Код документа: RU205713U1
Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.
Пространственное восприятие и пространственная память являются взаимосвязанными психическими процессами, обеспечивающими отражение пространственных характеристик окружающего мира.
Пространственное восприятие представляет собой способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение (Википедия. Психология восприятия пространства, https://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_восприятия_пространства).
Пространственная память представляет собой один из видов памяти, направленный на запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов (Национальная психологическая энциклопедия. Пространственная память, http://vocabulary.ru/termin/prostranstvennaja-pamjat.html).
Пространственное восприятие и пространственная память нарушаются при различных неврологических заболеваниях головного мозга, связанных в первую очередь с поражением третичных теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.
Для занятий по восстановлению нарушенного пространственного восприятия используются различные печатные тренажеры, содержащие упражнения, среди которых широко распространенными и эффективными являются упражнения, основывающиеся на выполнении различных действий с изображениями разверток куба.
Эффективность данных упражнений связана с тем, что выполнение упражнений с разверткой куба требуют от занимающихся мысленной трансформации плоской развертки куба в объемный трехмерный куб, что способствует восстановлению нарушенного пространственного восприятия.
Так, известен печатный тренажер, на страницах которого представлены изображения разверток куба, в квадратах которых содержатся различные изображения (животных, геометрических фигур, цифр), а рядом с разверткой куба расположено несколько вариантов изображений кубов (с аналогичными изображениями на гранях), из которых занимающийся должен выбрать куб, соответствующий представленной развертке куба (Дмитриева В.Г. 1000 упражнений для развития логики, внимания, памяти. Для детей от 3 до 6 лет, - Москва: Издательство АСТ, 2017, стр.77, 91, 158).
Недостатками данного печатного тренажера при его использовании для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных являются
а) данный тренажер не предназначен для занятий по восстановлению пространственной памяти;
б) недостаточное количество содержащегося в данном печатном тренажере рабочего материала для проведения длительных восстановительных курсов;
в) отсутствие возможности изменения степени сложности заданий;
г) содержащиеся в данном печатном тренажере изображения предназначены для занятий с детьми от 3 до 6 лет и поэтому могут вызывать отрицательные эмоции у взрослых больных.
Наряду с печатными тренажерами, для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти используются также различные устройства.
Так, из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках» (Патент RU 192207 U1 от 06.09.2019 г.).
Конструктивно данное устройство представляет собой закрепленное на ручке квадратное основание, на обеих сторонах которого выполнены квадратные ячейки-углубления.
В ходе занятий с данным устройством один из больных вписывает различные изображения в ячейки-углубления на одной из сторон основания, после чего другой больной запоминает данные изображения, и по памяти вписывает их в ячейки-углубления на другой стороне основания.
Недостатками данного устройства при его использовании для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных являются:
а) данное устройство не предназначено для занятий по восстановлению пространственного восприятия;
б) необходимость постоянно передавать устройство в процессе занятий от одного больного к другому;
в) необходимость удерживания устройства в процессе занятий за ручку;
г) данное устройство не позволяет применять методы, основанные на использовании развертки куба.
Также из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-тарелка для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 190980 U1 от 18.07.2019 г.).
Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковую тарелку на днище которого выполнены шестиугольные ячейки-углубления, предназначенные для вписывания различных изображений в ходе проводимых занятий.
Для занятий с данным устройством используется комплект рабочих карточек, содержащих задания на пространственное восприятие и пространственную память.
Недостатками данного устройства при его использовании для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных являются:
а) работа с данным устройством возможна только методами, основанными на использовании рабочих карточек;
б) данное устройство не позволяет применять методы, основанные на использовании развертки куба.
С целью преодоления недостатков вышеперечисленных тренажеров и устройств, а также расширения арсенала устройств, предназначенных для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных разработан «Тренажер-развертка куба для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных» (далее по тексту «Тренажер-развертка куба»).
