Изобретение относится к технике бурения нефтяных, газовых и геологоразв дочных скважин.
Известен забойный винтовой двигател содержащий рабочие органы в виде мног
заходного героторного механизма ll В винтовых двигателях пространствен
ная форма винтовых поверхностей ротора и статора определяется параметром С,
представляющим собой отношение шага винтовой поверхности t рабочего органа
(статораили ротора) к его среднему диаметру Дер. Недостатком известного двигателя,
имеющего параметр С , равный 4, 6, является нестабильность пусковых качеств
двигателя, вызванная возможность самоторможения рабочих органов. Если рассматривать рабочие органы
двигателя, как передачу винт-гайка, то зависимость между теоретическим вращающим
моментом Mj двигателя и осево СИЛОЙ 6 действующей на ротор, имеет
. .tS-Co -p,) , где с6 - угол подъема винтовой линии;
Р} - угол трения, paBHbrii arctg , где - коэфф1щиент трения ротор-статор.
В винтовом забойном двигателе при определенных условиях коэффициент трения
покоя может принимать значения, близкие к единице и даже превышающие эту
величину, а угол трения р при этом приближается к значениям угла о(, .
Следовательно, возможны такие режимы трения, когда величина/р - |- О и в
механизме происходит явление самоторможения , в результате чего двигатель не запускается.
Цель изобретения - повышение надежности и улучшение пусковых характеристик двигателя.
Это достигается тем, что шаг i винтовой поверхности рабочего органа и 39 средний диаметр З)р.винтовой поверхкости рабочего органа связаны соотношением
5,5il2 На фиг. изображен предлагаемый двигатель, продольный разрез; на фиг, 2
сечение А-А фиг. 1; на фиг. 3 - развертка винтовой поверхности рабочего
органа на плоскость; на фиг. 4 - график изменения вращающего момента двигателя
и утечки жидкости в рабочих органах двигателя. Двигатель содержит рабочие органы:
ротор 1 и статор 2, представляющие со|бой винтовой героторный механизм с
разницей в числах зубьев статора и ротора , равноЛ единице, корпус 3, шарни1
йое соединение 4, выходной полый вал 5, установленный в радиальных подшипниках
6. Для восприятия осевых усилий в корпусе установлен упорный подшипник 7.
Двигатель работает следующим образом . При подаче промывочной жидкости в
рабочие органы ротор 1 совершает планетарное движение. Посредством шарнирного
соединения 4 планетарное движение ротора 1 преобразуется в концентрическое
вращение выходного вала 5. Из рабочих органов отработанная про мывочная жидкость через полый 5
попадает в породоразрушающий инструмент (на чертежах не показан) и далее
на забой скважины. При проектировании рабочих органов винтовых двигателей
с параметром С 5,5у.12 угол подъема винтовой линии ci приобретает значение
в пределах 62-75, что препятствует явлению самЬторможения в механизме.
Из графика на фиг. 4 видно, что при максимальном коэффициенте трения пары
ротор-статор диапазон Q, равный 5,5-г -г12, обеспечивает устойчивость запуска
двигателя при незначительном увеличении утечек. 94
КПД двигателя находится на уровне К ПД серийных машин, а его долговечность. в 1,5-2 раза вьпие.
Экономический эффект от внедрения изобретенияслагается из экономии времени
на спуско-подьемные операции, связанные с отказами двигателя на забое,
и увеличения проходки за межремонтный период двигателя. Кроме того, увеличение
значения параметра С при сохранении других геометрических параметров рабочих
органов приводит к снижению скорооти вращения выходного вала, что, в свою
очередь, вызовет увеличение проходки на долото. Промьш1ленные испытания забойного
винтового двигателя в идентичных усло ВИЯХ Татарии показали, что проходка на
долото увеличивается на 36% по сравнению с проходкой в серийном двигателе
Д2-172М, а отказы в запуске и остановке двигателя не наблюдаются. Формула изобретения
Забойный винтовой двигатель, содержащий рабочие органы в виде многозаходного
героторного механизма, о т л и чающийся тем, что, е целью повьшения его надежности и улучшения
пусковых характеристик, шаг t винтовой поверхности рабочего органа и средний
диаметр ТЭср. винтовой поверхности рабочего органа связаны соотношением - 5,5т12.. ср.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Двигатель винтовой забойный
Д2-172М. Технические условия ТУ2в02-573-74 , гр. Г43 рег.ном.ВИФСа, 124667, 11.10.74.
Комментарии