Код документа: RU168331U1
Настоящая полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники.
Нарушение зрительной памяти возникает при поражениях затылочных отделов коры головного мозга вследствие различных неврологических заболеваний.
В настоящее время восстановление нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники относится к наименее разработанным вопросам теории и практики нейропсихологической реабилитации, где имеются лишь общие положения и рекомендации в отношении работы с этим широко распространенным нарушением психической деятельности.
На сегодняшний день одним из эффективных тренажеров для занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники являются выполненные из картона или плотной бумаги печатные карточки, каждая из которых содержит какое-либо изображение предмета или объекта. Данные карточки используются и при проведении нейропсихологической диагностики зрительной памяти (Бизюк А.П., Компедиум методов нейропсихологического исследования, Методическое пособие: - СПб.: Речь, 2005., стр. 279).
Процедура диагностики или восстановления зрительной памяти заключается в том, что пациенту на некоторое время предъявляется группа из 3-7 случайно выбранных карточек с изображениями, которые он должен постараться запомнить. Далее карточки убирают и смешивают с группой других карточек, после чего перед пациентом выкладывается уже большее количество карточек с изображениями, среди которых он должен найти те, которые предъявлялись ему первоначально для запоминания.
Данная процедура повторяется несколько раз. С этой целью специалист выделяет из группы карточек те, которые предъявлялись ему первоначально, снова раскладывает их перед больным для запоминания, затем убирает и смешивает с другими карточками, после чего снова предъявляет данную группу карточек больному для узнавания тех карточек, которые больной запоминал первоначально и т.д.
Недостатками данного тренажера при его использовании в ходе занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники являются:
1. Неудобство работы с карточками для специалиста, которому необходимо каждый раз запоминать изображения предъявляемых больному карточек, так как это требует дополнительных усилий от специалиста, особенно если он проводит ежедневно по несколько занятий.
2. Невозможность использования данного метода для самостоятельных занятий с больными, так как больной не может сам осуществить проверку правильности узнавания карточек, которые он первоначально запоминал.
3. Неудобство работы с карточками, напечатанными на картоне или плотной бумаге, так как их трудно поднимать с горизонтальной поверхности рабочего стола.
4. Сложность проведения самостоятельных занятий для больных с нарушениями движений рук, которым еще более затруднительно брать в руки карточки, поднимая их с горизонтальной поверхности стола.
5. Напечатанные на картоне или плотной бумаге изображения теряют свой внешний вид при использовании в ходе многократных занятий по восстановлению зрительной памяти.
Вариантом вышеописанного тренажера являются печатные карточки, содержащие индивидуализированные изображения, которые также широко применяются в нейропсихологической реабилитации и диагностике (Бизюк А.П., Компедиум методов нейропсихологического исследования, Методическое пособие: - СПб.: Речь, 2005., стр. 84).
В данном случае на печатных карточках изображены предметы или объекты, которые имеют внешнее сходство друг с другом, но отличаются только некоторыми индивидуальными особенностями.
Недостатками данного тренажера при его использовании в ходе занятий восстановления нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники являются все перечисленные выше недостатки.
Однако, работа с данным тренажером для специалиста по восстановительному обучению является еще более затруднительной, так как в ходе занятий с больными ему приходится запоминать не просто изображения предметов и объектов, а изображения схожих по внешнему виду предметов и объектов.
С целью преодоления вышеперечисленных недостатков было разработано устройство «Рамка-карточка для занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники».
Задачами, на решение которой направлено заявляемое техническое решение является:
1) Исключение необходимости специалисту запоминать изображения на предъявляемых больному карточках;
2) Обеспечение возможности самостоятельных занятий больных неврологической клиники за счет возможности легкой и быстрой самопроверки правильности выполнения заданий;
3) Обеспечение возможности самостоятельных занятий больных неврологической клиники с нарушениями движений рук;
4) Повышение долговечности и сохранение внешнего вида используемых в работе карточек.
Данные задачи решается за счет конструктивных элементов заявленной полезной модели, в частности:
1) Наличия задвижки-индикатора, находящегося на задней стороне рамки-карточки и позволяющего путем его установки в определенное положение информировать специалиста или пациента о том, была ли использована данная карточка для первоначального запоминания пациентом;
2) Облегчение подъема карточки с горизонтальной поверхности стола за счет конструкции ее корпуса, имеющего определенную толщину;
3) Повышения долговечности и сохранения внешнего вида карточки, так как печатное изображение помещено в пластиковый корпус и защищено прозрачной пленкой;
4) Возможности объединения нескольких рамок-карточек в цепочку, облегчающую работу с ними больных с нарушениями движений рук.
Техническим результатом заявляемой полезной модели является расширение функциональных возможностей печатной карточки для занятий по восстановлению зрительной памяти за счет конструктивных особенностей устройства, позволяющих осуществлять быструю и легкую проверки правильности выполнения задания больными при занятиях со специалистом и при проведении самостоятельных занятий больных, в том числе и больных с нарушением движений рук.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что полезная модель содержит пластиковый корпус квадратной формы, размерами от 4×4 до 10×10 см, высотой 0,5-0,8 см, на боковой стороне которого имеется паз, в который вставляется бумажная вставка с изображением, закрытая сверху прозрачной пленкой, при этом в центральной части днища корпуса устройства выполнено сквозное окно квадратной формы, а на внутренней поверхности днища корпуса выполнено углубление в 0,2 см, в котором подвижно закреплена выполненная из пластика задвижка-индикатор прямоугольной формы, в центре которой расположен выступ-фиксатор с шероховатой поверхностью, разделяющий ее на две равные части, при этом на нижней части задвижки-индикатора нанесен какой-либо значок в виде символа или геометрической фигуры.
Сущность полезной модели «Рамка-карточка для занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - лицевая сторона рамки-карточки;
На фиг. 2 - вид сбоку рамки-карточки (со стороны паза);
На фиг. 3 - вид сзади рамки-карточки без задвижки-индикатора;
На фиг. 4 - вид задвижки-индикатора сбоку;
На фиг. 5 - вид задвижки-индикатора спереди;
На фиг. 6 - сечение В-В корпуса рамки-карточки по центральной линии;
На фиг. 7 - вид сзади рамки-карточки, когда задвижка-индикатор находится в положении «А»;
На фиг. 8 - вид сзади рамки-карточки, когда задвижка-индикатор находится в положении «Б» (со значком в виде геометрической фигуры или символа).
Рамка-карточка (см. Фиг. 1-3) состоит из пластикового корпуса (1) коробчатой квадратной формы, размерами от 4×4 до 10×10 см, высотой 0,5-0,8 см и толщиной днища 0,3-0,4 см.
На боковой стороне корпуса (1) имеется паз (2), в который вставляется бумажная вставка (3) с изображением (4), закрытая сверху пластиковой прозрачной пленкой (5). Фиксация внутри корпуса (1) бумажной вставки (3) и прозрачной пленки (5) осуществляется за счет имеющихся по периметру корпуса (1) буртиков (13).
Поверхность днища корпуса (1) устройства выполнена шероховатой, позволяющей специалисту или пациенту на ощупь отличать лицевую сторону с изображением (4), над которым расположена гладкая пластиковая пленка (5), от шероховатой поверхности днища корпуса (1).
В центральной части днища корпуса (1) (см. Фиг. 6) устройства выполнен сквозной вырез, представляющий собой окно (6) квадратной формы, размеры сторон которого составляют 20-30 процентов от размера сторон корпуса (1) устройства.
Также на внутренней поверхности днища корпуса (1) устройства, выполнено углубление (10) в 0,2 см, ширина которого равна ширине окна (6) квадратной формы, а длина соответствует трехкратному размеру ширины окна (6).
В углублении (10) подвижно, с возможностью перемещения закреплена выполненная из пластика задвижка-индикатор (7) (см. Фиг. 4 и 5), представляющая собой пластину прямоугольной формы, имеющую ширину, равную ширине окна (6), длину, равную двукратному размеру ширины окна (6), а толщину, равную высоте углубления (10).
Задвижка-индикатор (7) подвижно закрепляется в углублении (10) посредством наклеиваемой на внутреннюю поверхность днища корпуса (1) пластиковой непрозрачной пленки (11).
Непрозрачная пленка (11) прижимает задвижку-индикатор (7) к поверхности углубления (10), исключая возможность самопроизвольного перемещения задвижки-индикатора (7), а также предохраняет бумажную вставку (3) с изображением (4) от контакта с перемещаемым в процессе занятий задвижой-индикатором (7).
В центре задвижки-индикатора (7) расположен выступ-фиксатор (8), разделяющий ее на две равные части: верхнюю «А» и нижнюю часть «Б», на которую нанесен значок (9), представляющий собой какую-либо геометрическую фигуру или символ.
Выступ-фиксатор (8) имеет толщину 0,3-0,5 см, высота которого равна толщине днища корпуса (1) устройства за вычетом высоты углубления (10), благодаря чему выступ-фиксатор (8) задвижки-индикатора (7) не выступает за пределы поверхности днища корпуса (1) рамки-карточки.
Для удобства перемещения задвижки-индикатора (7) внутри корпуса (1) устройства, поверхность выступа-фиксатора (8) выполнена шероховатой.
Выступ-фиксатор (8) предназначен для передвижения специалистом или больным задвижки-индикатора (7) в углублении (10), в результате чего он может занимать два положения (см. Фиг. 7 и 8):
1) когда в окне (6), расположенном в днище корпуса (1) устройства, видна сторона «А» задвижки-индикатора (7);
2) когда в окне (6), расположенном в днище корпуса (1) устройства, видна сторона «Б» задвижки-индикатора (7), на которую нанесен значок (9).
Таким образом, благодаря наличию задвижки-индикатора (7), расположенной в днище корпуса (1) рамки-карточки, специалист или пациент в ходе занятий по восстановлению зрительной памяти может отмечать запоминаемую больным рамку-карточку, с целью проверки правильности выполнения задания, заключающегося в нахождении данной рамки-карточки среди других.
На верхней части корпуса (1) рамки-карточки расположен выступ с отверстием (12), предназначенный для соединения рамок-карточек (посредством шнура, разъемных металлических колец и т.д.) друг с другом в цепочку, облегчающую работу больных, имеющих нарушения движений руки, а также позволяющую осуществлять работу над восстановлением зрительной памяти в различных условиях при отсутствии горизонтальной поверхности стола.
Бумажная вставка (3), вставляемая в корпус (1) рамки-карточки может содержать изображение (4) предмета, объекта, геометрической фигуры, символа.
Работа с «Рамкой-карточкой для занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники» осуществляется следующим образом:
В ходе занятий по восстановлению зрительной памяти специалист предъявляет больному для запоминания рамку-карточку с определенным изображением (4). После того, как больной запомнил изображение (4) на рамке-карточке, специалист перемещает пальцем руки задвижку-индикатор (7) за выступ-фиксатор (8), расположенный в окне (6) таким образом, чтобы в окне (6) стал виден значок (9), расположенный на задвижке-индикаторе (7).
Далее специалист раскладывает на рабочем столе группу из 5-6 аналогичных рамок-карточек, содержащих внешне схожие изображения (6), среди которых находится рамка-карточка с изображением (6), предъявленная ранее больному для запоминания.
Больному необходимо найти среди расположенной перед ним группы рамок-карточек с изображениями (6), первоначально предъявленную ему для запоминания рамку-карточку.
После этого специалист переворачивает указанную больным рамку-карточку и проверяет правильность выполнения задания.
Если в окне (6) рамки-карточки виден значок (9) задвижки-индикатора (7), то больной выполнил задание правильно.
Если, видимая в окне (6) часть задвижки-индикатора (7) не имеет значка (9), то больной выполнил задание неправильно, и ему предлагается повторить поиск рамки-карточки с изображением (6), которое было предъявлено ему для запоминания.
Для удобства самостоятельной работы больных, имеющих нарушения движений руки, а также при работе над восстановлением зрительной памяти в различных условиях при отсутствии горизонтальной поверхности, рамки-карточки могут соединяться друг с другом в цепочку через выступ с отверстием (12), расположенный на верхней стороне корпуса (1) рамки-карточки.
В данном случае больной, держа в руке цепочку из рамок-карточек, последовательно запоминает несколько изображений (4) на рамках-карточках и перемещает задвижку-индикатор (7) каждой запоминаемой рамки-карточки таким образом, чтобы в окне (6) был виден значок (9), расположенный на задвижке-индикаторе (7).
Далее больной перебирает цепочку из рамок-карточек и пытается найти рамки-карточки с изображениями (4), которые он запоминал, проверяя правильность своих действий по положению задвижки-индикатора (7) путем переворачивания рамки-карточки.
После проведения занятий задвижка-индикатор (7) устанавливается в положение, когда в окне (6) отсутствует значок (9).
Наряду с использованием рамки-карточки для занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники, она также может использоваться в следующих случаях:
1. При проведении нейропсихологической диагностики зрительной памяти у больных неврологической клиники.
2. В ходе профилактической тренировки зрительной памяти у неврологических больных.
3. В ходе проведения нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста, имеющих нарушения зрительной памяти.
4. При проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения зрительной памяти.
5. Для занятий по развитию зрительной памяти у здоровых детей.
6. Для проведения тренировки зрительной памяти у здоровых людей, желающих совершенствовать свою память.
Таким образом, предлагаемая полезная модель обеспечивает быструю и легкую проверку правильности выполнения задания больным в ходе занятий по восстановлению зрительной памяти, благодаря чему облегчается работа специалиста и открываются возможности для проведения самостоятельных занятий больных неврологической клиники. Кроме этого, данная полезная модель имеет широкую сферу практического применения и может быть использована не только для восстановления, но также для диагностики и тренировки зрительной памяти.
Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники. Устройство содержит пластиковый корпус квадратной формы, размерами от 4×4 до 10×10 см, высотой 0,5-0,8 см и толщиной днища 0,3-0,4 см. При этом на боковой стороне корпуса имеется паз для бумажной вставки с изображением, закрытый сверху прозрачной пленкой. При этом в центральной части днища корпуса выполнено сквозное окно квадратной формы, также на внутренней поверхности днища корпуса устройства выполнено углубление в 0,2 см, в котором подвижно закреплена выполненная из пластика задвижка-индикатор прямоугольной формы, в центре которой расположен выступ-фиксатор с шероховатой поверхностью, а на нижней части задвижки-индикатора под выступом-фиксатором нанесен значок в виде геометрической фигуры или символа. Устройство обеспечивает расширение функциональных возможностей печатной карточки для занятий по восстановлению зрительной памяти за счет конструктивных особенностей устройства, позволяющих осуществлять быструю и легкую проверку правильности выполнения задания больными при занятиях со специалистом и при проведении самостоятельных занятий больных, в том числе и больных с нарушениями движений рук. 8 ил.
Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники