Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники - RU160588U1

Код документа: RU160588U1

Чертежи

Показать все 10 чертежа(ей)

Описание

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники.

Зрительная память является одним из видов памяти, обеспечивающих фиксацию и воспроизведение зрительных образов. Наряду со слухоречевой памятью, зрительная память является одним из наиболее важных видов памяти для жизнедеятельности человека.

Нарушение зрительной памяти возникает при поражениях затылочных отделов коры головного мозга вследствие различных неврологических заболеваний.

Для восстановления зрительной памяти используются различные методы, среди которых одним из наиболее распространенных является метод на запоминание нескольких изображений с последующим нахождением данных изображений среди группы других, аналогичных изображений.

В книгах по тренировке зрительной памяти преимущественно описываются методы занятий по ее восстановлению. При этом специальных тренажеров для восстановления зрительной памяти у больных неврологической клиники нами не выявлено.

Известен метод, в котором занимающимся предлагается запомнить пять абстрактных изображений, а затем найти данные изображения в таблице, содержащей 25 изображений, аналогичных запоминаемым (Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти, - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015, с. 84).

Недостатком данного метода, как и других аналогичных методов, с точки зрения использования их в практике восстановительного обучения, является то, что, они предназначены не для восстановления нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники, а для ее тренировки у здоровых людей. Вследствие этого, данные методы часто являются сложными и не всегда могут использоваться в практической работе с больными.

При этом, как правило, в различных источниках информации приведено ограниченное количество методик, и они не рассчитаны на длительные курсы занятий. Данные курсы занятий не способны обеспечить длительные занятия по восстановлению нарушенной зрительной памяти, необходимость в продолжительности которых исчисляется месяцами и более.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение является обеспечение возможности проведения с необходимым уровнем сложности и многообразия долгосрочных курсов восстановления нарушенной зрительной памяти у больных неврологической клиники.

Техническим результатом, обеспечиваемым разработанным нами устройством, является возможность простого его использования - превращения оптически непроницаемого стекла в прозрачное одним нажатием кнопки пульта управления, что позволяет регулировать уровень сложности, многообразия и время предъявления изображений в ходе занятий по восстановлению зрительной памяти, а также время проведения долгосрочных курсов по восстановлению нарушенной зрительной памяти.

Технический результат достигается тем, что создан тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники, при этом он содержит основание, к которому щарнирно прикреплена пластиковая рамка, разделенная на ячейки внутренними пластмассовыми перегородками, в каждую из которых вмонтировано электрохромное стекло, а электрохромное стекло каждой ячейки посредством электропровода соединено с пультом управления, имеющим возможность подключения через адаптер к питающей сети, нижняя часть пластиковой рамки снабжена магнитными замками, а в центре нижней части жестко установлен выступ для подъема и опускания рамки.

Сущность устройства «Тренажер для занятий восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники» поясняется чертежами 1-10.

На фиг. 1 - общий вид устройства в состоянии, когда все ячейки пластиковой рамки непрозрачны;

На фиг. 2 - общий вид устройства в ходе занятий, когда через прозрачную ячейку пациенту предъявляется для запоминания изображение;

На фиг. 3 - общий вид устройства в ходе занятий, когда через прозрачные ячейки правой части устройства, пациенту предъявляется группа изображений, среди которых ему необходимо найти изображение, которое он запоминал;

На фиг. 4-10 - примеры листов бумаги с различными заданиями, предназначенными для использования в устройстве в ходе занятий по восстановлению зрительной памяти.

Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники (см. фиг. 1-3) содержит пластмассовое или металлическое основание (1), к которому посредством шарнирного соединения (2) крепится пластиковая рамка (3), разделенная внутренними перегородками (4) на ячейки (5), в каждую из которых вставлено электрохромное стекло (Smart Glass, смарт стекло), меняющее свою прозрачность под воздействием электрического тока. Электрохромное стекло каждой ячейки (5) посредством электропровода (10) соединено с пультом управления (11), а пульт управления (11) подключен через адаптер (13) к питающей сети.

