Жерлица с.в. петрова 3 - RU2772124C1

Код документа: RU2772124C1

Чертежи

Описание

Изобретение относится к любительскому и спортивному рыболовству и может быть использовано для подледного лова рыбы.

Известна подледная жерлица с объемным сигнализатором (патент РФ №2314 685, от 04.04. 2006 года). Устройство содержит плоское основание, стойку, приспособление для наматывания лески, выполненное в виде мотовила, двуплечую качалку, шарнирно закрепленную на стойке и сигнализатор поклевки, выполненный из жесткой яркой пленки в виде флажка из двух крыльев. Флажок с помощью флагштока установлен на одном конце качалки, Мотовило с леской - на другом ее конце. Качалка в своей середине шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны, крепится на свободном конце стойки. Другой конец стойки в рабочем положении устройства вставлен в прямоугольное отверстие в основании. У нижнего конца стойки, через отверстие в ней пропущена петля из эластичного материала, которая в рабочем положении устройства натягивается на мотовило и фиксирует его в верхнем положении. Рывок лески при поклевке переворачивает качалку и сбрасывает петлю с мотовила, мотовило уходит вниз, а флажок - вверх, сигнализируя о поклевке.

Устройство улучшает сигнал о поклевке. Объемное мотовило обеспечивает сбрасывание петель лески кольцеобразной формы, что способствует свободному спуску лески в лунку без зацепов. В собранном состоянии полости объемного мотовила скрывают крючок-тройник для безопасной транспортировки. Однако в целом сигнал о поклевке, подаваемый устройством может быть недостаточно надежным из-за относительно небольшой высоты подъема флажка, которая в устройстве определяется в основном высотой стойки. Увеличение высоты стойки увеличит габаритные размеры устройства, что неудобно для его транспортировки, а также приведет к его неустойчивости в рабочем положении. Увеличение длины флагштока вновь потребует увеличения высоты стойки, так как флагшток должен быть в рабочем положении до поклевки размещен за стойкой. Применение незаторможенного мотовила с ребрами, на которые наматывается леска, так же как и применение катушки, может после поклевки, вследствие неравномерного движения рыбы и инерционности мотовила привести к образованию петель лески (так называемой «бороды»).

Известно устройство для подледного лова рыбы, защищенное патентом RU №2724388 от 04.06 2019 г., принятое за прототип. Устройство по прототипу содержит основание, стойку, сигнализатор поклевки в виде яркого флажка с флагштоком и приспособление для намотки лески, выполненное в виде мотовила. Основание имеет форму перевернутой тарелки со сферической поверхностью днища. Вдоль одной из горизонтальных осей основания сформирована полость П-образного сечения, на одной из половин которой, в ее стенке, вырезана щель для пропускания лески, сужающаяся по направлению к центру основания и заканчивающаяся, не доходя до середины основания, отверстием. На другой половине полости выполнено круглое углубление, диаметр которого принят примерно вдвое большим ширины полости П-образного сечения, а глубина равна высоте части мотовила, выступающей в транспортном положении за пределы полок стойки. Поверхности этого углубления внутри и снаружи основания выполнены ребристыми. Внутри его, вдоль оси П-образной полости, сделано прямоугольное углубление За круглым углублением полость П-образного сечения продолжена за пределы окружности основания. На этой ее части в стенке полости прорезаны два параллельных между собой паза, образующих язык, Конец образованного этими пазами языка отогнут вверх, в сторону днища основания. В стенке полости П-образного сечения сделаны вырезы, образующие упоры для стойки, а на концах полок этой полости шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны, закреплена стойка, выполненная в виде швеллера с вырезами на средней части каждой из ее полок. Ширина стойки выбрана с учетом возможности полного погружения стойки в полость П-образного сечения. На верхнем конце стойки шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны и перестановки в правое или левое положения установлен рычаг, выполненный в виде пластины с косынкой, установленной на шарнирно закрепленном конце рычага. На противоположном конце пластины рычага жестко закреплена ось с резьбой на свободном конце. На эту ось, с возможностью свободного вращения в обе стороны, надето мотовило с намотанной на него леской. На конец оси навинчена гайка. Длина рычага выбрана так, чтобы леска при вращении мотовила не выходила из щели для пропускания лески в стенке полости П-образного сечения. Ширина рычага выбрана так, чтобы рычаг в транспортном положении полностью входил внутрь стойки.

