Код документа: RU176049U1
Настоящая полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению нарушенного счета и письма у больных неврологической клиники.
Нарушение счета - акалькулия и письма - аграфия являются широко распространенными нарушениями психической деятельности у больных неврологической клиники с органическими поражениями головного мозга различной этиологии. Поэтому занятия, направленные на восстановление нарушенного счета и письма являются важной составляющей нейропсихологической реабилитации больных неврологической клиники с данными нарушениями.
Одним из обязательных упражнений, используемых в ходе занятий по восстановления процесса счета, направленным на восстановление одной из главных составляющих данного процесса - счетных операций, являются упражнения на выполнение различных арифметических действий.
В настоящее время для практического применения данных упражнений используются различные печатные тренажеры, например, «Книга-тренажер для вашего мозга». На печатных листах данного тренажера, выполненного в виде книги с твердой обложкой, содержатся арифметические действия на сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел. После выполнения каждого арифметического действия, ответ вписывается в расположенный справа от арифметического действия прямоугольник (Антон Могучий, Книга-тренажер для вашего мозга, Москва: издательство: ACT, 2017, с. 24-28, 32-36, 40-44, 48-52, 56-60, 64-68, 72-76, 80-84, 88-92, 96-100). Недостатками данного тренажера при его использовании в ходе занятий по восстановлению счета у больных неврологической клиники» являются: невозможность многократного использования печатных листов, так как вписывание правильных ответов осуществляется непосредственно на бумажные листы; занимающийся имеет возможность вписывания в печатный лист данного тренажера только отсутствующие ответы на заданные арифметические действия; затруднено использование рабочей поверхности данного тренажера больными с нарушениями зрительной сферы, так как цифры и знаки арифметических действий имеют мелкий шрифт; также затруднено его использование больными с нарушениями мелкой моторики, так как вписывание правильных ответов осуществляется в прямоугольники, высота которых равна размеру шрифта, которым напечатаны арифметические действия.
Задания на вписывание пропущенных элементов используется и при восстановлении процесса письма, где одним из обязательных упражнений является задание на вписывание пропущенных букв в слова.
В настоящее время известно использование для занятий по восстановлению письма различных печатных тренажеров. На печатных листах такого тренажера, выполненного в виде брошюры, содержатся столбцы слов, в которых пропущено по одной букве, и занимающийся должен вписать их в слова. (Узорова О.В., Нефедова Е.А. 3000 примеров по русскому языку. Как научиться грамотно писать., Москва: издательство ACT, 2013, 16 с.). Недостатками данного тренажера при его использовании в ходе занятий по восстановлению письма у больных неврологической клиники являются: невозможность многократного использования печатных листов тренажера, возможность вписывания в печатный лист тренажера только тех букв, которые отсутствуют в словах; неудобство использования рабочей поверхности тренажера больными с нарушениями зрительной сферы, так как слова с пропущенными буквами напечатаны мелким шрифтом; а также неудобно использовать рабочую поверхность тренажера больным с нарушениями мелкой моторики, так как вписывание букв осуществляется в слова, напечатанные мелким шрифтом. Кроме того, сфера практического применения данного тренажера ограничена и предназначена исключительно для обучения процессу письма.
С целью преодоления недостатков вышеперечисленных устройств был разработан «Тренажер-планшет для формирования заданий в ходе занятий по восстановлению счета и письма у больных неврологической клиники» (далее по тексту «тренажер-планшет»).
Задачами, на решение которой направлено заявляемое техническое решение являются:
а) обеспечение возможности многократного использования рабочих материалов;
б) обеспечение возможности формирования из ограниченного количества печатных листов с рабочим материалом неограниченного количества заданий путем легкого удаления любого символа из задания для последующего его вписывания больным;
в) обеспечение комфортной работы с рабочей поверхностью тренажера больным с нарушениями остроты зрения и мелкой моторики;
г) обеспечение комфортной работы с тренажером больными с нарушениями мелкой моторики за счет возможности вписывания недостающих символов крупно;
д) универсальность данного тренажера, позволяющего использовать его для занятий, как по восстановлению счета, так и для восстановления письма.
Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей рабочей поверхности тренажера в ходе занятий по восстановлению счета и письма, обеспечиваемое за счет конструктивных элементов предлагаемого устройства, создающих комфортные условия для занятий больным с нарушением остроты зрения и мелкой моторики, а также позволяющим осуществлять многократное использования печатных листов с рабочим материалом.
Технический результат достигается тем, что создан тренажер-планшет для формирования заданий в ходе занятий по восстановлению счета и письма у больных неврологической клиники, содержащий прямоугольное основание, выполненное из пластика толщиной 2-4 мм, которое по периметру снабжено пластиковым бортиком высотой 4-6 мм и шириной 5-10 мм, причем основание с бортиком формируют полость, предназначенную для расположения в ней печатного листа с заданиями и имеющую размеры 210×297 мм, а ее глубина равна высоте бортика, к верхней части основания посредством шарнирного соединения подвижно прикреплена пластина, выполненная из пластика, размеры которой равны размерам полости, а толщина составляет 2-4 мм, при этом в пластине выполнены сквозные прорези прямоугольной формы размерами 15-20×80-90 мм, в каждой из которых подвижно установлены, с возможностью перемещения, ползунки, выполненные из пластика, причем каждый ползунок имеет верхнюю и нижнюю части, соединенные друг с другом посредством двух штифтов, которые выступают из верхней части ползунка и входят в отверстия нижней части и винта с конической шляпкой, на верхней части каждого ползунка имеется площадка для выполнения на ней графических действий, по периметру площадки установлены выступы, а в нижней части пластины закреплена ручка, предназначенная для ее подъема, по широким сторонам каждой прорези на верхней части пластины имеются риски, выполненные темным цветом, и разделяющие прорезь на пять равных частей.
Сущность «Тренажера-планшета для формирования заданий в ходе занятий по восстановлению счета и письма у больных неврологической клиники» поясняется чертежами, на которых изображено:
На фиг. 1 - общий вид «тренажера-планшета» без печатного листа;
На фиг. 2 - «тренажер-планшет», содержащий печатный лист для занятий по восстановлению счета;
На фиг. 3 - «тренажер-планшет», содержащий печатный лист для занятий по восстановлению письма;
На фиг. 4 - вид ползунка спереди;
На фиг. 5 - вид ползунка с обратной стороны;
На фиг. 6 - вид ползунка, установленного в прорези пластины сбоку;
На фиг. 7 - пример печатного листа для занятий по восстановлению счета;
На фиг. 8 - пример печатного листа для занятий по восстановлению письма.
Предлагаемое устройство «тренажер-планшет» (см. фиг. 1) содержит прямоугольное основание (1), выполненное из пластика, толщиной 2-4 мм, по периметру которого расположен пластиковый бортик (2) высотой 4-6 мм и шириной 5-10 мм, которые формируют на основании (1) устройства полость, размеры которой соответствуют размеру листа бумаги формата А4 и составляют 210×297 мм, а ее глубина равна высоте формирующего буртика (2).
К верхней части основания (1) (см. фиг. 2, 3) посредством шарнирного соединения (3) подвижно закреплена выполненная из пластика пластина (4), размеры которой равны размерам полости, а толщина составляет 2-4 мм.
В пластине (4) имеются 15-21 сквозных прорезей (5) прямоугольной формы размерами 15-20 × 80-90 мм, в каждую из которых подвижно, с возможностью перемещения, установлены ползунки (6), выполненные из пластика. Каждый ползунок (6) состоит из двух частей (см. фиг. 4-6), соединенных друг с другом посредством двух штифтиков (12), которые выступают из верхней части ползунка (6) и входят в отверстия его нижней части и винта (13) с конической шляпкой, который соединяет верхнюю и нижнюю части ползунка (6), обеспечивая легкую регулировку передвижения его по сквозной прорези (5). На лицевой стороне каждого ползунка (6) имеется площадка (7) для выполнения на ней графических действий, посредством легко стирающегося маркера. По периметру площадки (7) размещены выступы (8), предохраняющие маркер от соскальзывания с площадки (7) во время выполнения графических действий.
Ползунки (6) выполняют следующие функции (см. фиг. 2, 3)
а) обеспечивают закрытие одного из символов (11): цифр, арифметических знаков или букв, находящихся на печатном листе (10), размещенном в полости основания (1);
б) служат материальной основой для нанесения больным символов (11).
В нижней части пластины (4) закреплена ручка (9), обеспечивающая подъем пластины (4) в ходе закладывания или выемки из устройства печатных листов (10).
По широким сторонам каждой сквозной прорези (5) на пластине (4) размещены риски (14), выполненные темным цветом и разделяющие сквозную прорезь (5) на пять равных частей, в соответствии с расположением символов (11) на печатных листах (10). Данные риски (14) позволяют специалисту располагать ползунок (6) строго над определенным символом (11) на печатном листе (10).
Для работы с «тренажером-планшетом» используются печатные листы (10) бумаги формата А4, на обе стороны которых нанесены изображения различных символов (11), представляющих собой:
а) цифры и арифметические знаки, из которых составлены различные арифметические действия (см. фиг. 7);
б) буквы, из которых составлены различные слова - существительные, в виде пяти букв (см. фиг. 8).
Символы (11) каждого арифметического действия или слова нанесены в тех местах печатного листа (10), где на пластине (4) имеются сквозные прорези (5), поэтому каждый символ (11) печатного листа (10) может быть закрыт посредством перемещения ползунка (6), размещенного в сквозной прорези (5).
Печатные листы (10) с арифметическими действиями (см. фиг. 2 и 7) используются для занятий по восстановлению счета при акалькулии, а печатные листы (10) со словами (см. фиг. 3 и 8) используются для занятий по восстановлению письма при различных формах алексии.
Тренажер-планшет для формирования заданий в ходе занятий по восстановлению счета и письма у больных неврологической клиники работает следующим образом:
Перед началом занятия специалист устанавливает «тренажер-планшет» на поверхности рабочего стола, поднимает за ручку (9) пластину (4) и размещает в полости на основании (1) несколько печатных листов (10) содержащих в зависимости от имеющегося у больного нарушения - арифметические действия или слова (см. фиг. 2 и 3). При этом при закрытии пластины (4) больному через сквозные прорези (5) видны все символы (11) за исключением одного, который закрыт ползунком (6). Больному дают задание, используя легко стираемый маркер, вписать на площадках (7) ползунков (6) символы, которые закрыты ползунками (6). При этом выступы (8) предохраняют маркер от соскальзывания с площадки (7). Особенно это важно для больных с нарушением остроты зрения и мелкой моторики
После того, как больной выполнит задание одного печатного листа (10), проверка правильности его выполнения может быть осуществлена либо путем поднятия пластины (4) за ручку (9), либо путем смещения с закрытых символов (11) ползунков (6).
Далее символы (11), написанные легко стирающимся маркером на площадках (7) ползунков (6) стираются и отработанный печатный лист (10) вынимают из «тренажера-планшета» а дальнейшая работа больного осуществляется со следующим печатным листом (10), который ранее был размещен в полости основания (1) устройства.
Формирование новых заданий посредством «тренажера-планшета» осуществляется путем смены печатных листов (10), размещенных в полости основания (1) устройства с арифметическими действиями или словами, а также путем перемещения ползунков (6) в сквозных прорезях (5) пластины (4).
Что касается формирования заданий по восстановлению счета, то оно проводится также как описано выше при этом на начальных этапах в «тренажер-планшете» размещают печатные листы (10), которые содержат простые числа первого десятка и арифметические действия на сложение и вычитание, доступные для выполнения больными с выраженными нарушениями счета. По мере достижения пациентом положительных результатов в восстановлении счета, в «тренажер-планшет» устанавливают печатные листы (10), содержащие арифметические действия на умножение и деление, а также действия на сложение и вычитание с двузначными числами.
После того, как пациент обучается работе с «тренажером-планшетом» под руководством специалиста, он приступает к использованию устройства в ходе самостоятельных занятий, для проведения которых специалист только регулирует необходимую для данного больного сложность заданий.
Наряду с использованием «тренажера-планшета» для занятий по восстановлению счета и письма он может использоваться и при восстановлении интеллектуальной деятельности путем выполнения вписывания недостающего элемента в последовательность из пяти символов, объединенных определенной закономерностью, например «3, 6, 9, 12, 15» или «5, 10, 15, 20, 25».
В данном случае в работе с «тренажером-планшетом» используются печатные листы (10), содержащие различные последовательности, один из элементов которых аналогичным образом закрывается ползунком (6), а больной определяет данный элемент и наносит его на площадку (7) ползунка (6) легко стирающимся маркером.
Предлагаемое устройство имеет широкий спектр практического использования и может найти применение при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы формирования счета и чтения, а также при проведении нейрокогнитивных тренингов с людьми пожилого и старческого возраста.
Таким образом, предлагаемый тренажер-планшет для формирования заданий в ходе занятий по восстановлению счета и письма у больных неврологической клиники обеспечивает расширение функциональных возможностей рабочего поля за счет своих конструктивных элементов, представленных основанием и бортиком, с помощью которых сформирована полость для размещения в ней большого количества рабочих материалов и соответственно неограниченного количества заданий, пластины со сквозными прорезями и ползунками обеспечивающими комфортные условий для занятий больных с нарушением остроты зрения и мелкой моторики.
Полезная модель относится к медицине к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник. Создан тренажер-планшет для формирования заданий в ходе занятий по восстановлению счета и письма у больных неврологической клиники, содержащий прямоугольное основание, выполненное из пластика толщиной 2-4 мм, которое по периметру снабжено пластиковым бортиком высотой 4-6 мм и шириной 5-10 мм. Причем основание с бортиком формируют полость, предназначенную для расположения в ней печатного листа с заданиями и имеющую размеры 210×297 мм, а ее глубина равна высоте бортика. К верхней части основания посредством шарнирного соединения подвижно прикреплена пластина, выполненная из пластика, размеры которой равны размерам полости, а толщина составляет 2-4 мм. При этом в пластине выполнены сквозные прорези прямоугольной формы размерами 15-20×80-90 мм, в каждой из которых подвижно установлены с возможностью перемещения ползунки, выполненные из пластика. Причем каждый ползунок имеет верхнюю и нижнюю части, соединенные друг с другом посредством двух штифтов, которые выступают из верхней части ползунка и входят в отверстия нижней части и винта с конической шляпкой. На верхней части каждого ползунка имеется площадка для выполнения на ней графических действий, по периметру площадки установлены выступы, а в нижней части пластины закреплена ручка, предназначенная для ее подъема. По широким сторонам каждой прорези на верхней части пластины имеются риски, выполненные темным цветом и разделяющие прорезь на пять равных частей. Полезная модель обеспечивает расширение функциональных возможностей рабочего стола тренажера в ходе занятий по восстановлению счета и письма, обеспечиваемое за счет конструктивных элементов предлагаемого устройства.
Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники