мелкой моторики.
Игра завершается победой одного из больных, который в соответствии с правилами игры «Крестики-нолики», составил ряд из определенного количества одинаковых игровых элементов, расположенных в квадратных ячейках-углублениях (3), или в ничью, когда составить ряд не удалось ни одному из больных.
После окончания игры, все игровые элементы удаляются из ячеек-углублений (3) посредством подъем «Игрового тренажера», удерживаемого за стенки корпуса (1) ниже ободка (4), предотвращающего выскальзывание корпуса (1) из рук больного.
После освоения работы с «Игровым тренажером» под руководством специалиста, больные получают возможность проведения самостоятельных групповых занятий, как в условиях клиники, так и после выписки, в домашних условиях.
Эффективность использования «Игрового тренажера» в ходе занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности связана с тем, что больные получают возможность выполнения действий с игровыми элементами в виде привычных пишущих инструментов, которые включены в процесс активной игровой деятельности, обеспечивающей поддержание интереса к занятиями и способствующей восстановлению интеллектуальной деятельности.
Наряду с этим, эффективность «Игрового тренажера» связана и с тем, что в процесс занятий включаются социальные факторы воздействия на психическую сферу больных через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность. Кроме этого, важное значение имеют то что, в случае недостатка мотивации к занятиям у одного больного, происходит его побуждение к занятиям со стороны другого больного.
Наряду с занятиями по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники, «Игровой тренажер» может эффективно использоваться в следующих случаях:
а) при проведении занятий по восстановлению мелкой моторики рук, нарушенной вследствие различных других заболеваний, например, травм, последствий хирургических операций и др.;
б) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования мелкой моторики и интеллектуальной деятельности;
в) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;
г) в качестве развивающей игры, способствующей развитию и тренировке интеллектуальной деятельности у здоровых детей;
д) в качестве оригинального сувенирного изделия, предназначенного для игры в «Крестики-нолики» посредством использования различных пишущих инструментов.
Таким образом, «Игровой тренажер» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности с использованием различных пишущих инструментов: ручек, карандашей, фломастеров, навыки использования которых упрочены у большинства больных неврологической клиники.
Использование «Игрового тренажера» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных нейропсихологический тренинг.
Полезная модель «Игровой тренажер для групповых занятий по восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит пластиковый корпус (1), имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, верхняя и нижняя грани которого имеют форму квадратов, а внутри корпуса (1) выполнены перегородки (2) одинаковой толщины, расположенные параллельно стенкам корпуса (1) и формирующие одинаковые сквозные ячейки-углубления (3) квадратного сечения, предназначенные для размещения в них игровых элементов; при этом ячейки-углубления (3) расположены параллельными рядами, количество ячеек-углублений (3) в каждом из которых равно количеству рядов, а по наружному периметру верхней части корпуса (1) выполнен ободок (4).Таким образом, «Игровой тренажер» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения групповых занятий по одновременному восстановлению мелкой моторики и интеллектуальной деятельности с использованием различных пишущих инструментов: ручек, карандашей, фломастеров, навыки использования которых упрочены у большинства больных неврологической клиники.Использование «Игрового тренажера» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в привлекательный и интересный для больных нейропсихологический тренинг.