На нижней части пластиковой рамки (3) расположен выступ (9), обеспечивающий ее поднятие и опускание в ходе закладывания в устройство листов бумаги (6) с изображениями (7). Кроме того нижняя часть пластиковой рамки (3) снабжена магнитными замками (8).

Электропитание устройства осуществляется через подключаемый к электросети посредством кабеля (12) адаптер (13).

Устройство работает следующим образом.

Для занятий с использованием устройства используются листы бумаги (6), содержащие различные изображения (7) предметов, объектов, символов, геометрических фигур, количество которых соответствует количеству ячеек (5) на пластиковой рамке (3) устройства. При этом каждое изображение (7) представлено дважды, в левой и правой части листа бумаги (6), где находятся две группы одинаковых изображений, но с разным расположением изображений относительно друг друга. Каждый лист бумаги (6) может содержать от 4 до 12 пар различных изображений (7) (см. фиг. 4-10).

Перед началом занятий, специалист поднимает за выступ (9) пластиковую рамку (3) и располагает на основании (1) устройства несколько отобранных для работы с больным листов бумаги (6) с изображениями (7), после чего фиксирует их в устройстве с помощью магнитных замков (8) пластиковой рамки (3). В результате этого, каждое изображение (7) на листе бумаги (6) оказывается под одной из ячеек (5) пластиковой рамки (3).

Далее специалист, предупреждает больного о том, что ему будет предъявлено для запоминания определенное изображение, при этом специалист выставляет с помощью пульта управления (11) определенное время (от 1 до 10 секунд) быть прозрачным электрохромному стеклу необходимых для занятий ячеек (5) с расположенными в них изображениями (7) и расположенными в левой или правой части рамки (3). Вследствие этого находящиеся под ячейками (5) изображения (7) становится видимыми больному.

После этого, специалист с помощью пульта управления (11) отключает прозрачность стекла данных ячеек (5), в результате чего, находящиеся под ними изображения (7) перестают быть видимыми.

Главной особенностью используемого в устройстве электрохромного стекла (Smart Glass, смарт стекло), является его способность превращения из прозрачного стекла в оптически непроницаемое одним нажатием кнопки пульта управления, подключенного к данному стеклу.

Принцип работы электрохромного стекла основан на контролируемом электричеством рассеивании светового потока. Оно состоит из жидкокристаллических частиц, расположенных между двумя слоями специальной электропроводной пленки. В выключенном состоянии кристаллы располагаются хаотично, образуя непрозрачную матово-белую поверхность. При подаче напряжения кристаллы мгновенно принимают параллельное, по отношению к электрическому полю положение, и стекло становится прозрачным.

Важной особенностью данного типа электрохромного стекла для его использования в медицинской технике, предназначенной для работы с больными неврологической клиники, является:

- пленка Polyvision™ 4-го поколения, работающая от безопасного низковольтного питания;

- структура электрохромного стекла, представляющая собой закаленный безопасный триплекс (если в ходе работы данное стекло разбивается, то его осколки не разлетаются в разные стороны, а остаются на внутренней пленке);

Далее специалист сразу (или спустя некоторое время) посредством пульта управления (11) делает прозрачными все ячейки (5), расположенные в другой части (по отношению к предъявленному до этого изображению) пластиковой рамки (3). При этом пациенту необходимо найти среди данной группы изображений, те изображения, которое предъявлялись ему для запоминания. В случае возникновения затруднений, специалист может оказать помощь больному, снова сделав на короткое время видимым запоминаемые изображения, а группу изображений, расположенных в другой части листа бумаги - невидимыми.

После того, как больной самостоятельно или с помощью специалиста найдет предъявленные изображения, специалист посредством пульта (11) делает непрозрачными все ячейки (5) пластиковой рамки (3), и предупреждает больного о том, что сейчас ему будет предъявлено для запоминания новые изображения, повторяя, таким образом, весь цикл действий. При этом каждый раз происходит чередование предъявляемых изображений, заключающееся в том, что один раз предъявляется изображение, например, из левой части листа бумаги, в следующий раз - из правой части и т.д.

В ходе работы с одним листом бумаги (6), содержащим изображения (7) может быть выполнено столько циклов действий, сколько разных изображений он содержит, то есть от 4 до 12. После этого специалист приподнимает за выступ (9) пластиковую рамку (3) и вынимает из устройства отработанный лист бумаги (6) с изображениями (7), а занятия продолжаются с другим листом бумаги (6) с изображениями (7).

В ходе занятий с устройством, степень сложности предлагаемых больному заданий определяется:

- временем предъявления пациенту изображения, предназначенного для запоминания;

- интервалом времени между предъявлением изображения и предъявлением группы изображений, расположенных на другой части листа бумаги;

- степенью внешнего сходства изображений, расположенных на данном листе бумаги;

- количеством изображений, одновременно предъявляемых больному для запоминания.

Наряду с занятиями по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники, данное устройство может использоваться в следующих целях:

1. при работе над восстановлением зрительно-пространственной памяти у больных неврологической клиники;

2. при работе над восстановлением образов-представлений у больных неврологической клиники с акустико-мнестической и амнестической афазией;

3. при работе над восстановлением внимания у больных неврологической клиники;

4. при коррекционно-развивающих занятиях с детьми, имеющих какие-либо отклонения в развитии психических функций, в частности памяти, внимания зрительного и пространственного восприятия;

5. при проведении нейрокогнитивного тренинга с людьми пожилого возраста;

6. в качестве развивающей игры, предназначенной для здоровых детей.

Наряду с вышеперечисленными возможностями данного устройства, оно может применяться и в качестве компактного настольного тахистоскопа, позволяющего предъявлять отдельные изображения или группы изображений на ограниченные интервалы времени, длительностью менее одной секунды. Благодаря этому, данное устройство может использоваться в следующих целях:

1. при проведении процедуры нейропсихологического обследования, в ходе которого исследуется процесс зрительного восприятия в условиях ограничения времени предъявления;

2. при проведении занятий по восстановительному обучению, в ходе которых осуществляется работа над восстановлением динамических параметров психической деятельности.

Таким образом, «Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники» имеет широкую сферу практического применения, выходящую за пределы неврологической клиники, и может быть востребован в качестве устройства способствующего развитию, формированию, корректировке, восстановлению, тренировке зрительной памяти. При этом данное устройство является простым в использовании, обеспечивая регулировку уровня сложности, многообразия и времени предъявления изображений в ходе занятий по восстановлению зрительной памяти за счет наличия рамки с ячейками и электрохромным стеклом и пульта управления.

Реферат

Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники, состоящий из основания, к которому шарнирно прикреплена пластиковая рамка, разделенная на ячейки внутренними пластмассовыми перегородками, в каждую из которых вмонтировано электрохромное стекло, а электрохромное стекло каждой ячейки посредством электропровода соединено с пультом управления, имеющим возможность подключения через адаптер к питающей сети, нижняя часть пластиковой рамки снабжена магнитными замками, а в центре нижней части жестко установлен выступ для подъема и опускания рамки.

Формула

Тренажер для занятий по восстановлению зрительной памяти у больных неврологической клиники, состоящий из основания, к которому шарнирно прикреплена пластиковая рамка, разделенная на ячейки внутренними пластмассовыми перегородками, в каждую из которых вмонтировано электрохромное стекло, а электрохромное стекло каждой ячейки посредством электропровода соединено с пультом управления, имеющим возможность подключения через адаптер к питающей сети, нижняя часть пластиковой рамки снабжена магнитными замками, а в центре нижней части жестко установлен выступ для подъема и опускания рамки.

Авторы

Патентообладатели

СПК: A61B3/00 A61B3/0008

МПК: A61B3/00

Публикация: 2016-03-27

Дата подачи заявки: 2015-12-11

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам