Код документа: RU2735747C1
Изобретение касается острякового устройства для желобчатых рельсов моноблочной конструкции с остряковым рельсом, причем это остряковое устройство изготовлено в моноблочной конструкции и включает в себя по меньшей мере один рамный рельс, один присоединительный рельс и одну опору острякового рельса, и при этом остряковый рельс с присоединительным рельсом механически соединены друг с другом.
Термин «рамный рельс», «присоединительный рельс», «вспомогательный рельс» включает в себя применительно к признакам участок вспомогательного рельса, присоединительного рельса и рамного рельса.
Остряковые устройства моноблочной конструкции широко зарекомендовали себя. Соответствующие остряковые устройства известны, например, из DE 101 24 624 C2 или DE 40 11 523 A1. При этом остряковые устройства могут быть изготовлены из единого материала или из верхней части, состоящей из высокопрочной стали, и нижней части, состоящей, например, из конструкционной стали. Верхняя часть имеет подушку остряка, в которой с возможностью перестановки расположен остряковый рельс. Подушка остряка включает в себя при этом рамный рельс, называемую также плитой скольжения опору острякового рельса, а также по меньшей мере один вспомогательный рельс. Далее, составной частью острякового устройства является участок присоединительного или нормального рельса, с которым остряковый рельс соединяется в остряковом устройстве. При этом приобрели популярность механические соединения, при этом остряковый рельс и присоединительный рельс переходят друг в друга через тупой стык. Тогда с обеих сторон от стыка проходят механические соединительные элементы, такие как планки, которые соединяются друг с другом пронизывающими рельсы винтами. Тупой стык имеет тот недостаток, что имеет место резкое перекатывание колеса с тем последствием, что кромки в стыке раздвигаются. Возникают проблемы перехода, из-за чего, в частности, также ухудшается комфорт движения.
Чтобы избежать этого недостатка, известно, что остряковый рельс и присоединительный рельс переходят друг в друга в косом стыке (ЕР 0 603 833 А1, DE 42 44 010 А1). Однако возникает тот недостаток, что могут выкрашиваться вершины острякового и присоединительного рельса, так что требуются частые проверки и при известных условиях необходимые меры по техническому обслуживанию и ремонту на пути.
У остряковых устройств моноблочной конструкции остряковый и присоединительный рельс могут механически соединяться друг с другом с силовым замыканием посредством зажимного устройства, так называемого острякового адаптера (DE 101 14 683 A1).
Также известны моноблочные конструкции, у которых блок проходит по длине подушки остряка, а также за пределы по меньшей мере одной ее стороны (см. DE 10 2010 037 110 A1).
В основе настоящего изобретения лежит задача, усовершенствовать остряковое устройство вышеназванного рода так, чтобы был обеспечен высокий комфорт движения при проезде через остряковое устройство. Также должен сокращаться износ в области перекатывания колеса между остряковым и присоединительным рельсом по сравнению с началом.
Для решения задачи изобретение предусматривает по существу то, что остряковый рельс и присоединительный рельс переходят друг в друга через S-образный в горизонтальном сечении стык.
В соответствии с изобретением у изготовленного в моноблочной конструкции острякового устройства для соединения присоединительного рельса и острякового рельса используется S-образный стык, который облегчает, соответственно, улучшает соединение между участками рельса. Благодаря такой форме стыка при проезде через него улучшается комфорт движения. Имеется малоизнашиваемое перекатывание (переход) колеса, стабильность которого обоснована, в частности, его тупоугольной S-образной формой, соответственно, отсутствием заострений материала по сравнению с косыми стыками. Одновременно S-образный стык гарантирует, что имеется состоящая из двух частей поверхность катания колеса по длине проходящего в направлении желоба рельса участка S-образного стыка, благодаря которой, по сути, предотвращается выкрашивание краев или прочие повреждения.
Несмотря на это, сохраняются преимущества остряковых устройств для моноблочных желобчатых рельсов в отношении возможности выбора желаемых материалов остряковых и присоединительных рельсов, при этом благодаря механическому соединению, т.е. фиксации путем зажатия в так называемом остряковом адаптере, сохраняется возможность несложной замены острякового рельса. При этом остряковый рельс фиксируется, в частности, клиновыми элементами, как это описано, например, в DE 42 44 010 A1, соответственно, EP 0 603 883 A1, на раскрытие которых делается непосредственная ссылка.
Правда, известно выполнение S-образного стыка между остряковым рельсом и присоединительным рельсом у виньолевских рельсов, как описано в DE 44 10 200 C1. Однако остряковый рельс соединяется с присоединительным рельсом сваркой, так что имеются ограничения при выборе материалов рельсов. Также замена острякового рельса требует большого количества времени, и поэтому является дорогостоящей.
В частности, предусмотрено, что в моноблоке в концевой торцевой области присоединительного рельса выработана, например, выфрезерована, следующая S-образной форме поверхность прилегания, к которой для образования S-образного стыка прилегает геометрически соответственно выполненная ответная поверхность острякового рельса.
Предпочтительно проходящая в продольном направлении присоединительного рельса продольная полка стыка в 5-15 раз длиннее, чем соответствующая начинающаяся от продольной полки поперечная полка стыка.
Также изобретение отличается тем, что S-образный стык состоит из проходящей в продольном направлении присоединительного рельса продольной полки и поперечных полок, которые имеют дугообразный ход (форму).
Чтобы создать простое, но надежное соединение, изобретение предлагает, чтобы остряковый рельс был с силовым замыканием соединен с присоединительным рельсом посредством по меньшей мере одного клинового элемента, такого как клиновая зажимная пластина.
Для этого в продольном направлении острякового устройства может проходить Т-образный паз для приема одной или нескольких гаек одно или нескольких винтов, посредством которых клиновой элемент может затягиваться для соединения с силовым замыканием острякового рельса с присоединительным рельсом.
Кроме того, моноблок по меньшей мере в своей области, включающей в себя рамный рельс, присоединительный рельс, вспомогательный рельс и опору острякового рельса, должен состоять из высокопрочной стали, такой как бейнит, твердая марганцевая сталь, улучшенная рельсовая сталь (R350HT), улучшенная мелкозернистая конструкционная сталь, например, Dilidur, Hardox, XAR классов качества 400-500.
Чтобы гарантировать отсутствие продольного движения острякового рельса, изобретение предусматривает также, чтобы остряковый рельс был предохранен от движения в продольном направлении посредством защиты от подвижности (блуждания), которая проходит на отдельных участках как в опоре остряка, так и в остряковом рельсе.
Другие подробности, преимущества и признаки следуют не только из пунктов формулы изобретения, описанных в них признаков по отдельности и/или в комбинации, но и из последующего описания одного предпочтительного примера осуществления.
Показано:
фиг.1: вид сбоку острякового устройства с остряковым рельсом;
фиг.2: вид в плане острякового устройства в соответствии с фиг.1 с остряковым рельсом;
фиг.3: сечение по линии D-D на фиг.2;
фиг.4: сечение по линии A-A на фиг.2;
фиг.5: сечение по линии B-B на фиг.2;
фиг.6: сечение по линии C-C на фиг.2;
фиг.7: вид на изображении в перспективе и
фиг.8: другой вариант осуществления предлагаемого изобретением острякового устройства в покомпонентном изображении.
На фигурах, на которых принципиально одинаковые элементы обозначены одинаковыми ссылочными позициями, изображено остряковое устройство 10 с остряковым рельсом 12. Остряковое устройство 10 изготовлено в моноблочной конструкции, т.е. является цельным (из одной части). Но при этом «цельное» включает в себя возможность, чтобы нижняя часть острякового устройства 10 была изготовлена из другого материала, чем состоящая, в частности, из высокопрочной стали верхняя часть. Независимо от этого, речь идет о моноблочной конструкции, так как подверженные сильному износу области выполнены за одно целое и состоят, в частности, из высокопрочной стали. Возможно выфрезеровывание из одного блока для изготовления моноблока.
Остряковое устройство 10 имеет рамный рельс 14, вспомогательный рельс 16, участок присоединительного рельса 18, а также называемую опорой острякового рельса плиту 23 скольжения, на которой с возможностью перестановки расположен остряковый рельс 12. В этом отношении ссылаемся на известные конструкции.
Остряковый рельс 12 в своей корневой области механически соединен с присоединительным рельсом 18, а именно, через S-образный стык 20, как поясняет вид в плане на фиг.2. Для этого из моноблока, а именно, из участка присоединительного рельса 18 с концевой стороны выфрезерована некоторая область для предоставления S-образной в горизонтальном сечении поверхности 19 прилегания, к которой плоскостно прилегает геометрически подогнанная поверхность 21 прилегания корня острякового рельса (фиг.4). На виде в плане это поясняется S-образно проходящей линией 22. Поверхности стыка проходят в направлении вертикальной оси монобока.
Чтобы остряковый рельс 12 был с силовым замыканием соединен с присоединительным рельсом 18, соответственно изображениям сечений на фиг.5 и 6 предусмотрены клиновые зажимные элементы 24, которые могут притягиваться винтами 26, 28 в направлении дна острякового устройства 10, чтобы создавать желаемое зажимное действие и тем самым соединение с силовым замыканием. Для затягивания винтов они своими резьбами вставляются в гайки 30, 32, которые проходят в T-образных пазах, проходящих в области дна острякового устройства 10. Соответствующий паз обозначен на фиг.5 и 6 ссылочной позицией 34.
Чтобы избежать продольной подвижности острякового рельса 12, может быть предусмотрена защита 38 от подвижности, которая вставляется как в плиту 20 скольжения, так и в обращенную к ней нижнюю сторону 40 острякового рельса 12. Для этого предусмотрены соответствующие вырезы 42, 44 в плите 20 скольжения, соответственно, в нижней стороне 40 острякового рельса 12.
При этом защита 38 от подвижности проходит в непосредственной близости от стыка 20, то есть в области, в которой остряковый рельс 12 не изгибается или по существу не изгибается.
На фиг.8 еще раз в увеличенном изображении воспроизведено остряковое устройство для желобчатых рельсов блочной конструкции с извлеченным, однако изображенным повернуто на 90 градусов вокруг его продольной оси остряковым рельсом 12. Различимы S-образная поверхность 19 прилегания для S-образного стыка, которая выполнена в участке 18 присоединительного рельса, причем этот проходящий в продольном направлении присоединительного рельса участок в 5-15 раз длиннее, чем соответствующая начинающаяся от продольных полок поперечная полка, которая проходит дугообразно, как поясняет чертеж. Также различим вырез 42 в плите 23 скольжения, в который вставляется защита 38 от подвижности, проходящая на отдельных участках в плите 23 скольжения и остряковом рельсе 12.
За счет такого хода поверхности 19 прилегания и соответственно приспособленной поверхности 21 прилегания в корне острякового рельса получается S-образный стык, который состоит из проходящей в продольном направлении присоединительного рельса 18 продольной полки и начинающихся от ее концов поперечных полок. Следовательно, поверхность 29 прилегания и соответственно поверхность 21 прилегания в корне острякового рельса имеют проходящий в продольном направлении присоединительного рельса 18 продольный участок 25 и начинающиеся от его концов участки 27, 29, которые проходят дугообразно.
За счет длины участка 25, то есть продольной полки S-образного стыка 20, предоставляется относительно длинная, состоящая из двух частей поверхность катания колеса, благодаря которой повышается комфорт движения. Соответствующие состоящие из двух частей поверхности катания колеса при косом стыке исключены.
Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к остряковым устройствам для желобчатых рельсов. Остряковое устройство изготовлено в моноблочной конструкции и включает в себя по меньшей мере один остряковый рельс, один присоединительный рельс и одну опору острякового рельса. Остряковый рельс переходит в присоединительный посредством S-образного стыка и механически соединен с ним. Остряковый рельс зафиксирован в продольном направлении фиксатором. Фиксатор устанавливают в отверстие, выполненное в подпирающей остряковый рельс плите и в подошве острякового рельса. Фиксатор устанавливают в зоне S-образного стыка. Уменьшается износ острякового устройства. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.