Код документа: RU195668U1
Заявляемое техническое решение относится к сельскохозяйственным средствам малой механизации и предназначено для различных сельскохозяйственных работ по обработке почвы (культивирование, рыхление, окучивание), а также для кошения травы, уборки снега, подметания мусора, перекачки воды, перевозки грузов.
Мотоблоки известны и производятся как российскими, так и зарубежными предприятиями.
Известен, например, мотоблок (RU 129334 U1, 27.06.2013, [1]). Как и в заявляемом техническом решении, аналог [1] содержит раму, на которой смонтированы двигатель и редуктор. Со стороны задней части рамы размещен сошник.
У аналога [1] на задней части рамы установлена скоба. На скобе съемно смонтирована опора, на которой с возможностью регулирования в вертикальном положении закреплена планка сошника. К верхней части редуктора съемно прикреплена стойка руля, к которой присоединены рулевые рукоятки управления движением мотоблока.
Также известен мотокультиватор «Тарпан ТМЗ-МК-04» (Серикова Г.А. «Современная садовая техника и приспособления» - М: Рипол Классик, 2011 - ISBN 978-5-386-03820-5, стр. 56-58, [2]). Как и в заявляемом техническом решении, аналог [2] содержит раму, на которой смонтированы редуктор и двигатель, а также рулевую колонку, руль и фрезы. На задней части рамы закреплен сошник с колесами.
Указанный аналог [2] является по совокупности существенных признаков наиболее близким аналогом того же назначения к заявляемому техническому решению. Поэтому он принят в качестве прототипа.
Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении технического решения, является необходимость повышения комфорта и удобства пользования мотоблоком.
Аналог [1] и прототипа [2] сошники при движении мотоблока создают сопротивление движению.
Техническим результатом заявленного технического решения, является повышение удобства пользования мотоблоком.
Технический результат достигается тем, что мотоблок содержит двигатель, смонтированный на раме, редуктор, руль, сошник с опорными (транспортными) колесами и прицепную часть, при этом прицепная часть установлена на раме. Сошник установлен под углом 100≤α≤110° относительно горизонтальной составляющей прицепной части.
Вышеуказанная совокупностью существенных признаков обеспечивает достижение заявленного технического результата.
Автором заявленного технического решения изготовлен опытный образец этого решения, испытания которого подтвердили достижение технического результатов в указанном выше диапазоне.
На фиг. 1 показан мотоблок в рабочем положении.
На фиг. 2 - мотоблок в транспортном положении.
На фиг. 3 - фрезы культиватора в рабочем состоянии.
На фиг. 4 - угол атаки фрез (ножей) культиватора.
Мотоблок (фиг. 1) содержит раму (1), на которой смонтированы двигатель (2) и редуктор (3). Также мотоблок содержит руль (4), сошник (5) с опорными колесами (6) и фрезы (7).
Выходной вал двигателя (2) соединен с входным валом редуктора (3) (не показано).
Редуктор (3) выполнен механическим, шестеренчато-цепным. Корпус редуктора (3) выполнен из алюминия. На корпусе имеются ребра жесткости. Все шестерни и валы редуктора (3) закалены.
Руль (4) предназначен для управления мотоблоком. С целью снижения уровня вибрации руль (4) закреплен на редукторе (3). На руле (4) размещены ручка сцепления (8) и ручка газа (акселератор) (9).
Ручка сцепления (8) служит для включения и выключения двигателя (2) и для начала движения и остановки. При нахождении ручки сцепления (8) в верхнем положении мотоблок остановлен, двигатель (2) отключен - сцепление выключено. При нахождении ручки сцепления (8) в нижнем положении - сцепление включено, двигатель (2) включен. Ручка сцепления (8) имеет изменяемое сечение, что снижает нагрузку на запястье.
