Код документа: SU639473A3
Изобретение кзсается двигателестрОения , в частности роторно-поршневых двигателей .внутреннего сгор.а®ия с тр-охоидаль«ой рНбочей .камерой.
Известны рото;рно-1поршневые двигатели внутрвн.непо -сгорания с трохоидальной рабочей камерой, садержащие установленный на эксцентриковом выходном валу роторооршень 1.
НедОСтаткам известных двигателей этото тниа является отграниченная возможность ИХ форсирования путем повышения степени сжатия.
Известна также силовая установка с .роторяо-яоршневыми дви1гателя.м..и внутреннего сгорания, вьшолНбнными по меньшей мере с однюй секцией, содержащей две рабочие камеры эпитрохоидального профиля с окнами газораспределения и овечаМИ зажигания , смещенные одна относительно другой на угол 180°, и размещенную между ними компрессорную камеру с основными nepenjiGKHbiiMH каналами, малая ось которой размещена под углом отнО|Сительно малых осей рабочих камер, общий эксцентриковый выходной вал, у которого эксцентрики рабочих камер развернуты на 180° относительно эксцентрика компрессорной камеры, и установленные на Э1кацентриках роторыпоршни 2.
Однако в этой силовой установке повыщение степени сжатия сопровождается повышением токсичности продуктов сгорания.
Цель «зобретенля - уменьшение токсичности огработавщих газов.
Это достигается тем, что рабочие камеры выполнены с увеяиченным члслом ветвей эпит;ро,хоиды, преимущественно с тремя ветвями, а их роторынпоршня - соответственно с увеличенным числом граней, преимущественно с четырьмя, образуя совместно полости сжатия, расширения я выпуска, причем полости расширения соединены с компрессорной камерой в зоне ее малой оси дополнительными перепуокнылш каналами малого поперечного сечения. Кроме того, углы между малой осью эпитрохоиды компрессорной камеры и осями свечей зажигания рабочих камер равны соответственно 70-85° и 250-265° по направлению вращения выходного вала.
На фиг. 1 изобран ен.а силовая установка , содержащая две рабочие и одну компрессорную камеры, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез Л-А на фиг. 1; на ф}1г. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на ф),г. 4 схематически показано взаимное расположение рабочей и компрессорной камер и окон газораспределения; на фиг. 5 схематичеса 11 показано взаимное ра сположение рабочих ( камер €0 свечами зажигания и -соединительйыми калаламИ. П-редложевная силовая установка содержлт два отсека У ,и 2 с рабочими камерами , очерченными тремя ветвями эпитрохоиды , и отсек 5 € комиреооорной камерой, очерченной двумя ветвями эпитрохоиды. Отоек 3 размещен между отсеками У и 2. Общий 1ДЛЯ всех отсевов выходной вал 4 онаожен тремя э(ксцент;рнками 5, 6 и 7, причем на эксцентриках 5 к 6 установлены четырехгранные роторы-порщни 8 9, г. на эксцентрике 7 - трех)гранный ротор-поршень 10. Эксцентрики 5 и 5 развернуты на 180° относительно эксцентрика 7. В рабочих каздерах отсеков 1 и. 2, очерченных тремя ветвями эпитрюхоиды, четырехгранные роторы-пор1Ш .ни 5 и 9 образуют совместно нолости сжатия 11, ра1СШ1И|рения 12 и выпуска 13 (ом. фит. 3). В отсеках / и 2 рабочие камеры выполнены со смещением аднои1менных элементов (каналов и окон газораопределен-ИЯ, свечей зажигания) на 180° (см. фиг. 5). Компрессорная камера отсека 3 соединена с рабочиМИ камерами отсекав / и 2 основны.ми перепускными каналами 14 и 15, служащими для падачи в рабочие камеры толливовоздушного или воздушнаго заряда, а также размещенными в зоне малой оси компрессорной камеры дополнительными каналами 16 и 17 малого поперечного сечения, о-беспечнвакхщими подачу заряда для дожиганяя отра.