Код документа: RU2782360C1
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к дополнительным вспомогательным устройствам, устанавливаемым для увеличения тягово-сцепных свойств и стабилизации ходовой системы бороновального машинно-тракторного агрегата (МТА) в движении, снижения массы и металлоемкости конструкции бороновальной сельскохозяйственной машины, улучшения качества и глубины почвенной обработки бороной дисковой тяжелой, удобства в ее эксплуатации.
Известно устройство - корректор сцепного веса тяжелой дисковой бороны (патент РФ №171473, МКИ А01В 21/08), содержащее силовой гидроцилиндр, кронштейн, установленный на верхней фронтальной части рамы, бороны, торсионную ось.
Недостатком данного устройства является необходимость его дополнительного подключения к гидросистеме трактора, высокая стоимость и металлоемкость.
Известно устройство - регулятор сцепного веса бороновального агрегата, содержащее гибкую тросовую силовую связь, установочные кронштейны (патент РФ №196181, МКИ А01В 21/08, взято за прототип).
Недостатком данного устройства является невозможность его применения для тракторов полурамной компоновки в связи с их конструкционными особенностями.
Технической задачей изобретения является увеличение тягово-сцепных свойств и стабилизация ходовой системы бороновального машинно-тракторного агрегата в движении, снижение массы, стоимости и металлоемкости конструкции агрегатируемой сельскохозяйственной машины, улучшение качества и глубины почвенной обработки бороной дисковой тяжелой, удобство в эксплуатации агрегата.
Техническим решением задачи является создание установленного на силовых кронштейнах в нижней части передней и задней полурам колесного полурамного трактора, центральной раме бороны вспомогательного устройства - корректора-распределителя сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата, способного перераспределять часть сцепного веса между полурамами трактора и бороной через вертикальное перемещение задней навески трактора и силовое натяжение гибкой тросовой связи в целях увеличения тягово-сцепных свойств и стабилизации ходовой системы бороновального машинно-тракторного агрегата в движении, снижения массы, стоимости и металлоемкости конструкции бороны, улучшения качества и глубины почвенной обработки бороной дисковой тяжелой, удобства в эксплуатации агрегата.
Поставленная задача достигается тем, что корректор-распределитель сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата изготовлен в виде комплекта, содержащего гибкую тросовую силовую связь, закрепленную окончаниями в установочных кронштейнах, фиксированных на нижней центральной части боковых балок центральной рамы бороны, и систему блок-роликов. При этом тросовая силовая связь проходит через два опорных одинарных блок-ролика, установленных в нижней части передней полурамы трактора на опорном кронштейне, двойной блок-ролик, закрепленный в нижней части задней полурамы трактора в месте горизонтального смещения полурам в повороте, тягово-сцепное устройство трактора, два поддерживающих одинарных блок-ролика, установленных на фронтальной части центральной рамы бороны.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема корректора-распределителя сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата, установленного на борону дисковую тяжелую, агрегатируемую полурамным трактором, на фиг. 2 изображена схема корректора-распределителя сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата (вид сверху), на фиг. 3 изображена система блок-роликов корректора-распределителя сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата, на фиг.4 изображена система блок-роликов корректора-распределителя сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата с гибкой тросовой силовой связью передней и задней полурамы трактора, на фиг 5 изображен двойной блок-ролик с гибкой тросовой силовой связью корректора-распределителя сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата.
Корректор-распределитель сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата изготовлен в виде комплекта, содержащего гибкую тросовую силовую связь 1, закрепленную окончаниями в установочных кронштейнах 2, фиксированных на нижней центральной части боковых балок 3 центральной рамы 4 бороны 5, и систему блок-роликов 6, 7, 8. При этом тросовая силовая связь 1 проходит через два опорных одинарных блок-ролика 6, установленных в нижней части передней полурамы 9 трактора 10 на опорном кронштейне 11, двойной блок-ролик 7, закрепленный в нижней части задней полурамы 12 трактора 10 в месте горизонтального смещения полурам в повороте, тягово-сцепное устройство трактора 10, два поддерживающих одинарных блок-ролика 8, установленных на фронтальной части центральной рамы 4 бороны 5.
Устройство работает следующим образом:
При движении МТА и необходимости увеличения тягово-сцепных свойств трактора в движении или уменьшения заглубления дисковых рабочих органов с целью снижения тягового сопротивления, оператор трактора приподнимает заднюю навеску трактора 10, при этом происходит натяжение гибкой тросовой силовой связи 1 и перераспределение сцепного веса с бороны 5 на переднюю полураму 9, заднюю полураму 12 и ходовую систему трактора 10, что позволяет увеличить его тягово-сцепные свойства, снизить буксование движителей, повысить агротехнические скорости движения МТА.
При необходимости дополнительного заглубления дискаторных рабочих органов, оператор трактора опускает заднюю навеску трактора 10, при этом происходит натяжение гибкой тросовой силовой связи 1, что позволяет произвести перераспределение сцепного веса с передней полурамы 9, задней полурамы 12 и ходовой системы трактора 10 на раму бороны 5, что дает возможность регулировать глубину заглубления дисковых рабочих органов бороны в движении, увеличить крошимость, переворачиваемость почвенного пласта и качество почвенной обработки за счет более высокой вертикальной нагрузки на рабочие органы бороны.
Система блок-роликов 6, 7, 8 предназначена для обеспечения целостности тросовой силовой связи 1 за счет автоматического передвижения гибкой тросовой связи по центральному пазу при вращении блок-роликов при поворотах МТА с корректором-распределителем сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата.;
При движении бороновального агрегата по дорогам общего назначения оператор трактора приподнимает заднюю навеску трактора 10, при этом происходит натяжение гибкой тросовой силовой связи 1 и перераспределение сцепного веса с бороны 5 на переднюю полураму 9, заднюю полураму 12 и ходовую систему трактора 10, что позволяет стабилизировать ходовую систему, снизить вертикальные и горизонтальные колебания МТА в движении, и дает возможность увеличить скоростные характеристики МТА при транспортировке бороны.
При отсутствии необходимости передвижения с подключенным корректором-распределителем сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата оператор трактора положение задней навески трактора 10 не регулирует.
Таким образом предложенное устройство позволяет за счет рационального использования сцепного веса, перераспределяемого в звене «трактор-борона» снизить массу, стоимость и металлоемкость бороны при достижении более значительных технологических характеристик перспективного бороновального агрегата в сравнении с серийным агрегатом.
Использование данного изобретения, обладающего высокой надежностью, низкой себестоимостью, удобством в установке и обслуживании, при достаточно несложной конструкции и простоте изготовления корректора-распределителя сцепного веса бороновального машинно-тракторного агрегата позволит увеличить тягово-сцепных свойства и стабилизировать ходовую систему бороновального МТА в движении, снизит массу, стоимость и металлоемкость конструкции бороны, улучшит качество и глубину почвенной обработки бороной дисковой тяжелой, повысит удобство в эксплуатации агрегата, что увеличит экономический эффект от ее применения в сельском хозяйстве.
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Устройство содержит гибкую тросовую силовую связь, установочные кронштейны. Устройство изготовлено в виде комплекта, содержащего гибкую тросовую силовую связь (1), закрепленную окончаниями в установочных кронштейнах (2), фиксированных на нижней центральной части боковых балок (3) центральной рамы (4) бороны (5), и систему блок-роликов (6, 7, 8). При этом тросовая силовая связь (1) проходит через два опорных одинарных блок-ролика (6), установленных в нижней части передней полурамы (9) трактора (10) на опорном кронштейне (11), двойной блок-ролик (7), закрепленный в нижней части задней полурамы (12) трактора (10) в месте горизонтального смещения полурам в повороте, тягово-сцепное устройство трактора (10), два поддерживающих одинарных блок-ролика (8), установленных на фронтальной части центральной рамы (4) бороны (5). Обеспечивается увеличение тягово-сцепных свойств и стабилизация ходовой системы бороновального машинно-тракторного агрегата в движении, снижение массы, металлоемкости конструкции агрегатируемой сельскохозяйственной машины, улучшение качества и глубины почвенной обработки бороной дисковой тяжелой, удобство в эксплуатации агрегата. 5 ил.
Регулятор сцепного веса бороновального агрегата