Код документа: RU2647144C1
Способ относится к обучающей технике, в частности - к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом.
Известен способ Андреева О.А. развития навыков вертикального движения глаз при чтении текстов, отличающийся тем, что в процессе восприятия символов таблицы Шульте последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой безартикуляционно информации, размещаемой на расстоянии 30-33 см от глаз обучаемого, причем на первом этапе на протяжении 5-15 мин при взгляде на центральный символ очередной таблицы Шульте одновременно фиксируют соответствующие верхние - левый и правый и нижние - левый и правый символы, а на втором этапе в течение 20-35 с для каждой таблицы Шульте осуществляют последовательный поиск контура очередного символа вертикальным сканированием с использованием бокового периферического зрения относительно соответствующего столбца матрицы символов, см. патент RU №97117328, кл. G09B 17/04, опубликован 21.10.1998. Техническим результатом реализации известного изобретения является повышение скорости восприятия текстов за счет уменьшения горизонтальных движений глаз с развитием бокового периферического зрения. Указанный известный объект изобретения принят в качестве прототипа как наиболее близкий аналог по технической сущности, достигаемому результату и совокупности существенных признаков.
Недостатком прототипа является отсутствие автоматизированного контроля фиксации взгляда обучаемого на центральной области таблицы Шульте. Указанный недостаток прототипа ограничивает эффективность его использования для целей настоящего изобретения.
Предлагаемый способ направлен на достижение технического результата, который выражается в тренировке периферического зрения для развития навыков быстрого чтения обучаемого с учетом его индивидуальных способностей восприятия текстовой информации. Указанный способ позволяет существенно сократить затраты времени и интеллектуальных усилий обучающегося в образовательном процессе при развитии навыков быстрого чтения. При этом в предлагаемом способе максимально сохранены положительные свойства прототипа, к числу которых относится использование таблицы Шульте для развития бокового периферического зрения.
Осуществление способа достигается посредством использования программного обеспечения, обеспечивающего взаимодействие обучающегося с оборудованием, реализующим бесконтактную оптическую регистрацию, а также обеспечивающего визуализацию и контроль движения взгляда.
Способ базируется на поэтапном выполнении упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом обеспечивается регистрация перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. В случае перемещения взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивается исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область.
На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине, обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивается регистрация попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдается особый аудиовизуальный сигнал.
Техническим результатом от использования изобретения является развитие навыков периферического зрения, увеличение скорости чтения.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Способ обучения быстрому чтению