Автономный редуктор с двумя передаточными отношениями и система с двигателем и обратимой электрической машиной, содержащая этот редуктор - RU2720391C2

Код документа: RU2720391C2

Чертежи

Описание

Изобретение относится к автономному редуктору с двумя передаточными отношениями и системе с двигателем и обратимой электрической машиной, в которой используется этот редуктор.

Автономный редуктор относится к редуктору, в котором передаточное отношение может изменяться без внешнего управления, и обратимая электрическая машина относится к машине, способной преобразовывать механическую энергию в электрическую энергию и наоборот.

Применение указанного устройства относится к встраиванию электрической машины, которая может использоваться в качестве стартера и генератора для расположенного рядом двигателя. Две функции стартера и генерирования электричества обычно осуществляются двумя различными вспомогательными устройствами авиационных двигателей. Использование одной электрической машины является желательным для уменьшения массы и упрощения конструкции системы. Однако запуск двигателя требует очень высокого крутящего момента при низкой частоте вращения. Это могло быть достигнуто посредством использования большой электрической машины, но увеличило бы массу, размеры и стоимость системы. Другой подход мог бы состоять в том, чтобы обеспечить большое передаточное отношение между электрической машиной и двигателем, так чтобы двигатель можно было запускать при низком крутящем моменте и более высокой частоте вращения машины; однако частота вращения машины, функционирующей в качестве генератора, была бы чрезмерной, поскольку двигатель работал бы на эксплуатационной частоте вращения намного большей частоты вращения при запуске, которая, разумеется, была бы чрезмерной.

В патентных документах FR 918 931 A и FR 1 077 049 A описаны устройства, в которых косозубые зубчатые колеса установлены вместе на двух параллельных валах с механизмами, способными избирательно вводить их в зацепление для изменения передаточных отношений валов.

По аспекту изобретения предлагается редуктор, содержащий две зубчатые передачи с разными передаточными отношениями, причем каждая зубчатая передача имеет первое зубчатое колесо, установленное на отдельном первом валу, и второе зубчатое колесо, установленное на отдельном втором валу, причем первые зубчатые колеса являются подвижными зубчатыми колесами, которые могут свободно скользить по первому валу, и оба указанных колеса имеют выступ для зацепления с ответным выступом первого вала, причем указанный выступ подвижных зубчатых колес расположен на боковой стороне зубчатых колес, и подвижные зубчатые колеса установлены с возможностью свободного вращения на первом валу, но фиксируются во время вращения с первым валом в соответствующих положениях зубчатого зацепления, в которых их выступы входят в зацепление с выступом первого вала, причем зубья подвижных рабочих колес являются косыми и имеют наклоны в одном и том же касательном направлении относительно первого вала, и положения зацепления проходят между подвижными зубчатыми колесами, причем на первом валу установлен свободно скользящий дистанционный элемент, который может приходить в контакт с двумя подвижными зубчатыми колесами одновременно, удерживая их на расстоянии друг от друга, что препятствует одновременному зацеплению в положениях зацепления зубчатых передач.

По другому аспекту изобретения предлагается система, содержащая обратимую электрическую машину, двигатель и систему механической передачи, соединяющую два вращающихся вала с электрической машиной и с двигателем, причем механическая передача содержит указанный редуктор.

Переключение электрической машины из режима стартера в режим генератора или наоборот сопровождается в редукторе изменением направления осевых усилий на обратное на косых зубьях, которые обеспечивают поступательное движение подвижных зубчатых колес с эффектом разъединения одной из зубчатых передач и включения другой зубчатой передачи. Таким образом, переключение между двумя передаточными отношениями обеспечивает функционирование электрической машины при соответствующих частотах вращения в режиме стартера и в режиме генератора. Эти переключения осуществляются автоматически без внешнего управления, поскольку изменения состояния машины сопровождается изменением направления осевых усилий на косых зубьях. Отсутствие внешнего управления является особенно важным.

Надежность переключений, в частности, повышается за счет использования дистанционного элемента, который препятствует случайным одновременным включениям зубчатых передач, что могло бы привести к выходу устройства из строя.

Другие аспекты, характеристики и преимущества изобретения будут описаны со ссылками на чертежи, представленные только в пояснительных целях, на которых поясняется конкретный вариант осуществления изобретения.