В верхнем конце стенки стойки, под шарниром рычага, сформирован в виде местного утолщения стенки упор для рычага. В теле этого упора прорезана вертикальная сквозная щель, ширина и толщина которой соответствуют размерам поперечного сечения флагштока. В косынке рычага, располагающейся в рабочем положении над упором для рычага, сделан вырез. На внутренней поверхности стенки стойки, под упором для рычага, симметрично оси щели, вертикально и параллельно друг другу расположены, сделанные в виде выступов, две направляющие, расстояние между которыми равно ширине флагштока. Аналогичные направляющие выполнены на наружной поверхности языка, образованного двумя прорезями на стенке стойки, конец которого отогнут внутрь стойки. В рабочем положении жерлицы в вертикальную щель в упоре для рычага вставлен флагшток, выполненный в виде упругой ленты. Конец флагштока, размещенный между обеими парами направляющих, опущен до упора в уступ, расположенный под языком на стенке стойки. Внутри стойки, со стороны ее шарнирного крепления к основанию, перед вырезами в полках стойки, на этих полках сформированы тонкостенные выступы. Расстояние между выступами равно ширине мотовила.

По периметру основания выполнен вертикальный бурт, направленный в сторону, противоположную выпуклости дна основания. Высота бурта hб выбрана из условия hб≥Sф, где Sф - ширина флагштока сигнального флажка. По периметру основания, равномерно по его окружности, под углом 90° к бурту присоединены 6…10 одинаковых полукруглых язычков. Напротив язычков в днище основания прорезаны полукруглые отверстия, радиус которых Ro соответствует радиусу язычков на бурте. Длина флагштока выбрана из условия Lф≤(0,7…0,9) Посн, где Посн - длина периметра окружности основания, Мотовило выполнено в виде вытянутой катушки с центральным отверстием посредине и в поперечном сечении имеет профиль двутавра, состоящего из стенки и полок. Полки выполнены с уклоном друг от друга. Высота полок выбрана в 2…3 раза большей толщины слоя намотанной на мотовило лески, так, чтобы остающееся свободным пространство между полками в рабочем положении вмещало конец флагштока с намотанным на него флажком. Торцы стенки и полок скруглены. По обе стороны от центрального отверстия сделаны сквозные прорези. Мотовило выполнено из эластичного полимерного материала и окрашено в яркий цвет или полосами ярких цветов.

Со стороны шарнира рычага в полках стойки выполнены параллельные друг другу пазы, образующие языки. На концах этих языков, с наружной стороны, имеются утолщения. В углах между стенкой и полками П-образной полости сделаны вырезы, расположенные на расстоянии от торца этой полости, соответствующем положению языков на полках стойки при введении ее внутрь П-образной полости в транспортном состоянии жерлицы. На конце П-образной полости, на обеих ее полках имеются гнезда для размещения концов оси шарнира рычага в транспортном состоянии жерлицы.

На концах оси шарнира рычага сделаны выточки, а в полках стойки сделаны вырезы, ширина которых равна диаметру оси шарнира рычага в выточке. Вырезы заканчиваются отверстиями, диаметр которых составляет 1,2…1,5 ширины вырезов в полках стойки, причем ось шарнира рычага вставлена выточками в вырезы в полках стойки и продвинута до отверстия на конце этих вырезов.

Устройство по прототипу обладает устойчивостью за счет тарельчатой формы основания и жесткости всей конструкции развернутой в рабочее состояние. Кроме того ярко окрашенное мотовило, вращаясь при поклевке, создает эффект мелькания. Это, наряду с движениями сигнального флажка на длинном и упругом флагштоке, а также вследствие увеличения площади контакта флагштока с удлиненным мотовилом увеличивает надежность сигнала о поклевке. Кроме того развертывание предлагаемого устройства перед началом эксплуатации существенно упрощается, так как все его детали связаны между собой и легко приводятся в рабочее состояние. В сущности, предлагаемое устройство является трансформером. Этим же объясняется и легкость приведения его в состояние для транспортировки. Все его детали укладываются внутрь тарельчатого основания, превращаясь в компактный диск. Рычаг может быть снят с шарнира и установлен в требуемое левое или правое положение. Этим обеспечивается удобство и безопасность его транспортировки. Устройство содержит крепление для рычага в его рабочем положении, для того, чтобы во время поклевки рычаг не подпрыгивал, и леска не могла намотаться на элементы жерлицы, например на стойку. Однако разматывание лески с мотовила, расположенного на рычаге, регулируется только затяжной гайкой, а во время рыбалки гайка может ослабляться. Это приводит к тому, что во время поклевки, когда гайка ослаблена, леска бесконтрольно сматывается, что может привести к срыву поклевки, а также наматыванию на другие части жерлицы, что так же приводит к срыву поклевки.

Технический результат изобретения: повышение надежности работы устройства при его эксплуатации.

Этот результат достигается тем что, подледная жерлица содержит основание, стойку, сигнализатор поклевки в виде яркого флажка с фиксатором и приспособления для намотки лески, выполненное в виде мотовила. Стойка закреплена на основании с возможностью поворота в обе стороны. На конце стойки с возможностью поворота в обе стороны закреплен рычаг. Мотовило установлено на конце рычага с возможностью вращения в обе стороны. Сигнализатор поклевки вставлен в вертикальную щель на конце стойки, и выполнен в виде упругой ленты. В отличие от прототипа на поверхности средней части оси, свободной от резьбы, диаметрально противоположно друг другу расположены два утолщения, которые выполнены в виде выступов. Высота их от поверхности оси составляет, 0,2…0,6 мм, а длина выбрана в пределах 2…5 мм. Так же в теле оси между этими выступами прорезано сквозное отверстие в виде щели, причем длина отверстия составляет 0,7…0,9 ширины мотовила, а ширина отверстия составляет 0,2…0,5 диаметра оси.

Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, на фиг. 1 показана жерлица в рабочем состоянии, на фиг. 2 - показан рычаг 3 с осью 11 для мотовила 8.

Предлагаемая жерлица состоит из основания 1, и шарнирно закрепленной на нем, с возможностью поворота в обе стороны, стойки 2. На противоположном конце стойки с возможностью поворота в обе стороны закреплен рычаг 3 (Фиг. 1). Для увеличения прочности на конце рычага со стороны стойки сделана косынка 4. На косынке 4 сделан вырез 5 (Фиг. 2), сквозь него проходит флагшток 6 с флажком 7 (Фиг. 1). На рычаге 3 находится ось с резьбой на свободном конце 11, на которой вращается мотовило 8. На оси 11 находится мотовило 8, которое фиксируется гайкой 12, с возможностью свободного вращения в обе стороны. На мотовило 8 намотана леска 9, которая проходит через щель 10 в основании 1 (Фиг. 1). На поверхности средней части оси 11, свободной от резьбы, диаметрально противоположно друг другу расположены два утолщения 13. Эти утолщения служат для предотвращения свободного вращения мотовила 8 (Фиг. 2). Так же в теле оси 11 между утолщениями 13 прорезано сквозное отверстие 14 в виде щели, причем длина отверстия составляет 0,7…0,9 ширины мотовила, а ширина отверстия составляет 0,2…0,5 диаметра оси 11 (Фиг. 2). Пределы размеров сквозного отверстия 14 в виде щели обусловлены тем, что при длине и ширине меньше указанных размеров отверстие 14 не будет обеспечивать необходимый эффект упругости, а при длине и ширине больше указанных размеров ось 11 потеряет необходимую прочность, что может привести к поломке жерлицы. Когда мотовило 8 надето на ось 11 отверстие 14 сужается и стенки оси 11 создают дополнительное тормозящее усилие.

Предлагаемая жерлица работает следующим образом. В транспортном положении все ее подвижные детали расположены внутри основания 1. Для перевода устройства в рабочее положение высвобождают флагшток 6 и убирают его из основания 1. Затем поднимают стойку 2 вместе с расположенным в ней рычагом 3 и мотовилом 8, и приводят ее в вертикальное положение. Далее основание 1 переворачивают и устанавливают в рабочее положение на лед. Мотовило 8 вместе с рычагом 3 вынимают из стойки. Рычаг 3 поднимают в рабочее положение. Устанавливают флагшток 6 в рабочее положение. После установки флагштока 6, вращая мотовило 8, опускают крючок с наживкой на леске 9 в воду на нужную глубину. Во время вращения мотовила 8 при опускании крючка и также при поклевке, утолщения 13 не дают мотовиле 8 свободно вращаться. Высота утолщений 13 от поверхности оси составляет, 0,2…0,6 мм, а длина выбрана в пределах 2…5 мм. Уменьшение длины или высоты ниже данных приделов может привести к тому, что утолщения 13 не будут создавать необходимую упругость, и мотовило 8 будет свободно вращаться на оси 11. Увеличение длины и ширины может привести к тому, что мотовило 8 не сможет вращаться на оси 11 или мотовило 8 не возможно будет надеть на ось 11. Эти размеры подобраны в этих диапазонах для того чтобы утолщения 13 создавали необходимое усилие чтобы мотовило 8 свободно вращалось, а так же для того чтобы мотовило 8 надевалось на ось 11. А во время того как мотовило 8 надето на ось 11 сквозное отверстие 14 сужается, а стенки оси 11 и создают дополнительную упругость для утолщений 14, так как диаметр отверстия в мотовиле 8 меньше чем диаметр оси 11 с выступами 13. Это так же предотвращает свободное сматывание лески 9, а впоследствии к срыву поклевки. Длина отверстия 14 составляет 0,7…0,9 ширины мотовила 8, а ширина составляет 0,2…0,5 диаметра оси 11. Данные диапазоны размеров позволяют добиться необходимого эффекта упругости стенок оси 11. А так же позволяют сохранить прочность оси 11. Последний этап трансформации устройства в рабочее положение заключается в том, что флагшток 6 упруго сгибают и устанавливают в рабочее положение между стенками мотовила 8. При поклевке мотовило 8 под создаваемым усилием провернется, высвободит флагшток 6, который сигнализирует о поклевке. При резком рывке лески 9 утолщения 13 под создаваемой дополнительной упругостью не дают мотовилу 8 свободно сматываться, что может привести к наматыванию лески на другие части жерлицы, так же предотвращает задевание лески об лед, что в результате может привести к срыву поклевки.

Все детали предлагаемого устройства, кроме флагштока 6, мотовила 4 и флажка 5 могут быть выполнены из прочной пластмассы, в том числе и утолщения 14 являющиеся новыми признаками, например из поликарбоната или полипропилена, и изготовлены, например литьем под давлением или по другим известным технологиям. Флагшток может быть изготовлен из листового проката углеродистой среднелегированной стали путем резки на гильотинных ножницах, флажок 5 - из полимерной ткани.

Для проверки работоспособности предлагаемого устройства были разработаны рабочие чертежи его деталей. В соответствие с этими чертежами разработана 3Д модель предлагаемой жерлицы на базе программы Solid works 2017. На принтере FDM-3D детали были распечатаны из PLA пластика - полиактида МЛА. Образец предлагаемой жерлицы был собран. Проверка работоспособности образца подтвердила достижение заявленного технического результата. Кроме того, оказалось, что разворот предлагаемой жерлицы из транспортного положения в рабочее осуществляется за 10…17 секунд. На установку в рабочее положение флагштока 6 требуется дополнительно 3…5 с. Сворачивание жерлицы из рабочего в транспортное положение требует, вместе со снятием флагштока 6 и укладыванием его внутрь основания 1 всего 8…15 с, что в зимних условиях создает удобство для рыбака.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении надежности работы устройства при его эксплуатации и обеспечении удобства его транспортировки. Устройство может быть изготовлено с помощью известных в технике средств и из известных материалов. Следовательно, предлагаемое устройство обладает промышленной применимостью.

Реферат

Изобретение относится к любительскому и спортивному рыболовству. Жерлица содержит основание, стойку, рычаг, сигнализатор поклевки в виде яркого флажка с флагштоком и мотовило для намотки лески, надетое на ось, с резьбой на свободном конце и закрепленное гайкой, с возможностью свободного вращения в обе стороны. Стойка закреплена на основании с возможностью поворота в обе стороны. На ее конце выполнен упор для рычага, который установлен на этом же конце стойки с возможностью поворота в обе стороны. На конце рычага со стороны стойки имеется косынка, в которой над упором стойки сделан вырез. Флагшток сигнализатора поклевки, выполненный в виде упругой ленты, вставлен в вертикальную щель на торце упора стойки. На поверхности средней части оси, свободной от резьбы, диаметрально противоположно друг другу расположены два утолщения, в виде выступов, высота которых от поверхности оси составляет 0,2…0,6 мм, а длина в пределах 2…5 мм. В теле оси между этими выступами прорезано сквозное отверстие в виде щели длиной 0,7…0,9 ширины мотовила и шириной 0,2…0,5 диаметра оси. Изобретение обеспечивает повышение надежности жерлицы. 2 ил.

Формула

Жерлица, содержащая основание, стойку, рычаг, сигнализатор поклевки в виде яркого флажка с флагштоком и приспособление для намотки лески, выполненное в виде мотовила, надетого на ось, с резьбой на свободном конце и закрепленного на конце рычага, причем мотовило фиксируется на оси гайкой с возможностью свободного вращения в обе стороны, стойка закреплена на основании с возможностью поворота в обе стороны, на конце стойки выполнен упор для рычага, установленного на этом же конце стойки с возможностью поворота в обе стороны, на конце рычага со стороны стойки выполнена косынка, в которой над упором стойки сделан вырез, флагшток сигнализатора поклевки, выполненный в виде упругой ленты, вставлен в вертикальную щель на торце упора стойки, отличающаяся тем, что на поверхности средней части оси, свободной от резьбы, диаметрально противоположно друг другу расположены два утолщения, в виде выступов, высота которых от поверхности оси составляет 0,2…0,6 мм, а длина выступов выбрана в пределах 2…5 мм, в теле оси между этими выступами прорезано сквозное отверстие в виде щели, причем длина отверстия составляет 0,7…0,9 ширины мотовила, а ширина отверстия составляет 0,2…0,5 диаметра оси.

Документы, цитированные в отчёте о поиске

Подлёдная жерлица с.в. петрова

Авторы

Патентообладатели

СПК: A01K97/01

МПК: A01K97/01

Публикация: 2022-05-17

Дата подачи заявки: 2021-08-16

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам