Код документа: RU171989U1
Полезная модель относится к области судостроения, в частности к днищу надувных моторных лодок, предназначенных для туризма, прогулок и отдыха на воде, рыбалки, экспедиционных и спасательных работ, эксплуатации на горных реках.
Известна надувная моторная лодка (RU 145840 U1, B63B 7/00, 27.09.2014), в надувном днище которой, присоединенном снизу к корпусу, со стороны плоскости, сопрягаемой с водой, выполнен начинающийся от кормового торца продольный осесимметричный паз клинообразной в вертикальном сечении формы с равномерным уменьшением его глубины к носовой части лодки, длина которого составляет от 5 до 50% от всей длины лодки, а глубина на кормовом торце днища от 2 до 10 см.
Недостатком данной надувной лодки является завоздушивание паза - водоводного тоннеля в процессе движения лодки - попадая в водоводный тоннель в днище лодки, воздух смешивается с водой во всей полости тоннеля и по центру в том числе, завоздушивая поток в канале, а большой объем воздуха естественным образом стремится вверх, это, в свою очередь, приводит к завоздушиванию винта, кавитации, прохватам воздуха и потере упора мотора, что существенно снижает эксплуатационные характеристики лодки.
Известно днище надувной моторной лодки (RU 161338 U1 B63B 7/08, B63B 35/73, 20.04.2016), часть которого выполнена с осесимметричным продольным пазом M-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, при этом в зоне размещения транца лодки днище выполнено с осесимметричным продольным пазом в виде одного канала.
К недостаткам данного решения следует отнести недостаточный упор лодочного мотора и снижение коэффициента полезного действия двигателя, вследствие завоздушивания винта в одноканальной части паза, и попадания воздуха в водозаборник водомета, что особенно проявляется на волне и при движении на скорости по бурным участкам реки на недогруженной лодке, (малый вес судна не оказывает достаточного давления на поверхность воды и стабильные потоки воды и воздуха под днищем надувной лодки плохо формируются); также на высокой скорости надувной корпус лодки из-за недостаточной жесткости подвергается воздействию воды, что приводит к срыву потоков воды и воздуха в тоннеле.
Ближайшим аналогом к заявляемому решению является надувная моторная лодка (RU 154960 U1, B63B 7/08, B63B 35/73, 20.09.2015), часть надувного днища которой выполнена с осесимметричным продольным пазом M-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, причем паз выполнен таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища.
Недостатком известной надувной лодки является ограничение возможности прохождения данного судна по мелководью, поскольку, вследствие конструктивных особенностей лодки, невозможно установить подвесной мотор на достаточной для его безопасного функционирования высоте, а заниженная установка может приводить к повреждению редуктора мотора, винта или водозаборника подвесного водомета. Кроме того, при установке водозаборника водомета (или винтового редуктора) по центральной оси паза, из-под днища лодки, по сторонам от этой оси, вылетает большой объем воды, который попадает в корпус водомета, оказывая излишнее сопротивление и забрызгивание кормовой части судна.
Технический результат, достигаемый при реализации заявленной полезной модели, выражается в улучшении эксплуатационных характеристик лодки, приводящих к улучшенной и безаварийной проходимости лодки не мелководье и каменистых участках.
Технический результат достигается за счет того, что днище надувной моторной лодки, часть которого выполнена с осесимметричным продольным пазом, включающим два канала, по обе стороны от центральной части паза, согласно заявляемой полезной модели, профиль поперечного сечения центральной части паза в начале формирования паза выполнен дугообразной, выгнутой в сторону к плоскости, сопрягаемой с водой, формы, а по мере приближения к транцу выполнен с изменением его кривизны, путем постепенного увеличения расстояния от точки, лежащей на центральной оси профиля поперечного сечения центральной части паза в его начале, до каждой последующей точки, лежащей на центральной оси профиля, каждого последующего, по мере приближения к транцу, сечения профиля.
Профиль поперечного сечения центральной части паза днища надувной моторной лодки может быть выполнен дугообразной, выгнутой в сторону к плоскости, сопрягаемой с водой, формы по всей длине паза, с увеличением радиуса изгиба к транцу лодки.
На уровне транца профиль поперечного сечения центральной части паза может быть представлен в виде горизонтальной линии.
На уровне транца профиль поперечного сечения центральной части паза может быть выполнен дугообразной, вогнутой от плоскости, сопрягаемой с водой, формы.
Профиль поперечного сечения центральной части паза днища надувной моторной лодки по мере приближения к транцу может быть выполнен с постепенным изменением формы от дугообразной, выгнутой в сторону к плоскости, сопрягаемой с водой, до сложной формы.
Кривизна профиля поперечного сечения в кормовой части паза днища надувной моторной лодки может быть сформирована встроенными и/или вклеенными в паз пластинами из упругого листового материала.
Кривизна профиля поперечного сечения в кормовой части паза днища надувной моторной лодки может быть сформирована вклеенным в паз армированным материалом пвх в несколько слоев.
Полезная модель поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан общий схематичный вид днища надувной моторной лодки, вид
сбоку.
На фиг. 2 показан поперечный разрез участка днища надувной моторной лодки в начале формирования осесимметричного паза.
На фиг. 3 показан профиль поперечного сечения центральной части паза в виде горизонтальной линии с переходными формами паза от начала его формирования до зоны транца.
На фиг. 4 показан поперечный разрез участка днища в зоне размещения транца с профилем поперечного сечения центральной части паза в виде горизонтальной линии с переходными формами паза от начала его формирования до зоны транца.
На фиг. 5 показан поперечный разрез участка днища центральной части осесимметричного паза с профилем поперечного сечения центральной части паза дугообразной формы, выгнутой в сторону плоскости, сопрягаемой с водой, с переходными формами паза от начала его формирования до зоны транца.
На фиг. 6 показан поперечный разрез участка днища в зоне размещения транца с профилем поперечного сечения центральной части паза дугообразной, вогнутой от плоскости, сопрягаемой с водой, формы, с переходными формами паза от начала его формирования до зоны транца.
На фиг. 7 показан поперечный разрез участка днища в зоне размещения транца с профилем поперечного сечения центральной части паза сложной формы с переходными формами паза от начала его формирования до зоны транца.
На фиг. 8 показан частный случай исполнения днища в виде одного баллона с формообразующими перегородками (поперечный разрез участка днища в зоне размещения транца с профилем поперечного сечения центральной части паза в виде горизонтальной линии с переходными формами паза от начала его формирования до зоны транца).
Днище надувной моторной лодки включает осесимметричный продольный паз 1, который образован двумя каналами 2 и центральной частью 3 паза, профиль поперечного сечения которой в начале формирования осесимметричного паза выполнен дугообразной 4, выгнутой в сторону к плоскости, сопрягаемой с водой, формы. Профиль поперечного сечения центральной части паза может быть выполнен с сохранением дугообразной, выгнутой в сторону к плоскости, сопрягаемой с водой, формы 4 до уровня транца лодки или изменением формы профиля поперечного сечения к транцу в виде прямой горизонтальной линии 5; или до профиля дугообразной, вогнутой от плоскости, сопрягаемой с водой, формы 6; или до профиля сложной формы 7. При этом, как показано на фиг.2 чертежей, во всех случаях исполнения формы центральной части паза днища лодки от начала формирования паза по направлению к транцу изменяется кривизна паза и имеет место постепенное увеличение расстояния S124 от точки 8, лежащей на центральной оси профиля поперечного сечения центральной части паза в его начале, до каждой последующей точки 9, 10, 11, лежащей на центральной оси профиля, каждого последующего, по мере приближения к транцу, сечения профиля.
Кривизна профиля поперечного сечения паза днища надувной моторной лодки сформирована встроенными и/или вклеенными в кормовую часть паза пластинами из упругого листового материала или путем набора армированного материала пвх в несколько слоев. Формирование профиля сложной формы может быть осуществлено при использовании в конструкции днища баллонов с изменяющимся по длине днища диаметром или с помощью внутренних формообразующих перегородок, в случае выполнения днища в виде одного баллона.
Заявляемая полезная модель, а именно днище надувной моторной лодки с заявленной совокупностью признаков, работает следующим образом.
В процессе движения лодки, воздух по мере попадания в осесимметричный паз 1 и движения по нему заполняет каналы 2 паза и продолжает двигаться по ним до самого выхода из паза, по обе стороны от зоны забора воды водометом. Незавоздушенная вода в центральной части 3 паза, по мере продвижения к корме (к мотору) принимает изменяющуюся форму центральной верхней части паза. Поскольку трансформация центральной части паза происходит постепенно, без ярко выраженных уступов, выпуклостей и ступенек, то это сохраняет ламинарный поток воды без завихрений и завоздушиваний до самого мотора, а изменение кривизны в сторону уменьшения - путем постепенного увеличения расстояния от точки 8, лежащей на центральной оси профиля поперечного сечения центральной части паза в его начале, до каждой последующей точки, лежащей на центральной оси профиля, каждого последующего, по мере приближения к транцу сечения профиля, позволяет поднять поток плотной воды несколько выше в самом пазе. При этом смешивания воздуха с водой в каналах 2 осесимметричного паза не происходит. Такое разделение воздушных и водного потоков обеспечивает стабильную работу мотора, отсутствие срывов упора мотора и высокий КПД.
Таким образом, выполнение днища надувной моторной лодки с частичным осесимметричным продольным пазом, в котором на всем его протяжении выполнены два канала, между которыми выполнена центральная часть паза, с постепенным изменением кривизны, согласно описанным выше заявленным признакам, позволяет по сравнению с ближайшим аналогом значительно улучшить эксплуатационные характеристики лодки, за счет снижения аварийности, повышения стабильности работы мотора при прохождении лодки на мелководье и каменистых участках, вследствие возможности более высокой установки мотора, подачи незавоздушенной воды к винту, снижения или полного исключения сопротивления от попадания воды в корпус подвесного водомета.
В представленном в данной заявке описании полезной модели описаны предпочтительные частные случаи исполнения настоящей полезной модели. Заявляемая полезная модель не ограничивается приведенными вариантами реализации, наилучшим образом поясняющие принципы и практическое применение полезной модели. Другие модификации и изменения могут быть выполнены специалистами в данной области техники, не отступая от сущности и объема полезной модели, который определен приложенной формулой полезной модели.
Полезная модель относится к области судостроения, в частности к днищу надувных моторных лодок.В днище надувной моторной лодки часть днища выполнена с осесимметричным продольным пазом, включающим два канала, по обе стороны от центральной части паза. Профиль поперечного сечения центральной части паза в начале формирования паза выполнен дугообразной, выгнутой в сторону к плоскости, сопрягаемой с водой, формы. По мере приближения к транцу профиль поперечного сечения центральной части паза выполнен с изменением его кривизны, путем постепенного увеличения расстояния от точки, лежащей на центральной оси профиля поперечного сечения центральной части паза в его начале, до каждой последующей точки, лежащей на центральной оси профиля, каждого последующего, по мере приближения к транцу, сечения профиля.Днище надувной моторной лодки позволяет улучшить эксплуатационные характеристики лодки, за счет снижения аварийности, повышения стабильности работы мотора при прохождении лодки на мелководье и каменистых участках. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.
Днище надувной моторной лодки