Код документа: RU2684808C1
Изобретение относится к подъёмно-транспортным механизмам и предназначено для выполнения работ на высоте при производстве ремонтных, строительно-монтажных и других работ, а также для обслуживания зданий, сооружений и устройств городского коммунального хозяйства.
Известен подъемник автомобильный гидравлический, содержащий шасси на ходовых передних и задних колесах, на подъемно-поворотной раме опорного основания, размещенного на шасси между ходовыми передними и задними колесами, установлена телескопическая стрела с возможностью перевода из транспортного сложенного положения в рабочее - разложенное, на которой подвешена рабочая платформа, в транспортном положении расположенная над кабиной автомобиля, выполненная в виде короба, при этом телескопическая стрела соединена с подъемно-поворотной рамой гидроцилиндром подъема и опирается в транспортном положении на стойку, расположенную в передней части опорного основания, а опорное основание содержит выдвижные передние и задние опоры, рабочая платформа выполнена трансформируемой и состоит из двух секций, из которых нижняя имеет днище и боковые стенки, а верхняя - боковые стенки, при этом секции соединены между собой посредством боковых стоек с шарнирным механизмом, снабженным фиксаторами, с возможностью поворота верхней секции на 180° и складывания ее под нижней секцией – RU 2399578.
В известном подъёмнике рабочая платформа выполнена трансформируемой и состоящей из двух секций. Это решение выполнено с целью уменьшения габаритов рабочей платформы в транспортном положении, т.к. в рабочем положении платформа достаточно высока и уменьшает устойчивость подъёмника в транспортном положении.
Наиболее близким аналогом изобретения является подъёмник, содержащий опорную раму, размещённую на механизированном шасси с парой передних и задних колёс, на опорной раме установлена стрела пантографного типа с гидроцилиндром и шарнирно-сочленёнными спаренными секциями с вертикальным рабочим ходом, на верхней секции установлена рабочая платформа с защитными ограждениями, при этом узел опоры гидроцилиндра выполнен с блокировкой самопроизвольного опускания его штока во время технического обслуживания – WO 2013059271.
В известном устройстве для обеспечения безопасной работы при техническом обслуживании предусмотрены варианты блокировки штока гидроцилиндра, осуществляемые с помощью рычажного привода или иных приводных конструкций с управлением, что является относительно сложным решением и трудоёмким при проектировании и изготовлении. Кроме того, рабочая платформа подъёмника не предусматривает её трансформирования для увеличения площади при необходимости размещения на ней габаритного груза. Также отсутствует защита от возможного опрокидывания подъёмника при попадании его колёс в ямы и выбоины.
Известны решения, в которых подъёмник выполнен с защитой от опрокидывания, например, EP 2723954.
В известном устройстве защита от опрокидывания выполнена в виде отдельно приваренных упоров, которые установлены рядом с каждым колесом. Для обеспечения прочности сварного соединения упора и рамы, упоры делаются длинными по габариту, что ведет к трудоемкости изготовления, а также уменьшает углы выезда, съезда и переезда; это ухудшает эксплуатационные свойства подъемника.
В соответствии с указанными недостатками известных устройств, техническая задача, решаемая изобретением, состоит в улучшении конструктивных характеристик, повышении надёжности и безопасности эксплуатации, уменьшении трудоёмкости проектирования и изготовления путём улучшения сервиса за счёт трансформации рабочей платформы, упрощения узла блокировки, а также введения защиты от опрокидывания.
Эта задача решается в подъёмнике, содержащем опорную раму, размещённую на механизированном шасси с парой передних и задних колёс на опорной поверхности, на опорной раме установлена стрела пантографного типа с гидроцилиндром и шарнирно-сочленёнными спаренными секциями с вертикальным рабочим ходом, на верхней секции установлена рабочая платформа с защитными ограждениями, выполненная с выдвижной секцией, введена защита от опрокидывания, включающая в себя статичные упоры для каждого колеса в виде металлического листа, жёстко закреплённого на основании опорной рамы с внутренней стороны пар переднего и заднего колёс на определённом от них расстоянии с огибанием соответствующего колеса, причём, нижняя часть каждого из упоров находится ниже основания опорной рамы и усилена металлической накладкой, а также дополнительно введены симметричные сервисные упоры в виде пары металлических пластин, закреплённых, с возможностью поворота, с противоположных сторон на центральной оси на второй паре снизу шарнирно-сочленённых спаренных секций, концы пластин снабжены выемками для соединения соседних секций при поднятой рабочей платформе.
