Код документа: RU161338U1
Полезная модель относится к области судостроения, в частности к днищу надувных моторных лодок, предназначенных для туризма, прогулок и отдыха на воде, рыбалки, экспедиционных и спасательных работ, эксплуатации на горных реках. Известна надувная лодка (RU 119717 U1, B63B 7/08, 27.08.2012), характеризующаяся наличием U-образного корпуса, образованного надувными баллонами, днища и транца, днище прикреплено к надувным бортам выше ватерлинии на высоте, определяемой при максимальной загрузке лодки, с образованием воздушного тоннеля между днищем, бортами и водной поверхностью.
Конструктивные особенности данной надувной лодки, а именно крепление днища к надувным боковым баллонам выше ватерлинии, определяемой при максимальной загрузке, обуславливают следующий основной ее недостаток - нарушение бесперебойной работы подвесного мотора на фиксированной высоте. При загрузке лодки, отличной от максимальной, водоизмещение данного судна будет уменьшаться, а без загрузки будет минимальным и, соответственно, воздушный просвет под днищем будет достаточно большим; при движении по волне с различной скоростью, воздушный просвет между днищем и водной поверхностью будет постоянно изменяться, хаотичное движение воды и воздуха не позволит сформировать стабильный поток и уровень воды в тоннеле, что отразится на работе подвесного мотора - будет постоянно происходить завоздушивание винта или водомета, при этом, установка винта мотора на более низком уровне, увеличит сопротивление при движении и повысит риск повреждения редуктора, винта или водозаборника мотора.
Известна также надувная моторная лодка (RU 145840 U1, B63B 7/00, 27.09.2014), в надувном днище которой, присоединенном снизу к корпусу, со стороны плоскости, сопрягаемой с водой, выполнен начинающийся от кормового торца продольный осесимметричный паз клинообразной в вертикальном сечении формы с равномерным уменьшением его глубины к носовой части лодки, длина которого составляет от 5 до 50% от всей длины лодки, а глубина на кормовом торце днища от 2 до 10 см.
Недостатком данной надувной лодки является завоздушивание паза - водоводного тоннеля в процессе движения лодки - попадая в водоводный тоннель в днище лодки воздух смешивается с водой во всей полости тоннеля и по центру в том числе, завоздушивая поток в канале, а большой объем воздуха естественным образом стремится вверх, это, в свою очередь, приводит к завоздушиванию винта, кавитации, прохватам воздуха и потере упора мотора, что существенно снижает эксплуатационные характеристики лодки.
Ближайшим аналогом к заявляемому решению является надувная моторная лодка (RU 154960 U1, B63B 7/08, B63B 35/73, 20.09.2015), часть надувного днища которой выполнена с осесимметричным продольным пазом М-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, причем паз выполнен таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища.
Недостатком известной надувной лодки является ограничение возможности прохождения данного судна по мелководью, поскольку, вследствие конструктивных особенностей лодки, невозможно установить подвесной мотор на достаточной для его безопасного функционирования высоте, а заниженная установка может приводить к повреждению редуктора, винта или водозаборника мотора
Задачей настоящей полезной модели является улучшение эксплуатационных характеристик надувной моторной лодки.
Технический результат, достигаемый при реализации заявленной полезной модели, выражается в улучшении проходимости лодки на мелководье и каменистых участках.
Технический результат достигается за счет того, что днище надувной моторной лодки, часть которого выполнена с осесимметричным продольным пазом М-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, с выполнением паза М-образного профиля таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища, согласно заявляемой полезной модели в кормовой части в зоне размещения транца лодки днище выполнено с осесимметричным продольным пазом в виде одного канала, в котором точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится выше уровня ее расположения в пазе М-образного профиля, и не ниже любой из точек, лежащих на линии, образующей верхний контур паза в поперечном его сечении и расположенных по обе стороны от точки на центральной продольной оси паза.
Переход паза М-образного профиля в паз в виде одного канала может быть выполнен плавным.
Переход паза М-образного профиля в паз в виде одного канала может быть выполнен резким.
Паз, выполненный в виде одного канала, может быть выполнен трапециевидного профиля в поперечном сечении.
Паз в виде одного канала может быть выполнен П-образного профиля в поперечном сечении.
Паз в виде одного канала может быть выполнен с дугообразным сводом.
Преобразование паза М-образного профиля в паз в виде одного канала может быть выполнено путем применения внутренних формообразующих перегородок соответствующей формы.
Преобразование паза М-образного профиля в паз в виде одного канала может быть выполнено путем вставки пластины из жесткого листового материала между каналами паза М-образного профиля в кормовой части днища.
Преобразование паза М-образного профиля в паз в виде одного канала может быть выполнено путем вклеивания в каналы паза армированного эластичного материала.
Полезная модель иллюстрируется чертежами, на фигурах 1-4 которых показаны поперечные разрезы днища лодки с изменение профиля паза днища от носовой части к корме.
На фиг. 1 показан поперечный разрез участка днища с пазом М-образного профиля;
На фиг. 2-3 показаны поперечные разрезы участка днища с переходом от паза М-образного профиля к пазу в виде одного канала;
На фиг.4 показан поперечный разрез участка днища с пазом в виде одного канала в кормовой части в зоне размещения транца.
