Формула
1. Ротор (10) авиационной турбомашины с центральной осью А, содержащий средство (14) изменения критической скорости ротора (10) в диапазоне между первым значением критической скорости и вторым значением критической скорости, в зависимости от того, является скорость вращения ротора (10) меньше или больше заданного значения критической скорости, находящегося в диапазоне между указанными первым и вторым значениями критической скорости;
при этом указанное средство (14) изменения критической скорости вращения ротора (10) содержит:
- компонент (16), выполненный с возможностью находиться в первом состоянии или втором состоянии, в зависимости от того, является скорость вращения ротора (10) меньше или больше заданного значения критической скорости, причем каждое состояние компонента (16) соответствует критической скорости вращения ротора (10); и
- средство (18) привода компонента (16) в одно из двух указанных состояний, в зависимости от скорости вращения ротора (10);
отличающийся тем, что средство (14) изменения критической скорости вращения ротора (10) содержит также компонент (38), взаимодействующий с приводным средством (18) и способный упруго деформироваться, переходя из одной из двух устойчивых форм в другую, каждая из которых соответствует состоянию указанного компонента (16).
2. Ротор (10) по п. 1, отличающийся тем, что указанный компонент (16) состоит из такой системы, как упругий инвертированный кожух, обеспечивающий или не обеспечивающий упругость средства (14) изменения критической скорости вращения ротора (10), в зависимости от того, в каком из двух возможных состояний оно находится.
3. Ротор (10) по п. 1, отличающийся тем, что приводное средство (18) содержит по меньшей мере один приводной элемент (32), установленный с возможностью перемещения в радиальном направлении под действием центробежных сил, когда скорость вращения ротора (10) становится выше указанного заданного значения скорости вращения.
4. Ротор (10) по п. 1, отличающийся тем, что приводное средство (18) содержит вставку (40), способную перемещаться в направлении вдоль центральной оси ротора (10) и соединяться с компонентом (16) для изменения состояния компонента (16).
5. Ротор (10) по п. 4, отличающийся тем, что приводное средство (18) содержит средства (34, 36) преобразования радиального перемещения приводного элемента (32) в
осевое перемещение вставки (40).
6. Ротор (10) по п. 5, отличающийся тем, что средства (34, 36) преобразования радиального перемещения приводного элемента (32) содержат два обращенных друг к другу и подвижных относительно друг друга вращающихся элемента, между которыми расположен приводной элемент (32), при этом обращенные друг к другу опорные поверхности (34а, 36а) вращающихся элементов расположены с наклоном относительно друг друга.
7. Ротор (10) по п. 4, отличающийся тем, что приводное средство (18) содержит упругое средство для установки вставки (40) в положение, соответствующее состоянию компонента (16), при котором скорость вращения ротора (10) ниже заданного значения скорости вращения.
8. Ротор (10) по п. 4, отличающийся тем, что приводное средство (18) содержит главную радиально-ориентированную стенку (38), выпуклую в осевом направлении и соединенную с вставкой (40), при этом выпуклая стенка (38) является упругодеформируемой и выполнена с возможностью находиться в двух формах с обеих сторон от радиальной плоскости, проходящей через радиальную внешнюю кромку выпуклой стенки (38).
9. Ротор (10) по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что средство изменения критической скорости ротора (10) выполнено с возможностью снижения критической скорости ротора (10), когда скорость вращения ротора (10) выше заданного значения скорости вращения, и увеличения критической скорости ротора (10), когда скорость вращения ротора (10) ниже заданного значения скорости вращения.
10. Авиационная турбомашина, содержащая ротор (10) по любому из предыдущих пунктов, оснащенный средством (14) изменения критической скорости вращения ротора (10), когда скорость вращения ротора (10) выше или ниже заданного значения скорости вращения.