Формула
1. Компонент (4) ротора для узла ротора машины, приводимой в действие энергией текучей среды, причем этот компонент (4) ротора, по меньшей мере, частично выполнен из материала, подверженного коррозии и/или окислению, и расположен концентрично оси вращения узла ротора, при этом компонент (4) ротора содержит окружную поверхность (5) для контроля концентричности компонента (4) ротора относительно оси вращения, отличающийся тем, что компонент (4) ротора содержит, по меньшей мере, одну дополнительную окружную поверхность (6) для контроля концентричности компонента (4) ротора относительно оси вращения, при этом на дополнительную окружную поверхность (6) нанесено покрытие (7), защищающее от коррозии и/или окисления, при этом окружная поверхность (5) и упомянутая, по меньшей мере, одна дополнительная окружная поверхность (6) содержат материал, подверженный коррозии и/или окислению.
2. Компонент (4) ротора по п.1, отличающийся тем, что диаметр дополнительной окружной поверхности (6) отличается от диаметра окружной поверхности (5).
3. Компонент (4) ротора по п.2, отличающийся тем, что диаметр дополнительной окружной поверхности (6) меньше, чем диаметр окружной поверхности (5).
4. Компонент (4) ротора по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что представляет собой диск ротора для сочленения полки ротора узла ротора с валом ротора узла ротора.
5. Компонент (4) ротора по одному из пп. 1-4, отличающийся тем, что материалом, подверженным коррозии и/или окислению, является любой материал из группы, содержащей углеродистую сталь, низкоуглеродистую сталь, преимущественно черный металл или сплав на основе железа, который имеет содержание хрома или алюминия менее 11 %.
6. Узел ротора для машины, приводимой в действие энергией текучей среды, из группы, содержащей газовую турбину, паровую турбину, компрессор или аналогичное средство, отличающийся тем, что содержит, по меньшей мере, один компонент (4) ротора по одному из пп.1-5.
7. Машина, приводимая в действие энергией текучей среды, из группы, содержащей газовую турбину, паровую турбину, компрессор или аналогичное средство, отличающаяся тем, что содержит, по меньшей мере, один узел ротора по п.6.
8. Способ изготовления компонента (4) ротора для узла ротора машины, приводимой в действие энергией текучей среды, включающий в себя, по меньшей мере, этапы, на которых:
- обеспечивают заготовку, выполненную, по меньшей мере, частично из материала, подверженного коррозии и/или окислению;
- формируют окружную поверхность (5) для контроля концентричности компонента (4) ротора относительно оси вращения узла ротора, причем окружная поверхность (5) содержит материал, подверженный коррозии и/или окислению;
- формируют, по меньшей мере, одну дополнительную окружную поверхность (6) для контроля концентричности компонента (4) ротора относительно оси вращения, причем упомянутая по меньшей мере, одна дополнительная окружная поверхность (6) содержит материал, подверженный коррозии и/или окислению; и
- наносят на дополнительную окружную поверхность (6) покрытие (7), защищающее от коррозии и/или окисления.
9. Способ по п.8, в котором дополнительную окружную поверхность (6) формируют таким образом, что диаметр дополнительной окружной поверхности (6) отличается от диаметра окружной поверхности (5).
10. Способ по п.9, в котором дополнительную окружную поверхность (6) формируют таким образом, что диаметр дополнительной окружной поверхности (6) меньше, чем диаметр окружной поверхности (5).
11. Способ по одному из пп.8-10, в котором в качестве материала, подверженного коррозии и/или окислению, используют углеродистую сталь.
12. Способ контроля концентричности компонента (4) ротора по одному из пп.1-5, относительно оси вращения узла ротора машины, приводимой в действие энергией текучей среды, после использования компонента (4) ротора, включающий в себя, по меньшей мере, этапы, на которых:
- удаляют покрытие (7), защищающее от коррозии и/или окисления, с дополнительной окружной поверхности (6); и
- контролируют концентричность компонента (4) ротора относительно оси вращения.
13. Способ по п.12, в котором концентричность компонента (4) ротора относительно оси вращения контролируют с помощью индикаторного устройства (3).