Путевая плита безбалластного основания железнодорожного пути - RU203333U1

Код документа: RU203333U1

Чертежи

Описание

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно к плитам безбалластного основания железнодорожного пути, например, колеи 1520 мм для высокоскоростного грузопассажирского движения.

Известна дорожная плита, относящаяся к области строительства, в частности к конструкциям плит покрытий автомобильных дорог, автостоянок и различных большегрузных площадок. Дорожная плита содержит бетон с фиброй и металлическую арматуру в нижней части,, причем фибра, содержащаяся в бетоне, при оголении не наносит вред шине транспортного средства и выполнена, например, из стекловолокна, базальта или полипропилена (патент РФ №2595020, МПК: Е01С 5/08, опубл. 20.04.2016 г. БИ №11) - аналог.

Недостатком известного решения является невозможность использования для нужд высокоскоростного железнодорожного движения с обеспечением требуемых условий прочности и надежности.

Известна конструкция путевой плиты безбалластного основания железнодорожного пути из предварительно напряженного бетона, которая содержит встроенные крепежные элементы, изолированные друг от друга и неконтактирующие между собой стержни из ненапряженной стали, ориентированные в теле плиты продольно и поперечно, и стержни из предварительно напряженной стали, расположенные по длине и ширине плиты (патент РФ №2588352, МПК: Е01В 3/34, опубл. 27.06.2016 г.) - прототип.

Недостатком известного решения является недостаточная вибростойкость и надежность плиты особенно при высокоскоростном движении, что обусловлено отсутствием контакта между продольными и поперечными стержнями ненапрягаемой стальной арматуры. Каждый из продольно и поперечно ориентированных стержней ненапрягаемой стальной арматуры контактирует с цементным камнем тела плиты, но с учетом того, что нагрузки, как по величине, так и по направлению воздействия на продольные и поперечные стержни не равнозначны, а ненапрягаемые стержни не соединены друг с другом, в теле плиты возникает нагрузочный дисбаланс, который приводит к усиленному разрушению цементного камня. Особенно интенсивно такие процессы протекают при наличии вибрационных воздействий, характерных для железнодорожной нагрузки в целом и, особенно при высокоскоростном движении, что приводит к быстрому развитию трещин в бетоне, характерных для конструкций с недостаточной вибростойкостью и надежностью и не обеспечивает долговечность известной плиты на длительный срок эксплуатации.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение вибростойкости и надежности путевой плиты безбалластного железнодорожного пути, путем перераспределения нагрузок в сетках стержней из ненапрягаемой арматуры и повышение сопротивления растягивающим напряжениям бетонного камня плиты.

Указанный технический результат достигается тем, что путевая плита безбалластного основания железнодорожного пути из бетона содержит встроенные крепежные элементы и ненапряженную арматуру, расположенную в теле плиты продольно и поперечно, причем путевая плита выполнена из фибробетона, а ненапряженная арматура выполнена в виде стержней, размещенных в плите с образованием сетки в зоне верхней поверхности плиты и сетки в зоне нижней поверхности плиты, каждая сетка установлена на высоте защитного слоя Н плиты и образована продольными и поперечными стержнями, соединенными между собой в местах пересечения соответствующих продольных и поперечных стержней.

Плита, характеризующаяся тем, что ненапряженная арматура выполнена из ненапряженной стали.

Плита, в которой соединение соответствующих продольных и поперечных ненапряженных стержней из стали осуществляется сваркой.

Плита, характеризующаяся тем, что ненапряженная арматура выполнена из композитного материала.

Плита, в которой соединение соответствующих продольных и поперечных стержней из композитного материала выполнено клеевым.

Плита, в которой соединение сеток из ненапряженных стержней осуществляется стержневыми элементами - хомутами.

Возможно изготовление каждой из сеток из ненапряженных стержней материала разных групп (одинакового или различного в пределах одной сетки), например, верхняя сетка может быть образована ненапряженными стержнями из стали, а нижняя из - композитного материала, или наоборот, а также возможно изготовление верхней или нижней сеток (или их обеих) совместно из стальных и композитных стержней. Выбор материала стержней зависит от размеров плиты, от условий работы плиты и т.д. В качестве композитного материала могут быть использованы нити из стекловолока или базальтового волокна или углеродного волокна, объединяемые полимерными смолами с модулем упругости получаемого материала не менее 30 ГПа и прочностью не менее 200МПа.

Плита, характеризующаяся тем, что встроенные крепежные элементы выполнены в виде полимерных дюбелей.

Плита, характеризующаяся тем, что используется фибробетон, армированный металлической фиброй.

Плита, характеризующаяся тем, что используется фибробетон, армированный фиброй из полимерного материала.

Плита, в которой используется фибра из минеральных или синтетических волокон, например, стеклопластика, базальтового волокна, полиэфиновых нитей и т.д.

Заявляемое решение конкретизировано на фиг. 1-4, где на фиг. 1 - представлен вид заявляемой плиты с размещением ненапряженной арматуры на фиг. 2 - увеличенный вид А фиг. 1 с указанием защитного слоя тощиной Н, на фиг. 3 сечение Б-Б подрельсового узла плиты, показанной фиг. 1. на фиг. 4 - представлен вид сверху на заявляемую плиту.

Путевая плита 1 безбалластного основания железнодорожного пути содержит встроенные крепежные элементы 2, ненапряженные стержни 3 из стали или композитного материала, ориентированные в теле плиты продольно, и стержни 4 из ненапряженной стали или композитного материала, ориентированные в теле плиты поперечно. Стержни 3 и 4 образуют сетки, одна из которых расположена в зоне верхней поверхности плиты, а другая - в зоне нижней поверхности плиты, причем каждая сетка установлена на высоте защитного слоя. Для дополнительного уменьшения усадки и ползучести заявляемой конструкции, сетки могут быть связаны между собой стержневыми элементами, например, вертикальными хомутами 5, как показано на фиг. 1 и фиг. 4, которые объединяют верхнюю и нижнюю сетки из ненапряженных продольных и поперечных стержней и могут, выступать из нижней поверхности плиты для обеспечения дополнительной связи с основной площадкой земляного полотна или монтажного слоя, который устроен на ней, повышая сдвиговое сопротивление, или оставаться в теле плиты.

Высокоскоростное движение поезда, в том числе и по железнодорожному пути колеи 1520 мм, создает большие нагрузки на верхнее строение пути, в которое входят рельсы, подрельсовые скрепления, опоры и плиты, в которые эти опоры интегрированы. Плиты являются массивным основанием для рельсов и передают нагрузку от колес на земляное полотно. Плиты имеют верхнюю 6 и нижнюю 7 поверхности - рабочие поверхности. Подрельсовые опоры интегрированы в верхнюю поверхность плиты, бетон плиты 1 армирован фиброй 8.

В случае организации грузопассажирского движения по высокоскоростной линии уровень динамических воздействий на плиту основания становится более высоким, чем при пассажирском движении. При этом динамическая прибавка воздействия на плиту не является постоянной к статическому давлению (воздействию) на нее. Величина и характер распределения динамического воздействия зависит от скорости движения экипажей, ровности пути, профиля пути, характера тяги (разгон или торможение) и колебательных характеристик как экипажей с учетом рессорных подвешиваний, так и самого верхнего строения пути.

Для восприятия повышенных внутренних усилий в плите, она изготавливается из железобетона, с установкой продольной и поперечной ненапрягаемой арматуры. Для повышения вибростойкости плиты и обеспечения долговечности, в заявляемой конструкции плиты стальные или композитные ненапрягаемые стержни, направленные вдоль и поперек оси плиты, имеют скрепление между собой в местах пересечений, например, жесткое - контактной сваркой для стальных стержней и склейкой для композитных стержней для образования прочной сетки. Для дополнительного уменьшения усадки и ползучести путевой безбалластной плиты, возможно также скрепление сеток между собой стержневыми элементами, например, вертикальными хомутами.