На фиг.1 схематично показана система, в которой может быть применено изобретение;

на фиг. 2 пояснен вариант осуществления изобретения;

на фиг. 3 – наклон косых зубьев;

на фиг. 4 – конструктивные особенности первого вала;

на фиг. 5 – конструктивные особенности выступа стопора на первом валу; и

на фиг. 6 – одно из подвижных зубчатых колес.

На фиг. 1 показана система согласно изобретению, в которой на летательном аппарате 1 установлен двигатель 2, такой как газотурбинный двигатель. Двигатель 2 содержит радиальный вал 3 отбора мощности, который является выходным валом на стороне двигателя и проходит в коробку 4 приводов, прикрепленную болтами к корпусу двигателя 2. Коробка 4 приводов содержит одну или несколько групп зубчатых колес, соединенных с радиальным валом 3, валы которых приводят в движение вспомогательные устройства, необходимые для работы двигателя 2 и летательного аппарата 1, например, топливные насосы, насосы для подачи смазки, электрогенераторы и др. В частности, имеется стартер, запитываемый от автономной электрической батареи, который запускает двигатель 2 посредством вращения радиального вала 3. В этом случае стартер является обратимой электрической машиной 5, которая после запуска действует как электрический генератор. Обратимая электрическая машина 5 соединена с коробкой 4 приводов через редуктор 6, который является важнейшим элементом согласно изобретению и описан далее; он может образовывать часть коробки 4 приводов внутри ее корпуса или может образовывать физически отдельный компонент без каких-либо отличий в функционировании.

Рассмотрим фиг. 2. Редуктор 6 установлен между первым валом 11 и вторым параллельным валом 12, причем оба они вращаются внутри общего корпуса 13, весьма условно показанного на фигуре. Первый вал 11 расположен на стороне двигателя 2 и входит в зацепление с радиальным валом 3, который вращается в коробке 4 приводов, а второй вал 12 расположен на стороне обратимой электрической машины 5 и входит в зацепление (прямое или косвенное) с вращающимся валом 51 указанной машины. Валы 11 и 12 имеют шлицы 41 и 42, соответственно, для соединения с остальными компонентами передачи. Поскольку к указанным валам прикладываются высокие осевые усилия, они поддерживаются корпусом 13 посредством подшипников, способных выдерживать эти усилия, например, радиально-упорными шарикоподшипниками 43, 44, 45 и 46 (хотя могут быть обеспечены другие подшипники). Утолщения 47 и 48 первого вала 11 и второго вала 12 удерживаются между подшипниками 43, 44 и 45, 46, соответственно.

Передача вращательных движений между валами 11 и 12 осуществляется посредством двух параллельных зубчатых передач 14, другими словами, каждая из которых содержит первое зубчатое колесо 16 или 17, установленное на первом валу 11, и второе зубчатое колесо 18 или 19, установленное на втором валу 12. Вторые зубчатые колеса 18 и 19 неподвижно прикреплены ко второму валу 12, в то время как первые зубчатые колеса 16 и 17 являются подвижными зубчатыми колесами, которые могут свободно перемещаться независимо друг о друга по первому валу 11 в условиях, описанных далее. Они установлены на кольцевых опорных поверхностях первого вала 11 посредством гладких опорных поверхностей 20 и 21 и, следовательно, могут вращаться с частотой вращения, которая отличается от частоты вращения указанного первого вала 11.

Через первый вал 11, который является полым, проходят отверстия 49 и 50 для переноса смазочного масла от гладких опорных поверхностей 20 и 21 под действием центробежных сил; это масло подается устройством подачи известного типа. Другие смазочные устройства известных типов, например, содержащие сопла разбрызгивания масла, смазывают подшипники 43, 44, 45, 46 и зубья 26, 27.

Подвижные зубчатые колеса 16 и 17 могут быть фактически соединены при вращении с первым валом 11 стопорами 22 и 23, соответственно, зубья которых, соединенные с первым валом 11, и зубья которых, соединенные с подвижными зубчатыми колесами 16 и 17, выступают в осевом направлении первого вала 11: зацепление имеет место в осевом положении подвижных зубчатых колес 16 и 17 вдоль первого вала 11 с одного конца их диапазона перемещения; противоположный конец определяется осевым упором 24 или 25, снабженным кольцом с пониженным трением, примыкающим к подшипникам 43, 44, соответственно.

В этом варианте выполнения стопоры 22 и 23 расположены рядом друг с другом и окружены осевыми упорами 24 и 25; зубчатые передачи 14 и 15 имеют зубья 26 и 27 с одинаковым направлением на первом валу 11, ориентированным по касательной, как показано на фиг. 3.

В результате после прикладывания крутящего момента к редуктору 6 равнодействующие осевые усилия, проходящие через зубья 26 и 27, смещают подвижные зубчатые колеса 16 и 17 в одном и том же осевом направлении на первом валу 11, при этом одни из стопоров 22 и 23 входит в зацепление, в то время как другой отсоединяется. Таким образом, передача мощности через редуктор всегда осуществляется только с помощью одной из зубчатых передач 14 и 15. Направление наклона зубьев 26 и 27 выбирают таким образом, что когда обратимая электрическая машина 5 работает как стартер, действующей является только зубчатая передача (в этом случае зубчатая передача 14) с бóльшим передаточным отношением за счет зацепления стопора 22, которая передает движение двигателю 2. Но когда обратимая электрическая машина 5 изменяет режим работы и действует как генератор, направление прикладываемого крутящего момента изменяется на обратное, что также изменяет на обратное направление равнодействующих осевых усилий на зубьях 26 и 27 и одновременно перемещает подвижные зубчатые колеса 16 и 17, так чтобы в вести в зацепление стопор 23, отсоединяя другой стопор 22 и, таким образом, обеспечивая передачу движения через зубчатую передачу 15 с меньшим передаточным отношением. Подвижное зубчатое колесо 16 или 17, которое не передает движение, принудительно приводится в контакт с осевым упором 24 или 25. Ширины зубьев 26 и 27 соизмеримы или больше длин осевых перемещений подвижных зубчатых колес 16 и 17, поэтому указанные зубья всегда остаются в зацеплении. Идентичное функционирование при переключении зацепления стопоров 22 и 23 могло бы быть получено в случае расположения стопоров 22 и 23 с одной и той же стороны траекторий перемещения подвижных зубчатых колес 16 и 17 (например, справа на фиг. 2, причем оба осевых упора 24 и 25 были бы расположены слева) и наклонов зубьев в противоположных направлениях в направлении, касательном к первому валу 11.

Следовательно, это переключение режимов передачи движения происходит автоматически без внешнего управления. Однако необходимо предотвратить риск случайного функционирования двух стопоров 22 и 23, что могло бы привести к выходу передачи из строя. По этой причине обеспечен дистанционный элемент 28, который может свободно скользить вокруг первого вала 11 между подвижными зубчатыми колесами 16 и 17 и удерживать их на достаточном расстоянии друг от друга для обеспечения единственно возможного зацепления одного из стопоров 22 и 23 каждый раз.

Другой риск неправильного функционирования представляет собой сложность переключения, означающая или сложное зацепление соответствующего стопора 22 или 23 или его сложный выход из зацепления. В этом случае предлагается конструкция, показанная на фиг. 4, 5 и 6.

На центральной утолщенной части 29 первого вала 11 в стопорах 22 и 23 выполнен выступ посредством изготовления канавок 30, например, четырех канавок. Концевые части 31 и 32 канавок 30 являются рабочими частями, которые обеспечивают зацепление стопора с подвижными зубчатыми колесами 16 и 17, соответственно, посредством удерживания зубьев 33 подвижных зубчатых колес 16 и 17, соответственно. Боковые поверхности концевых частей 31 и 32 канавок 30 могут быть скошены, другими словами, наклонены в касательном направлении относительно осевого направления первого вала 11. Эти наклоны выполнены в одном и том же касательном направлении и действуют следующим образом.

В одном из режимов передача мощности на зубья 33 осуществляется через одну из боковых поверхностей 34 канавок 30. Поскольку скосы на концевых частях 31 и 32 направлены в одном и том же направлении, скос 35 на концевой части 31 облегчает или поддерживает зацепление стопора 22 и подвижного зубчатого колеса 16, создавая осевую результирующую сил взаимодействия, которая смещает подвижное зубчатое колесо 16 к центральной части 29; наклон скоса 36 в том же самом направлении на противоположной концевой части 32 создает осевую результирующую в том же самом направлении на другом подвижном зубчатом колесе 17, что, таким образом, создает эффект выталкивания и выхода из зацепления стопора 23. Аналогичным образом, другая боковая поверхность 37 канавок 30 имеет скосы 38 и 39 на концевых частях 31 и 32, соответственно; скос 38 используется для облегчения разъединения стопора 22 и скоса 39 для облегчения зацепления стопора 23, прием контакт между этой боковой поверхностью 37 и зубьями 33 имеет место в другом рабочем состоянии системы.

Угловые значения наклона скосов 36 и 38 преимущественно могут быть идентичными, поскольку эти скосы 36 и 39 выполняют одну и ту же функцию; скосы 35 и 39 могут иметь идентичные значения наклона, которые, однако, могут отличаться от значений наклонов скосов 36 и 38. Скосы, соответствующие наклонам в касательном направлении, могут быть обеспечены на боковых поверхностях зубцов 33.

Реферат

Группа изобретений относится к машиностроению. Редуктор (6) содержит две зубчатые передачи (14, 15), причем каждая зубчатая передача имеет первое зубчатое колесо (16, 17), установленное на первом валу (11), и второе зубчатое колесо (18, 19), установленное на втором валу (12). Первые колеса являются подвижными, которые свободно скользят по первому валу, а также они снабжены выступом для зацепления с ответным выступом на первом валу, и подвижные колеса установлены с возможностью свободного вращения на первом валу, но фиксируются во время вращения с первым валом в соответствующих положениях зубчатого зацепления, в которых их выступ входит в зацепление с выступом первого вала, причем зубья (26, 27) подвижных колес (16, 17) являются косыми. На первом валу (11) установлен свободно скользящий дистанционный элемент (28), который выполнен с возможностью вхождения в контакт с двумя подвижными колесами одновременно, удерживая их на расстоянии друг от друга, что препятствует одновременному зацеплению в положениях зацепления передач. Также заявлена стартер-генераторная система двигателя, содержащая обратимую электрическую машину (5), двигатель (2) и механическую передачу (4, 6), соединяющую два вращающихся вала (3, 51), содержащая редуктор (6). Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула

1. Редуктор (6), содержащий две зубчатые передачи (14, 15) с различными передаточными отношениями зубьев (26, 27), причем каждая зубчатая передача имеет первое зубчатое колесо, установленное на одном и том же первом валу (11), и второе зубчатое колесо (18, 19), установленное на одном и том же втором валу (12), причем первые зубчатые колеса являются подвижными зубчатыми колесами (16, 17), которые свободно скользят по первому валу, и оба указанных колеса снабжены выступом для зацепления с ответным выступом на первом валу, причем указанный выступ подвижных зубчатых колес расположен на боковой стороне зубчатых колес, и подвижные зубчатые колеса установлены с возможностью свободного вращения на первом валу, но фиксируются во время вращения с первым валом в соответствующих положениях зубчатого зацепления, в которых их выступ входит в зацепление с выступом первого вала, причем зубья (26, 27) подвижных зубчатых колес (16, 17) являются косыми и имеют наклоны в одном и том же касательном направлении относительно первого вала (11), и положения зацепления проходят между подвижными зубчатыми колесами, отличающийся тем, что на первом валу (11) установлен свободно скользящий дистанционный элемент (28), который выполнен с возможностью вхождения в контакт с двумя подвижными зубчатыми колесами одновременно, удерживая их на расстоянии друг от друга, что препятствует одновременному зацеплению в положениях зацепления зубчатых передач.
2. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что перемещение со скольжением подвижных зубчатых колес ограничено положениями зацепления на одной стороне и упорами (24, 25) на первом валу с противоположной стороны.
3. Редуктор по п. 1 или 2, отличающийся тем, что выступ на первом валу (11) имеет скосы (35, 36, 38, 39) в касательном направлении по меньшей мере с одной концевой части.
4. Стартер-генераторная система двигателя (2), содержащая обратимую электрическую машину (5) и механическую передачу (4, 6) для соединения двух вращающихся валов (3, 51), относящихся к электрической машине и двигателю, соответственно, отличающаяся тем, что механическая передача содержит редуктор (6) по любому из пп. 1–3.
5. Система по п. 4, отличающаяся тем, что двигатель представляет собой двигатель летательного аппарата.

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: F01D15/10 F02C7/26 F02C7/32 F02N11/04 F02N15/02 F16H2200/0034 F16H3/003 F16H3/06

Публикация: 2020-04-29

Дата подачи заявки: 2016-11-02

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам