Способ обучения быстрому чтению - RU2047219C1

Код документа: RU2047219C1

Описание

Предлагаемое изобретение относится к средствам обучения, а именно к способу считывания музыкальной и текстовой информации.

Наиболее эффективно изобретение может быть использовано для потребителей, чей труд связан с обработкой большого объема текстовой информации.

В настоящее время весьма актуальной стала проблема ускорения процесса обучению быстрому чтению. Добиться этого возможно путем непроизвольной адаптации обучающегося к расширению угла зрения (поля зрения). Однако в процессе обучения переход от одной стадии к другой должен содержать малую степень нового. Чем меньше эта степень, тем быстрее возможен переход к следующей стадии обучения.

В настоящее время все известные способы обучения скорочтению представляют собой процесс, в котором обучающийся вначале должен научиться использовать боковое зрение при чтении, а уже потом овладевает самим способом вертикального чтения. Для овладения этими способами необходимы специальные устройства тренажеры, а сам процесс обучения весьма продолжителен.

Известен способ обучения быстрому чтению (см. источник), в котором считывание информации производят путем перемещения носителя текстовой информации относительно глаз обучающегося при постепенном увеличении знаковой емкости строк текстовой информации.

Изменяя скорость перемещения носителя текстовой информации, обучающийся подбирает оптимальную скорость перемещения строк текста и читает всю строку без перемещения глаз вдоль нее. Длина строки (знаковая емкость) на носителе постепенно увеличивается, что приводит к постепенному расширению угла бокового зрения обучающегося.

Существенным недостатком этого способа является то, что угол бокового зрения обучающегося расширяется только после весьма продолжительных тренировок. Кроме того, изменение скорости перемещения текстовой информации не обуславливает автоматического привыкания обучающегося к расширяющемуся полю зрения. Постепенное увеличение знаковой емкости текста не учитывает индивидуальных способностей обучающегося, а ставит его перед фактом увеличения длины строки независимо от того успел или не успел он адаптироваться с предыдущим увеличением длины строки.

И наконец, недостатком этого способа является также необходимость изготовления устройства для его осуществления и ленты-носителя текстовой информации, используемой в этом устройстве, что делает устройство труднодоступным для обычного потребителя.

В основу изобретения положена задача создания способа обучения быстрому чтению, который обеспечивал бы расширение поля зрения обучающегося с учетом его индивидуальных способностей восприятия текстовой информации.

Это решается тем, что в способе обучения быстрому чтению, заключающемуся тем, что считывают информацию путем относительного перемещения носителя текстовой информации и глаз обучающегося при постепенном увеличении знаковой емкости строк текстовой информации, согласно изобретению, считывание информации производят путем вертикального перемещения глаз обучающегося относительно неподвижного носителя информации, причем строки текстовой информации располагают на носителе группами, каждая из которых имеет одинаковую знаковую емкость в строках, отличную от других групп, а количество строк в каждой группе выбирают в зависимости от адаптации обучающегося к расширяющемуся полю текстовой информации.

Предлагаемое изобретение позволяет обучающемуся вначале привыкнуть к вертикальному чтению, а затем к расширению угла зрения.

При использовании данного способа не требуется больших затрат времени на обучение, нет необходимости посещения специальных школ и приобретения специальных устройств-тренажеров. Для обучения быстрому чтению согласно предлагаемому способу необходимо чтение книг носителей текстовой информации, в которых текст напечатан в виде вертикальных столбцов с постепенным увеличением знаковой емкости строк текстовой информации.

Таким образом, любой обучающийся может упражняться в динамическом чтении у себя дома, имея на руках несколько таких изданий.

Предлагаемый способ позволяет обучающемуся расширить поле зрения и привыкнуть к визуальному и символическому приему информации.

Способ обучения быстрому чтению основывается на специальном расположении текстовой информации на обычном (стандартном) носителе текстовой информации (страница или экран компьютера) с постепенным увеличением количества знаков в строках от минимального размера до максимального (длина строки стандартного печатного листа).

Строки текстовой информации располагают на носителе группами, каждая из которых имеет одинаковую знаковую емкость в строках. Знаковая емкость строк в группах увеличивается от начала чтения до конца. Количество строк в каждой группе выбирают в зависимости от адаптации обучающегося к расширяющемуся полю текстовой информации.