В заявляемой конструкции, при плоском деформированном состоянии в процессе эксплуатации повышается сопротивление ненапрягаемых соединенных в сетку, как продольно, так и поперечно ориентированных стержней, динамическим деформациям как быстрым, так и медленно протекающим. Сетки из ненапрягаемых стержней устанавливаются на высоте защитного слоя от верхней и нижней плоскостей плиты, обеспечивая вибростойкую и долговечную работу плиты, в том числе в зонах максимального сжатия и растяжения.

Размещение ненапряженных стержней из стали или композитного материала в плите с образованием сетки в зоне верхней поверхности плиты и сетки в зоне нижней поверхности плиты, а также то, что каждая сетка установлена на высоте защитного слоя от верхней и от нижней поверхности плиты, в рамках данной заявки означает, что размещение верхней и нижней сеток учитывает параметры защитного слоя железобетонной конструкции (ЖБИ), определенные нормативными документами, и не нарушает их. Верхняя и нижняя сетки расположены вне защитного слоя расположенного, как у верхней, так и у нижней поверхности плиты.

Понятие защитного слоя определено в научной литературе - «Защитный слой бетона в железобетонных конструкциях создается размещением арматуры на некотором удалении от поверхности элемента. Защитный слой бетона необходим для совместной работы арматуры с бетоном на всех стадиях изготовления, монтажа и эксплуатации конструкций, он защищает арматуру от внешних воздействий, высокой температуры, агрессивной среды т.п.» (см. В.Н. Байков, Э.Е. Сигалов «Железобетонные конструкции. Общий курс» изд. 4 1985 г. Москва, стр. 75); и в нормативных документах - Защитный слой бетона - это толщина слоя бетона от грани элемента до ближайшей поверхности арматурного стержня, (п.3.5 СП 63.13330.2018). Длина стержня выбирается с учетом толщины защитного слоя бетона от наружной грани элемента до торцевых поверхностей стержня.

Какой толщины должен быть защитный слой бетона для каждого типа ЖБИ - определяют строительные нормативные документы, например, СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003», а также рабочие чертежи, согласно которым выпускаются бетонные изделия. При этом на нормирование толщины защитного бетонного слоя влияет масса факторов: тип арматуры, назначение изделия, условия его эксплуатации и т.д.

Размещение и выполнение встроенных крепежных элементов выполненных в виде полимерных дюбелей позволяет удобно крепить плиту при изготовлении и на стадии монтажа временными элементами, присоединенными к ней путевыми шурупами, ввернутыми во встроенные крепежные элементы из полимерных дюбелей, а после завершения монтажа снять все лишние монтажные элементы.

Для обеспечения достижения заявленного технического результата при отсутствии в конструкции преднапряженных элементов, помимо расположения ненапряженной арматуры таким образом, как это описано выше, ее бетон модифицирован фиброй, которая может быть как стальной, так и изготовленной из минерального (базальтовая, стекловолоконная и т.д.) и синтетического (полипропиленовая) сырья.. Используемая фибра вне зависимости от ее вида, должна соответствовать ГОСТ 14613-83 «Фибра. Технические условия». Размер и количество фибры, необходимой для армирования бетона при изготовлении заявляемой плиты, определяется размерами плиты, маркой бетона, условиями эксплуатации и т.д., и определяется для каждого конкретного случая, исходя из условия обеспечения прочности плиты на растяжение не ниже 4,5-7 МПа, что в совокупности с заявляемым размещением ненапряженных стержней, достаточно для восприятия всех видов нагрузок, приходящихся на плиту, в том числе в условиях высокоскоростного движения. При этом фибра дополнительно снижает величину усадки и ползучести бетона, кроме того упрощается технология изготовления плиты, поскольку исключена необходимость применения преднапряженной арматуры.

Пример выполнения. В качестве примера конкретного выполнения заявляемой полезной модели можно привести ее проектную разработку в виде плиты с габаритными размерами длина 4636 мм, ширина 2600 мм, толщина 220 мм, на верхней плоскости плиты интегрированы по 8 подредльсовых опор под каждый рельс, плита выполнена из бетона класса В 50 по прочности на сжатие по ГОСТ 26633-2012 объемом 2, 8254 м3. Ненапрягаемая арматура выполнена из стержней диаметром 12 мм из стали периодического профиля по ГОСТ 5781-82 длинами продольные 4586 мм, поперечные длиной 2550 мм с толщиной защитного слоя 25 мм от верхней или нижней поверхности плиты, с хомутами, объединяющими верхнюю и нижнюю сетки из стальных стержней, толщиной 12 мм периодического профиля по ГОСТ 52544-2006. Продольные и поперечные стержни ненапрягаемой арматуры сварены между собой в местах пересечений контактной сваркой с образованием сетки. Бетон плиты - сталефибробетон по СП 52-104-2006, с металлической фиброй длиной 35 мм. Крепежные элементы выполнены из пластмассовых дюбелей ЦП 369 ТУ-7 под путевой шуруп ЦП 54, расположенные на боковых сторонах плиты на расстоянии 880 мм от края по два с каждой стороны.

При лабораторных натурных испытаниях плита, выполненная в соответствии с заявляемой конструкцией, показала долговечность на 20% выше, чем известное решение, принятое за прототип, восприятие временной нагрузки до образования первых трещин в бетоне - на уровне прототипа.

Реферат

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, а именно к плитам безбалластного основания железнодорожного пути, например, колеи 1520 мм для высокоскоростного грузопассажирского движения. Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение вибростойкости и надежности путевой плиты безбалластного железнодорожного пути путем перераспределения нагрузок в сетках стержней из ненапрягаемой арматуры и повышение сопротивления растягивающим напряжениям бетонного камня плиты. Указанный технический результат достигается тем, что путевая плита безбалластного основания железнодорожного пути из бетона содержит встроенные крепежные элементы и ненапряженную арматуру, расположенную в теле плиты продольно и поперечно, причем путевая плита выполнена из фибробетона, а ненапряженная арматура выполнена в виде стержней, размещенных в плите с образованием сетки в зоне верхней поверхности плиты и сетки в зоне нижней поверхности плиты, каждая сетка установлена на высоте защитного слоя Н плиты и образована продольными и поперечными стержнями, соединенными между собой в местах пересечения соответствующих продольных и поперечных стержней. В зависимости от размеров плиты и условий предстоящей эксплуатации ненапряженная арматура может быть выполнена из стали или из композитного материала, а бетон плиты может быть армирован фиброй из натуральных или синтетических волокон.

Формула

1. Путевая плита безбалластного основания железнодорожного пути из бетона, содержащая встроенные крепежные элементы и ненапряженную арматуру, расположенную в теле плиты продольно и поперечно, отличающаяся тем, что путевая плита выполнена из фибробетона, а ненапряженная арматура выполнена в виде стержней, размещенных в плите с образованием сетки в зоне верхней поверхности плиты и сетки в зоне нижней поверхности плиты, причем каждая сетка установлена на высоте защитного слоя Н и образована продольными и поперечными стержнями, соединенными между собой в местах пересечения соответствующих продольных и поперечных стержней.
2. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что ненапряженные стержни выполнены из стали.
3. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что соединение соответствующих продольных и поперечных ненапряженных стержней из стали осуществляется сваркой.
4. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что ненапряженные стержни выполнены из композитного материала.
5. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что соединение соответствующих продольных и поперечных стержней из композитного материала осуществляется клеевым соединением.
6. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что соединение сеток из ненапряженных стержней осуществляется стержневыми элементами - хомутами.
7. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что встроенные крепежные элементы выполнены в виде полимерных дюбелей.
8. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что выполнена из фибробетона, фибра которого выполнена из стали.
9. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что выполнена из фибробетона, армированного фиброй из полимерного материала.
10. Плита по п. 1, отличающаяся тем, что для армирования бетона используется фибра из стеклянных, базальтовых или полиэфиновых нитей.

Документы, цитированные в отчёте о поиске

Безбалластный путь на искусственном сооружении

Авторы

Патентообладатели

СПК: E01B3/34 E01B3/38

Публикация: 2021-03-31

Дата подачи заявки: 2020-12-01

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам