Код документа: RU195273U1
Полезная модель относится к области содержания и ремонта бесстыкового железнодорожного пути для разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях при перезакреплении плетей на постоянный режим эксплуатации.
Укладка рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути производится в различных температурных условиях, поэтому при изменении температур в них возникают сверхнормативные продольные напряжения - сжимающие (летом) и растягивающие (зимой). В связи с этим при наступлении установленного для данного региона оптимального интервала температур выполняется определенный объем работ по перезакреплению плетей с разрядкой сверхнормативных температурных напряжений.
Для снятия температурных напряжений в рельсовых плетях, возникающих вследствие изменения температуры по сравнению с температурой закрепления, производят разрядку температурных напряжений. В процессе эксплуатации бесстыкового пути эту работу выполняют эпизодически или сезонно (периодически).
Известно, что для полного снятия температурных напряжений рельсовые плети после освобождения от закрепления на шпалах и в стыках вывешивают на подвесные или опорные ролики (см. "Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.12.2016 N 2544р, п. 4.6.3). Ролики имеют в применении следующие недостатки. Перед укладкой роликов требуется снять упругую подрельсовую прокладку, на что требуется дополнительное время и усилия. При разрядке напряжений, а тем более при вводе в температуру натяжителем, плеть наклоняется в сторону центра кривой (при работе с упорной нитью, в напряжении растяжения плеть наклоняется головой к оси пути, а при напряжении сжатия - наоборот, от оси пути). При этом подошва плети встает на перо и выталкивает из-под себя ролики. Как следствие, перо оказывается на неснятых подрельсовых прокладках, получая дополнительное сопротивление и сводя на нет работу по укладке роликов или пластин. При вводе или разрядке значительных длин и при достаточно больших температурных перепадах, свободные участки плети перемещаются по узлам на расстояние более 160 мм, в этом случае требуется останавливать работу и поправлять сползшие ролики. Происходит задержка не менее 10-15 мин, кроме того, при подъеме напряженной плети существует опасность ее перехода через реборды узлов скрепления с последующим ее падением, что так же угрожает продолжительными временными потерями (как минимум 30 минут). Металлические ролики имеют большой вес и являются дорогостоящим изделием.
Наиболее близким к заявляемой полезной модели является использование парных полиэтиленовых пластин общей толщиной 10-12 мм (см. "Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.12.2016 N 2544р, п. 4.6.3). Парные пластины устанавливают на подрельсовые прокладки-амортизаторы. Нижняя пластина должна иметь буртики (для предотвращения ее проскальзывания), а часть верхних пластин (20-25%) должны быть длиннее нижней на 50 мм. Парные пластины с удлиненной верхней пластиной укладываются на участке от подвижного конца до точки, где перемещения плети достигают 150 мм. При разрядке напряжений, а тем более при вводе в температуру натяжителем, плеть наклоняется в сторону центра кривой (при работе с упорной нитью, в напряжении растяжения плеть наклоняется головой к оси пути, а при напряжении сжатия наоборот - от оси пути). При этом подошва плети встает на перо и выталкивает из-под себя пластины. Как следствие, перо оказывается на неснятых подрельсовых прокладках, получая дополнительное сопротивление и сводя на нет работу по укладке пластин.
Техническим результатом заявляемой полезной модели является создание простого по конструкции и надежного в работе устройства для преодоления сил трения и равномерной разрядки или натяжения при перезакреплении и разрядке температурных напряжений рельсовых плетей.
Для достижения заявляемого технического результата прокладка скольжения представляет собой пластину из полимерного материала. Прокладка скольжения имеет трапециевидную форму.
Одна из боковых сторон трапеции выполнена перпендикулярной основаниям, а вторая боковая сторона трапеции выполнена наклонной по отношению к основаниям.
Такая форма позволяет легко установить прокладку узкой частью в сторону удлинения плети, при этом прямая боковая сторона должна оказаться под тем пером подошвы, на которое может встать плеть при наклоне: при напряжении растяжения плеть наклоняется головой к оси пути, а при напряжении сжатия наоборот - от оси пути. При этом трапециевидная форма не позволяет прокладке сползти с рабочей зоны.
На боковых сторонах трапеции, примыкающих к большему основанию, выполнены выступы. Выступы с обеих сторон прокладки служат для удобного монтажа и демонтажа прокладки и уверенного контроля установки, не позволяют просмотреть и оставить пластину под закрепление рельса после окончания процесса.
На наклонной боковой стороне выполнен участок, имеющий дополнительный изгиб, и примыкающий выступу. Этот участок служит упором при установке прокладки для ее надежной фиксации.
В прокладке скольжения выполнено отверстие, имеющее вытянутую форму и расположенное вдоль широкого основания трапеции. При этом образуется участок, за который можно удобно держать прокладку при монтаже.
Выступы могут быть окрашены в яркий цвет. Это позволяет улучшить визуальный контроль при монтаже или демонтаже прокладки.
На фиг. 1 изображена прокладка скольжения, на фиг. 2 изображен рельсовый путь, на фиг. 3 изображена установка прокладки скольжения, на фиг. 4 изображена установленная прокладка скольжения, вид сверху, на фиг. 5 изображена установка рельса на прокладку скольжения, на фиг. 6 изображено удаление прокладки скольжения, на фиг. 7 изображена установка крепежа рельса.
Прокладка скольжения 1 выполнена трапециевидной формы и состоит из платформы 2 и двух выступов 3 и 4. Одна из боковых сторон трапеции 5 выполнена перпендикулярно основаниям, а вторая боковая сторона 6 трапеции выполнена наклонно по отношению к основаниям трапеции. В платформе 2 прокладки скольжения 1 выполнено отверстие 7. Отверстие 7 имеет вытянутую форму и расположено вдоль широкого основания 8 трапеции. При этом часть тела прокладки скольжения 1, расположенная между отверстием 7 и широким основанием 8 образует ручку 9 для удержания прокладки скольжения. Боковая сторона 6 прокладки скольжения имеет участок 10, имеющий дополнительный изгиб, и примыкающий выступу 4. Для улучшения визуального контроля при монтаже выступы 3 и 4 прокладки могут быть окрашены в яркий цвет.
Прокладка скольжения применяется для преодоления сил трения и равномерной разрядки или натяжения при перезакреплении и разрядке температурных напряжений рельсовых плетей. Может использоваться во всех типах как подкладочных, так и бесподкладочных скреплений (КБ, ЖБР, АРС и других).
Прокладка скольжения работает следующим образом.
Производят съем крепежа 11 рельса 12. При этом производят подъем рельса 12 и его сдвиг в направлении, указанном стрелками на фиг. 3. Под рельс вручную подсовывают прокладку скольжения 1 узким основанием трапеции вперед. Прокладку скольжения при этом держат за ручку 9.
Прокладку скольжения укладывают в скрепление под подошву рельса без снятия упругой подрельсовой прокладки до упора участком 10 боковой стороны 6 в элемент крепежа рельса.
Прокладки устанавливают узкой частью в сторону удлинения плети. При этом прямая боковая сторона 5 должна оказаться под тем пером подошвы, на которое может встать плеть при наклоне: при напряжении растяжения плеть наклоняется головой к оси пути, а при напряжении сжатия наоборот - от оси пути. Для этого прокладку требуется всего лишь перевернуть. При этом трапециевидная форма не позволяет прокладке сползти с рабочей зоны.
Таким образом, прокладка скольжения надежно зафиксирована под рельсом. Затем рельс опускают на прокладку скольжения 1. После снятия напряжений прокладку скольжения за ручку 9 извлекают из-под рельса и производят его закрепление. Стрелками на фигурах показано направление сдвига и подъема рельса в процессе.
С помощью выступов происходит монтаж платформы прокладки скольжения и контроль правильности ее установки в скрепление.
Для изготовления прокладок используются полимеры полиоксиметиленовой группы (полиацеталь) или высокомолекулярные полиэтилены (ВМПЭ), предназначенные для метода переработки литьем под давлением. Возможно использование материалов из полиамидной группы.
Заявляемая прокладка простая по конструкции и надежная в работе.
Заявляемая прокладка может быть выполнена на существующем оборудовании из существующих материалов.
Полезная модель относится к области содержания и ремонта бесстыкового железнодорожного пути для разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях при перезакреплении плетей на постоянный режим эксплуатации. Для достижения заявляемого технического результата прокладка скольжения представляет собой пластину из полимерного материала. Прокладка скольжения имеет трапециевидную форму. Одна из боковых сторон трапеции выполнена перпендикулярной основаниям, а вторая боковая сторона трапеции выполнена наклонной по отношению к основаниям. На боковых сторонах трапеции, примыкающих к большему основанию, выполнены выступы. На наклонной боковой стороне выполнен участок, имеющий дополнительный изгиб, и примыкающий выступу. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.