Код документа: SU993804A3
(5) СПОСОБ ОТРЕЗАНИЯ ГОЛОВЫ И ИЗВЛЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННОСТЕЙ РЫБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1
Изобретение относится к рыбной промышленности, а к технологии обработки рыбы и может быть использовано для отрезания головы и извлечения внутренностей рыб.
Известен способ отрезания головы и извлечения внутренностей рыб, сущность которого состоит в том, что в процессе транспортировки производят надрез головы рыбы с двух сторон от пищеварительного тракта, а затем голову отделяют от тулови1ца перемещением ее в осевом или в радиальном по отношению туловища направлении, при этом внутренности вытягивают из туловища вместе с пищеводом,соединенным с головой Cl 1
При осуществлении указанного способа извлечение внутренностей бывает неполным.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является способ отрезания головы и извлечения внутренностей рыб, предусматривающий разрезание брюшка и подрезание головы в области затылка в процессе транспортировки рыбы, разворот образовавшихся частей рыбы одна относительно другой и отделение головы вместе с внутренностями t 2 1
Однако этот способ также не дает возможности провести полное потро10 шение и,кроме того, он может сопрог вождаться разрывом брюшно полости.
Известно также устройство для отрезания головы и извлечения внутренJ5 ностей рыб, содержащее механизм для подрезания головы рыбы с двух сторон позади жаберных дуг, приводное транспортное средство для перемещения головы рыбы, приводное транспортное средство для перемещения туловища
20 рыбы и средство для отклонения голо-, вы и прижима ее к раме устройства Cl JПри работе этого устройства происходит неполное извлечение внутренностей .
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для отрезания головы и извлечения внут,ренностей рыб, содержащее механизм для подрезания затылка, механизм для разрезания брюшка, приводное транспортное средство для удержания головы рыбы и расположенное параллельно ему приводное транспортное средство для удержания туловища рыбы 2 .
При потрошении этим устройством рыбу располагают перпендикулярно направлению ее перемещения, подрезку «5
брюшка и подрезание затылка производят практически одновременно, а отделение головы и внутренностей происходит за счет поворота головы вниз, в результате чего не представляется возможным произвести полное потрошение , так как оно, как правило, сопровождается разрывом брюшной полости. Цель изобретения - повышение качества потрошения. I
Поставленная цель достигается тем что, согласно способу отрезания головы и извлечения внутренностей рыб, предусматривающем разрезание брюшка и подрезание головы в области затылк в процессе транспортировки рыбы,разворот образовавшихся частей рыбы одна относительно другой и отделение головы вместе с внутренностями, разворот частей рыбы производят путем отгибания туловища относительно головы так, что оно образует с ней прямой угол, отделение головы осуществляют перемещением ее после разворот вдоль туловища к его хвостовой части со скоростью, меньшей скорости перемещения туловища, а брюшко разрезают в продольном направлений до начала перемещения, головы и после отгибания туловища относительно головы.
Кроме того, устройства для отрезания головы и извлечения внутренностей рыб, содержащее механизм для подрезания затылка, механизм для разрезания брюшка, приводное транспортное средство для удержания головы рыбы и расположенное параллельно ему приводное транспортное средство для удержания туловища рыбы, дополнительно снабжено направляющей изогнутой формы, образующей желоб с приводным транспортным средством для удержания головы рыбы, приводное
транспортное средство для удержания туловища рыбы расположено непосредственно за желобом по ходу движения рыбы, механизм для подрезания затылка закреплен у входа в желоб, а механизм для разрезания брюшка смонтирован внутри этого желоба.
В предлагаемом устройстве приводное транспортное средство для удержания головы рыбы целесообразно образовать двумя бесконечными цепями, расположенными одна под другой.
Приводное транспортное средство для удержания туловища целесообразно
терами, также расположенными один под другим.
При этом один из ленточных транспортеров этого средства следует смонтировать с возможностью перемещения относительно другого посредством упругой подвески.
Один из ленточных транспортеров упомянутого средства снабжен шипами.
.Кроме того, приводное транспортное средство для удержания головы рыбы и приводное транспортное средство для удержания туловища рыбы общим приводом, соединяя их с послед-, ним посредством трансмиссии с различным коэффициентом передачи угловой скорости.
Механизм для разрезания брюшка выполнен в виде двух установленных один под другим ножей, расположенных в плоскости, параллельной плоскости приводного транспортного средства для удержания головы рыбы.
На фиг.1 а-д схематично изображены этапы потрошения рыбы предлагаемым способом; на фиг.2 изображен предпочтительный вариант предлагаемого устройства в перспективе с частичным разрезом; на фиг.З и j а-г вид в плане стадий обработки рыбы.
Устройство для отрезания головы и извлечения внутренностей рыб состоит из приводного транспортного средства для держания головы рыбы, образованного двумя располох енными , одна под другой бесконечными цепями верхней 1 и нижней 2, натягиваемыми и приводимыми в движение шестернями 3 и соответственно, столика 5 для
5 подачи рыбы на правом боку и затылком вперед, например посредством конвейера (не изображен), расположенной на столике 5 направляющей образовано двумя ленточными транспор9 изогнутой формы, один конец Ь которой перпендикулярен цепям 1 и 2, а другой конец образует с приводным транспортным средством для удержания головы рыбы желоб 7; механизма для подрезания затылка, закрепленно го на входе в желоб 7 и представляю щего собой нож 8, лезвие которого выполнено с возможностью перемещения в вертикальном направлении посредством привода 9; механизма для разрезания брюшка, состоящего из дв ножей 10 и 11, которые могут перемещаться один навстречу другому при подходе туловища рыбы; приводно го транспортного средства для удержания туловища рыбы,образованного двумя расположенными один под други ленточными транспортерами 12 и 13, натягиваемыми и приводимыми в движе ние шкивами; Н и 15 соответственно, при этом транспортерам 12 и 13 сооб щается синхронное движениеи один из них установлен подвижно относительно другого посредством стержней 16 с пружинами 17 и IS. Привод устройства включает рукоя ку 19 и трансмиссии для передачи дв жущей силы, с одной стороны, на шес терни 3 и 4 посредством блоков 20-22 связанных между собой приводным ремнем 23, и, с другой стороны, на шки вы 1 и 15 ленточных транспортеров 12 и 13 посредством шкива 24 и блоков 25 и- 26, охваченных общим приводным ремнем 27Нож 8 механизма для подрезания затылка управляется автоматическим щупом 28, определяющим положение рыбы, а ножи 10 и 11 - посредством щупа 29, который обмеряет рыбу и производит перемещение ножей при проходе рыбы, размер которой превосходит средний, причём этим номам сообщается круговое движение и они управляются пневматическим механизмом , не изображенным на чертеже. Способ отрезания головы и извлече ния внутренностей рыб осуществляют следующим образом. Рыбу, лежащую на одном из боков в данном случае на правом, подают затылком вперед, на столик 5 1фиг.3а где ее захватывают цепи 1 и 2 конвейера приводного транспортного средства для удержания головы рыбы и про двигают до лезвия нояа 8, производящего подрезание затылка (фиг.3 В), 6 после чего рыба принимает вид, как это показано на фиг.Та. Лезвие ножа 8 после подрезания затылка поднимается вверх, не производя перерезания пищеварительного тракта и горла рыбы, голова рыбы перемещается далее цепями 1 и 2,а ту-ловище упирается в направляющую 6 столика 5, которая отгибает его так, чтобы оно вошло в желоб 7- После того , как туловище отогнуто, рыба принимает вид, показанный на фиг.1в, при котором в результате разворота частей рыбы туловище образует с головой прямой угол. В таком виде рыба перемещается по направлению к ленточным транспортерам 12 и 13 и, в случае необходимости, подрезается продольно по брюшку ножами 1 О и 1 1 . Затем туловище рыбы захватывается ленточными транспортами 12 и 13 (.фиг.а), скорость движения которых выше скорости движения цепей 1 и 2 приводного транспортного средства для удержания головы, и, таким образом , осуществляют перемещение головы рыбы вдоль туловища к его хьрстовой части, как это показано на фиг.1с. Когда туловище рыбы достигает конца ленточных транспортеров 12 и 13 (фиг.4 в),-голова и пищеварительный тракт полност,ью отделены от туловища (фиг. 1е ). Поскольку скорость движения ленточных транспортеров 12 и 13 выше скорости движения цепей 1 и 2, туловище рыбы первым выбрасывается из устройства (фиг.с)и попадает в приемный бак 30 или в.другой резервуар аналогичного назначения. Приводное транспортное средство для удержания головы рыбы, продленное за приводное транспортное средство для удержания туловища рыбы, позволяет направлять голову и внутренности в приемный бак 31 (фиг.4) и осуществлять , таким образом, сортировку рыбы на голову с внутренностями и выпотрошенную тушку. Устройство в том .виде, как оно зображено на фиг.2, предназначено, в основном, для отработки рыбы, тело оторой имеет продолговатую форму. днако оно может быть использовано для отработки такой рыбы, как южая путассу и для рыбы в быстро заороженном виде. При осуществлении устройства лезвие 8 механизма для подрезания затылка приводится в движение электрическим приводом и управляется оптинаским датчиком, а само лезвие 8 выполнено в виде гильотины и совершает в процессе работы круговое движение . Лезвие 8 имеет также форму винтообразного , ось вращения которого параллельна траектории движения рыбы на ленте транспортера, который синхронизирован с последним так, что линейное перемещение рыбы на ленте транспортера соответствует шагу винта, Этот вариант имеет то преимущество , что позволяет работать в более быстром режиме. Точно также и дисковые ножи 10 и 11 могут быть заменены остроконечными ножами, надрезающими брюшко рыбы во время ее перемещения. В зависимости от породы и размера обрабатыг ваемой рыбы эти ножи могут быть заменены одним ножом, выполняющим боле глубокий надрез. Ленточные транспортеры 12 и 13 снабжены продольными желобами, бороздками , рубцами и воздушными клапа нами, позволяющими удерживать тулови ще рыбы на плите во время удаления головы и пище1арительного тракта. Для обеспечения равномерного и плавного отрывания головы от туловища оба ленточных транспортера 12 и 13 удерживаются параллельно цепям приводного транспортного средства для удержания головы станиной (не изображено ), которая обеспечивает жесткость конструкции.всего устройства . Ширина выходного сечения желоба 7 регулируется путем перемещения сто ,лика 5 относительно приводного транс портного средства для удержания головы рыбы с целью обеспечения обра-; ботки рыбы, размер которой превышает средний. По тому же принципу можно регулировать расстояние цепями 1 и 2, и транспортерами 12. и 13 и ножами 10 и 1 1. Узлы устройства приводятся в действие любыми средствами, в частности рдним или несколькими электродвигателями , но определяющим при этом является обеспечения движения головы относительно туловища со скоростью, меньшей движения туловища. 9 48 Предлагаемое устройство и способ просты в осуществЬении и в регулировке и обеспечивают повышение качества рыбы. Формула изобретения 1.Способ отрезания головы и извлечения внутренностей рыб, преду|Сматривающий разрезание брюшка и 1подрезание головы в области затылка в процессе транспортировки рыбы, разворот образовавшихся частей рыбы одна относительно другой и отделение головы вместе с внутренностями, о тличающийся тем, что,с целью повышения качест ва потрошения, разворот частей рыбыпроизводят путём отгибания туловища относительно головы так, что оно образует с ней прямой угол, отделение головы осуществляют перемещением ее после разворота вдоль туловища к его хвостовой части со скоростью, меньшей скорости перемещенГйя туловища, а брюшко -разрезают в продольном направлении до начала перемещения головы и туловища и после отгибания туловища относительно головы. 2.Устройство для отрезания головы и извлечения внутренностей рыб, содержащее механизм для подрезания затылка , механизм для разрезания брюшка , приводное транспортное средство для удержания головы рыбы и расположенное параллельно ему приводное транспортное средство для удержания туловища рыбы, отличающеес я тем, что, с целью повышения качества потрошения, устройство дополнительно снабжено направлякяцей изогнутой формы, образующей желоб с приводным транспортным средством для удержания головы рыбы, приводное транспортное средство для удержания туловища рыбы расположено непосредственно за желобом по ходу движения рыбы, механизм для подрезания затылка закреплен у входа в желоб, а ме-, ханизм для разрезания брюшка смонтирован внутри этого желоба. 3.Устройство по п.2, о т л и ч аю щ е е с я тем, что приводное транспортное средство для удержания головы рыбы образовано двумя бесконечными цепями, расположенными одна под другой. k. Устройство по ПП.2 и 3, о т личающееся тем, что приво ное транспортное средство для удержания туловица рыбы образовано двум ленточными транспортерами, расположенными один под другим. 5.Устройство по ПП.2 и , о т лимающееся тем, что один из ленточных Транспортеров устройства для удержания туловища рыбы смонтирован с возможностью пер.еме щения относительно другого посредством упругой подвески, о 6.Устройство по ПП.2 и k, о т личающееся тем, 4fo по оменьшей мере один из ленточных тран портеров устройства для удержания . туловища рыбы имеет шипы. о 7.Устройство по пп,2-А, отли чающееся тем, что приводное транспортное средство для удержания головы рыбы и приводное транспортное средство для удержания туловища рыбы имеют общий привод, с которым они связаны посредством трансмиссий с различным коэффициентом передачи угловой скорости. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что механизм для разрезания брюшка выполнен в двух установленных один под другим ножей, расположенных в плоскости , параллельной плоскости приводного транспортного средства для удержания головы рыбы. Источники информа1;ии, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ША № 3 88799, кп. 17-60, опубл. 1970. 2.Патент США № 3525121, кл. 17-60, опубл. 1970.