Код документа: RU2334142C2
Настоящее изобретение относится к системе дифференциальной передачи или к системе передачи с разделением потока мощности с четырьмя отводами (FBD), предназначенной для использования в так называемых передачах с разделением потока мощности (PST), в частности предназначенной для использования в транспортных средствах. Такие передачи передают механическую энергию по двум параллельным путям, и их отношение скоростей можно варьировать бесступенчато и регулируемым образом.
Обычные системы передачи с разделением потока мощности с тремя отводами включают в себя планетарную зубчатую передачу, в которой солнечное зубчатое колесо соединено с центральным валом и расположено концентрически внутри зубчатого колеса с внутренним зацеплением. Несколько планетарных шестерен расположено между солнечным зубчатым колесом и зубчатым колесом с внутренним зацеплением и введено в зацепление с ними. Сателлиты удерживаются на подшипниках на водиле, которое установлено с возможностью вращения концентрически на центральном вале. При данной типовой конструкции солнечное зубчатое колесо и зубчатое колесо с внутренним зацеплением могут вращаться вокруг центральной оси. Сателлиты могут свободно вращаться на их собственных осях и удерживаются в их взаимных положениях посредством водила и, следовательно, способны двигаться планетарно (эпициклически) относительно центральной оси. Как правило, два элемента из следующих - солнечного зубчатого колеса, зубчатого колеса с внутренним зацеплением и водила - соединены с входным и выходным валом. Один из трех элементов остается неприсоединенным. Если такое свободное ответвление привести во вращение посредством дополнительного регулируемого привода, можно регулировать отношение частоты вращения входного вала к частоте вращения выходного вала.
Данный способ изменения передаточных чисел делает планетарные зубчатые передачи особенно "привлекательными" для трансмиссий транспортных средств, поскольку автоматические коробки передач могут быть созданы простым образом. Посредством соединения двух планетарных зубчатых передач может быть создана система дифференциальной передачи с четырьмя отводами, тем самым при использовании двух регулируемых приводов, соединенных с двумя отводами, не соединенными с входом или выходом, можно регулировать общее передаточное число в очень широком диапазоне чисел оборотов. В патенте США 5558589 показано практическое применение такой трансмиссии, которая использует несколько режимов, для транспортного средства, применяемого в сельском хозяйстве. Две планетарные зубчатые передачи расположены параллельно для образования системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами, при этом водило одной зубчатой передачи соединено с зубчатым колесом с внутренним зацеплением другой зубчатой передачи. Два регулируемых привода являются электрическими двигателями. Достаточно регулировать частоту вращения одного электродвигателя для изменения передаточного числа системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами. Однако для достижения необходимого диапазона частот вращения выходного вала требуются несколько режимов работы трансмиссии, которые достигаются путем включения и выключения нескольких муфт сцепления.
В публикациях WO 94/08156 и WO 94/10483 международных заявок описаны несколько многорежимных передач с разделением потока мощности, в которых используются системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами (зубчатая передача Ravigneaux). В данном случае для изменения режима также требуются несколько двойных муфт и дополнительных элементов коробки передач.
В патенте Великобритании GB 2362173 А показана передача с разделением потока мощности и одним электрическим режимом, предназначенная для механических транспортных средств (самоходных машин), в которой две планетарные передачи размещены рядом. Передачи соединены посредством солнечных колес, которые смонтированы на общем валу, и посредством водила первой зубчатой передачи, соединенного с выполненным с внутренним зацеплением, зубчатым колесом второй передачи. Входная мощность подается на привод от маховика, который соединен с водилом первой зубчатой передачи, а выходная мощность снимается посредством водила второй передачи. Данная конструкция имеет хороший коэффициент полезного действия, поскольку двигатели сконструированы таким образом, что один двигатель использует электрическую энергию, которую вырабатывает другой двигатель. Следовательно, в значительной степени можно избежать потерь электрической энергии.