Со стороны задней части рамы (1) установлен сошник (5) (фиг. 2) с опорными колесами (6) предназначен для работы с фрезами (культиваторами) (7) путем заглубления его в землю и получения необходимой глубины обработки почвы при культивировании. Сошник (5) установлен под углом α=106° относительно горизонтальной составляющей прицепной части (10), закреплен на прицепной части (10) осью со шплинтом и регулируется по высоте с помощью отверстий на сошнике (5). На сошнике (5) расположены опорные (транспортные) колеса (6), которые позволяют довозить мотоблок до места эксплуатации, не повреждая при этом газон или тротуарную плитку ножами. Расположение опорных колес (6) в задней части мотоблока позволяет распределить всю массу мотоблока на опорные колеса (6) и перемещать его без значительной нагрузки на руки и спину.
Фрезы (7) предназначены для культивирования (фрезерования) почвы и установлены на вале редуктора (3) (фиг. 3).
Примеры конкретного выполнения.
Пример 1. Скорость вращения вала редуктора на уровне 80-120 об/мин. Благодаря такой скорости мотоблок работая на фрезах (7) движется поступательно вперед и разрыхляет почву до нужного для посадки состояния.
Пример 2. Центр масс мотоблока расположен над фрезой (7).
Пример 3. Ножи фрез (7) изготовлены из специальной конструкционной стали методом горячей ковки. Конструкция ножей уменьшает вибрацию во время работы. Угол атаки ножа β=90° позволяет ножу более эффективно рыхлить почву (фиг. 4).
Пример 4. В мотоблоках серии МКМ-2 и МКМ-3 использован редуктор Mobil К Strong Transmission 2000, у которого: линейная скорость вперед составляет 2,58-8,34 км/ч, обороты редуктора вперед равны 35-120 об/мин, линейная скорость назад составляет 1,79-2,58 км/ч, обороты редуктора назад равны 23-34 об/мин. В мотоблоке серии МКМ-4 установлен редуктор Mobil K Strong Transmission 2000+, у которого линейная скорость вперед составляет 2,3-9,25 км/ч, обороты редуктора вперед равны 35-120 об/мин, линейная скорость назад составляет 1,6-2,87 км/ч, обороты редуктора назад равны 23-34 об/мин.
Пример 5. На некоторых моделях устройства сошник установлен с возможностью регулирования углового положения.
Пример 6. Сошник (5) предпочтительно установлен под углом α=106° относительно горизонтальной составляющей прицепной части (10).
Реализация заявляемого технического решения не ограничивается приведенными выше примерами.
Описание работы и порядок использования.
Для подготовки мотоблока к работе предварительно, в зависимости от физических данных оператора, регулируют положение руля (4). Ручку газа (9) переводят на 2/3 в сторону максимальных оборотов. Плавно нажимают на ручку сцепления (8), переведя ее из положения «выключено» в положение «включено» и начинают движение. Изменение скорости движения мотоблока в пределах установленной скорости производится перемещением ручки газа (9).
В отличии от прототипа [2] ни при движении вперед, ни при движении назад (мотоблок имеет заднюю скорость) сошник (5) не создает сопротивление в земле, благодаря установки под углом 100≤α≤110° относительно горизонтальной составляющей прицепной части (10), тем самым делая работу еще более комфортной и удобной.
При необходимости перемещения мотоблока на опорных (транспортных) колесах (6) трансформируют сошник (5) в транспортировочное устройство. Для этого сошник (5) переворачивают ножом-рыхлителем к верху.
Заявляемое техническое решение реализовано с использованием промышленно выпускаемых устройств и материалов и может быть применено на любом сельскохозяйственном предприятии и в личном подсобном хозяйстве.
Полезная модель относится к сельскому хозяйству. Мотоблок содержит смонтированный на раме (1) редуктор (3), руль (4), сошник (5) с опорными (транспортными) колесами (6) и прицепную часть (10). Прицепная часть (10) установлена на раме (1), а сошник (5) установлен под углом 100≤α≤110° относительно горизонтальной составляющей прицепной части (10). Обеспечивается повышение удобства пользования мотоблоком. 4 ил.