Днище 1 надувной моторной лодки включает осесимметричный продольный паз М-образного профиля с двумя каналами 2 и центральной частью паза, с точкой 3, расположенной на центральной продольной оси паза, осесимметричный продольный паз в виде одного канала 4, точки 5, лежащие на линии, образующей верхний контур паза в виде одного канала в поперечном его сечении и расположенных по обе стороны от точки на центральной продольной оси паза, который может быть преобразован из паза М-образного профиля, за счет применения формообразующих перегородок, вставки пластины из жесткого листового материала, между каналами 2 паза М-образного профиля в кормовой части днища, или вклеивания в каналы паза армированного эластичного материала. При этом, использование того или иного средства для преобразования паза М-образного профиля в паз в виде одного канала зависит от конструкции днища надувной моторной лодки.
Так, в случае, если днище состоит из нескольких, например, трех или пяти продольно на одном уровне расположенных баллонов, то формирование одноканального паза осуществляют путем вставки в центральный баллон в кормовой части пластины из жесткого листового материала. Пластина может быть вклеена, вшита, вшнурована или вставлена любым другим способом, обеспечивающим фиксацию ее в установленном месте.
В случае, если в днище, состоящем из нескольких, например, трех или пяти продольно расположенных баллонов, центральный баллон закреплен выше уровня остальных или изменяет свой диаметр в сторону его уменьшения к кормовой части, то формирование паза в виде одного канала целесообразно выполнять путем вклеивания эластичного армированного материала в каналы паза.
Использование формообразующих перегородок может быть применено, как для формирования паза в днище лодки, состоящим из нескольких баллонов, так и из одного баллона.
Заявляемая полезная модель, а именно днище надувной моторной лодки с заявленной совокупностью признаков работает следующим образом.
В процессе движения лодки, вода, попадая под днище лодки, заполняет паз М-образного профиля от носовой части днища в сторону кормы, при этом вода смешивается с воздухом, который, попадая в паз, естественным образом стремится вверх и заполняет самые высокие части паза, а именно каналы, где и аккумулируется. Таким образом, по мере продвижения по пазу М-образного профиля происходит разделение воды и воздуха, то есть развоздушивание потока воды внутри паза. При переходе паза М-образного профиля в одноканальный паз формирование потоков воды и воздуха происходит следующим образом. Воздух идет сверху паза, а поток воды под потоком воздуха. При этом из-за отсутствия препятствий на стенках паза не формируются турбулентные потоки и завихрения, что исключает смешивание воды и воздуха при переходе от паза М-образного профиля в одноканальный паз. По мере движения к корме, вода в пазе поднимается, при этом оставляя воздух сверху в верхних боковых точках паза в виде одного канала. Таким образом, вода и воздух продолжают движение по пазу в виде одного канала в направлении и порядке, сформированном в М-образной части паза. Как следствие, по центру паза, на выходе, идет плотный развоздушенный поток воды, а воздух выходит по обе стороны от него. При этом, за счет изменения формы паза, по мере продвижения к кормовой части днища лодки, путем поднятия точки, расположенной на центральной продольной оси паза выше уровня ее расположения в пазе М-образного профиля, поток воды, идущий по центральной части паза, поднимается выше, что позволяет реализовать возможность более высокой установки мотора лодки.
Таким образом, выполнение днища надувной моторной лодки с частичным осесимметричным продольным пазом М-образного профиля в ее поперечном сечении, и пазом в виде одного канала, в кормовой части днища, позволяет повысить эксплуатационные характеристики лодки, а именно, снизить риск повреждения винта или водозаборника мотора на мелководье и каменистых участках водоема за счет более высокой подвески мотора лодки, получить более стабильную работу мотора за счет развоздушивания центральной части водоводного канала. При этом, остается ненарушенной курсовая устойчивость лодки, поскольку паз М-образного профиля, выполненный на части днища, выполняет функцию килевого канала.
В представленном в данной заявке описании полезной модели, описаны предпочтительные частные случаи исполнения настоящей полезной модели. Заявляемая полезная модель не ограничивается приведенными вариантами реализации, наилучшим образом поясняющие принципы и практическое применение полезной модели. Другие модификации и изменения могут быть выполнены специалистами в данной области техники, не отступая от сущности и объема полезной модели, который определен приложенной формулой полезной модели.
1. Днище надувной моторной лодки, часть которого выполнена с осесимметричным продольным пазом М-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, с выполнением паза М-образного профиля таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища, отличающееся тем, что в кормовой части, в зоне размещения транца лодки, днище выполнено с осесимметричным продольным пазом в виде одного канала, в котором точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится выше уровня ее расположения в пазе М-образного профиля, и не ниже любой из точек, лежащих на линии, образующей верхний контур паза в поперечном его сечении, и расположенных по обе стороны от точки на центральной продольной оси паза.2. Днище надувной моторной лодки по п.1, отличающееся тем, что переход паза М-образного профиля в паз в виде одного канала выполнен плавным.3. Днище надувной моторной лодки по п.1, отличающееся тем, что переход паза М-образного профиля в паз в виде одного канала выполнен резким.4. Днище надувной моторной лодки по п.1, отличающееся тем, что паз в виде одного канала выполнен трапециевидного профиля в поперечном сечении.5. Днище надувной моторной лодки по п.1, отличающееся тем, что паз в виде одного канала выполнен П-образного профиля в поперечном сечении.6. Днище надувной моторной лодки по п.1, отличающееся тем, что паз в виде одного канала выполнен с дугообразным сводом.7. Днище надувной моторной лодки по п.1, отличающееся тем, что преобразование паза М-образного профиля в паз в виде одного канала выполнено путем применения внутренних фо