Код документа: RU193618U1
Настоящая полезная модель относится к клинической психологии, нейропсихологии и педагогике и может использоваться при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, а также для тренировки зрительно-пространственной памяти у здоровых детей.
Зрительно-пространственная память является одним видов памяти, необходимых для жизнедеятельности человека.
При нарушении формирования зрительно-пространственной памяти, с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия, в ходе которых используются различные печатные тренажеры и устройства.
Так, известен «Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия» на одной из страниц которого в верхней части расположены цветные изображения различных игрушек, а в нижней части - аналогичные изображения, но не содержащие цвета. Занимающемуся необходимо постараться запомнить цвета изображений игрушек, после закрыть их листком бумаги и раскрасить по памяти цветными карандашами или фломастерами изображения игрушек в нижней части страницы (Теремкова Н.Э. Практический тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, Выпуск 2, ООО «Стрекоза», г. Москва, 2016, стр. 3).
Недостатками данного печатного тренажера при его использовании для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти являются:
а) данный печатный тренажер не предназначен для использования в ходе групповых занятий;
б) возможность только однократного использования печатных материалов печатного тренажера;
в) малый объем рабочего материала, недостаточный для проведения долгосрочных курсов занятий;
г) сложность раскрашивания мелких деталей изображений для детей с нарушением мелкой моторики.
Также из существующего уровня техники известно устройство «Магнитный тренажер для занятий по восстановлению зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 177258 U1 от 14.02.2018 г.).
Данное устройство представляет собой круглый пластиковый корпус, на днище которого расположена металлическая рабочая пластина с разметкой из девяти круглых ячеек, на которых установлены различающиеся цветом фишки-магниты.
В ходе занятий с данным устройством используются рабочие карточки, содержащие изображение рабочей пластины с выделенными цветом ячейками, расположение которых занимающийся должен воспроизвести на рабочей пластине устройства посредством перемещения фишек-магнитов.
Недостатками данного устройства при его использовании для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти являются:
а) данное устройство не предназначено для использования в ходе групповых занятий;
б) неудобство удерживания устройства в руке;
в) необходимость использования дополнительных элементов в виде фишек-магнитов и рабочих карточек, содержащих задания на запоминание.
Также из существующего уровня техники известно устройство «Тренажер-тарелка для занятий по восстановлению зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники» (Патент RU 183174 U1 от 12.09.2018 г.).
Конструктивно данное устройство представляет собой пластиковую тарелку, в днище которой расположены ячейки-углубления, одна из которых имеет круглую формы, а другие - форму кольцевых секторов.
В ходе занятий с данным устройством используются рабочие карточки с изображением аналогичных ячеек, часть которых выделена цветом. Занимающемуся необходимо запомнить цвет и расположение выделенных ячеек и по памяти вписать маркером буквы, обозначающие цвета выделенных ячеек, в аналогичные ячейки-углубления устройства.
Недостатками данного устройства при его использовании для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти являются:
а) данное устройство не предназначено для групповых занятий;
б) необходимость использования дополнительных элементов в виде рабочих карточек, содержащих задания на запоминание.
С целью преодоления вышеперечисленных недостатков разработан «Тренажер-цветок для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти» (далее по тексту «Тренажер-цветок»).
Задачами, на решение которых направлено заявляемое техническое решение являются:
а) обеспечение возможности проведения групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти;
б) обеспечение возможности тренировки зрительно-пространственной памяти у здоровых детей;
в) обеспечение удобства проведения занятий с «Тренажером-цветком» за счет его удобного удерживания в руке;
г) обеспечение возможности проведения долгосрочных курсов занятий за счет того, что формирование заданий осуществляется непосредственно самими детьми путем раскрашивания ячеек «Тренажера-цветка»;
д) отсутствие необходимости использования дополнительных элементов типа рабочих карточек;
е) обеспечение возможности проведение занятий для детей с нарушением мелкой моторики за счет того, что ячейки выполнены в виде углублений, не позволяющих пишущему инструменту выходить за их пределы;
ж) простота конструкции «Тренажера-цветка», способствующая его широкому внедрению в клиническую и педагогическую практику.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей «Тренажера-тарелки для занятий по восстановлению зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники», обеспечиваемое за счет конструктивных элементов заявленного «Тренажера-цветка», позволяющих проводить долгосрочные курсы групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, включая детей с нарушением мелкой моторики, а также тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей, без использования дополнительных элементов типа рабочих карточек.
Данный технический результат обеспечивается за счет того, что «Тренажер-цветок» содержит пластиковое основание цветкообразной формы, состоящее из центральной области и расположенных вокруг нее одинаковых полукруглых выступов, при этом сбоку основания выполнена пустотелая ручка, а на лицевой и оборотной поверхностях основания выполнены центральная и краевые ячейки-углубления круглой формы и одинаковой глубины: центральная ячейка-углубление выполнена в центральной области основания, а каждая краевая ячейка-углубление выполнена в центре полукруглого выступа, при этом на лицевую поверхность основания нанесена метка.
В предпочтительном варианте «Тренажера-цветка» количество полукруглых выступов составляет 5-10 штук.
В предпочтительном варианте «Тренажера-цветка» метка выполнена в виде кружка.
В предпочтительном варианте «Тренажера-цветка» поверхность ячеек-углублений выделена белым цветом.
Сущность полезной модели «Тренажер-цветок для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - общий вид «Тренажера-цветка».
На фиг. 2 - вид «Тренажера-цветка» со стороны ручки.
Заявленный «Тренажер-цветок» представляет собой (см. фиг. 1, 2) пластиковое основание цветкообразной формы, состоящее из центральной области (1) и расположенных вокруг нее «лепестков», имеющих форму одинаковых полукруглых выступов (2).
Сбоку основания, между двумя полукруглыми выступами (2) выполнена пустотелая ручка (3), а на лицевой и оборотной поверхностях основания выполнены центральная и краевые ячейки-углубления (4а, 4б) круглой формы, предназначенные для раскрашивания их легко стирающимися водными маркерами разного цвета.
Указанные ниже размеры данного конкретного «Тренажера-цветка» не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе его создания.
Наружный диаметр основания «Тренажера-цветка» составляет 100-150 мм, а его толщина равна 4-8 мм.
Ручка (3) имеют коническую форму длиной 70-100 мм, с диаметром на конце 20-25 мм и толщиной стенок 2-3 мм.
Количество полукруглых выступов (2) основания составляет 5-10 штук.
Центральная ячейка-углубление (4а) выполнена в центральной области (1) основания.
Каждая краевая ячейка-углубление (4б) выполнена в центре полукруглого выступа (2) и отделена от его краев наружными перемычками одинаковой ширины, составляющей 3-6 мм.
Минимальная ширина внутренних перемычек между соседними ячейками-углублениями (4а, 4б) составляет 2-5 мм.
Размеры центральной и краевых ячеек-углублений (4а, 4б) зависят от размеров основания, количества полукруглых выступов (2) и ширины наружных и внутренних перемычек.
Центральная и краевые ячейки-углубления (4а, 4б) имеют одинаковую глубину, составляющую 1-2 мм.
Таким образом, конструктивные особенности ячеек-углублений (4а, 4б), которые выполнены ниже лицевой и оборотной поверхностей основания облегчают процесс их раскрашивания водными маркерами для детей с нарушением мелкой моторики. При этом небольшая глубина ячеек-углублений (4а, 4б) не препятствует удалению следов водных маркеров посредством губки, предназначенной для их стирания.
Для удобства занятий с «Тренажером-цветком», на лицевую поверхность основания нанесена (например, посредством краски) метка (5), которая может быть выполнена, например, в виде кружка.
Для лучшего восприятия цветов водных маркеров, которыми раскрашиваются ячейки-углубления (4а, 4б), их поверхность выделена (например, посредством краски) белым цветом.
Работает «Тренажер-цветок для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти» следующим образом.
Перед началом проведения занятий, специалист формирует группу из двух детей, имеющих примерно одинаковые проблемы со зрительно-пространственной памятью.
При этом специалист назначает одного ребенка формирующим задание, а другого ребенка - выполняющим задание.
Далее, ребенок, формирующий задание, удерживая «Тренажер-цветок» за ручку (3), посредством разноцветных водных маркеров раскрашивает разными цветами ячейки-углубления (4а, 4б) лицевой поверхности основания.
После этого «Тренажер-цветок» передается ребенку, выполняющему задание, который, удерживая его за ручку (3), в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминает цвета, в которые раскрашены ячейки-углубления (4а, 4б) лицевой поверхности основания.
Далее ребенок, выполняющий задание, поворачивает «Тренажер-цветок» лицевой поверхностью основания вниз, после чего пытается воспроизвести по памяти цвет ячеек-углублений (4а, 4б) лицевой поверхности основания, раскрашивая маркерами соответствующих цветов ячейки-углубления (4а, 4б) оборотной поверхности основания.
В случае возникновения затруднений, ребенок, выполняющий задание, может на короткое время повернуть «Тренажер-цветок», получив, таким образом, подсказку.
Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем непосредственного сравнения изображений, вписанных в ячейки-углубления (4а, 4б) лицевой и оборотной поверхностей основания, за счет одного или нескольких поворотов «Тренажера-цветка», удерживаемого за ручку (3).
Далее, все следы водных маркеров удаляются губкой для стирания водных маркеров, ребенок, формирующий задание, и ребенок, выполняющий задание, меняются ролями и вся последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз.
Наряду с вышеописанным методом, групповые занятия могут осуществляться другим методом, основанном на одновременном использовании двух «Тренажеров-цветков».
В данном случае каждый ребенок, удерживая используемый «Тренажер-цветок» за ручку (3), раскрашивает разными цветами ячейки-углубления (4а, 4б) лицевой поверхности основания, после чего оба ребенка, в течении заданного специалистом интервала времени (от 20 и более секунд) запоминают цвета ячеек-углублений (4а, 4б).
Далее, каждый ребенок пытается воспроизвести по памяти запомненные цвета ячеек-углублений (4а, 4б) лицевой поверхности основания, раскрашивая в соответствующие цвета ячейки-углубления (4а, 4б) оборотной поверхности основания используемого «Тренажера-цветка».
Проверка правильности выполнения заданий осуществляется путем поочередного сравнения цвета ячеек-углублений (4а, 4б) лицевой поверхности основания «Тренажера-цветка» одного ребенка и оборотной поверхности основания «Тренажера-цветка» другого ребенка.
Кроме раскрашивания ячеек-углублений (4а, 4б) водными маркерами разного цвета, в них могут вписываться изображения различных символов (букв, цифр), геометрических фигур и др. При этом центральная ячейка-углубление (4а) может использоваться для нанесения соединительных линий, связывающих изображения в краевых ячейках-углублениях (4б).
Наряду с коррекционно-развивающими занятиями, «Тренажер-цветок» может использоваться в качестве развивающей игры, направленной на тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей.
Таким образом, «Тренажер-цветок» за счет своих конструктивных особенностей позволяет проводить долгосрочные курсы групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, включая детей с нарушением мелкой моторики, а также тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей, без использования дополнительных элементов типа рабочих карточек.
Заявленный «Тренажер-цветок» вносит в процесс занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для детей психологический тренинг.
Благодаря простоте конструкции и удобству использования «Тренажер-цветок» может найти широкое применение в клинической и педагогической практике.
Полезная модель относится к клинической психологии, нейропсихологии и педагогике и может использоваться при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения формирования зрительно-пространственной памяти, а также для тренировки зрительно-пространственной памяти у здоровых детей. Тренажер-цветок для групповых коррекционно-развивающих занятий и тренировки зрительно-пространственной памяти содержит пластиковое основание цветкообразной формы, состоящее из центральной области (1) и расположенных вокруг нее одинаковых полукруглых выступов (2). Сбоку основания выполнена пустотелая ручка (3). На лицевой и оборотной поверхностях основания выполнены центральная и краевые ячейки-углубления (4а, 4б) круглой формы и одинаковой глубины. Центральная ячейка-углубление (4а) выполнена в центральной области (1) основания, а каждая краевая ячейка-углубление (4б) выполнена в центре полукруглого выступа (2). На лицевую поверхность основания нанесена метка (5). Полезная модель позволяет проводить долгосрочные курсы групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением формирования зрительно-пространственной памяти, в том числе с детьми с нарушением мелкой моторики, а также тренировку зрительно-пространственной памяти у здоровых детей, без использования дополнительных элементов типа рабочих карточек. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.