ботавшнх газов. Все каналы имеют малую осевую длину, обусловленную взаимным ра1оположени0м рабочих и компрессоряой камер. Углы между малой осью 18 компрессорной камеры и осями свечей 19 зажигання рабочих камер составляют 70-85° и 250-265° по направлению вращения выходного вала 4. Для предохранения от обратного перетекания заряда необходимо, чтобы перепускные каналы 14 и 15 перекрывались роторами-пор|ШнЯ|МИ 8, 9 к 10 одновременно или вначале роторами-лорщнями S и 9 отсеков / и 2 1C рабочими ка1мера1ми, а затем уже ротором-поршнем 10 отсека 3 с компрессорной камерой. В отсеках У и 2 полости расширения и выпуска рабочих камер связаны между собой соединительным каналом 20. В йроиессе работы сил01вой установки в комяресоорной камере отсека 5 происходит первичное сжатие тапливовоздушно-го или воздушного заряда, поступающего затем по перепускным каналам 14 н 15 ъ р:абочие .камеры отсеков 1 и 2. После окончательного сжатия заряда происходит его воспла1менение и сгорание, обеспечивающее получение вькокотемпературных газов, воздействуюЩИ:Х авоичМ давлением на роторы-поршни.5 л 9 и пр.иводяЩ|Их их во вращение. В тот момент, когда давление в полостях расщирения 12 и выпуска 13 рабочих камер вырав .ни,вается и примерно соответствует атмосферному , из компрессорной камеры отсека 3 производится кратковременная подача сжатого воздуха через дапо.лН|Итель«ые ка.налы 16 и 17, обеапечивающего дожигаН1ие продуктов неполного сгорания то.плива до момента открытия выпускного канала. Подача воздуха через дополнительные кана .лы 16 и 17 осуществляется под давлением , в 2,5-3 раза превышающим давление газов в полостях расширения 12 и выпуска 13, поэтому она сопрОвождается интенсив .ной турбулиза.цией и иеремещкванием про.дуктов сгорания с воздухом. В дополнительных ка.налах 16 и 17 могут быть установлены клапаны, устраняющие обратное перетека ние продуктов сгора.ния в компрессорную камеру после дожигания отработающЕХ га.зов и повышения давления в полостях 12 и 13. Дожигание продуктов сгорания позволяет резко уменьшить токсичность отработавших газов. При необходимасти повышения мощности силовой уста.новки однотипные секции МОгут быть соединены между собой. Формула изобретения 1.Силовая установка, преимущественно роторно-порщневой двигатель внутреннего сгорания по меньшей мере с одной секцией, содержащей две рабочие камеры энитрохоИДНО1ГО профиля с окнами газораспределения и свечами зажигания, смещенные одна относительно другой на угол 180°, и размещенную между ними компрессорную камеру с основными перепускными каналами, малая ось которой размещена под углом относительно малых осей рабочих KaiMep, общий эксцентри:ковый выходной вал, у которого эксцентрики рабочих ка,мер развернуты на 180° относительно эксцентрика компрессорной камеры, и установленные на эксцентриках рото;ры-поршни, отличающаяся тем,что, с целью ум.еньшения токсичности отработа(.их газов, рабочие камеры выполнены с увеличеиным числом ветвей зпитрохоиды, преимущественно с тремя ветвями, а их роторьнпоршни - соответственно с звеличенным числом граней, преимущественно с четырьмя, образуя совместно полости сжатия, расширения и выпуска , причем полости расщирения соединены с ко1М1прессорН:ОЙ камерой в зоне ее малой оси дополн1ительйым.и перепускными канала .ми малого поперечного сечения. 2.Установка по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что углы между малой осью эпитрохоиды компрессорной камеры и осями свечей зажигания рабочих камер равны со56
ответственно 70-85° и 250-265° по на-1. Ха«ин Н. С., Чйстозвонов С. Б. Автоправлению вращенИя выходнаго вала.мобильные роторночпаршневые дв.нгатели.
Источники информации, принятые во2. Патент Великобритании № 905308,
внимание при экспертизе:5 кл. 110 (2) А, 1962.
639473
М., «Машгиз, 1964, с. 100.