Подлёдная жерлица с.в. петрова - RU2724388C1

Код документа: RU2724388C1

Чертежи

Показать все 9 чертежа(ей)

Описание

Изобретение относится к любительскому и спортивному рыболовству и может быть использовано для подледного лова рыбы.

Известно устройство для подледного лова рыбы, защищенное авторским свидетельством SU №1438676 от 21.08.1986 г. Известное устройство содержит держатель, выполненный в виде штыря, коромысло, выполненное в виде упругой пластины, закрепляемую на одном его конце катушку с леской, выполненную из пенопласта, и флажковый сигнализатор поклевки. На держателе, в верхней его части соосно установлены две петли. Одна из петель жестко закреплена на держателе и шарнирно соединена с коромыслом. Вторая петля соединена с держателем шарнирно и на ней шарнирно закреплен пластина (флагшток) флажкового сигнализатора. В рабочем положении флажок сигнализатора плотно обмотан вокруг конца флагштока, который изогнут так, чтобы флажок укладывался в паз катушки, притормаживая ее разматывание. При поклевке катушка проворачивается, флажок, поднимаясь, выходит из зацепления с ней, выбрасывается вверх и разворачивается. В транспортном положении катушка снимается, остальные детали устройства складываются вместе в одну полосу. Известное устройство обеспечивает надежность индикации поклевки, и компактность при транспортировке и снижает трудоемкость его изготовления. Однако, известное устройство обладает рядом недостатков. Затруднена установка устройства возле лунки на льду, так как воткнуть заостренный конец держателя в лед и закрепить его там проблематично. Применение незаторможенной катушки может после поклевки, вследствие неравномерного движения рыбы и инерционности катушки привести к образованию петель лески (так называемой «бороды»), что усложнит процесс рыбалки. В транспортном положении компактный пакет деталей может иметь большую длину, не меньшую длины пластины (флагштока) флажкового сигнализатора, что неудобно для перевозки. Уменьшение этой длины приведет к сложности контроля поклевки, что особенно неудобно при одновременном использовании нескольких устройств. Кроме того, при транспортировке устройства кроме пакета деталей, необходимо отдельно перевозить катушку, что также создает неудобство.

Известно устройство для подледной рыбалки и сигнальное устройство по патенту США №4928419 от 27.02 1989 г. Это устройство включает в себя основание, охватывающее лунку во льду, На основании шарнирно закреплен с возможностью перемещения из горизонтального в вертикальное положение подпружиненный рычаг. В рабочем положении этот рычаг удерживается спусковым крючком в горизонтальном положении. При поклевке спусковой крючок, взаимодействуя с леской, намотанной на катушку, освобождает рычаг, который, переходя в вертикальное положение под действием пружины, нажимает на переключатель. Включается радиопередатчик, генерируя сигнал о поклевке. Этот сигнал принимается приемником, который находится у пользователя. При ловле рыбы несколькими устройствами одновременно сигналы о поклевке предаются с соответствующих устройств на разных частотах, и фиксируются на одном приемнике. Такая конструкция устройства обеспечивает надежную информацию о поклевке при любой погоде независимо от времени суток, что повышает эффективность ловли рыбы. Однако необходимость его укомплектования передатчиком и приемником, а также источниками их питания существенно удорожают устройство, и отрицательно сказываются как на транспортировке его, так и на использовании при любительском рыболовстве. Применение такого устройства может быть оправдано при промышленном рыболовстве.

Известна также подледная жерлица с объемным сигнализатором (патент РФ №2314685, от 04.04.2006 года), принятая за прототип. Устройство по прототипу содержит плоское основание, стойку, приспособление для наматывания лески, выполненное в виде мотовила, двуплечую качалку, шарнирно закрепленную на стойке и сигнализатор поклевки, выполненный из жесткой яркой пленки в виде флажка из двух крыльев. Флажок с помощью флагштока установлен на одном конце качалки, Мотовило с леской - на другом ее конце. Качалка в своей середине шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны, крепится на свободном конце стойки. Другой конец стойки в рабочем положении устройства вставлен в прямоугольное отверстие в основании. У нижнего конца стойки, через отверстие в ней пропущена петля из эластичного материала, которая в рабочем положении устройства натягивается на мотовило и фиксирует его в верхнем положении. Рывок лески при поклевке переворачивает качалку и сбрасывает петлю с мотовила, мотовило уходит вниз, а флажок - вверх, сигнализируя о поклевке.

Устройство по прототипу улучшает сигнал о поклевке. Объемное мотовило обеспечивает сбрасывание петель лески кольцеобразной формы, что способствует свободному спуску лески в лунку без зацепов. В собранном состоянии полости объемного мотовила скрывают крючок-тройник для безопасной транспортировки. Однако в целом сигнал о поклевке, подаваемый устройством по прототипу может быть недостаточно надежным из-за относительно небольшой высоты подъема флажка, которая в устройстве по прототипу определяется в основном высотой стойки. Увеличение высоты стойки увеличит габаритные размеры устройства, что неудобно для его транспортировки, а также приведет к его неустойчивости в рабочем положении. Увеличение длины флагштока вновь потребует увеличения высоты стойки, так как флагшток должен быть в рабочем положении до поклевки размещен за стойкой. Применение незаторможенного мотовила с ребрами, на которые наматывается леска, так же как и применение катушки, может после поклевки, вследствие неравномерного движения рыбы и инерционности мотовила привести к образованию петель лески (так называемой «бороды»).

Технический результат изобретения: повышение надежности работы устройства при его эксплуатации и обеспечение удобства транспортировки устройства.

Этот результат достигается тем, что предлагаемое устройство содержит основание, стойку, сигнализатор поклевки в виде яркого флажка с флагштоком и приспособление для намотки лески, выполненное в виде мотовила. В отличие от прототипа основание имеет форму перевернутой тарелки со сферической поверхностью днища. Вдоль одной из горизонтальных осей основания сформирована полость П-образного сечения, на одной из половин которой, в ее стенке, вырезана щель для пропускания лески, сужающаяся по направлению к центру основания и заканчивающаяся, не доходя до середины основания, отверстием. На другой половине полости выполнено круглое углубление, диаметр которого принят примерно вдвое большим ширины полости П-образного сечения, а глубина равна высоте части мотовила, выступающей в транспортном положении за пределы полок стойки. Поверхности этого углубления внутри и снаружи основания выполнены ребристыми. Внутри его, вдоль оси П-образной полости, сделано прямоугольное углубление. За круглым углублением полость П-образного сечения продолжена за пределы окружности основания. На этой ее части в стенке полости прорезаны два параллельных между собой паза, образующих язык, Конец образованного этими пазами языка отогнут вверх, в сторону днища основания. В стенке полости П-образного сечения сделаны вырезы, образующие упоры для стойки, а на концах полок этой полости шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны, закреплена стойка, выполненная в виде швеллера с вырезами на средней части каждой из ее полок. Ширина стойки выбрана с учетом возможности полного погружения стойки в полость П-образного сечения. На верхнем конце стойки шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны и перестановки в правое или левое положения установлен рычаг, выполненный в виде пластины с косынкой, установленной на шарнирно закрепленном конце рычага. На противоположном конце пластины рычага жестко закреплена ось с резьбой на свободном конце. На эту ось, с возможностью свободного вращения в обе стороны, надето мотовило с намотанной на него леской. На конец оси навинчена гайка. Длина рычага выбрана так, чтобы леска вращаясь, мотовила не выходила из щели для пропускания лески в стенке полости П-образного сечения. Ширина рычага выбрана так, чтобы рычаг в транспортном положении полностью входил внутрь стойки.

В верхнем конце стенки стойки, под шарниром рычага, сформирован в виде местного утолщения стенки упор для рычага. В теле этого упора прорезана вертикальная сквозная щель, ширина и толщина которой соответствуют размерам поперечного сечения флагштока. В косынке рычага, располагающейся в рабочем положении над упором для рычага, сделан вырез. На внутренней поверхности стенки стойки, под упором для рычага, симметрично оси щели, вертикально и параллельно друг другу расположены, сделанные в виде выступов, две направляющие, расстояние между которыми равно ширине флагштока. Аналогичные направляющие выполнены на наружной поверхности языка, образованного двумя прорезями на стенке стойки, конец которого отогнут внутрь стойки. В рабочем положении жерлицы в вертикальную щель в упоре для рычага вставлен флагшток, выполненный в виде упругой ленты. Конец флагштока, размещенный между обеими парами направляющих, опущен до упора в уступ, расположенный под языком на стенке стойки. Внутри стойки, со стороны ее шарнирного крепления к основанию, перед вырезами в полках стойки, на этих полках сформированы тонкостенные выступы. Расстояние между выступами равно ширине мотовила.

По периметру основания выполнен вертикальный бурт, направленный в сторону, противоположную выпуклости дна основания. Высота бурта hб выбрана из условия hб≥Sф, где Sф - ширина флагштока сигнального флажка. По периметру основания, равномерно по его окружности, под углом 90° к бурту присоединены 6…10 одинаковых полукруглых язычков. Напротив язычков в днище основания прорезаны полукруглые отверстия, радиус которых Ro соответствует радиусу язычков на бурте. Длина флагштока выбрана из условия Lф≤(0,7…0,9)Посн, где Посн - длина периметра окружности основания, Мотовило выполнено в виде вытянутой катушки с центральным отверстием посредине и в поперечном сечении имеет профиль двутавра, состоящего из стенки и полок. Полки выполнены с уклоном друг от друга. Высота полок выбрана в 2…3 раза большей толщины слоя намотанной на мотовило лески, так, чтобы остающееся свободным пространство между полками в рабочем положении вмещало конец флагштока с намотанным на него флажком. Торцы стенки и полок скруглены. По обе стороны от центрального отверстия сделаны сквозные прорези. Мотовило выполнено из эластичного полимерного материала и окрашено в яркий цвет или полосами ярких цветов.

Со стороны шарнира рычага в полках стойки выполнены параллельные друг другу пазы, образующие языки. На концах этих языков, с наружной стороны, имеются утолщения. В углах между стенкой и полками П-образной полости сделаны вырезы, расположенные на расстоянии от торца этой полости, соответствующем положению языков на полках стойки при введении ее внутрь П-образной полости в транспортном состоянии жерлицы. На конце П-образной полости, на обеих ее полках имеются гнезда для размещения концов оси шарнира рычага в транспортном состоянии жерлицы.

На концах оси шарнира рычага сделаны выточки, а в полках стойки сделаны вырезы, ширина которых равна диаметру оси шарнира рычага в выточке, вырезы заканчиваются отверстиями, диаметр которых составляет 1,2…1,5 ширины вырезов в полках стойки, причем ось шарнира рычага вставлена выточками в вырезы в полках стойки и продвинута до отверстия на конце этих вырезов.

Предлагаемое устройство обеспечивает технический эффект при эксплуатации, поскольку обладает устойчивостью за счет тарельчатой формы основания и жесткости всей конструкции развернутой в рабочее состояние. Кроме того ярко окрашенное мотовило, вращаясь при поклевке, создает эффект мелькания. Это, наряду с движениями сигнального флажка на длинном и упругом флагштоке, а также вследствие увеличения площади контакта флагштока с удлиненным мотовилом увеличивает надежность сигнала о поклевке. Кроме того развертывание предлагаемого устройства перед началом эксплуатации существенно упрощается, так как все его детали связаны между собой и легко приводятся в рабочее состояние. В сущности, предлагаемое устройство является трансформером. Этим же объясняется и легкость приведения его в состояние для транспортировки. Все его детали укладываются внутрь тарельчатого основания, превращаясь в компактный диск. Рычаг может быть снят с шарнира и установлен в требуемое левое или правое положение. Этим обеспечивается удобство и безопасность его транспортировки.

Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показана жерлица в транспортном состоянии, вид сверху, на фиг 2 - то же, вид снизу, на фиг 3 - устройство после первой операции по трансформации в рабочее состояние, на фиг. 4 - жерлица, в рабочем состоянии с не взведенным сигнализатором поклевки, на фиг. 5 - то же, вид спереди, на фиг. 6 - конструкция мотовила, на фиг. 7 - сигнализатор поклевки в рабочем состоянии, на фиг. 8 - вид по стрелке А на фиг. 7, и на фиг 9 сечение А-А на фиг 1.

Предлагаемая жерлица состоит из основания 1, шарнирно закрепленной на нем стойки 2, шарнирно закрепленного на стойке 2 рычага 3, приспособления для намотки лески, выполненного в виде мотовила 4, сигнализатора поклевки, выполненного в виде флажка 5 и флагштока 6 (Фиг. 4). Вдоль горизонтальной оси днища 7 сформирована полость 8 (фиг. 1 и 2), имеющая П -образное сечение. На одной половине полости 8 в ее стойке вырезана щель 9 для пропускания лески 23.(Фиг. 1, 2 и 4). Щель 9 заканчивается, не доходя до середины основания 1, отверстием 10. На другой половине полости 8 выполнено круглое углубление 11, диаметр которого принят примерно вдвое больше ширины полости 8, а глубина углубления 11 равна высоте части мотовила 4, выступающей за пределы полок стойки 2 в транспортном состоянии. Внутри круглого углубления 11, вдоль оси полости 8 сделано прямоугольное углубление 53. Наличие в днище 7 полости 8 и углубления 11 обеспечивает при переходе в транспортное состояние укладывание стойки 2 совместно с рычагом 3 и мотовилом 4 внутри основания 1. Прямоугольное углубление 53 (фиг. 1 и 4) служит при этом для укладывания рыболовного крючка и грузила. Наружная и внутренняя поверхности углубления 11 выполнены ребристыми, что облегчает удерживание устройства в руках при развертывании его в рабочее положение.

Полость 8 за углублением 11 продолжена за пределы окружности основания 1. На выступающей стенке 12 полости 8 прорезаны два паза 13 параллельно между собой и с осью полости 8.. Пазами 13 образован язык 15, конец 14 которого отогнут вверх, от днища 7 основания 1. На конце полости 8 в ее стенке 12 сделаны вырезы, образующие упоры 43 (Фиг. 1 и 3) для стойки 2 в ее рабочем положении. Это улучшает позиционирование стойки 2 при ее перемещениях в процессе преобразований устройства из рабочего положения в транспортное и обратно, за счет упругого воздействия на ее торец языком 15 входящим в вырез 44 в стенке 12 стойки 2 (фиг. 2, 4). Стойка 2, выполненная в виде швеллера, установлена на концах вертикальных полок 16 полости 8 с помощью шарниров 17, с возможностью поворота в обе стороны относительно основания 1, В средней части полок стойки 2 сделаны вырезы 18 (Фиг. 4, 5 и 7) в один из которых заходит пластина 26 рычага 3, а во второй - гайка 22 (фиг. 3) при преобразовании устройства в транспортное положение. Ширина стойки 2 выбрана с учетом возможности полного ее погружения в полость 8. Все это повышает компактность устройства в транспортном состоянии.

Рычаг 3 установлен на верхнем конце стойки 2 с помощью шарнира 20 плоскости пластины 26 жестко закреплена ось 21 с резьбой на свободном конце. На ось 21 надето своим центральным отверстием 38 (фиг. 6), с возможностью вращения в обе стороны, мотовило 4 с намотанной на него леской 23. На конец оси 21 навинчена гайка 22. Длина рычага 3 выбрана так, чтобы леска в процессе вращения мотовила 4 не выходила из щели 9 для пропускания лески 23. Ширина рычага 3 выбрана из условия полного его погружения, вместе с мотовилом 4, внутрь стойки 2.

На верхнем конце стенки стойки 2 сформирован упор 31 для рычага 3. (фиг. 5) в виде местного утолщения стенки. Параллельно поверхности упора 31 в нем прорезана вертикальная сквозная щель 32, ширина и толщина которой соответствуют размерам поперечного сечения флагштока. В стенке стойки 2 под упором 31 прорезаны прорези 33, которыми образован язык 34, смещенный внутрь стойки относительно упора 31 на толщину этого упора. Свободный конец 35 языка 34 отогнут внутрь стойки 2. У противоположного конца языка 34 на стенке стойки 2 образован уступ 37. На поверхности языка 34, в его средней части, выполнены два параллельных между собой направляющих выступа 36, между которыми в рабочем положении устройства вставлен свободный конец флагштока 6, выполненного в виде упругой ленты (Фиг. 2, 7). Аналогичные направляющие выступы выполнены на внутренней поверхности стенки 2 под упором 31. В косынке 25 сделан вырез 42 (фиг. 3, 5), через который можно вводить флагшток 6 в щель 32 и наблюдать за установкой его конца при переходе жерлицы в рабочее положение. Совокупность упора 31 со щелью 32, языка 34, его отогнутого конца 35, направляющих выступов 36, уступа 37 и выреза 42 обеспечивает позиционирование и надежную фиксацию флагштока 6 флажка 5 в рабочем положении устройства.

Мотовило 4 выполнено из эластичного полимерного материала, что позволяет фиксировать на нем рыболовный крючок в транспортном положении устройства, и окрашено в яркий цвет или полосы яркого цвета для дополнительного сигнала о поклевке. Мотовило 4 имеет форму вытянутой катушки с центральным отверстием посредине. В поперечном сечении мотовило 4 имеет форму двутавра (Фиг. 6). Его стенка 27 и полки 28, выполненные с уклоном друг от друга, на торцах скруглены. Леска 23 намотана на стенку 27 между полками 28. Высота полок 28 выбрана в 2…3 раза больше толщины намотанного на мотовило 4 слоя лески 23. Такая форма мотовила 4 обеспечивает возможность полной укладки конца упруго изогнутого флагштока между полками 28 мотовила 4, увеличивая площадь соприкосновения флагштока 6 с мотовилом 4, что притормаживает его. Кроме того уменьшается инерционность мотовила 4, по сравнению с мотовилом прототипа. При разматывании лески 23 в процессе поклевки предлагаемое мотовило 4 будет проворачиваться импульсами и с меньшей скоростью, что предупреждает образование петель лески 23. Скругление торцов стенки 27 и полок 28 исключает образование перегибов лески 23 при ее сходе с мотовила 4, что также предохраняет леску 23 от спутывания. Уменьшение инерционности мотовила 4 обеспечивается дополнительно с помощью гайки 22 (Фиг. 1), затягивание которой увеличит силу трения, препятствующую вращению мотовила 4 при натягивании лески 23. Это увеличит надежность сигнализации о поклевке при резких движениях лески 23 под действием ветра, течения воды, или при движениях крупного живца.

По периметру основания 1 выполнен вертикальный бурт 29, направленный в сторону, противоположную выпуклости 7 днища основания. Высота бурта 29 выбрана из условия hб≥Sф, где Sф - ширина флагштока 6 сигнального флажка 5. (Фиг. 4). По длине бурта 29, равномерно по его окружности, выполнены полукруглые язычки 40 (Фиг. 2), которые отогнуты под углом 90° к бурту 29 внутрь основания 1. Напротив каждого из язычков 40 в выпуклом днище 7 основания 1 прорезаны полукруглые отверстия 30. Радиус отверстий 30 примерно соответствует радиусу язычков 40. Наличие бурта 29 и язычков 40 по его периметру обеспечивают возможность компактной укладки флагштока 6 с флажком 5 при преобразовании устройства в транспортное состояние. Контроль этой укладки можно осуществлять через отверстия 30. Длина Lф флагштока 6 выбрана из условия Lф=0,7…0,9Посн, где Посн - длина периметра окружности основания 1. Это обеспечивает возможность полной укладки флагштока 6 под язычки 40 при преобразовании жерлицы в транспортное положение. Уменьшение длины флагштока 6 ниже указанного предела ухудшит надежность сигнала о поклевке, а увеличение длины флагштока 6 выше 0,9Посн не позволит уложить его внутри основания 1.

Внутри стойки 2, со стороны ее крепления к основанию 1, перед вырезами 18 в полках 24 стойки 2, сформированы тонкостенные выступы 41, которые фиксируют мотовило 4, за счет упругости полок 24, внутри стойки 2 в транспортном положении устройства (Фиг. 3). Со стороны шарнира 20 рычага 3 в полках 24 стойки 2 выполнены параллельно друг другу пазы 48, образующие языки 49 (Фиг. 1, 3 и 9). На концах этих языков, с наружной стороны, имеются утолщения 50. В углах между стенкой 12 и полками 16 П-образной полости 8 сделаны вырезы 51, расположенные на расстоянии от торца полости 8, соответствующем положению языков 49 стойки 2 при введении ее в полость 8.в транспортном состоянии жерлицы. Совокупность этих признаков обеспечивает фиксацию стойки 2 внутри полости 8 в транспортном положении жерлицы, за счет упругой деформации языков 49, которые изгибаются, скользя утолщениями 50 по внутренним поверхностям полок 16 при вводе стойки 2 внутрь полости 8. При окончании этого ввода утолщения 50 входят в вырезы 51, языки 49 распрямляются, обеспечивая фиксацию стойки 2 внутри полости 8. В конце П-образной полости 8, на обеих ее полках 16 имеются гнезда для размещения концов оси шарнира 20 рычага 3. Этим обеспечивается возможность полного ввода стойки 2 внутрь полости 8. На концах оси шарнира 20 рычага 3 сделаны выточки 47 (Фиг. 8). В полках 24 стойки 2 сделаны вырезы 46, ширина которых равна диаметру оси шарнира рычага 20 в выточке 47. Вырезы 46 заканчиваются отверстиями, диаметр которых составляет 1,2…1,5 ширины вырезов в полках стойки. Ось шарнира 20 рычага 3 вставлена выточками 47 в вырезы 46 в полках стойки и продвинута до отверстия на конце этих вырезов. Пределы диаметра отверстий в конце вырезов 46 обусловлены тем, что при меньшем диаметре отверстий в конце вырезов 46 ось рычага 20 будет трудно ввести выточкой 47 в это отверстие и рычаг 3 будет трудно поворачивать при переходе из транспортного положения в рабочее и наоборот. При диаметре отверстий в конце вырезов 46 выше большего предела рычаг 3 будет неустойчиво закреплен в шарнире 20. Таким образом, шарнир 20 рычага 3 сделан разборным, что позволяет снимать рычаг 3 и переворачивать его для работы под правую или под левую руки. Это повышает удобство пользования жерлицей и надежность работы с ней.

Предлагаемая жерлица работает следующим образом. В транспортном положении все ее подвижные детали расположены внутри основания 1 (фиг. 1 и 2). Рыболовный крючок воткнут в тело мотовила 4 и уложен вместе с грузилом в прямоугольное углубление 53. Для перевода устройства в рабочее положение из-под язычков 40, по периметру бурта 29, высвобождают флагшток 6 с флажком 5 и удаляют его из основания 1. Затем поднимают стойку 2 вместе с расположенным в ней рычагом 3 и мотовилом 4, и приводят ее в горизонтальное положение (фиг. 3), повернув ее вокруг шарнира 17. Следующий этап трансформации - основание 1 переворачивают в рабочее положение. Стойку 2 продолжают поворачивать вокруг шарнира 17 до упоров 43 в стенке 12 полости 8 (фиг. 1, 4). Мотовило 4, вместе с рычагом 3 вынимают из стойки 2. Рычаг 3 поворачивают вокруг шарнира 20 до упора 31 ((фиг. 4, 5). Через прорезь 42 в косынке 25 в щель 32 упора 31 рычага 3 вставляют свободный конец флагштока 6 (фиг. 5) и продвигают его вниз до упора в уступ 37 на стойке 2. Конец флагштока 6 при этом упруго выгибается, скользя по языку 34, что обеспечивает фиксацию флагштока 6 относительно стойки 2. После установки флагштока 6, вынув воткнутый в мотовило 4 рыболовный крючок и вращая мотовило 4, опускают леску 23 с крючком и наживкой в воду на требуемую глубину. Гайкой 22, вращая ее на резьбовом конце оси 21 мотовила 4, затормаживают возможность вращения мотовила 4 при натяжении лески 23, задавая минимальное усилие, необходимое для этого вращения.

Последний этап трансформации устройства в рабочее положение заключается в том, что флагшток 6 упруго сгибают, вводя его конец с флажком 5 в пространство между полками 28 мотовила 4. (фиг. 7). Это также, за счет упругости флагштока 6, и увеличенной, по сравнению с известными решениями, площади контакта согнутого флагштока с мотовилом увеличивает усилие натяжения лески 23, необходимое для вращения мотовила 4. Устройство устанавливают над лункой во льду. При поклевке движение рыбы создаст в леске 23 усилие, превышающее установленное минимально необходимое усилие для поворачивания мотовила 4, которое при этом повернется, вытолкнув из пространства между полками 28 конец флагштока 6 с флажком 5, и начнет вращаться, освобождая леску 23. Флагшток 6 мгновенно распрямится, выбросив флажок 5 вверх и сигнализируя этим о поклевке. Вращающееся мотовило 4, окрашенное в яркие цвета, усилит сигнал о поклевке.

Все детали предлагаемого устройства, кроме флагштока 6, мотовила 4 и флажка 5 могут быть выполнены из прочной пластмассы, например из поликарбоната или полипропилена, и изготовлены, например литьем под давлением или по другим известным технологиям. Флагшток может быть изготовлен из листового проката углеродистой среднелегированной стали путем резки на гильотинных ножницах, флажок 5 - из полимерной ткани.

Для проверки работоспособности предлагаемого устройства были разработаны рабочие чертежи его деталей. В соответствие с этими чертежами разработана 3Д модель предлагаемой жерлицы на базе программы Solid works 2017. На принтере FDM-3D детали были распечатаны из PLA пластика - полиактида МЛА. Образец предлагаемой жерлицы был собран. Проверка работоспособности образца подтвердила достижение заявленного технического результата. Кроме того, оказалось, что разворот предлагаемой жерлицы из транспортного положения в рабочее осуществляется за 10…17 секунд. На установку в рабочее положение флагштока 6 требуется дополнительно 3…5 с. Сворачивание жерлицы из рабочего в транспортное положение требует, вместе со снятием флагштока 6 и укладыванием его внутрь основания 1 всего 8…15 с., что в зимних условиях создает удобство для рыбака.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении надежности работы устройства при его эксплуатации и обеспечении удобства его транспортировки. Устройство может быть изготовлено с помощью известных в технике средств и из известных материалов. Следовательно, предлагаемое устройство обладает промышленной применимостью.

Реферат

Устройство включает основание, стойку, сигнализатор поклевки в виде яркого флажка с флагштоком и приспособление для намотки лески, выполненное в виде мотовила. Основание имеет форму перевернутой тарелки с прорезью для лески. На нем шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны, установлена стойка в виде швеллера. На ее конце также шарнирно и с возможностью поворота в обе стороны установлен рычаг, выполненный в виде пластины с косынкой. На конце рычага с возможностью свободного вращения установлено мотовило с леской и с гайкой на конце оси. В рабочем положении стойка устанавливается вертикально, рычаг располагается над основанием, в щель упора на стойке вставляется флагшток, который, после опускания лески в воду, изгибается и концом с сигнальным флажком вставляется между полками мотовила, затормаживая его. При поклевке мотовило поворачивается, флагшток расправляется и поднимает флажок. В транспортном положении рычаг и стойку поворачивают на шарнирах так, чтобы рычаг вошел внутрь стойки, а стойка - внутрь П-образной полости на основании. Флагшток, предварительно вынутый из стойки, изгибая, укладывают внутри основания под язычки, закрепленные на бурте, установленном по периметру основания. Изобретение обеспечивает повышение надежности устройства и безопасность при его транспортировке. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.

Формула

1. Подледная жерлица, содержащая основание, стойку, сигнализатор поклевки в виде яркого флажка с флагштоком и приспособление для намотки лески, выполненное в виде мотовила, отличающаяся тем, что основание имеет форму перевернутой тарелки со сферической поверхностью днища, вдоль одной из горизонтальных осей основания сформирована полость П-образного сечения, на одной из половин которой, в ее стенке, вырезана щель для пропускания лески, заканчивающаяся, не доходя до середины основания, отверстием, а на другой половине полости выполнено круглое углубление, диаметр которого принят примерно вдвое больше ширины полости, а глубина равна высоте части мотовила, выступающей в транспортном состоянии за пределы полок стойки, поверхности этого углубления внутри и снаружи выполнены ребристыми, а внутри него, вдоль оси П-образной полости, сделано прямоугольное углубление, за круглым углублением полость П-образного сечения продолжена за пределы окружности основания, на этой ее части в стенке полости прорезаны два параллельных паза, образующие язык, конец которого отогнут в сторону днища основания, на конце полости П-образного сечения, в ее стенке, сделаны вырезы, образующие упоры для стойки, а на концах полок полости П-образного сечения шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны, закреплена стойка, выполненная в виде швеллера с вырезами на средней части ее полок, причем ширина стойки выбрана с учетом возможности полного погружения стойки в полость П-образного сечения, на верхнем конце стойки шарнирно, с возможностью поворота в обе стороны и перестановки в правое и левое положение, установлен рычаг, выполненный в виде пластины с косынкой, установленной на шарнирно закрепленном конце рычага, на противоположном конце пластины рычага жестко закреплена ось с резьбой на свободном конце, на эту ось, с возможностью свободного вращения в обе стороны, надето мотовило с намотанной на него леской, а на конец оси навинчена гайка, причем длина рычага выбрана так, чтобы леска в процессе вращения мотовила не выходила из щели для пропускания лески, а ширина рычага - так, чтобы в транспортном положении рычаг вместе с мотовилом полностью входил внутрь стойки.
2. Жерлица по п.1, отличающаяся тем, что в верхнем конце стенки стойки сформирован упор для рычага в виде местного утолщения стенки, в теле этого упора прорезана вертикальная сквозная щель, ширина и толщина которой соответствуют размерам поперечного сечения флагштока, в косынке рычага, располагающейся в рабочем положении над упором для рычага, сделан вырез, на внутренней поверхности стенки стойки, под упором для рычага симметрично оси щели вертикально и параллельно друг другу, расположены, сделанные в виде выступов, две направляющие, расстояние между которыми равно ширине флагштока, аналогичные направляющие выполнены на наружной поверхности языка, образованного двумя прорезями на стенке стойки, конец этого языка отогнут внутрь стойки, в рабочем положении жерлицы в вертикальную щель в упоре для рычага вставлен флагшток, выполненный в виде упругой ленты, причем конец флагштока, размещенный между обеими парами направляющих, опущен до упора в уступ, расположенный под языком на стенке стойки, внутри стойки со стороны ее шарнирного крепления к основанию, перед вырезами в полках стойки на этих полках сформированы тонкостенные выступы, расстояние между которыми равно ширине мотовила.
3. Жерлица по п.1, отличающаяся тем, что по периметру основания выполнен вертикальный бурт, направленный в сторону, противоположную выпуклости дна основания, высота бурта hб выбрана из условия hб≥Sф, где Sф - ширина флагштока сигнального флажка, а по периметру основания, равномерно по его окружности и под углом 90° к бурту, присоединены 6…10 одинаковых полукруглых язычков, напротив которых в днище основания прорезаны полукруглые отверстия, радиус которых соответствует радиусу язычков, причем длина флагштока Lф выбрана из условия Lф=0,7…0,9Посн, где Посн - длина периметра окружности основания.
4. Жерлица по п.1, отличающаяся тем, что мотовило выполнено в виде вытянутой катушки с центральным отверстием посередине, при этом мотовило в поперечном сечении имеет профиль двутавра, состоящего из стенки и полок, высота полок выбрана в 2…3 раза больше толщины слоя наматываемой лески, так чтобы остающееся свободное пространство между полками в рабочем положении вмещало конец флагштока с намотанным на него флажком, полки выполнены с уклоном друг от друга, причем полки и стенка на концах мотовила скруглены, по обе стороны от центрального отверстия сделаны сквозные прорези, мотовило выполнено из эластичного полимерного материала и окрашено в яркий цвет или в полосы ярких цветов.
5. Жерлица по п.1, отличающаяся тем, что со стороны шарнира рычага в полках стойки выполнены параллельные друг другу пазы, образующие языки, на концах этих языков с наружной стороны полок имеются утолщения, в углах между стенкой и полками П-образной полости в стенке и полках сделаны вырезы, расположенные на расстоянии от торца этой полости, соответствующем положению языков на полках стойки, при введении ее внутрь П-образной полости в транспортном состоянии жерлицы, а на конце П-образной полости, на обеих ее полках, имеются гнезда для размещения концов оси шарнира рычага в транспортном состоянии жерлицы.
6. Жерлица по п.1, отличающаяся тем, что на концах оси шарнира рычага сделаны выточки, а в полках стойки сделаны вырезы, ширина которых равна диаметру оси шарнира рычага в выточке, а вырезы (46) заканчиваются отверстиями, диаметр которых составляет 1,2…1,5 ширины вырезов в полках стойки, причем ось шарнира рычага вставлена выточками в вырезы в полках стойки и продвинута до отверстия на конце этих вырезов.

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: A01K97/01

МПК: A01K97/01

Публикация: 2020-06-23

Дата подачи заявки: 2019-10-04

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам