Код документа: RU197975U1
Полезная модель относится к относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в конструкции кожуха тягового редуктора локомотива.
Под термином «локомотив» в данной заявке понимается машина, - паровоз, тепловоз, электровоз, моторный вагон, - движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения железнодорожных поездов.
Из книги «Пассажирский тепловоз ТЭП60»/ Г.А. Жилин, М.С. Малинов, А.М. Родов и др. - М.: Транспорт, 1976 г., стр. 337-339, известна конструкция кожуха 1 тягового редуктора тепловоза (см. Фиг. 1), которая включает нижнюю 2 и верхнюю 3 половины, выполненные сваркой из листового металла и соединенные между собой с помощью резьбовых соединений. Кожух предназначен для предохранения редуктора от пыли и посторонних предметов, а также для создания масляной ванны, необходимой для смазки шестерен. Кожух 1 снабжен составным полым маслоуловителем, детали 4, 5 нижней и верхней частей которого выполнены штамповкой из металла в форме полукольца и приварены к боковым стенкам соответствующих половин кожуха.
Маслоуловитель препятствует выбросу редукторной смазки по оси колеса наружу кожуха и осуществляет возвращение осевшей на оси колеса смазки в нижнюю половину кожуха.
Недостатком конструкции указанного выше кожуха является неэффективное использование маслоуловителя. Полость верхней части маслоуловителя недостаточно используется в процессе возвращения смазки, а полость нижней части маслоуловителя имеет малый объем для накопления стекающей смазки, что тормозит процесс возвращения смазки в нижнюю половину 2 кожуха 1 тягового редуктора локомотива.
Из описания патента RU 2671784 C1, МПК В23Р 15/20, публ. 06.11.2018 г., известен способ изготовления половин кожуха тягового редуктора локомотива, при котором предварительно выполняют сварной корпус из обечайки и боковых стенок с отверстиями под ось колесной пары и ось тягового двигателя, а затем распиливают корпус и получают верхнюю и нижнюю половины кожуха тягового редуктора локомотива.
Перед сваркой корпуса к одной из его боковых стенок приваривают полый маслоуловитель, имеющий в плане форму кольца. После распиливания корпуса каждая из половин кожуха оказывается снабженной соответствующей частью маслоуловителя, выполненной в форме полукольца.
Указанная выше конструкция кожуха имеет тот же недостаток - неэффективное использование маслоуловителя.
За ближайший аналог полезной модели принята конструкция кожуха тягового редуктора локомотива, известная из описания патента RU 179349 U1, МПК B23K 37/04, публ. 10.05.2018 г.
Кожух (см. Фиг. 2) включает верхнюю и нижнюю половины, каждая из которых выполнена сваркой из стальных пластин и снабжена частью маслоуловителя, выполненной в форме полукольца.
Недостатком конструкции ближайшего аналога является низкая эффективность работы маслоуловителя, которая заключается в пониженной скорости возврата смазки маслоуловителя.
Маслоуловитель имеет больший, чем это необходимо, объем полости верхней части маслоуловителя, за счет того, что габарит маслоуловителя определяется необходимым объемом нижней его части для осуществления сбора и возврата в нижнюю половину кожуха редукторной смазки.
Указанный недостаток конструкции маслоуловителя обусловлен выполнением отверстия в геометрическом центре маслоуловителя.
Задачей заявляемой полезной модели является оптимизация конструкции кожуха тягового редуктора локомотива с целью повышения эффективности работы маслоуловителя, без увеличения габаритов маслоуловителя.
Технический результат, на достижение которого направлена полезная модель, заключается в повышении эффективности работы маслоуловителя кожуха тягового редуктора локомотива без увеличения габаритов маслоуловителя.
Указанный выше технический результат достигается в конструкции кожуха тягового редуктора локомотива, включающего верхнюю и нижнюю половины, каждая из которых снабжена частью составного полого маслоуловителя.
Технический результат достигается тем, что маслоуловитель выполнен в форме полой многоугольной прямой правильной призмы, а отверстия в основаниях призмы смещены вверх из геометрических центров оснований.
Полезная модель поясняется следующими изображениями. На Фиг. 1 изображен кожух тепловоза (предшествующий уровень техники). На Фиг. 2 изображены половины кожуха, принятого за ближайший аналог. На Фиг. 3 изображены половины заявляемого кожуха главного редуктора локомотива.
На Фиг. 4 изображены детали маслоуловителя заявляемого кожуха главного редуктора локомотива.
На Фиг. 5 изображены детали корпуса кожуха главного редуктора локомотива перед сваркой и последующим распиливанием корпуса для получения половин кожуха тягового редуктора локомотива по технологии, известной из описания патента RU 2671784 C1.
Фиг. 6 иллюстрирует смещение центра отверстия в основании маслоуловителя.
Позициями на Фиг. 1-6 обозначены:
1 - кожух тягового редуктора локомотива;
2 - нижняя половина кожуха; 3 - верхняя половина кожуха;
4 - часть маслоуловителя нижней половины кожуха;
5 - часть маслоуловителя верхней половины кожуха;
6 - кожух корпуса маслоуловителя; 7 - стенка маслоуловителя;
8 - ребро кожуха корпуса маслоуловителя;
9 - боковая грань кожуха корпуса маслоуловителя;
10 - полукольцо маслоотбойника; 11 - козырек маслоуловителя;
12 - отверстие для стока масла;
13, 15 - боковые стенки корпуса кожуха тягового редуктора локомотива;
14 - обечайка корпуса кожуха тягового редуктора локомотива;
16 - кронштейн; 17 - корпус маслоуловителя;
A, B, C, D, E, F, G, H - вершины основания;
О1 - геометрический центр основания корпуса маслоуловителя;
О2 - центр отверстия в основании корпуса маслоуловителя;
S - величина смещения центра отверстия от геометрического центра основания корпуса маслоуловителя.
Полезная модель может быть успешно реализована в конструкции кожуха тягового редуктора локомотива, включающей в себя (см. Фиг. 3) нижнюю 2 и верхнюю 3 половины, соединенные резьбовыми соединениями, причем каждая из половин 2, 3 выполнена сваркой из стальных пластин и снабжена соответствующей частью 4, 5 составного полого кожуха 6 маслоуловителя 17.
Для реализации полезной модели маслоуловитель выполняют в форме полой многоугольной прямой правильной призмы с ребрами 8 и боковыми гранями 9.
Выполнение кожуха 6 маслоуловителя в форме полой многоугольной прямой правильной призмы позволяет избежать использования специального штампа для производства кожуха маслоуловителя.
Количество граней призмы принципиального значения не имеет. На Фиг. 3-6 представлен маслоуловитель в форме восьмигранной призмы, однако количество граней может быть любым и их количество выбирается, исходя из габаритов конструкции маслоуловителя и размера универсального инструмента для гибки, имеющегося в наличии у производителя.
Боковые грани 9 могут быть выполнены, например, отгибом соответствующих выступов на заготовке кожуха. При этом щели между соседними гранями 9 сваривают с образованием ребер 8.
В основаниях корпуса маслоуловителя выполняют отверстия. При этом (см. Фиг. 6) центры отверстий О2 смещают вверх из геометрического центра O1 оснований корпуса маслоуловителя, имеющих форму правильного многоугольника ABCDEFGH, на расстояние S. Это позволяет перераспределить объемы полостей маслоуловителя в его верхней и нижней частях.
В соответствии с технологией, изложенной в патенте RU 2671784 C1, предварительно изготавливают корпус кожуха тягового редуктора локомотива с отверстием в форме многоугольника, устанавливают в указанном отверстии и приваривают к краям указанного отверстия корпус 17 маслоуловителя, в плане имеющий форму многоугольника.
В состав корпуса 17 маслоуловителя входят кожух 6 маслоуловителя, стенка 7 маслоуловителя, полукольцо 10 маслоотбойника и козырек 11 маслоуловителя.
Затем корпус кожуха тягового редуктора локомотива распиливают и получают половины 2,3, каждая из которых снабжена соответствующей частью 4,5 маслоуловителя.
Функционирование заявляемого кожуха тягового редуктора локомотива не отличается от функционирования кожухов, известных из уровня техники.
В кожух 1 помещают шестерни редуктора локомотива. В нижнюю половину 2 кожуха 1 заливают масло.
При вращении шестерен масло из нижней половины 2 забрасывается на боковые стенки кожуха 1, попадает в полость верхней части маслоуловителя с оси колеса, стекает в полость нижней части 4 маслоуловителя и возвращается через отверстие 12 в нижнюю половину 2 кожуха 1.
Предлагаемая конструкция позволяет повысить эффективности работы маслоуловителя кожуха тягового редуктора локомотива без увеличения габаритов маслоуловителя.
В частности, увеличивается полезный объем маслоуловителя для накопления смазки, возвращаемой в нижнюю половину кожуха тягового редуктора локомотива, и повышается скорость истечения смазки в нижнюю половину кожуха тягового редуктора локомотива.
Проведенные патентные исследования подтверждают мировую новизну полезной модели.
Эксплуатация опытного образца полезной модели подтвердила ее промышленную применимость и соответствие заявленному техническому результату.
Полезная модель к относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в конструкции маслоуловителя кожуха тягового редуктора локомотива.Технический результат, на достижение которого направлена полезная модель, заключается в повышении эффективности работы маслоуловителя кожуха тягового редуктора локомотива без увеличения габаритов маслоуловителя.Указанный выше технический результат достигается в кожухе тягового редуктора локомотива, включающем в себя нижнюю и верхнюю половины, каждая из которых снабжена частью составного полого маслоуловителя.Технический результат достигается тем, что маслоуловитель выполнен в форме полой многоугольной прямой правильной призмы, а отверстия в основаниях призмы смещены вверх из геометрических центров оснований. 6 ил.
Способ изготовления половин кожуха тягового редуктора локомотива