Код документа: RU2780886C1
Изобретение относится к двигателестроению.
Известен шиберный насос [1], в корпусе которого сидит на валу ротор, снабженный прорезями во всю длину. В этих прорезях свободно сидят задвижки (шиберы). При вращении ротора шиберы будут на верхней полуокружности выдвигаться, а на нижней - вдвигаться. Таким образом, вверху будет происходить увеличение объема под поршнями, т.е. всасывание, а внизу - уменьшение объема, или нагнетания. Шиберный коловратный насос применяется в качестве вакуум-аппарата у переносных мотопомп.
Наиболее близким по назначению является роторно-поршневой двигатель конструктора Феликса Ванкеля [2], включающийся статор, в корпусе которого на валу закреплен ротор, свечи для зажигания горючей смеси. Недостатком прототипа является то, что за один оборот ротора возможен только один цикл, что приводит к недостаточной удельной мощности, а геометрическая форма ротора в работе приводит к вибрации.
Технический результат повышение удельной мощности двигателя при снижении вибрационных моментов,
Технический результат достигается тем, что шиберный двигатель, включающийся статор, в корпусе которого на валу закреплен ротор, свечи для зажигания горючей смеси, согласно изобретению, ротор выполнен со сквозными продольными прорезями, продольные края которых открыты со стороны боковой поверхности ротора, прорези расположены с наклоном, ориентированным в сторону, обратную вращению ротора, в прорезях свободно расположены шиберы, равные длине прорезей, а по ширине шиберы имеют размер, достаточный для того, чтобы часть ширины шибера находилась в прорези, а части ширины, выступающей за пределы внешней поверхности ротора, хватило до соприкосновения с внутренней стенкой статора.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан шиберный двигатель с одной свечей, на фиг. 2 - шиберный двигатель с двумя свечами, на фиг. 3 - шиберный двигатель с тремя свечами, на фиг. 4 показана схема принципа работы шибера в корпусе ротора.
Описание конструкции. В корпусе статора 1 на валу 2 закреплен ротор 3, имеющий сквозные прорези 4, выполненные во всю длину ротора, расположенные с наклоном, ориентированным в сторону, обратную вращению ротора, края продольных прорезей, выполнены открытыми со стороны боковой поверхности ротора. В прорезях свободно расположены шиберы 5, равные по длине длинам прорезей, а по ширине шиберы имеют размер, достаточный для того, чтобы часть ширины шибера находилась в прорези, а части ширины, выступающей за пределы внешней поверхности ротора, хватило до соприкосновения с внутренней стенкой статора.
В корпусе статора 1 находится водяная рубашка 6, служащая для отвода тепла при работе двигателя, свечи 7, служащие для поджигания горючей смеси, впускное окно 8 для впуска горючей смеси и выпускное окно 9 для выхода отработанных газов в атмосферу.
Шиберные двигатели могут быть с одной свечой (фиг. 1), с двумя свечами (фиг. 2) и тремя свечами (фиг. 3).
При вращении ротора 3 под действием центробежной силы шиберы, выступающие за пределы внешней поверхности ротора, будут прижиматься к внутренним стенкам статора 1, чем больше число шиберов на валу, тем плавнее будет работать двигатель.
При сгорании рабочей смеси газы, увеличиваясь в объеме, воздействуют на шиберные пластины, которые вращают вал ротора, что позволяет повысить удельную мощность двигателя при снижении вибрационных моментов (фиг. 4).
В нашем предлагаемом варианте число циклов за один оборот может быть до 3-х, это способствует повышению мощности, плавности и отсутствию вибрации при вращении.
Литература:
1. Голубев С.Г. Справочник по вопросам пожарной охраны, Изд. Наркомхоза РСФСР, М. 1941 - С. 316.
2. Винтов, А. «Ванкель» на конвейере / А. Винтов // Техника молодежи №6, 1974. - С. 44-45.
Изобретение относится к роторным двигателям внутреннего сгорания. Шиберный двигатель содержит статор, в корпусе которого на валу закреплен ротор, свечи для зажигания горючей смеси. При этом ротор выполнен со сквозными продольными прорезями, продольные края которых открыты со стороны боковой поверхности ротора. Прорези расположены с наклоном, ориентированным в сторону, обратную вращению ротора. В прорезях свободно расположены шиберы, равные длине прорезей, а по ширине шиберы имеют размер, достаточный для того, чтобы часть ширины шибера находилась в прорези, а части ширины, выступающей за пределы внешней поверхности ротора, хватило до соприкосновения с внутренней стенкой статора. Технический результат повышение удельной мощности двигателя при снижении вибрационных моментов. 4 ил.