Железобетонная шпала с упругой подшпальной прокладкой - RU209419U1

Код документа: RU209419U1

Чертежи

Описание

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, в частности к верхнему строению железнодорожного пути, в том числе к железобетонным шпалам.

Функциональное назначение упругой прокладки на подошве железобетонной шпалы – это снижение динамического воздействия на балластный слой, увеличение контактной площади шпалы, распределяющей нагрузку от подвижного состава, гашение шума и вибрации, увеличение сопротивления к поперечному сдвигу шпалы в балласте. В зависимости от назначения и условий эксплуатации прокладка может, в том числе, иметь различную толщину и жесткость, характеризуемую модулем статической упругости.

Известны конструкции железобетонных шпал, изготавливаемые из предварительно напряженного железобетона, для армирования которых применяется проволока или арматурные стержни. Нормативно-технической документацией на железобетонные шпалы определен показатель величины защитного слоя бетона от нижней поверхности до арматуры, который в зависимости от конкретной конструкции шпалы может быть не менее 30 мм. Величина защитного слоя влияет на закрепление армирования в толще конструкции, обеспечение совместного нагружения армирования и бетона, прочностные характеристики конструкции и служит защитой армирования от внешнего воздействия: атмосферной, химической или другой коррозии, повышенной влажности, мороза и других вредных факторов.

Известна железобетонная шпала с упругими прокладками на подошве, имеющая упругие элементы из полимерного материала, расположенные на подошве шпалы в подрельсовых ее частях. При этом упругие прокладки погружаются в шпалу в процессе формования бетона на всю их толщину (патент на полезную модель RU 76649 U1, 17.04.2008).

Недостатки известной железобетонной шпалы с упругими прокладками на подошве состоят в том, что:

- в случае закрепления подшпальной прокладки в шпале путем ее интеграции в свежеуложенный бетон не обеспечивается достаточный контакт с бетоном шпалы из-за отсутствия у подшпальной прокладки соединительного (монтажного) слоя, что может привести в процессе эксплуатации, а также при укладке рельсошпальной решетки в пути к отслаиванию подшпальной прокладки, попаданию под нее щебня и скапливанию воды, что после циклов замораживания-оттаивания приведет к ускоренному разрушению железобетонной шпалы;

- в случае применения упругих прокладок в шпалах существующих конструкций (без изменения геометрии шпалы) и погружения упругих прокладок на всю их толщину без ограничения (толщина прокладок может быть различной) возможно уменьшение величины защитного слоя бетона до арматуры менее 30 мм, что приведет, в том числе, к снижению прочностных характеристик железобетонной шпалы (фиг.1 - где величина защитного слоя регламентируется Нормативно-технической документацией, 1 - не менее 30 мм);

- в случае, если края упругих прокладок выполнены заподлицо по краю боковой и торцевой поверхностей подошвы железобетонной шпалы и, при этом, погружены в шпалу на всю их толщину, при воздействии вертикальных сил от подвижного состава и вдавливании частиц щебня в упругие прокладки они деформируются и, соответственно, не в полной мере обеспечивают свои функции, т.к. в этом случае опирание железобетонной шпалы на подшпальное основание происходит неравномерное, в том числе ее непосредственно бетонной поверхностью, а не упругими прокладками (фиг.2 - где 1 - зона опирания на основание шпалы, а не подшпальной прокладки);

- в случае если края упругих прокладок выполнены заподлицо по краю боковой и торцевой поверхностей подошвы железобетонной шпалы и при этом погружены в шпалу на всю их толщину, при воздействии касательных сил, возникающих при погрузочно-разгрузочных работах на базах путевых машинных станций, выправочно-подбивочных работах, а также вертикальных сил реакции балластного основания на воздействие от подвижного состава возможны окалывания кромок шпалы и отслоение прокладок от подошвы шпалы (фиг.3, где 1 - это возможное повреждение кромок шпалы при погрузочно-разгрузочных работах на базах путевых машинных станций и работе выправочно-подбивочной путевой техники).

Известна железобетонная шпала для высокоскоростного движения с упругими прокладками на подошве, имеющая упругие элементы из полимерного материала, расположенные на подошве шпалы в подрельсовых ее частях. При этом упругие прокладки погружаются в шпалу в процессе формования бетона на всю их толщину (патент на изобретение EP 1186709 B1, 24.09.2003).