Представлены дополнительные признаки конструкции подъёмника, заключающиеся в следующем:
- стрела пантографного типа содержит дополнительный гидроцилиндр и от трёх до семи шарнирно-сочленённых спаренных секций;
- рабочая платформа выполнена с педалью для обеспечения прямого и обратного хода выдвижной секции;
- на рабочей платформе установлен основной пульт управления;
- снаружи опорной рамы, между парами задних колёс, жёстко закреплена лестница доступа на рабочую платформу;
- на опорной раме размещены исполнительные механизмы, гидрооборудование и электрооборудование подъемника.
На фиг. 1 представлен общий вид подъёмника сбоку в сложенном виде, на фиг. 2 – вид спереди, на фиг. 3 – вид подъёмника с поднятой стрелой и выдвинутой секцией рабочей платформы.
Подъёмник (фиг. 1) содержит опорную раму 1, размещённую на механизированном шасси с парой передних колёс 2 и задних колёс 3 на опорной поверхности 4. На опорной раме 1 установлена стрела 5 пантографного типа.
Для вертикального подъёма стрелы 5 используют гидроцилиндры 6, 7; их количество зависит от высоты подъёмника и его грузоподъёмности: если шарнирно-сочленённых спаренных секций 8 три или четыре, то гидроцилиндр 6 один, если секций 8 от четырёх до семи, то используется второй гидроцилиндр 7.
На верхней секции 8 установлена рабочая платформа 9 с защитными ограждениями 10, которая выполнена с выдвижной секцией 11. Для обеспечения прямого и обратного хода выдвижной секции 11 имеется педаль 12.
Наличие выдвижной секции 11 на рабочей платформе 9 требует введения средств, обеспечивающих повышенные требования к устойчивости, в частности - при возникновении нештатных ситуаций, таких, как попадание в яму или выбоину при передвижении.
В связи с этим, в устройство введена защита от опрокидывания, предназначенная для уменьшения дорожного просвета подъемника в том случае, если при передвижении его колесо попадет в яму, и включает в себя статичные упоры 13, 14 (из четырёх показаны два), жёстко закреплённые на основании опорной рамы 1 с внутренней стороны пар переднего колеса 2 и заднего колеса 3 на определённом от них расстоянии с огибанием, повторяющим его геометрию, соответствующего колеса. Каждый из упоров 13, 14 выполнен в виде целикового толстостенного металлического листа, представляющего собой силовой элемент, приваренный к опорной раме 1 с приваренной для усиления накладкой 15 в его нижней части, находящейся ниже основания опорной рамы 1.
Геометрическая форма упоров 13, 14 обеспечивает, совместно с опорной рамой 1, геометрию проходимости подъемника (углы въезда, съезда и переезда). При попадании в яму или выбоину, упоры 13, 14 передают возникшую нагрузку на другие элементы рамы 1, исключая деформации и поломку как самих упоров 13, 14, так и рамы 1. Работоспособность упоров проверена при испытаниях подъемника.
Размеры статичных упоров 13, 14, их взаиморасположение с опорной рамой 1, расстояние от каждого колеса и другие размеры определяются при расчёте на устойчивость таким образом, чтобы образовавшийся угол наклона стрелы подъёмника при падении в яму и возникшее динамическое усилие не привели к опрокидыванию подъемника.
Расчёт производится в соответствии с ГОСТ Р 53037-2013 (ИСО 16368:2010) «Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания» и выполнен для наихудшего сочетания факторов: для подъёмника с высотой подъёма 16 м и грузоподъемностью 240 кг, т.к. коэффициент устойчивости при этих условиях минимальный, но превышающий минимально допустимый 1,15.
Например, при условии расстояния от центра колеса 2 (3) до нижней ближней точки статичного упора 13 (14) этого колеса, равного 170 мм, угол между каждой точкой касания соответствующего колеса опорной поверхности 4 и нижней удалённой точкой статичного упора этого колеса равен 14°34´, расстояние между опорной поверхностью 4 и основанием опорной рамы 1 равно 115 мм, а расстояние между опорной поверхностью 4 и нижней частью каждого статичного упора 13, 14 равно 65 мм (показано на фиг.1).
В совокупность средств, повышающих надёжность и безопасность подъёмника как при его работе, так и при ремонте и обслуживании, кроме указанных выше, входят симметричные сервисные упоры 16 в виде пары металлических пластин (на фиг. 1 виден один упор), которые закрепляют, с возможностью поворота, с противоположных сторон на центральной оси 17 второй пары снизу шарнирно-сочленённых спаренных секций 8. Упоры 16 - пластины, снабжённые на концах выемками 18 для соединения соседних секций 8 (нижней и верхней) при поднятой рабочей платформе 9.
На рабочей платформе 9 установлен основной пульт управления 19.
Снаружи опорной рамы 1, между парами задних колёс 3, жёстко закреплена лестница 20 доступа на рабочую платформу 9 (фиг. 2).
Опорная рама 1 снабжена дополнительным аварийным пультом управления 21.
На опорной раме 1 размещено оборудование 22 для управления подъёмником: исполнительные механизмы, гидрооборудование и электрооборудование.
Работа подъёмника осуществляется следующим образом.
По своему назначению в подъёмнике стрела 5 с рабочей платформой 9 являются основными элементами его конструкции, с помощью которых осуществляются все работы, предусмотренные техническими данными.
Управление всеми рабочими движениями подъемника производится с основного пульта управления 19 на рабочей платформе 9 с помощью оборудования 22.
В начале работ, возле места их проведения, при сложенной стреле 5, операторы с необходимым инструментом и материалами для проведения необходимых работ, по лестнице 20 поднимаются на рабочую платформу 9. Далее основным пультом управления 19 подаётся команда на подъём стрелы 5, и с помощью гидроцилиндров 6, 7 шарнирно-сочленённые спаренные секции 8 поднимают рабочую платформу 9 на необходимую высоту. Дополнительная безопасность подъёма обеспечивается защитными ограждениями 10.
Для удобства размещения всех операторов и груза, рабочую платформу 9 раздвигают, дополняя её рабочую площадь выдвижной секцией 11. Прямой и обратный ход выдвижной секции 11 осуществляется с помощью педали 12. При выдвижении секции 11 педаль 12 нажимают вниз и, удерживая её, выдвигают секцию 11 вручную на необходимую величину.
На фиг. 3 показан подъёмник в рабочем положении с двумя гидроцилиндрами 6, 7 и шестью (все не показаны) шарнирно-сочленёнными спаренными секциями 8.
При работе подъёмник может передвигаться по опорной поверхности 4 (рабочей площадке), которая не всегда бывает ровной. В этом случае возможно попадание колёс 2, 3 в различные ямы или выбоины. При этом срабатывает защита от опрокидывания, формой упоров 13 и 14 обеспечивающая, совместно с опорной рамой 1, передачу возникшей нагрузки на другие элементы рамы 1, исключая при этом деформации и поломку как самих упоров 13, 14, так и рамы 1.
Кроме указанных выше средств повышения надёжности и безопасности подъёмника, при проведении работ по его обслуживанию и уходу, имеются сервисные упоры 16, предназначенные для обеспечения безопасной работы при обслуживания подъемника, который должен быть приведён в этом случае в устойчивое положение.
Для установки упоров 16 в положение для обслуживания, вначале производят подъем стрелы 5, затем упор 16 поворачивают в свободное состояние и производят некоторое опускание стрелы 5 с рабочей платформой 9 до тех пор, пока необходимое расстояние между центральными осями 17 соседних секций 8 (верхней и нижней) не зафиксируется выемками 18 и стрела 5 не будет полностью опираться на оба упора 16.
Снятие стрелы 5 с сервисных упоров 16 после окончания работ производят в обратном порядке.
Предлагаемая конструкция подъёмника является надёжной и безопасной при эксплуатации и обслуживании; уменьшена трудоёмкость проектирования узлов, осуществляющих эти положительные свойства за счёт их упрощения без потери надёжности, по сравнению с известными аналогами, а также улучшен сервис за счёт трансформации рабочей платформы.
Изобретение относится к подъёмно-транспортным механизмам и предназначено для выполнения работ на высоте при производстве ремонтных, строительно-монтажных и других работ, а также для обслуживания зданий, сооружений и устройств городского коммунального хозяйства. Подъёмник содержит опорную раму (1), размещённую на механизированном шасси с парой передних и задних колёс (2, 3) на опорной поверхности (4). На опорной раме (1) установлена стрела (5) пантографного типа с гидроцилиндрами (6, 7) и шарнирно-сочленёнными спаренными секциями (8) с вертикальным рабочим ходом. На верхней секции установлена рабочая платформа (9) с защитными ограждениями (10), выполненная с выдвижной секцией (11). В устройство введена защита от опрокидывания, включающая в себя статичные упоры (13, 14) для каждого колеса в виде металлического листа, жёстко закреплённого на основании опорной рамы с внутренней стороны пар переднего и заднего колёс (2, 3) на определённом от них расстоянии с огибанием соответствующего колеса и усилением металлической накладкой (15). Симметричные сервисные упоры (16) в виде пары металлических пластин закреплены с возможностью поворота с противоположных сторон на центральной оси второй пары снизу шарнирно-сочленённых спаренных секций (8), концы пластин снабжены выемками для соединения соседних секций (8) при поднятой рабочей платформе (9). Подъемник обеспечивает надёжную и безопасную эксплуатацию и обслуживание. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Аварийно-техническая машина для ремонта контактной сети трамваев и троллейбусов