Планетарные зубчатые передачи известных систем дифференциальной передачи с четырьмя отводами, как правило, состоят из двух так называемых "зубчатых передач с изменением направления вращения ("minus gearsets")", расположенных рядом. Эпициклическая зубчатая передача с изменением направления вращения - это зубчатая передача, которая включает в себя три зубчатых элемента и в которой вращение солнечного зубчатого колеса в одном направлении приводит к вращению зубчатого элемента, с которым введены в зацепление сателлиты, в противоположном направлении в то время, когда водило удерживается неподвижным. В зубчатой передаче, не вызывающей изменения направления вращения, солнечное зубчатое колесо и зубчатый элемент, с которым введены в зацепление сателлиты, вращаются в одном и том же направлении, когда водило удерживается неподвижным. Известные системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами, как правило, содержат два зубчатых колеса с внутренним зацеплением, которые дороги в изготовлении, особенно если требуется высокая точность, что имеет место для большинства данных зубчатых передач. Кроме того, трудно достичь базовых отношений Ro (числа зубьев на зубчатом колесе с внутренним зацеплением, деленного на число зубьев на солнечном зубчатом колесе), составляющих менее -2,00 (для зубчатой передачи с изменением направления вращения), поскольку сателлиты становятся слишком малыми. Однако для многих применений желательно малое значение Ro.
В патенте ЕР 1279545 А2 также описано применение так называемой планетарной зубчатой передачи Ravigneaux. Эта передача представляет собой комбинацию зубчатых передач без изменения и с изменением направления вращения, при этом узел требует только одного зубчатого колеса с внутренним зацеплением. Однако по-прежнему существует проблема, связанная с тем, что невозможно достичь отношений Ro, составляющих более +2,00 и менее -2,00.
Цель настоящего изобретения состоит в создании системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами, которая позволяет уменьшить количество дорогостоящих деталей и достичь отношений Ro, составляющих менее ±2,00.
В соответствии с изобретением данная задача решается с помощью признаков пункта 1 формулы изобретения.
Система дифференциальной передачи с четырьмя отводами согласно изобретению содержит первый входной вал и второй выходной вал. Кроме того, имеются третий и четвертый валы, которые соединены соответственно с первым и вторым вариаторами, которые обеспечивают регулирование частоты вращения вала (или крутящего момента на валу), с которым они соединены. Каждый вариатор может, например, представлять собой электрический двигатель, который может обеспечить регулирование частоты вращения данных валов. Четыре вала (разветвления) системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами соединены прямо или непрямо посредством зубчатых колес. В соответствии с изобретением система дифференциальной передачи с четырьмя отводами содержит планетарные комплекты цилиндрических зубчатых колес. Отсутствует потребность в зубчатом колесе с внутренним зацеплением. В соответствии с изобретением система дифференциальной передачи с четырьмя отводами включает в себя два планетарных комплекта, в которых используются несколько цилиндрических солнечных зубчатых колес и сателлитов, которые образуют комбинацию планетарного комплекта зубчатых колес, не вызывающего изменения направления вращения, и планетарного комплекта зубчатых колес с изменением направления вращения.
Каждый из двух планетарных комплектов зубчатых колес содержит два солнечных зубчатых колеса и два комплекта сателлитов, при этом одно солнечное зубчатое колесо и один комплект сателлитов является общим для двух комплектов зубчатых колес (двух передач), и два комплекта зубчатых колес соединены посредством общего водила, которое может представлять собой или два соединенных водила, или один составляющий одно целое узел.
В предпочтительном варианте осуществления комплект третьих сателлитов находится в зацеплении с комплектом четвертых сателлитов, установленных с возможностью вращения вокруг соответствующих осей сателлитов, соединенных с общим водилом, причем каждый четвертый сателлит находится в зацеплении с соответствующим третьим сателлитом, в результате чего третье солнечное зубчатое колесо находится в непрямом зацеплении с третьими сателлитами и вращается в том же направлении, что и третьи сателлиты.
Система дифференциальной передачи с четырьмя отводами согласно изобретению не требует никакого зубчатого колеса с внутренним зацеплением. Преимущество этого заключается в том, что диаметр коробки передач будет меньше, так что, например, в предпочтительном применении в механических транспортных средствах обычные коробки передач могут быть легко заменены. На практике все цилиндрические зубчатые колеса имеют внешнее зацепление, и преимуществом этого является более низкая стоимость благодаря исключению из конструкции дорогостоящих зубчатых колес с внутренним зацеплением. Кроме того, отношения Ro, составляющие менее 2,00, могут быть достигнуты легко, при этом не требуется делать сателлиты слишком малыми, что могло бы затруднить их изготовление или не позволило бы им нести ожидаемую нагрузку.
Любой из четырех валов может быть по существу соединен с входным или выходным валами. В одном предпочтительном варианте осуществления общее водило соединено или с входным, или с выходным валом, что означает, что общее водило также может представлять собой входной или выходной вал. Если, например, водило имеет чашеобразную или по существу цилиндрическую форму, его наружная периферия может образовывать или нести зубчатое колесо или звездочку, что создает возможность отбора или подвода мощности в боковом направлении. Чашеобразная форма, частично или полностью окружающая два комплекта зубчатых колес, как правило, является предпочтительной, поскольку она может обеспечить уменьшение пространства, требуемого для системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами.
В дополнительном предпочтительном варианте осуществления входной или выходной вал жестко соединен или составляет одно целое с третьим солнечным зубчатым колесом. Это коаксиальное взаимное расположение делает возможной передачу валом, проходящим насквозь. Вариаторы могут принимать различные формы, но предпочтительно, чтобы вариаторы содержали электродвигатели-генераторы, предпочтительно расположенные коаксиально.
На общее передаточное число системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами влияют два вариатора, которые соединены соответственно с первым и вторым планетарными комплектами зубчатых колес для регулирования скорости выходного вала и/или крутящего момента на выходном валу.
Вариаторы могут быть любого типа, такие как реверсивные пневматические или гидравлические машины, но предпочтительно, чтобы они представляли собой обратимые электрические машины, то есть электродвигатели-генераторы, предпочтительно с постоянными магнитами или переменным магнитным сопротивлением.
В предпочтительном варианте осуществления соединения статоров двух электродвигателей-генераторов соединены вместе посредством одного или нескольких контроллеров, которые могут быть избирательно приведены в действие для варьирования электрической мощности, передаваемой между двумя электродвигателями-генераторами, и, таким образом, для варьирования передаточного числа передаточной системы. Вариаторы могут быть соединены друг с другом посредством электрических кабелей или электрической шины, если они являются электрическими, или системы труб для пневматического/гидравлического соединения, если они представляют собой вариаторы пневматического или гидравлического типа, что обеспечивает возможность передачи электрической или гидравлической/пневматической мощности между ними. Каждый вариатор может иметь свое собственное устройство управления, которое управляет током или потоком текучей среды и, таким образом, крутящим моментом на выходном валу и/или частотой вращения выходного вала коробки передач.
Один из четырех валов (отводов) системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами может быть соединен с общим водилом, один - с общим солнечным зубчатым колесом, и каждый из оставшихся двух - с остальными солнечными зубчатыми колесами, в результате чего другие концы данных валов будут соединены, в соответствии с применением, требуемым передаточным числом и диапазоном, или с входным валом и с выходным валом и с вариаторами.
Помимо первого и второго планетарных комплектов зубчатых колес система дифференциальной передачи с четырьмя отводами также может быть соединена с дополнительными комплектами зубчатых колес для обеспечения дополнительных передаточных чисел для уменьшения или увеличения скорости. Эти дополнительные комплекты зубчатых колес могут представлять собой или обычные зубчатые передачи с неподвижными осями или планетарные комплекты зубчатых колес.
Дополнительные комплекты зубчатых колес могут также включать в себя систему дифференциальной передачи с четырьмя отводами согласно изобретению, или они могут быть расположены или параллельно, или последовательно, и могут иметь различные базовые передаточные числа. Таким образом, могут быть достигнуты очень широкие выходные диапазоны, удовлетворяющие требованиям любого применения.
При системе дифференциальной передачи с четырьмя отводами согласно изобретению габаритные размеры коробки передач являются достаточно небольшими, что позволяет заменить ею обычные коробки передач, при этом не возникает никакой необходимости модификации транспортного средства или первичного двигателя.
Система дифференциальной передачи с четырьмя отводами согласно изобретению не подходит непосредственно для главных трансмиссий всех типов, но может быть использована везде, где желательно бесступенчатое регулирование частоты вращения выходного вала. По существу она пригодна для приведения в действие генераторов, насосов и компрессоров и может служить в качестве вспомогательного привода для охлаждения насосов, вентиляторов, нагнетателей, зарядных генераторов переменного тока и кондиционеров. Кроме того, она может быть применена для всех видов транспорта, таких как механические транспортные средства, тракторы, железнодорожные локомотивы, летательные аппараты, корабли и суда, мотоциклы, транспортные средства военного назначения и т.д. Их применение также распространяется на стационарные установки, землеройно-транспортные машины и сельскохозяйственные машины.
Дополнительные признаки и детали изобретения станут очевидными из нижеследующего описания двух иллюстративных вариантов осуществления системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами, которые особенно пригодны для использования в автомобилях и которые приведены в качестве примера со ссылкой на сопровождающие чертежи, на которых:
фиг.1 - схематическое сечение первого предпочтительного варианта осуществления с отводом мощности привода в боковом направлении;
фиг.2 - график зависимости требуемой электрической мощности на всем диапазоне переднего привода при отношении узловых точек, составляющем 3,00; и
фиг.3 - схематическое сечение второго предпочтительного варианта осуществления с "концентрическим" отводом мощности.
Система дифференциальной передачи или система передачи с разделением потока мощности с четырьмя отводами, показанная на фиг.1, имеет входной вал (первое разветвление) 10 и выходной вал (второе разветвление) 12, образованный общим водилом 22. По существу можно поменять местами вход и выход, и это приводит к тому же отношению узловых точек (что будет рассмотрено ниже), но при других передаточных отношениях разветвлений. В данном примере входной вал соединен с маховиком двигателя. Он имеет отвод мощности привода в боковом направлении, что является общепринятым для механических транспортных средств с передним приводом, но водило 22 также может образовывать выходной элемент в виде зубчатого колеса или звездочки, который передает мощность привода на расположенный сбоку, параллельный вал.
Система дифференциальной передачи с четырьмя отводами также включает в себя так называемый планетарный комплект 18 зубчатых колес с изменением направления вращения и второй так называемый комплект 20 зубчатых колес, не вызывающий изменения направления вращения. Оба комплекта зубчатых колес не имеют зубчатого колеса с внутренним зацеплением и образованы только из прямозубых или косозубых цилиндрических зубчатых колес, что приводит к очень компактной конструкции.
Комплект 18 зубчатых колес с изменением направления вращения включает в себя солнечное зубчатое колесо 40, которое установлено на входном валу 10 и находится в зацеплении с комплектом сателлитов 21. Каждый сателлит 21 установлен с возможностью вращения на соответствующей оси 24 сателлитов, которая составляет одно целое с дополнительным соответствующим сателлитом 39, который имеет другой диаметр и также установлен с возможностью вращения на той же оси 24 сателлитов. Каждый сателлит 39 находится в зацеплении с соответствующим сателлитом 32, который установлен с возможностью вращения на соответствующей оси 34 сателлита и находится в зацеплении с солнечным зубчатым колесом 38, установленным на вале 48. Общее чашеобразное водило 22, которое окружает комплекты зубчатых колес, соответственно обеспечивающий изменение направления вращения и не вызывающий изменения направления вращения, и образует выходной вал в части 12, также несет оси 24 и 34 сателлитов. Водило 22 включает в себя кольцевой фланец 36, свободный конец которого опирается на входной вал 10.
Зубчатая передача, не вызывающая изменения направления вращения, также включает в себя солнечное зубчатое колесо 40 и сателлиты 21. Сателлиты 21 также составляют одно целое с дополнительным соответствующим сателлитом 26, который, таким образом, составляет одно целое с соответствующим сателлитом 21. Сателлиты 21 и 26 в данном случае имеют одинаковый диаметр и, таким образом, фактически образуют единые сателлиты, но они также могут иметь разный диаметр. Сателлиты 26 находятся в зацеплении с солнечным зубчатым колесом 28.
Солнечное зубчатое колесо 28 соединено с валом 42, который соединен с ротором 52 электродвигателя-генератора, статор 46 которого соединен с наружным корпусом 58. Вал 48 соединен с валом 60, который соединен с ротором 50 дополнительного электродвигателя-генератора, статор 52 которого также соединен с наружным корпусом 58.
Электрические соединения 45, 43 двух статоров 46, 52 соединены вместе посредством электрической шины 55 и соответствующих устройств 51 и 53 управления так, что они могут "обмениваться" электрической мощностью. Электрическая шина также может быть соединена с электрической аккумуляторной батареей непосредственно или посредством дополнительного устройства управления и/или инвертора/трансформатора.
Как можно видеть на фиг.1, роторы 44, 50 и статоры 46, 52 объединены в виде единого узла 54. Первый планетарный комплект 18 зубчатых колес и второй планетарный комплект 20 зубчатых колес также объединены в виде единого узла 56. Корпус 58 состоит из двух отдельных отсеков, в которых размещены данные узлы. Взаимосвязь данных узлов 54, 56 осуществляется посредством входного вала 10, третьего вала 42 и четвертого вала 48, которые все могут иметь сравнительно малый диаметр, так что они могут нести радиальные уплотнения валов, в результате чего создается не проницаемое для масла уплотнение между двумя отсеками. Таким образом, существует возможность создания свободной от масла среды в узле 54, что позволяет избежать ненужных потерь от вспенивания масла.
На фиг.1 показано, как электродвигатели-генераторы могут быть размещены коаксиально внутри друг друга для экономии пространства. В данном случае ротор внутреннего электродвигателя представляет собой наружный ротор, и ротор наружного электродвигателя представляет собой внутренний ротор. Поскольку оба электродвигателя в большинстве случаев в процессе использования вращаются в одном и том же направлении, потери в них, связанные с турбулентностью воздуха, могут быть, таким образом, минимизированы.
Некоторые элементы на упрощенной иллюстрации по фиг.1, которые необходимы для реальной работы системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами, например, надлежащие подшипники и уплотнения, вообще не показаны. Это также относится к линиям разъема и крепежным деталям, необходимым для установки (монтажа) элементов и сборки системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами.
Размеры сателлитов и солнечных зубчатых колес выполнены не в масштабе. Фактические размеры зависят от крутящего момента, подлежащего передаче, и требуемых передаточных отношений, которые также определяют отношение узловых точек.
При использовании один из электродвигателей-генераторов, как правило, служит в качестве генератора и передает электрическую мощность другому электродвигателю-генератору, который служит в качестве электродвигателя. Величина электрической мощности, передаваемой таким образом, может варьироваться посредством устройств 51, 53 управления, в результате чего изменяется передаточное число системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами. Таким образом, мощность передается через систему дифференциальной передачи с четырьмя отводами как механически, так и электрически, в соотношениях, которые могут варьироваться при изменении передаточного числа, что объясняет то, почему систему дифференциальной передачи с четырьмя отводами в соответствии с изобретением также называют передачей (коробкой передач) с разделением потока мощности. Вообще говоря, имеются два передаточных отношения, при которых электрическая мощность, передаваемая между двумя электродвигателями-генераторами, будет равна нулю, и данные передаточные отношения называют узловыми точками. Соотношение передаточных чисел в этих двух узловых точках называют отношением узловых точек.
График на фиг.2 показывает зависимость потока мощности в вариаторах от отношения частот вращения на выходе, то есть между двумя электродвигателями-генераторами 44, 46, 50, 52, причем указанный поток мощности в данном случае представляет собой поток электрической мощности. Данный график относится к системе дифференциальной передачи с четырьмя отводами, имеющей проходную мощность 100 кВт и отношение 88 узловых точек, составляющее три, в результате чего существует возможность иметь множество комбинаций, которые все имеют четыре свободных вала (отвода) 10, 12, 42, 48. Два из валов 10, 12, 42, 48 представляют собой входной 10 и выходной 12 валы, а другие два вала 42, 48 соединены с электродвигателями-генераторами 44, 46; 50, 52. Электродвигатели выполнены с возможностью работы во всех четырех математических квадрантах. Это означает, что они являются полностью реверсивными и способны работать в качестве электродвигателя и генератора. На графике было сделано допущение о свободной от трения работе и работе не в сложном режиме, так что в узловых точках 90, 92, в которых один из электродвигателей-генераторов переходит в состояние полного останова, мощность вариатора становится нулевой. За пределами данных узловых точек 90, 92 один из электродвигателей 44, 46; 50, 52 всегда работает в качестве электродвигателя, а другой - в качестве генератора, и отсутствует какой-либо внешний поток электрической мощности. Следовательно, при идеальных условиях математическая сумма мощностей двух электродвигателей-генераторов всегда равна нулю, и поток мощности между электродвигателями 44, 46; 50, 52 приведен на графике. Если требуется дополнительная электрическая мощность, она может быть обеспечена электрической аккумуляторной батареей, которая предусмотрена, если требуется. В данном случае соответствующее устройство управления может быть приведено в действие для перезарядки аккумуляторной батареи в те моменты времени, когда имеется избыточная мощность.
При использовании полного диапазона частот вращения выходного вала все данные передачи имеют две узловые точки 90, 92, которые обе являются положительными, если система дифференциальной передачи с четырьмя отводами сконструирована правильно, в данном случае при отношениях скоростей выходных валов, составляющих один и три, что приводит к отношению узловых точек, составляющему три. Это соотношение представляет собой наиболее важную характеристику системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами. Оно определяет полный диапазон частот вращения выходного вала (выраженный как кратное) ϕ при полной нагрузке и приводит в данном примере к максимальной мощности вариатора, составляющей 27% от проходной мощности. Большие отношения 88 узловых точек приводят к более высоким мощностям вариатора. Точки 90, 92 с верхним и нижним значениями (выбраны так, чтобы максимальные отрицательная и положительная мощности, передаваемые между вариаторами, были равны с тем, чтобы электродвигатели 44, 46; 50, 52 могли быть рассчитаны на эти максимумы мощности.
Под нижней узловой точкой 90 требования к проходной мощности, как правило, ниже, при этом теоретически данная мощность становится равной нулю, когда транспортное средство является неподвижным, даже при полном крутящем моменте на выходном валу. Данное уменьшение мощности может быть использовано для расширения диапазона частот вращения или отношения (до виртуальной бесконечности. График показывает кривые частичной нагрузки при половине, четверти и одной десятой от номинальной проходной мощности. Кроме того, кривые смещены, когда изменяется частота вращения входного вала. Следовательно, при более низких значениях мощности можно осуществлять реверс без переключения передач или использования каких-либо сцеплений или муфт, не вызывая превышения номинальной мощности вариатора.
На фиг.3 показана конструкция, в принципе аналогичная показанной на фиг.1, но в данном случае выходной вал является концентрическим по отношению к входному валу и расположен с противоположной стороны от входного вала, что обычно имеет место в случае трансмиссий для транспортных средств с задним приводом. Кроме того, при данной конструкции существует возможность размещения системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами на любом из двух концов двигателя внутреннего сгорания или любого другого первичного двигателя и регулирования частоты вращения выходного вала и/или крутящего момента на обоих выходах полностью независимо. Это создает возможность исполнения полноприводных транспортных средств с системой дифференциальной передачи с четырьмя отводами и конечной передачей для каждого колеса, в результате чего приводные валы могут обеспечить непосредственное соединение системы дифференциальной передачи с четырьмя отводами и колес. В этом случае можно обойтись без обычных дифференциалов с полуосями.
В отличие от фиг.1 на фиг.3 показан концентрически установленный входной вал 10, который установлен на опорах в корпусе 58, имеющий значительно большую длину, и отсек 54 для электродвигателей смещен к стороне входа. Для приводных систем, приводимых в действие двигателем внутреннего сгорания, это имеет дополнительное преимущество, а именно то, что сухой корпус, в котором размещен маховик, расположен рядом с обычно сухим пространством для двигателей, и здесь не требуется никакого сальника. Корпус, в котором размещены зубчатые передачи и который смазан маслом, в этом случае может быть объединен с понижающей зубчатой передачей колесного редуктора, и оба данных узла могут образовывать единый герметизированный узел.
Изобретение относится к системе передач с разделением потока мощности и может быть использовано в транспортных средствах. Система передачи с разделением потока мощности с четырьмя отводами содержит первый и второй валы (10, 12), которые образуют входной и выходной валы, третий вал (42), соединенный с первым вариатором (44, 46), и четвертый вал (48), соединенный со вторым вариатором (50, 52). Четыре вала (10, 12, 42, 48) соединены вместе двойным планетарным комплектом цилиндрических зубчатых колес. Первый планетарный комплект зубчатых колес не вызывает изменения направления вращения и содержит первое и второе солнечные зубчатые колеса (40, 28), зацепляющиеся с соответствующим комплектом первых и вторых сателлитов (21, 26). Первый сателлит (21) и второй сателлит (26) установлены с возможностью вращения на общей оси (24) сателлитов, соединенной с общим водилом (22). Второй планетарный комплект зубчатых колес представляет собой комплект с изменением направления вращения и содержит первое солнечное зубчатое колесо (40) и третье солнечное зубчатое колесо (38). Третье солнечное зубчатое колесо зацепляется с комплектом третьих сателлитов (39). Первый и третий сателлиты (21, 39) имеют разный диаметр и соединены вместе для образования ступенчатого многовенцового сателлита. Такое выполнение позволяет создать систему дифференциальной передачи с четырьмя отводами и достичь передаточных отношений, составляющих ±2,00. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.