Код документа: RU2006130730A
1. Способ сборки турбомашины, в частности газотурбинного двигателя, содержащего по меньшей мере один первый модуль и один второй модуль со вторым валом, присоединенным при помощи подшипника, причем подшипник содержит наружное кольцо, установленное способом холодной посадки во внутреннюю полость цапфы, жестко связанной с упомянутым первым модулем, и внутреннее кольцо, жестко связанное со вторым валом, в соответствии с которым упомянутый второй модуль присоединяют к упомянутому первому модулю путем вставления второго вала вместе с упомянутым внутренним кольцом подшипника во внутреннюю полость цапфы, содержащей упомянутое наружное кольцо подшипника, отличающийся тем, что
подводят для соединения встык второй модуль ко второму валу вплоть до некоторого заранее определенного расстояния до упомянутой цапфы;
центрируют второй вал по отношению к цапфе, причем центрированием управляют на основе измерения отклонения расстояния по отношению к опорной системе координат на упомянутой цапфе;
обеспечивают тепловое расширение цапфы при помощи нагревания ее наружной поверхности;
завершают стыковочное подведение второго вала.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что упомянутый двигатель является двухвальным, упомянутый первый модуль представляет собой ступень высокого давления НР и упомянутый второй модуль представляет собой модуль турбины низкого давления ВР, причем упомянутый второй вал представляет собой вал турбины низкого давления ВР.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что первый модуль содержит первый вал, причем упомянутая цапфа располагается в его продолжении и жестко связана с ним.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что содержит предварительный этап, выполняемый перед этапом стыковочного подведения упомянутого второго модуля, в процессе которого осуществляют нагревание упомянутой цапфы для установки наружного кольца подшипника в эту цапфу.
5. Способ по п.4, отличающийся тем, что размещают на упомянутой цапфе кольцевое средство нагревания между этапом стыковочного подведения и этапом теплового расширения цапфы в результате ее нагревания.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что измеряют температуру цапфы или наружного кольца подшипника и управляют процессом нагревания вплоть до достижения и поддержания некоторой предварительно определенной температуры.
7. Способ по п.6, отличающийся тем, что завершают стыковочное подведение второго модуля в том случае, когда значения температуры, с одной стороны, и расхождение расстояний по отношению к цапфе, с другой стороны, оказываются заключенными в предварительно определенных пределах.
8. Устройство, для осуществления способа по п.1, имеющее в своем составе подвижную станину, на которой располагается кольцевое средство нагревания цапфы, по меньшей мере один датчик температуры, приспособленный для измерения температуры цапфы, и средство измерения отклонения радиального расстояния между валом, подлежащим установке внутрь цапфы, и системой координат этой цапфы.
9. Устройство по п.8, отличающееся тем, что опора для средств нагревания на упомянутой станине выполнена с возможностью размещения упомянутых средств нагревания вокруг цапфы, с одной стороны, и их перевод в положение складывания, с другой стороны.
10. Устройство по п.8, отличающееся тем, что упомянутая станина содержит средство, образующее упор, предназначенный для жесткой фиксации средства нагревания и средства измерения расстояний по отношению к неподвижному модулю двигателя.
11. Устройство по п.8, отличающееся тем, что упомянутое кольцевое средство нагревания содержит кольцевой диффузор для горячего газа, поступающего от по меньшей мере двух нагревательных элементов.
12. Устройство по п.8, отличающееся тем, что упомянутый датчик измерения температуры жестко связан с упомянутым средством нагревания.
13. Устройство по п.8, отличающееся тем, что упомянутое средство измерения отклонений радиального расстояния между эталонной системой координат и упомянутым валом жестко связано со станиной.
14. Устройство по п.8, отличающееся тем, что содержит средство контроля, принимающее сигнал с датчика измерения температуры и сигнал с датчика измерения расстояния, и выдающее информацию, необходимую для операции стыковочного подведения.