Недостатки известной железобетонной шпалы с упругими прокладками на подошве состоят в том, что:

- шпала с подшпальными прокладками предназначена для высокоскоростного движения, то есть движения высокоскоростного подвижного, имеющего осевые нагрузки до 19 т/ось, при этом грузовое и скоростное совмещенное движение несет осевые нагрузки 23,5 т/ось и более. Таким образом известная шпала не может выполнять в полном объеме свои функции для грузового и скоростного совмещенного движения;

- в случае если края упругих прокладок выполнены заподлицо по краю боковой и торцевой поверхностей подошвы железобетонной шпалы и, при этом, погружены в шпалу на всю их толщину, при воздействии вертикальных сил от подвижного состава и вдавливании частиц щебня упругие прокладки деформируются и, соответственно, не в полной мере обеспечивают свои функции, т.к. в этом случае опирания железобетонной шпалы на подшпальное основание происходит неравномерно, в том числе ее непосредственно бетонной поверхностью, а не упругими прокладками (фиг.2 - где 1 - зона опирания шпалы на основание, а не подшпальной прокладки).

Технический результат, на достижение которого направлена полезная модель, заключается в стабильности прочностных характеристик железобетонных шпал (за счет исключения возможности нарушения защитного слоя бетона до арматуры при погружении упругих прокладок в шпалу на всю их толщину без ограничения), сохранении функционального назначения упругих прокладок (так как исключается возможность работы упругих прокладок не всей поверхностью при вдавливании в них частиц щебня и опирания в этом случае железобетонной шпалы на подшпальное основание непосредственно ее бетонной поверхностью), исключении повреждений кромок шпалы при погрузочно-разгрузочных работах на базах путевых машинных станций и работе выправочно-подбивочной путевой техники.

Указанный технический результат достигается тем, что:

1) упругая прокладка может выполняться цельной деталью или состоять из составных частей, размеры которых должны повторять габаритные размеры подошвы конкретного типа железобетонной шпалы, расстояния от их краев до ближайших торцевых и боковых поверхностей подошвы железобетонной шпалы составляют от 10 до 20 мм (фиг. 1-3), а общая площадь подшпальной прокладки должна быть не менее 85% от площади подошвы шпалы;

2) погружение соединительного (монтажного) слоя упругой прокладки в железобетонную шпалу производится на величину, равную от 3 до 10 мм (фиг. 4), что позволяет обеспечить необходимую адгезию подшпальной прокладки и бетона шпалы, выполнив при этом требования к толщине защитного слоя;

3) жесткость упругой прокладки, применяемой для железобетонных шпал, характеризуемая статическим модулем упругости, должна быть от 0,05 до 0,50 Н/мм3.

Железобетонная шпала с подшпальной упругой прокладкой из эластомерного и/или полимерного материала (или материалов) выполнена единой монолитной конструкцией, в которой упругая прокладка своим соединительным (монтажным) слоем интегрирована в бетон шпалы в процессе ее формовки. Упругая прокладка может выполняться цельной деталью или состоять из составных частей, размеры которой должны повторять габаритные размеры подошвы конкретного типа железобетонной шпалы. Глубина интеграции упругой прокладки в железобетонную шпалу, расстояния от их (ее) краев (я) до торцевых и боковых поверхностей подошвы железобетонной шпалы являются фиксированными величинами, при этом, расположение верхней (монтажной, соединительной) поверхности упругой прокладки не должно быть заподлицо с поверхностью подошвы шпалы, а должно быть выше. Для возможности установки технологической оснастки в процессе формовки шпал, а также если это предусмотрено в конструкторской документации на конкретный тип шпалы, подшпальная прокладка может выполняться со сквозными отверстиями.

Заявленная полезная модель поясняется чертежами 1-4, где на фигурах 1-3 схематично изображен общий вид шпалы с подшпальной упругой прокладкой, а на фигуре 4 приведено исполнение, в котором прокладка не полностью погружена в тело шпалы, а лишь на величину, равную от 3 до 10 мм, что позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимую адгезию подшпальной прокладки и бетона шпалы, выполнив при этом требования к толщине защитного слоя, а с другой - создаёт дополнительный внешний упругий слой, который соприкасается с поверхностью подшпальной основы (землёй, грунтом, щебёнкой, балластом и т.п.).