Особенностью данного способа является постепенное увеличение знаковой емкости строк на носителе текстовой информации, что позволяет обучающемуся в первую очередь привыкнуть к самому способу вертикального чтения, а, во вторую очередь, привыкнуть к расширению угла бокового зрения. Поскольку зрение взрослого человека позволяет воспринимать моментально (без продольного перемещения глаз) слово средней величины, то привыкание к вертикальному способу чтения начинается с текста, где знаковая емкость строк не превышает количества знаков в слове средней величины. Количество строк текста с одинаковой знаковой емкостью в каждой группе должно быть таким, чтобы обучающийся успел привыкнуть к расширению угла бокового зрения.

Постепенное увеличение знаковой емкости строк текста гарантирует автоматическое привыкание обучающегося к самому способу быстрого чтения и непроизвольное (автоматическое) привыкание к расширению угла бокового зрения. В результате чтения текстов с подобным размещением текстовой информации на носителе угол бокового зрения обучающегося расширяется, что позволяет ему воспринимать всю длину строки стандаpтного печатного листа.

Печатное издание, выполненное подобным образом, представляет собой книгу или буклет, где текст на страницах располагается в виде узких вертикальных столбцов с постепенным увеличением знаковой емкости в строках, которые в конце книги имеют длину строки стандартного печатного листа.

П р и м е р. Обучающийся имеет представление о теории быстрого чтения. Далее ему необходимо пособие, которое представляет собой печатное издание, состоящее из множества текстов (художественных или научных). Издание разбито на множество глав, в каждой из которых тексты напечатаны с неизменной знаковой емкостью в строках, но каждая следующая глава отличается от предыдущей тем, что знаковая емкость строк увеличивается на один знак. Издание состоит из 30 глав. Первая глава напечатана столбиком из 10 знаков, вторая из 11 знаков и так далее. Последняя глава будет состоять из 39 знаков. Главы не объединены между собой ни смысловой связкой, ни сюжетной линией, что позволяет обучающемуся, почувствовав привыкание к увеличенному полю зрения, до завершения чтения этой главы, перейти к следующей главе (каждая из которых может содержать множество рассказов, которые также не имеют общей сюжетной линии). Отсутствие единой смысловой связки между частями издания позволит после очередной адаптации обучающемуся переходить к следующей главе без воздействия на эмоциональную сторону обучения, которая была бы затронута, если бы читателю пришлось перепрыгивать через части единого текста, пропуская таким образом связующую информацию между блоками одного и того же текста. Величина каждой главы рассчитана на обучающегося с малыми способностями обучения и таким образом содержит от нескольких десятков до нескольких сот страниц, напечатанных столбцами с неизменным количеством знаков в строках. Интервалы между добавлением знака в строку могут достигать нескольких тысяч строк. Пройдя полностью тридцать глав, обучающийся решает для себя брать ли ему следующее издание и расширять поле своего зрения до величины строки большого печатного издания (шестьдесят и более знаков), либо остановиться на достигнутом.

При макетировании подобных изданий учитывается, что увеличение разных блоков издания именно на один знак не должно быть обязательным. Таковое увеличение является желательным, поскольку в таком случае принцип минимальной нагрузки в процессе обучения динамическому чтению доведен до максимума. Однако для обучающегося с высокой степенью адаптации к увеличивающемуся полю зрения количество добавленных знаков может быть больше одного (два, три и так далее).

Реферат

Изобретение относится к способу обучения быстрому чтению. Сущность способа заключается в том, что текстовую информацию на носителе образуют посредством вертикальных столбцов со знаками в строках, а емкость знаков в строках последующих столбцов увеличена по сравнению с емкостью знаков в строках предыдущих столбцов.

Формула

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ, заключающийся в образовании на носителе текстовой информации и последующем ее считывании для обеспечения возможности расширения угла бокового зрения, отличающийся тем, что текстовую информацию на носителе образуют посредством вертикальных столбцов со знаками в строках, а емкость знаков в строках последующих столбцов увеличена по сравнению с емкостью знаков в строках предыдущих столбцов, при этом считывание текстовой информации осуществляют по вертикальным столбцам, начиная со столбцов с минимальной емкостью знаков в строках.

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: G09B17/04

Публикация: 1995-10-27

Дата подачи заявки: 1994-11-03

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам