Код документа: RU2753615C1
Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для определения курса неманеврирующих объектов, движущихся по линейной траектории, в том числе аэродинамических целей, преимущественно в РЛС с большими ошибками измерения азимута.
Известен способ, в котором текущий курс определяют как сумму курсового угла qn и азимута объекта βn-1 предыдущем обзоре Q=qn+βn-1. Для определения курсового угла, то есть угла между линией визирования объекта (между направлением «РЛС - объект») и направлением вектора скорости, вычисляют несколько вспомогательных величин: разность азимутов в соседних обзорах δβn; произведение дальности в последнем обзоре на синус разности азимутов bn=rnsinδβn; разность между дальностью в предыдущем обзоре и произведением дальности в последнем обзоре на косинус разности азимутов an=rn-1 - rncosδβn; вспомогательный угол
Недостаток способа: низкая точность определения курса при больших ошибках измерения азимута.
Известен способ, в котором для определения курса объекта находят оценки (сглаженные значения) скорости изменения горизонтальных прямоугольных координат
Для устранения неоднозначности определения курса используют информацию о знаке оценок скорости изменения горизонтальных прямоугольных координат [2, С. 314].
Недостаток способа: низкая точность определения курса при больших ошибках измерения азимута.
Наиболее близким аналогом заявленному способу (прототипом) является способ, в котором для определения курса неманеврирующего объекта, движущегося по линейной траектории, вычисляют оценку курсового угла
При этом оценку радиальной скорости
Далее вычисляют значения курса, как алгебраическую сумму оценок азимута
Недостаток прототипа: низкая точность определения курса при больших дальностях до объекта. Кроме того, усложнена процедура устранения неоднозначности определения курса.
Техническим результатом заявленного изобретения является повышение точности определения курса неманеврирующего объекта, движущегося по линейной траектории, и упрощение процедуры устранения неоднозначности определения курса.
Для достижения этого технического результата в заявленном изобретении так же, как в прототипе, в РЛС измеряют полярные координаты объекта (дальность ri и азимут βi) и преобразуют их в цифровые сигналы. Далее производят преобразование этих координат в горизонтальные прямоугольные координаты по формулам: xi=risinβi, yi=ricosβi.
Путем оптимального взвешенного суммирования фиксированной выборки этих координат определяют оценки скорости изменения прямоугольных координат
Далее определяют оценку радиальной скорости
Затем перемножают измеренные значения дальности ri и получают значения квадратов дальности
где σr - СКО измерения дальности.
Затем оценивают азимут в середине интервала наблюдения путем взвешенного суммирования измеренных значений азимута βi по формуле:
В отличие от прототипа, согласно заявленного изобретения, определяют две оценки курса
Далее вычисляют абсолютные значения разностей между однозначной оценкой
Для повышения точности определения курса при больших, по сравнению с курсовым параметром, дальностях до объекта в разных точках траектории вычисляют отношение оценки курсового угла к СКО его определения
Если это отношение больше единицы, то есть
Если это отношение не превышает единицы, то есть
Достоверность формул (3), (6) и (7) подтверждается схемами восьми траекторий, приведенными в фиг. 1 и фиг. 2. Для удаляющихся от РЛС объектов (фиг. 1), то есть при положительной радиальной скорости
Во всех приведенных случаях при истинном курсе разность теоретически равна нулю, а при ложном курсе - удвоенному курсовому углу
Для доказательства реализуемости заявленного технического результата в части повышения точности определения курса, вычислим среднеквадратические ошибки (СКО) определения курса объекта, то есть аэродинамической цели (АЦ), тремя способами по фиксированным выборкам из 13 значений дальности и азимута при СКО измерения азимута σβ=1,5° и дальности σr=25 м.
В приведенном примере, как показано на схеме фиг. 3, АЦ приближается к РЛС, то есть летит с курсом Q=20°, скоростью 250 м/с и курсовым параметром (траверзным расстоянием) Р=25 км. Автосопровождение АЦ и оценивание параметров ее движения, то есть курса Q, путевой скорости V, азимута
СКО определения курса в заявленном изобретении и в прототипе
СКО определения путевой скорости в прототипе и в заявляемом изобретении вычисляют по формуле:
В способе-аналоге (3), то есть при оценивании курса по выборкам прямоугольных координат, ошибки определения курса зависят от СКО измерения азимута и вычисляются по формуле [3]:
Результаты анализа точности определения курса в заявленном изобретении
Эффективность заявленного изобретения характеризуется выигрышем в точности оценивания курса заявленным способом по сравнению с прототипом и аналогом, то есть отношением их СКО
Как видно из табл. 1 и графиков фиг. 4, до дальности примерно 225 км прототип превосходит аналог по точности
Следует отметить, что в РЛС метрового диапазона проблематично существенно уменьшить ошибки измерения азимута, так как размеры их антенн соизмеримы с длиной волны. В то же время ошибки измерения дальности не зависят от размеров антенны. Например, в РЛС AN/TPS-59 достигнута точность измерения дальности около 30 метров [5, с. 36].
Таким образом, доказана промышленная реализуемость технического результата заявленного изобретения: повышение точности определения курса неманеврирующего объекта на дальностях, при которых курсовой угол, становится меньше среднеквадратической ошибки его определения, и упрощение процедуры устранения неоднозначности определения курса.
Список использованных источников
1. Кузьмин С.З. Цифровая обработка радиолокационной информации. - М.: «Радио и связь», 1967.
2. Кузьмин С.З. Основы теории цифровой обработки радиолокационной информации. - М.: «Сов. радио», 1974.
3. Способ определения модуля скорости аэродинамической цели. Патент на изобретение №2559296.
4. Устройство радиолокационного определения путевой скорости неманеврирующей воздушной цели. Патент на полезную модель №152617.
5. Радиоэлектронные системы: основы построения и теория. Справочник / Под ред. Я.Д. Ширмана. - М: ЗАО «МАКВИС», 1998.
Изобретение относится к области радиолокации. Техническим результатом изобретения является повышение точности и устранение неоднозначности определения курса объекта на линейной траектории. В заявленном способе определения курса объекта на линейной траектории с использованием выборок квадратов дальности в РЛС измеряют дальность riи азимут βiобъекта и преобразуют их в горизонтальные прямоугольные координаты. Затем определяют оценки скорости изменения прямоугольных координат, вычисляют однозначную оценку курсаДалее определяют оценку радиальной скоростив середине интервала наблюдения путем оптимального взвешенного суммирования фиксированной выборки из N измеренных значений дальности ri. Формируют фиксированную выборку из N значений квадратов дальности и оценивают второе приращение квадрата дальностипутем взвешенного суммирования. Находят оценку путевой скорости объекта. Затем вычисляют курсовой угол в середине интервала наблюденияи среднеквадратическую ошибку (СКО) определения этого угла. Оценивают азимут в середине интервала наблюдения путем взвешенного суммирования измеренных значений азимута βi. Определяют две оценки курса с использованием значений оценок азимутаи курсового угла. Для устранения неоднозначности используют однозначную оценку курсаи полученные две оценки,ипо меньшей разности устраняют неоднозначность определения курса. 1 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Способ и устройство определения курса неманеврирующей аэродинамической цели с использованием выборки квадратов дальности
Способ определения курса объекта на линейной траектории с использованием измерений его радиальной скорости
Способ автоматического сопровождения подвижной цели при сглаживании в декартовых координатах с учетом измерений радиальной составляющей скорости