Код документа: RU192207U1
Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники.
Важное значение для эффективности восстановительного обучения играют формы его организация, используемые в ходе занятий с больными неврологической клиники, имеющими нарушения различных психических функций.
Методы и формы организации восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, использования влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 81, 82).
Одной из форм организации восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных в ходе их нахождения в неврологической клинике.
Групповые занятия позволяют реализовать прежде всего деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперация, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).
Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997, глава 9).
Использование групповой формы занятий способствует повышению эффективности восстановительного обучения при работе над восстановлением у больных неврологической клиники различных видов памяти, в том числе и зрительно-пространственной памяти.
Как и другие виды памяти человека, зрительно-пространственная память нарушается при органических поражениях головного мозга, вызванных различными неврологическими заболеваниями.
В настоящее время для занятий по восстановлению нарушенной зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники используются различные устройства и тренажеры.
Так из существующего уровня техники известно «Устройство-тренажер для формирования заданий в ходе занятий по восстановлению зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 169473 U1, опубликовано 21.03.2017 г.).
Конструктивно данное устройство состоит из пластикового корпуса, внутреннее пространство которого разделено на ячейки в каждой из которых расположены четыре светодиода разного цвета, а в верхней части корпуса закреплена рабочая пластина под которой расположена внутренняя полость, в которую закладываются рабочие карточки, содержащие различные изображения (геометрические фигуры, разнонаправленные стрелки), выполненные белым цветом на темном фоне. Скрытые от больного изображениями становятся видимыми на рабочей пластине после того, как они подсвечиваются в случайном порядке светодиодами разного цвета. Больному необходимо запомнить расположение и цвет каждой геометрической фигуры, а после отключения светодиодов, обозначить их маркером на поверхности рабочей пластины по памяти.
Недостатками данного устройства при его использовании в ходе групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках являются:
а) данное устройство не предназначено для использования в ходе групповых занятий по восстановлению зрительно-пространственной памяти;
б) необходимость использования дополнительных элементов в виде рабочих карточек, содержащих задания на запоминание;
в) конструктивная сложность данного устройства, включающего в себя различные электронные компоненты: светодиоды, выключатели, аккумулятор и др.
Также из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер для занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 186679 U1, опубликовано 29.01.2019 г.).
Конструктивно данное устройство состоит из пластикового корпуса тарелкообразной формы, в днище которого выполнены квадратные ячейки-углубления, предназначенные для вписывания в них различных изображений.
В ходе занятий с данным устройством используются рабочие карточки с аналогичными квадратными ячейками, содержащими различные изображения (символы, геометрические фигуры, разнонаправленные стрелки), которые больной должен запомнить и воспроизвести по памяти водным маркером в квадратных ячейках-углублениях.
Недостатками данного устройства при его использовании в ходе групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках являются:
а) данное устройство не предназначено для использования в ходе групповых занятий по восстановлению зрительно-пространственной памяти;
б) необходимость использования дополнительных элементов в виде рабочих карточек, содержащих задания на запоминание.
С целью преодоления вышеперечисленных недостатков разработан «Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках» (далее по тексту «тренажер-квадрат»).
Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:
а) обеспечение возможности проведения групповых занятий по восстановлению зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники методом запоминания изображений в квадратных ячейках;
б) обеспечение возможности проведения групповых занятий, направленных на профилактическую тренировку зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники, у которых нарушение памяти проявляется на данный момент времени в незначительной степени;
в) отсутствие необходимости использования дополнительных элементов в виде рабочих карточек за счет того, что формирование заданий осуществляется непосредственно самими больными;
г) обеспечение возможности проведение занятий для больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук за счет того, что квадратные ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
д) простота конструкции «тренажера-квадрата», способствующая его широкому внедрению в клиническую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей «Тренажера для занятий по восстановлению интеллектуальной деятельности и пространственной памяти у больных неврологической клиники», обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «тренажера-квадрата», позволяющих проводить групповые занятия по по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук, без использования дополнительных элементов в виде рабочих карточек.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «тренажер-квадрат» содержит выполненное из пластика основание квадратной формы, в центре одной из боковых граней которого выполнена пустотелая ручка, а на лицевой и оборотной сторонах основания, по периметру и непосредственно на поверхностях основания, выполнены горизонтальные и вертикальные выступы одинаковой высоты, которые формируют на поверхностях основания одинаковые по размерам и расположению ячейки-углубления квадратной формы в виде горизонтальных и вертикальных рядов с одинаковым количеством ячеек-углублений в каждом ряду; при этом количество ячеек-углублений на каждой из сторон основания одинаково, а на лицевую сторону основания нанесена метка.
В предпочтительном варианте «тренажера-квадрата» количество ячеек-углублений на каждой из сторон основания может составлять: 9 штук, 16 штук, 25 штук или 36 штук.
В предпочтительном варианте «тренажера-квадрата» ячейки-углубления выделены цветом, отличающимся от цвета основания.
В предпочтительном варианте «тренажера-квадрата» метка может быть выполнена в виде кружка.
Сущность полезной модели «Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - общий вид «тренажера-квадрата»;
На фиг. 2 - вид «тренажера-квадрата» со стороны ручки.
Заявляемый «тренажер-квадрат» представляет собой (см. фиг. 1, 2) выполненное из пластика основание (1) квадратной формы, в центре одной из боковых граней которого выполнена пустотелая ручка (2), а на лицевой и оборотной сторонах основания (1) выполнены выступы (3), формирующие ячейки-углубления (4), которые предназначены для вписывания в них различных изображений в виде символов (букв, цифр), геометрических фигур, разнонаправленных стрелок посредством легко стирающегося водного маркера.
Указанные ниже размеры данного конкретного «тренажера-квадрата» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.
Размер стороны основания (1) «тренажера-квадрата» составляет 100-150 мм, а его толщина равна 4-8 мм.
Ручка (2) имеют коническую формы длиной 80-100 мм, с диаметром на конце 20-25 мм и толщиной стенок 2-3 мм.
На лицевой и оборотной сторонах основания (1) выполнены горизонтальные и вертикальные выступы (3), которые формируют на поверхностях основания (1) одинаковые по размерам и расположению ячейки-углубления (4) квадратной формы, виде горизонтальных и вертикальных рядов с одинаковым количеством ячеек-углублений (4) в каждом ряду (см. фиг. 1).
Выступы (3) расположены по периметру лицевой и оборотной сторон основания (1), а также непосредственно на поверхности каждой стороны основания (1) и имеют одинаковую высоту, равную 1-2 мм.
Ширина выступов (3), расположенных по периметру каждой из сторон основания (1) одинакова и составляет 4-6 мм, а ширина выступов (3), расположенных непосредственно на поверхности каждой стороны основания (1) одинакова, и на 2-3 мм меньше ширины выступов (3), расположенных по периметру.
Таким образом, выступы (3), формирующие на поверхностях основания (1) ячейки-углубления (4), обеспечивают реализацию следующих функций:
а) служат границами ячеек-углублений (4) и облегчают процесс вписывания различных изображений в ячейки-углубления (4) больным с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук;
б) придают дополнительную жесткость основанию (1) «тренажера-квадрата».
При этом небольшая высота выступов (3) не препятствует удалению изображений, вписанных водным маркером в ячейки-углубления (4), посредством губки, предназначенной для стирания водных маркеров.
Количество ячеек-углублений (4) на каждой из сторон основания (1) одинаково и может составлять: 9 штук (3 ряда по 3 ячейки-углубления в ряду), 16 штук (4 ряда по 4 ячейки-углубления в ряду), 25 штук (5 рядов по 5 ячеек-углублений в ряду) или 36 штук (6 рядов по 6 ячеек-углублений в ряду).
Для удобства занятий больных с «тренажером-квадратом», на лицевую сторону основания (1) нанесена (например, краской) метка (5), которая может быть выполнена, например, в виде кружка.
Для лучшего восприятия больными ячеек-углублений (4), они выделены цветом (например, посредством краски), отличающимся от цвета основания (1) «тренажера-квадрата».
Работа с «Тренажером-квадратом для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках» осуществляется следующим образом.
Перед началом проведения занятий, специалист формирует группу из двух больных, имеющих примерно одинаковую степень нарушения зрительно-пространственной памяти.
При этом один из больных группы назначается специалистом формирующим задание, а другой больной - выполняющим задание.
Далее, больной, формирующий задание, удерживая «тренажер-квадрат» за ручку (2), вписывает водным маркером в ячейки-углубления (4) лицевой стороны основания (1) изображения в виде символов (букв, цифр), геометрических фигур, разнонаправленных стрелок, общее количество и тип которых задается специалистом.
После этого «тренажер-квадрат» передается больному, выполняющему задание, который в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает выписанные в ячейки-углубления (4) лицевой стороны основания (1) изображения и их пространственное расположение .
Далее больной, выполняющий задание, поворачивает «тренажер-квадрат» лицевой стороной основания (1) вниз, после чего пытается воспроизвести по памяти запомненные им изображения, вписывая их ячейки-углубления (4) оборотной стороны основания (1).
В случае возникновения затруднений, больной, выполняющий задание, может на короткое время повернуть «тренажер-квадрат» лицевой стороной вверх и посмотреть изображения, вписанные в ячейки-углубления (4).
После выполнения задания осуществляется проверка правильности его выполнения путем поворота «тренажера-квадрата» и сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления лицевой и оборотной стороны основания (1).
При необходимости, в ходе проведения проверки повороты «тренажера-квадрата» могут осуществляться несколько раз.
Далее, все вписанные в ячейки-углубления (4) изображения удаляются губкой для стирания водных маркеров, больной, формирующий задание, и больной, выполняющий задание, меняются ролями и вся последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз.
Наряду с вышеописанным методом, групповые занятия могут осуществляться другим методом, основанном на одновременном использовании двух «тренажеров-квадратов».
В данном случае, каждый из больных удерживая «тренажер-квадрат» за ручку (2), вписывает маркером изображения в ячейки-углубления (4) лицевой стороны основания (1), после чего оба больных, в течении заданного специалистом времени (от 20 и более секунд) запоминают вписанные друг другом изображения.
Далее, каждый из больных пытается воспроизвести запомненные из изображения, по памяти, вписывая их маркером в ячейки-углубления (4) оборотной стороны основания (1) используемого «тренажера-квадрата».
Проверка правильности выполнения заданий осуществляется путем сравнения изображений на лицевой стороне «тренажера-квадрата» одного больного и оборотной стороне «тренажера-квадрата» другого больного.
После освоения работы с «тренажером-квадратом» под руководством специалиста, больные получают возможность проведения с ним самостоятельных групповых занятий.
По мере достижения больными положительных результатов в восстановлении зрительно-пространственной памяти происходит усложнение заданий путем:
а) увеличении количества изображений, вписываемых в ячейки-углубления (4) лицевой стороны основания (1);
б) уменьшении времени, в течении которого осуществляется запоминание изображений в ячейках-углублениях (4).
Наряду с занятиями по восстановлению зрительно-пространственной памяти, «тренажер-квадрат» может эффективно использоваться и для профилактической тренировки зрительно-пространственной памяти, главным отличием которой является увеличение количества запоминаемых изображений и уменьшение интервала времени на их запоминание.
Кроме этого «тренажер-квадрат» может использоваться и в ряде других случаев:
а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти;
б) при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста;
в) в качестве развивающей игры, направленной на развитие и тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей;
г) в качестве тренажера памяти для здоровых взрослых людей, желающих совершенствовать зрительно-пространственную память.
Таким образом, «Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук, без использования дополнительных элементов в виде рабочих карточек.
Заявленный «тренажер-квадрат» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных психологический тренинг.
Полезная модель «Тренажер-квадрат для групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти методом запоминания изображений в квадратных ячейках» относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.Полезная модель содержит выполненное из пластика основание (1) квадратной формы, в центре одной из боковых граней которого выполнена пустотелая ручка (2), а на лицевой и оборотной сторонах основания (1), по периметру и непосредственно на поверхностях основания (1), выполнены горизонтальные и вертикальные выступы (3) одинаковой высоты, которые формируют на поверхностях основания (1) одинаковые по размерам и расположению ячейки-углубления (4) квадратной формы в виде горизонтальных и вертикальных рядов с одинаковым количеством ячеек-углублений (4) в каждом ряду; при этом количество ячеек-углублений (4) на каждой из сторон основания (1) одинаково, а на лицевую сторону основания (1) нанесена метка (5).Таким образом, «тренажер-квадрат» за счет своих конструктивных элементов обеспечивает возможность проведения групповых занятий по восстановлению и профилактической тренировке зрительно-пространственной памяти с широким контингентом больных неврологической клиники, включая больных с нарушением мелкой моторики и наличием тремора рук, без использования дополнительных элементов в виде рабочих карточек.Заявленный «тренажер-квадрат» вносит в процесс восстановительных занятий с больными элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных психологический тренинг.