Примеры осуществления и результаты испытаний

Из уровня техники известны шпалы с подшпальной полимерной эластичной прокладкой. Обыкновенно, такие прокладки располагаются по всей нижней поверхности шпалы. Такое расположение является не вполне удачным, поскольку прокладка подвергается внешнему воздействию и испытывает боковые нагрузки. Намного более удачным вариантом является размещение прокладки в границах шпалы, но с некоторым отступом от края. Если данный отступ будет слишком большим, то эластичные свойства прокладки будут проявляться не в полной мере, а вертикальная нагрузка опорного слоя на бетон шпалы будет слишком высока. Если данный отступ будет слишком большим, то это приведёт к непрочности и искрашиванию бетонных краёв. В качестве оптимального варианта были подобраны параметры, когда расстояние от краев прокладки до ближайших торцевых и боковых поверхностей подошвы железобетонной шпалы составляют от 10 до 20 мм, а общая площадь подшпальной прокладки составляет не менее 85% от площади подошвы шпалы.

Упругая прокладка может выполняться цельной деталью или состоять из составных частей, размеры которой должны повторять габаритные размеры подошвы конкретного типа железобетонной шпалы и глубина погружения монтажного слоя упругой прокладки в железобетонную шпалу обеспечивать ее применение в существующих конструкциях железобетонных шпал, а различные варианты жесткости подшпальной прокладки обеспечивать наиболее эффективное применение в различных условиях эксплуатации.

Отдельное достоинство предлагаемой железобетонной шпалы с подшпальными упругими прокладками из полимерных материалов состоит в том, что данное изделие не требует доработки конструкции железобетонной части шпалы для получения возможностей, связанных с установкой подшпальной прокладки, поскольку прокладка замоноличивается в тело шпалы прямо в момент изготовления шпалы путём погружения прокладки с заданными габаритами в ещё жидкий бетон, залитый в шпальную форму. При этом не затрагивается ни форма, ни армирующий каркас.

Реферат

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, в частности к верхнему строению железнодорожного пути, в том числе к железобетонным шпалам.

Железобетонная шпала с подшпальной упругой прокладкой из полимерных материалов выполнена единой монолитной конструкцией, в которой упругая прокладка интегрирована в бетон шпалы в процессе ее формовки. Упругая прокладка может выполняться цельной деталью или состоять из составных частей, размеры которой должны повторять габаритные размеры подошвы конкретного типа железобетонной шпалы. Глубина интеграции упругой прокладки в железобетонную шпалу обеспечивает выполнение требований по минимальной толщине защитного слоя между нижней поверхностью шпалы и арматурой, при этом подшпальная прокладка не должна устанавливаться заподлицо с поверхностью подошвы шпалы.

За счет применения подшпальной прокладки различной жесткости достигается расширение областей применения шпал с подшпальными упругими прокладками для различных условий эксплуатации.

Формула

1. Железобетонная шпала с подшпальной упругой прокладкой из эластомерного материала, выполненная единой монолитной конструкцией, в которой упругая прокладка имеет верхний соединительный слой и интегрирована в бетон шпалы этим соединительным слоем, отличающаяся тем, что размеры упругой прокладки соответствуют габаритным размерам подошвы конкретного типа железобетонной шпалы таким образом, что края прокладки отстают от ближайших краёв шпалы на 10-20 мм.
2. Железобетонная шпала по п.1, отличающаяся тем, что статический модуль упругости упругой прокладки составляет 0,05-0,50 Н/мм3.
3. Железобетонная шпала по п.1, отличающаяся тем, что интеграция упругой прокладки в железобетонную шпалу производится погружением соединительного слоя подшпальной прокладки на величину 3-10 мм.
4. Железобетонная шпала по п.1, отличающаяся тем, что расстояние от краев прокладки до ближайших торцевых и боковых поверхностей подошвы железобетонной шпалы составляет от 10 до 20 мм, а общая площадь подшпальной прокладки составляет не менее 85% от площади подошвы шпалы.
5. Железобетонная шпала по п.1, отличающаяся тем, что прокладка состоит из нескольких частей.

Авторы

Патентообладатели

СПК: E01B3/28 E01B3/42

Публикация: 2022-03-16

Дата подачи заявки: 2021-10-22

0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам