Код документа: RU2664279C2
Изобретение относится к области ремонта автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к ямочному ремонту дефектов на поверхности дороги.
Самым распространенным методом качественного ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия является ремонт горячей асфальтобетонной смесью на основе вязких битумов. К основным недостаткам способов ремонта с помощью горячей асфальтобетонной смеси относится зависимость от погодных условий. В соответствии с СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» горячие технологии ремонта можно применять в сухую погоду весной и летом при температуре не ниже 5°С, осенью - при температуре не ниже 10°С.
В случае применения холодных технологий на основе разжиженных битумов и битумных эмульсий зависимость от погодных условий сказывается в меньшей степени. В странах западной Европы известно применение холодных асфальтобетонов на битумных эмульсиях, изготовленных на основе разжиженного легкими растворителями битума с добавками минерального заполнителя и водных растворов поверхностно активных веществ. Недостатки такого применения заключаются в том, что холодный асфальтобетон на битумных эмульсиях формируется только после испарения воды, что ограничивает ремонт в осенне-зимних условиях, так как замерзшая вода будет разрушать структуру асфальтобетона. Для снижения температуры замерзания воды в составе эмульсии используют хлористый кальций, в результате эмульсионная смесь используется для зимнего ямочного ремонта дорог [1].
Известен способ холодной технологии ямочного ремонта асфальтобетонных дорого в зимних условиях при температуре до -10°, с использованием хлористого кальция (для того, чтобы растопить ледяные и снежные отложения в месте дефекта дорожного полотна) и разжиженного битума для образования поверхностного слоя отремонтированного участка дорожного полотна [2]. Ремонт производят в следующей последовательности: дефектное место покрытия обрабатывают 30%-ным водным раствором хлористого кальция, в обработанное место заливают жидкое натриевое стекло, содержащее дополнительно 8% карбамида, в залитое в ямку жидкое стекло засыпают предварительно подготовленную сухую смесь песка и цемента. К тому же, поверхность отремонтированного участка покрытия обрабатывают 30%-ным раствором хлористого кальция, а затем эту поверхность обмазывают разжиженным битумом и присыпают песком.
Недостатки известного способа присущи всем холодным технологиям ремонта. Прочность и водостойкость холодного асфальтобетона, приготовленного на жидком или разжиженном битуме, в 2-3 раза ниже, чем горячего, по этой причине его используют в основном при устройстве и ремонте покрытий дорог III-IV категорий. Применение холодных асфальтобетонов для локального ремонта покрытий целесообразно с интенсивностью движения не более 2000 авт./сут [3].
Известно использование регенерированного асфальтобетона с добавками цемента, фосфогипса и жидкого стекла в качестве связующего в случаях выборочного ремонта дорог с локальными повреждениями асфальтобетонного покрытия [4]. Известным способом предполагается проводить ремонт трещин, выбоин, неровностей. Старый асфальтобетон снимают в местах его деформации путем фрезерования, дробят, в лом добавляют отходы резинового производства и смешивают с вяжущим, добавляя ускоритель твердения (отходы производства кремниевых ферросплавов). Перед укладкой на место ремонта в смесь добавляют воду, в которой растворяют жидкое стекло. Водой с растворенным жидким стеклом также смачивают приготовленные к ремонту поверхности. Уложенную смесь уплотняют вибрацией с пригрузом в течение 2-5 минут, выравнивая до уровня дорожного покрытия. К недостаткам использования регенерированного асфальтобетона в данном случае можно отнести сложность и трудоемкость подготовительных операций, недостаточное качество нового покрытия, уплотненного кратковременной вибрацией при дальнейшем уплотнении хаотичным прохождении транспорта.
Известна струйно-инъекционная технология [5] применяемая для небольшого ямочного ремонта, выравнивания поверхности дорожного полотна с заделкой неглубоких трещин и выбоин. Место дефекта очищают, при необходимости моют струей воды, с последующей обязательной просушкой. После чего обрабатывают водно-битумной эмульсией, засыпают мелким черным щебнем и пропитывают водно-битумной эмульсией. Струйно-инъекционная технология применяется при температуре воздуха от +40 до -15°C, что значительно расширяет время применения ямочного ремонта. К недостаткам этого способа можно отнести то, что отремонтированное покрытие выдерживает средний по интенсивности поток легковых автомобилей и не подходит для дорог общего пользования, потому что давление колес грузовиков быстро продавит заплатку.
Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск аналогов ямочного ремонта известных горячих и холодных технологий в патентной документации и научно-технической литературе, не выявил наиболее близкого аналога (прототипа) по существенным признакам и достигаемому результату.
Техническая проблема, решаемая заявляемым способом, заключается в создании технологии, объединяющей достоинства горячих технологий по достижению высоких прочностных характеристик отремонтированных участков с достоинствами холодных технологий по снижению временных и денежных затрат.
Технический результат заключается в таких показателях как:
- высокое качество заделки дефекта (прочность, ровность и шероховатость покрытия);
- сокращение трудозатрат на подготовительные работы;
- доступность материалов для ремонта;
- реализация при различных погодных условиях.
Технический результат достигается тем, что место ремонта очищают от загрязнения путем продувки струей сжатого воздуха и заливают горячим ремонтным материалом, состоящим из силикатного расплава шихты природного песка и базальтового щебня фракциями 5-10 мм в соотношении объема %: песок 75, щебень 25, - с добавленным в расплав перед заливанием в место ремонта базальтовым щебнем фракциями до 10-20 мм в объеме 10% от объема расплава. При этом расплав получают плавлением шихты низкотемпературной плазмой в плавильном устройстве, установленном на машине для ямочного ремонта
Использование природного песка в качестве основного составляющего ремонтного материала сокращает денежные затраты. Удешевление и ускорение ямочного ремонта также происходит за счет снижения трудоемкости процесса, отпадает необходимость в таких операциях, как нарезка дорожных карт ремонта, подготовка ремонтного материала в специальных стационарных установках и перевозка его к месту ремонта. Подготовка трещин, выбоин к ремонту сводится только к тщательной очистке от пыли, мусора, влаги и снега путем продувки струей сжатого воздуха.
Замешивание базальтового щебня в расплав перед выгрузкой создает распределенные центры кристаллизации, армирует структуру и снижает внутренние напряжения материала, что придает ему необходимую прочность. К тому же, шероховатая поверхность щебня обеспечивает высокую адгезию с вязким расплавом, а при попадании его в верхний слой покрытия придаст необходимую шероховатость поверхности.
Наличие базальта в расплаве за счет прочной нитевидной структуры с крепкими кристаллическими связями обеспечивает дополнительное микроармирование получаемого материала.
Использование энергии низкотемпературной плазмы обеспечивает быстрое расплавление компонентов смеси, что позволяет добиться малой степени окисления компонентов и, как следствие, низкой степени шлакообразования и малого количества растворенных газов, что в итоге повышает механические свойства полученного материала.
Температура заливаемой в место дефекта горячей ремонтной смеси позволяет удалить ледяные и снежные отложения и просушить место ремонта зимой, выжигает органические остатки мусора, при этом кромки старого асфальтобетонного покрытия на месте дефекта оплавляются и обеспечивают надежную сцепку с ремонтным материалом в зоне контакта.
Операции обрезки, разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг трещин, выбоин в этой технологии можно не проводить, т.к. происходит растекание ремонтного материала и заполнение им мелких пустот и неровностей. К тому же, получаемый материал застывает на месте ремонта ровной поверхностью и за счет малой усадки не образует перепадов между старым и новым покрытием.
Способ осуществляется следующим образом. Для получения силикатного расплава готовят шихту в виде сухой смеси песка (речного, морского, карьерного) с небольшой добавкой базальтового щебня. В качестве природных песков используют природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород (ГОСТ 8736-2014).
В качестве щебня используют неорганический зернистый сыпучий материал фракциями 5-10 мм и 10-20 мм получаемый дроблением годных пород (ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ").
Подготовленную шихту (песок и мелкий щебень) направляют в плавильное устройство машины для ямочного ремонта, где под воздействием низкотемпературной плазмы при температуре 1600-1700°С происходит процесс плавления с получением силикатного расплава, в который добавляют щебень фракциями 10-20 мм. Горячую смесь силикатного расплава и щебня заливают в места дефекта. Отремонтированные участки дороги рекомендуется накрывать теплоизоляционными матами для медленного, более мягкого остывания.
Для осуществления заявляемого способа в режиме полного технологического цикла ямочного ремонта применяется специальная машина, на которой установлено плавильное устройство для получения силикатного расплава из песка и мелкого щебня.
Известные средства механизации ручного труда при ремонте автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием предполагают загрузку готового ремонтного материала на месте его производства и дальнейшую перевозку к месту ремонта. Заделка трещин и выбоин при ямочном ремонте производится с использование нескольких видов материалов, как, правило, на основе битума. Доставка ремонтного материала, основным составляющим элементом которого является битум, проводится транспортными средствами, оборудованными специальными термосными бункерами или средствами подогрева. Например, машина для ямочного ремонта [7], содержащая бак для битумной эмульсии, в который вварена жаровая труба с факельной горелкой, которая при работе обеспечивает подогрев эмульсии в баке. К недостаткам можно отнести необходимость подогрева в течение всего рабочего дня с соблюдением жесткого температурного режима.
Из известных специализированных транспортных средств для ямочного ремонта дорог известна также машина для струйно-инъекционного метода ЭД-105.1 [6], предназначенная для механизации работ и ямочного ремонта дорог с покрытием из асфальтобетона и битумоминеральных смесей в объеме полного технологического цикла при температуре не ниже +4°С при отсутствии снежного покрова. В состав машины ЭД-105.1 входят: шасси КамАЗ-65115; кабина на четырех человек; грузовой отсек; термос-бункер для асфальтобетона; котел для битумной эмульсии; оборудование для подогрева эмульсии, каток с автономным двигателем. Машина выполняет все операции: очистку дефектного участка от пыли и грязи и ее сушку струей воздуха, подачу ремонтного материала в трещину под давлением, просыпание отремонтированного участка песком или мелким щебнем. Все необходимые операции выполняются рабочими органами одной машины (установки) самоходного или прицепного типа.
К недостаткам можно отнести невозможность работы машины при отрицательных температурах, в дождь и снег трудно очистить выбоину от влаги и мусора, к тому же, используемые для перевозки смеси бункера не всегда могут обеспечить сохранность тепла ремонтной смеси, особенно ранней холодной весной или поздней осенью, что значительно снижает качество работ и сокращает срок службы заделки выбоин.
Техническая проблема, решаемая предлагаемой машиной, заключается в полной механизации процесса ямочного ремонта, включая приготовление ремонтного материала непосредственно на месте работ по восстановлению дорожного покрытия.
Технический результат заключается в повышении производительности труда при ремонтных работах, возможности ремонта при отрицательных зимних температурах воздуха.
Технический результат достигается тем, что машина для ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия содержит установленную на шасси транспортного средства раму, в передней части которой размещены дизель-генератор с преобразователем напряжения, поршневой компрессор с воздуховодом и плавильное устройство, содержащее электроплазменную горелку с подводом воздуховода и печь, установленную под горелкой и соединенную с бункером-дозатором для приема силикатного расплава и щебня. При этом в поду печи установлен графитовый анод, а электроплазменная горелка снабжена катодом. Плавильное устройство и бункер-дозатор подключены к системе водоохлаждения с помощью чиллера-охладителя. В задней части рамы расположен кузов для шихты песка и мелкого базальтового щебня фракциями 5-10 мм с отсеком для более крупного щебня фракциями 10-20 мм, кузов снабжен шнековым транспортером для подачи шихты в печь и подвижным рукавом для подачи щебня фракциями 10-20 мм в бункер-дозатор, при этом бункер-дозатор соединен с узлом подачи щебня фракциями 10-20 мм, выполненным в виде лючка-дозатора с приемной емкостью, составляющей десятую часть от объема бункера-дозатора. Бункер-дозатор оснащен распределяющим желобом для подачи смеси непосредственно в дорожный дефект. При необходимости для улучшения подачи шихты и щебня в задней части рамы под кузовом установлен вибратор с ударно-кулачковым механизмом. Распределительный желоб для подачи ремонтного материала, выполнен с возможностью складывания во время транспортировки.
Конструктивное устройство предлагаемой машины позволит готовить ремонтный материал непосредственно на месте ремонта, что не требует его перевозки от места приготовления. При этом сухая смесь песка и щебня, загружаемая в кузов, не требует ограничения по времени применения и не зависит от погодных условий даже при отрицательных зимних температурах воздуха. К тому же, производительность ремонтных работ увеличивается за счет того, что исключается необходимость в ряде сопутствующих подготовительных операций: нарезке дорожных карт, обрезке асфальтобетона вокруг выбоины, не требуется тщательная просушка очищенного места дефекта перед заполнением его ремонтным материалом. Это ведет не только к снижению временных, но и денежных затрат на ремонтные работы.
На фиг. 1 показан общий вид машины для ямочного ремонта дорог на шасси автомобиля; фотосистема охлаждения; на фиг. 3 - узел подачи щебня.
Предлагаемая машина для ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия содержит транспортное средство, например, трехосную грузовую автомобильную платформу с передним (капотным) расположением двигателя и небольшой кабиной для размещения 2-3 человек. На платформе установлена рама 1 с кузовом 2 для заранее подготовленной шихты из песка и мелкого щебня, к тому же, кузов 2 имеет отсек 17 для размещения более крупного щебня фракциями до 20 мм. Кузов 2 оснащен механизмом опускания дна 3, а само дно имеет специальные буртики, исключающие просыпание шихты. Шихта подается посредством шнекового транспортера 4 в плавильное устройство, содержащее печь 5 с водоохлаждаемым корпусом из жаропрочного материала, например, из нержавеющей стали с керамической футеровкой, и электроплазменную горелку 6. В поду печи 5 расположен графитовый анод 7, электроплазменная горелка 6 снабжена катодом (не показан). Рабочий газ (воздух) нагнетается в плавильное устройство через сопло горелки 6 поршневым компрессором 8 через ресивер 9 по воздуховоду 10. Источником питания электроплазменной горелки служит типовой дизельный либо бензиновый генератор 11 мощностью 80-100 кВт. После преобразователя напряжения 12 постоянный ток подается соответственно на графитовый анод 7 печи 5 и катод горелки 6. Корпус печи 5 связан с бункером-дозатором 13 для приема силикатного расплава через шибер 14. Бункер-дозатор 13 в свою очередь связан с узлом подачи щебня фракциями до 20 мм (фиг. 3) в полученный расплав. Узел подачи щебня состоит из лючка-дозатора 15 с приемной емкостью 16 (составляет десятую часть от объема бункера 13) и подвижного рукава 18 с шибером 23 по которому щебень подается в емкость 16. Для более равномерной подачи из кузова шихты и щебня предусмотрен вибратор 19 с ударно-кулачковым механизмом 20
Бункер 13 снабжен шибером 14 (прием расплава), шибером 21 для выпуска ремонтного материала (смеси расплава и щебня) в распределительный желоб 22, который при движении находится в сложенном состоянии). По желобу 22 оператор подает смесь непосредственно в дорожный дефект.
Для предотвращения перегрева корпуса печи 5, бункера дозатора 13 и самой плазменной горелки 6 в установке предусмотрена двухконтурная схема охлаждения (фиг. 2). В первом контуре вода проходит через корпус плазменной горелки 6, во втором - через корпус печи 5 и бункера-дозатора 13, Далее оба потока соединяются и попадают в резервуар промышленного охладителя-чиллера 24, основными компонентами которого являются: резервуар с водой, питательный насос, теплообменник и устройство принудительного охлаждения (не показаны).
Для очистки дорожного полотна от пыли и грязи предусмотрена подача сжатого воздуха через запорный кран 25 в зону ремонта. Дымовые газы из печного пространства выходят наружу через дымоход 26. Подача шихты в печь 5 осуществляется с помощью электропривода 27. Весь процесс регулируется автоматически и в ручном режиме с пульта управления 28. За контролем подачи шихты в печь 5 предусмотрено смотровое окошко 29. Для контроля уровня наполнения бункера-дозатора 13 предусмотрен контрольный патрубок 30.
Перед началом работы машина проходит подготовку, которая заключается в следующем:
В кузов 2 производится загрузка заранее подготовленной шихты песка и мелкого щебня фракциями 5-10 мм, в соотношении объема %: песок 75, щебень 25. В специальный отсек 17 кузова 2 загружается более крупный щебень фракциями 10-20 мм. Также необходимо произвести осмотр системы охлаждения: проверить уровень воды в чиллере 24; с помощью запорной арматуры наладить схему циркуляции охлаждающей воды по обоим контурам; осуществить пуск чиллера 24 с пульта управления 28 и в случае необходимости стравить воздух из верхних точек через вентили. После проверки правильности циркуляции воды, отсутствия протечек чиллер 24 выключить.
Важно, чтобы шихта из кузова 2 подавалась бесперебойно и равномерно. Для этого проверяем коротким пуском с пульта 28 работу электропривода 27 шнекового транспортера 4. Подачу смеси проверяем через смотровое окошко 29. Также проверяем исправность работы вибратора 19: правильность установки, натяжения и отсутствие дефектов ремня привода вибратора; осуществляем короткий пуск и остановку электропривода вибратора 19 с пульта управления 28.
Необходимо проверить работу шиберных затворов 14, 21, 23, рукав подачи щебня 18 на отсутствие дефектов и нормальную проходимость. Распределительный желоб 22 должен нормально складываться и раскладываться, иметь надежные крепления, быть очищенным от старой смеси и не иметь прогаров, трещин и других дефектов.
Перед работой необходимо проверить уровень технологических жидкостей в генераторе 11, правильность подключения преобразователя напряжения 12. Также осуществляем кратковременный пуск/остановку генераторной установки 11 с контролем всех технологических параметров, выведенных на пульт управления 28, а также параметров, отображаемых на самих устройствах.
Проверяем схему подачи воздуха от ресивера 9 к плазменной горелке 6, а также схему подачи воздуха на обдув к вентилю 25 воздуховода 10. Проверяем уровень масла в компрессоре 8, проводим осмотр и короткий пуск с контролем набора давления по манометру на пульте управления 28.
По прибытии на место проведения работ оператор совместно с машинистом производят обследование дорожного дефекта, выставляют пластмассовые сигнальные конусы. Далее осуществляют пуск воздушного компрессора 8 с контролем давления в ресивере 9. Проводится очистка, обеспыливание дефекта путем продувки сжатым воздухом (при необходимости). Производится пуск генераторной установки 11 и преобразователя напряжения 12 с контролем их рабочих параметров.
Осуществляется пуск чиллера 24 с контролем циркуляции воды в системе охлаждения, контролем постоянства уровня воды в резервуаре чиллера.
Производится подача воздуха от ресивера 9 по воздухопроводу 10 через плазменную горелку 6. Контроль прохождения воздуха может осуществляется по дымовой трубе 26.
Далее оператор открывает подачу небольшого количества воды (расходом около 10 л/ч) по трубопроводу от системы охлаждения в воздуховод 10. Таким образом происходит впрыск водяного тумана вместе с воздухом внутрь печи 5 для облегчения процесса образования плазменной дуги. Сразу после этого оператор производит подачу напряжения от преобразователя 12 на катод электроплазменной горелки и анод печи 5 до возникновения устойчивой плазменной дуги. Подача напряжения осуществляется с пульта 28. После возникновения дуги подача воды в воздухопровод 10 прекращается. После зажигания дуги производится пуск электропривода 27 и подача шихты в пространство печи 5 до минимального уровня с контролем расхода на пульте 28 и визуальным контролем продвижения смеси через смотровое окошко 29.
Контроль уровня шихты в печи 5 и соответственно уровня расплава производится автоматически исходя из расхода и продолжительности подачи шихты, а также насыпной плотности подаваемого состава.
После набора температуры до 1600°С (контроль осуществляется оператором по пирометру на пульте 28). Подачу сырья осуществляют ступенчато - порядка 20% от рабочего объема печи 5 за один раз, перед каждой последующей досыпкой температура должна быть около 1600°С. Как только уровень засыпки в печи 5 достигнет максимума, производят подъем температуры до 1700°С с изотермической выдержкой 5 мин.
Далее расплав выгружают в бункер-дозатор 13 путем очень медленного открытия шиберной заслонки 14. Набор уровня расплава осуществляют до тех пор, пока расплав не потечет из специального контрольного патрубка 30 в распределительный желоб 22.
Производят пуск вибратора 19 с пульта 28 (в случае плохой сыпучести песка пуск вибратора можно осуществить в любое время). Эксцентриковый кулачковый механизм 20 вибратора 19 смонтирован таким образом, что ударный эффект передается не только на емкость 17 со щебнем, но и на весь кузов 2 с песчано-гравийной смесью.
Производят засыпку щебня в приемную емкость 16 лючка-дозатора 15 (объем приемной емкости лючка составляет 10% от объема бункера-дозатора 13). Засыпка осуществляется из отсека 17, расположенного в кузове 2, через подвижный рукав 18, расположенный снизу кузова посредством открытия шибера 23. Далее производится установка распределительного желоба 22 в нужное место - над дорожным дефектом, открытие шиберного затвора 21 и выгрузка (выливание) ремонтного материала из смеси расплава и щебня по желобу 22 в дорожный дефект.
В случае надобности персонал производит распределение и выравнивание смеси по выбоине с помощью специальной ручной гладилки.
Для медленного остывания в начальный период кристаллизации расплава производится укладка сверху теплоизоляционных матов в пределах залитой выбоины. Залитые дорожные дефекты до полного остывания в обязательном порядке ограждаются сигнальными конусами.
После выгрузки части расплава в бункер-дозатор 13 объем печи 5 пополняется свежей шихтой из кузова 2, а температура поддерживается автоматически в районе 1600°C вплоть до следующей заливки.
Полезный объем бункера-дозатора 13 около 50 л, что обеспечит его достаточно быстрое расходование в процессе ремонта. Время нахождения в нем порции расплава не должно превышать 10 мин.
По окончании работ горелку 6 необходимо выключить с пульта управления 28 посредством прекращения подачи напряжения с преобразователя 12. Печь 5 и бункер-дозатор 13 опорожнить, желоб 22 почистить. Наличие небольшого гарнисажного слоя застывшего расплава внутри печи и бункера является нормой.
Привод 27 вибратора 19 и транспортера 4 должен быть к этому времени выключен. Воздушный компрессор 8 некоторое время остается включенным для ускорения процесса отвода тепла из пространства печи 5 и бункера-дозатора 13 через дымовую трубу 26, а также шиберы 14, 21 и лючок 15, которые необходимо открыть.
Генератор 11 и чиллер 24 системы охлаждения должны работать пока температура в печи не понизится до 60°. Контроль температуры воды осуществляется на всех этапах проведения ремонта дороги. Рабочий диапазон установленного чиллера 24 с дополнительным теплообменником: Твхода/Твыхода…+60°C/+5°C.
Источники информации
1. Седова А.С. Проектирование применения прогрессивных технологий при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог: Дис. к.т.н: 05.23.11 / А.С. Седова. - Волгоград, 2010. - 159 с.
2. Пат. РФ №2364675, Е01С 7/10. Способ ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях и композиционная смесь материалов для его осуществления.
3. Ярмолинский А.И. Анализ целесообразности работ по ремонту покрытий автомобильных дорог современными материалами / А.И. Ярмолинский, А.В. Каменчуков, Т.Е. Кондрат // Вестник ТОГУ / Тихоокеанский гос. ун-т. - 2016. - №2(41). - С. 49-55.
4. Пат. РФ №2119466, С04В 26/26. Способ ремонта дорожного покрытия.
5. Костельов М.П. Современные методы и средства ямочного ремонта дорожных покрытий [электронный документ] // опубл. 30.09.03 http://library.stroit.ru/articles/jamremont.
6. Дорожная техника Термос-бункер ЭД-105.1 [электронный документ] // Обновленный каталог 2011 г. продукции ЗАО Краснодарский автоцентр КАМАЗ. http://www.kkamaz.ru/product_catalog/produce/222/.
7. Пат. РФ №32503, Е01С 19/48. Машина для ямочного ремонта.
Изобретение относится к области ремонта автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к ямочному ремонту дефектов на поверхности дороги. Технический результат заключается в повышении производительности труда ремонта при высоком качестве заделки дефекта и возможности реализации при различных погодных условиях. Способ ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия заключается в том, что место ремонта очищают от загрязнения путем продувки струей сжатого воздуха и заливают горячим ремонтным материалом, состоящим из силикатного расплава шихты природного песка и базальтового щебня фракциями 5-10 мм в соотношении объема %: песок 75, щебень 25, с добавленным в расплав перед заливанием в место ремонта базальтовым щебнем фракциями 10-20 мм в объеме 10% от объема расплава, при этом расплав получают плавлением шихты низкотемпературной плазмой в плавильном устройстве, установленном на машине для ямочного ремонта. Машина содержит раму, в передней части которой размещены дизель-генератор, поршневой компрессор с воздуховодом и плавильное устройство, содержащее электроплазменную горелку и печь, установленную под горелкой и соединенную с бункером-дозатором для приема силикатного расплава и щебня. В задней части рамы расположен кузов для шихты с отсеком для более крупного щебня, кузов снабжен шнековым транспортером для подачи шихты в печь и подвижным рукавом для подачи крупного щебня в бункер-дозатор, при этом бункер-дозатор соединен с узлом подачи щебня, выполненным в виде лючка-дозатора с приемной емкостью, составляющей десятую часть от объема бункера-дозатора. Бункер-дозатор оснащен распределяющим желобом для подачи смеси непосредственно в дорожный дефект. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.