Задачами, на решение которых направлено заявленное техническое решение являются
а) обеспечение возможности проведения с неврологическими больными занятий, направленных как на восстановление пространственного восприятия, так и на восстановление пространственной памяти;
б) обеспечение возможности проведения восстановительных занятий методами, основанными на использовании развертки куба;
в) поддержание интереса больных к процессу занятий за счет использования нового устройства;
г) обеспечение возможности проведения занятий различными методами, основанными как на использовании рабочих карточек, так и без их использования;
д) обеспечение возможности использования «Тренажера-развертки куба» неограниченное количество раз за счет того, что графические действия выполняются на его поверхностях посредством легко стирающегося водного маркера;
е) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что ячейки «Тренажера-развертки куба» выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
ж) простота конструкции «Тренажера-развертки куба», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение арсенала устройств, предназначенных для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, способствующее поддержанию интереса больных к процессу занятий и обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Тренажера-развертки куба», обеспечивающих возможность проведения продолжительных курсов занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти методами, основанными на использовании развертки куба.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Тренажер-развертка куба» содержит плоское пластиковое основание, имеющее форму развертки куба, которая состоит из шести одинаковых квадратов, в каждом из которых на лицевой и оборотной поверхностях основания выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления одинаковой глубины, выполненные с возможностью вписывания различных изображений водным маркером.
В предпочтительном варианте «Тренажера-развертки куба» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.
Сущность полезной модели «Тренажер-развертка куба для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг.1 - общий вид «Тренажера-развертки куба»;
На фиг.2 - сечение А-А;
На фиг.3 - 6 - примеры рабочих карточек для занятий с «Тренажером-разверткой куба».
Заявленный «Тренажер-развертка куба» (см. фиг.1, 2) представляет собой плоское пластиковое основание (1), имеющее форму развертки куба, которая состоит из шести одинаковых квадратов, в каждом из которых на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2), предназначенные для вписывания легко стирающимся водным маркером различных изображений: символов (букв, цифр), геометрических фигур, разнонаправленных стрелок и др. в ходе проводимых занятий.
Развертка куба - это изображение его оболочки, позволяющее видеть куб со всех сторон. Развертка куба состоит из шести одинаковых квадратов, а общее количество возможных вариантов развертки куба составляет одиннадцать видов (Интернет-сайт «Старт в науке». Куб и его развертки, найдено 25.04.2021 г. в сети интернет по адресу https://science-start.ru/ru/article/view?id=1223).
Таким образом, основание (1) может иметь форму любого из возможных вариантов развертки куба (Франц Герман. О развертках куба, найдено 25.04.2021 г.в сети интернет по адресу http://new-idea.kulichki.net/pubfiles/100523103002.pdf).
Указанные ниже размеры данного конкретного «Тренажера-развертки куба» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.
Длина сторона каждого квадрата, составляющего основание (1) «Тренажера-развертки куба», равна 20-50 мм, а толщина основания (1) составляет 4-8 мм.
Выполненные на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) ячейки-углубления (2) отделены друг от друга и от краев основания (1) перемычками шириной 2-6 мм.
Все ячейки-углубления (2) имеют одинаковую глубину, которая составляет 1-2 мм.
Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (2), которые выполнены ниже поверхностей основания (1), обеспечивают реализацию следующих функций:
а) облегчают процесс вписывания в них изображений для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук;
б) защищают от стирания изображения, вписанные в ячейки-углубления (2) на лицевой поверхности основания (1), при переворачивании «Тренажера-развертки куба» в процессе занятия.
При этом небольшая глубина ячеек-углублений (2) не препятствует удалению вписанных в них водным маркером изображений, посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.
Для обеспечения удобства подъема «Тренажера-развертки куба» с поверхности рабочего стола, на торцевой поверхности основания (1) может быть выполнено ушко (3) со сквозным отверстием, в которое может быть установлено металлическое кольцо.
"Ушко - приспособление сбоку у различных предметов для более удобного их подъема, держания, подвешивания и т.п." (Толковый словарь русского языка Ефремовой. Значение слова ушко, найдено 25.04.2021 г.в сети интернет по адресу https://www.efremova.info/word/ushko.html#.XkdSQxtn3IU).
Толщина ушка (3) на 2-4 мм меньше толщины основания (1), ширина составляет 8-12 мм, а диаметр сквозного отверстия равен 4-8 мм.
Для удобства подъема и удерживания «Тренажера-развертки куба» при его переворачивании, на торцевых поверхностях основания (1) могут быть выполнены насечки (на фигурах не показаны) глубиной 0,5-1 мм, предотвращающие выскальзывание «Тренажера-развертки куба» из рук больного.
Для удобства занятий больных с «Тренажером-разверткой куба» на одну из ячеек-углублений (2) лицевой поверхности основания (1) нанесена (например, темной краской) метка (4), которая может быть выполнена, например, в виде круга.
Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (2), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1).
Для проведения занятий с «Тренажером-разверткой куба» используется методическое пособие, включающее в себя двухсторонние рабочие карточки (5) с изображениями разверток куба в виде шести квадратов, в которых расположены различные изображения: символов (букв, чисел) (см. фиг.3, 4), геометрических фигур (см. фиг.5), разнонаправленных стрелок (см. фиг.6) и др.
При этом на одном из квадратов изображения развертки куба расположено изображение метки, аналогичное метке (4) на одной из ячеек-углублений (2) основания (1) «Тренажера-развертки куба».
Степень сложности каждой рабочей карточки (5) зависит от
а) общего количества изображений, расположенных в квадратах изображения развертки куба, например, если в квадратах развертки содержится по одному символу (букве) (см. фиг.3), то она является более простой по сравнению с разверткой куба, содержащей двузначные числа (см. фиг.4);
б) особенностей изображений, например, если в квадратах изображения развертки куба содержатся изображения геометрических фигур (см. фиг.5), то она является более простой по сравнению с разверткой куба, содержащей изображения разнонаправленных стрелок (см. фиг.6).
Для обеспечения разнообразия заданий, изображения разверток куба представлены на рабочих карточках (5) в различных вариантах (Развертки куба, найдено 25.04.2021 г.в сети интернет по адресу http://uslide.ru/images/12/18852/960/img15.jpg).
Работа с полезной моделью «Тренажер-развертка куба для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных» осуществляется следующим образом.
Перед началом занятия по восстановлению пространственного восприятия, специалист выбирает рабочую карточку (5), степень сложности которой соответствует степени нарушения пространственного восприятия больного.
После этого больной, глядя на используемую рабочую карточку (5) копирует изображения, содержащиеся в квадратах изображения развертки куба путем вписывания их водным маркером в ячейки-углубления (2) основания (1) «Тренажера-развертки куба».
После завершения выполнения задания, специалист осуществляет проверку правильности его выполнения, после чего все изображения, вписанные в ячейки-углубления (2) основания (1) удаляются губкой для стирания водных маркеров.
Далее вышеописанная последовательность действий повторяется с другой рабочей карточкой (5).
Наряду с вышеописанным методом, занятия по восстановлению пространственного восприятия с использованием «Тренажера-развертки куба» могут осуществляться другим методом, без применения рабочих карточек (5).
В данном случае специалист рисует в рабочей тетради больного изображение развертки куба (которая не совпадает с формой основания (1) «Тренажера-развертки куба»), в квадраты которой вписывает различные изображения: символов (букв, цифр), геометрических фигур, разнонаправленных стрелок и др. после чего больной копирует данные изображения путем вписывания их в соответствующие ячейки-углубления (2) «Тренажера-развертки куба».
Перед началом занятия по восстановлению пространственной памяти, специалист выбирает рабочую карточку (5), степень сложности которой соответствует степени нарушения пространственной памяти больного.
Далее больной в течение заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает расположение изображений в квадратах изображения развертки куба, после чего закрывает чем-либо (например, листком бумаги) используемую рабочую карточку (5).
После этого больной, по памяти вписывает водным маркером запомненные им изображения в соответствующие ячейки-углубления (2) основания (1) «Тренажера-развертки куба».
В случае возникновения у больного затруднений при вписывании изображений, специалист может повторно предъявить больному на короткое время используемую рабочую карточку (5).
После завершения выполнения задания, специалист осуществляет проверку правильности его выполнения, после чего все изображения, вписанные больным в ячейки-углубления (2) основания (1) удаляются губкой для стирания водных маркеров.
Далее вышеописанная последовательность действий повторяется с другой рабочей карточкой (5).
Наряду с вышеописанным методом, занятия по восстановлению пространственной памяти с использованием «Тренажера-развертки куба» могут осуществляться другим методом, основанном на использовании оборотной стороны основания (1).
В данном случае специалист вписывает водным маркером в отдельные ячейки-углубления (2) лицевой поверхности основания (1) «Тренажера-развертки куба» различные изображения: символов (букв, цифр), геометрических фигур, разнонаправленных стрелок и др.
После этого больной, в течение заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает выписанные в ячейки-углубления (2) изображения и их месторасположение, после чего переворачивает «Тренажер-развертку куба» и пытается воспроизвести запомненные им изображения, вписывая их по памяти в соответствующие ячейки-углубления (2) на оборотной поверхности основания (1).
В случае возникновения затруднений, больной, может на короткое время перевернуть «Тренажер-развертку куба», получив таким образом подсказку.
Проверка правильности выполнения задания осуществляется специалистом путем сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления (2) на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) «Тренажера-развертки куба».
Далее, все вписанные в ячейки-углубления (2) изображения удаляются губкой для стирания водных маркеров, после чего «Тренажер-развертка куба» может быть использован для дальнейшей работы.
Наряду со вписыванием изображений в ячейки-углубления (2), занятия по восстановлению пространственной памяти с использованием «Тренажера-развертки куба» могут осуществляться другим методом, основанном на выделении специалистом ячеек-углублений (2) на лицевой поверхности основания (1) маркерами разного цвета, с последующим запоминанием больным их месторасположения и выделением по памяти маркерами аналогичных цветов соответствующих ячеек-углублений (2) на оборотной поверхности основания (1).
Наряду с занятиями по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, «Тренажер-развертка куба» может эффективно использоваться в следующих случаях:
а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования пространственного восприятия и пространственной памяти;
б) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;
в) в качестве развивающей игры, направленной на развитие и тренировку пространственного восприятия и пространственной памяти у здоровых детей.
Таким образом, «Тренажер-развертка куба» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения продолжительных курсов занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти с широким контингентом неврологических больных, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.
Заявленный «Тренажер-развертка куба» вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.
Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Тренажер-развертка куба» может найти широкое применение в клинической практике.
Полезная модель «Тренажер-развертка куба для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит плоское пластиковое основание (1), имеющее форму развертки куба, которая состоит из шести одинаковых квадратов, в каждом из которых на лицевой и оборотной поверхностях основания (1) выполнены одинаковые квадратные ячейки-углубления (2) одинаковой глубины, выполненные с возможностью вписывания различных изображений водным маркером.Таким образом, «Тренажер-развертка куба» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает проведения продолжительных курсов занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти с широким контингентом неврологических больных, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук.Заявленный «Тренажер-развертка куба» вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Тренажер-развертка куба» может найти широкое применение в клинической практике.
Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках
Игровой пятисекционный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности
Игровой ступенчатый тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники
Прямоугольная фишка с прямоугольными ячейками для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти
Тренажер-цифра для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти
Игровой шестигранный тренажер для групповых занятий по восстановлению двигательных функций рук и интеллектуальной деятельности у больных неврологической клиники