Код документа: RU2581532C1
Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к почвообрабатывающим орудиям с пассивными рабочими органами, и может быть использовано в сельском хозяйстве для предпосевного и послепосевного прикатывания почвы, для разбивки комков, для разрыхления верхнего и уплотнения подповерхностного слоев почвы, а также для разрушения корки почвы и частичного выравнивания поверхности взрыхленного поля.
Известно почвообрабатывающее орудие, включающее раму с прицепным устройством, на раме смонтированы в подшипниковых узлах две поперечные оси, на которых установлены в шахматном порядке кольчато-шпоровые диски последовательно, через распорные втулки, - каток кольчато-шпоровый ЗКК-6 (Паспорт и инструкция по эксплуатации. Учреждения УХ 16-4. Омская область).
Недостатком данного почвообрабатывающего орудия является отсутствие транспортных колес, которые необходимы для быстрого транспортирования агрегата по полевым или автотранспортным дорогам с поля на поле или на машинный двор, а также невозможность его складывания в более узкий агрегат при транспортировании.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является широкозахватный каток кольчато-зубчатый, принятый нами за прототип, включающий раму с прицепом опирающуюся в задней части на два пневмоколеса, на которой с возможностью перевода гидроцилиндрами из горизонтального рабочего положения в вертикальное транспортное положение смонтирована поворотная рама с крыльями, на крыльях в шахматном порядке с перекрытиями по фронту закреплены прикатывающие секции, крылья на раме установлены подвижно с возможностью поворота гидроцилиндрами вперед до фиксации на раме с прицепом в транспортное положение, все прикатывающие секции состоят из рамок, на которых в подшипниковых узлах закреплены батареи, состоящие из вала, колес с неровной поверхностью и зубовых дисков, - каток кольчато-зубчатый Булава К 3-12,4 (Руководство по эксплуатации, ООО «ТС Инжиниринг», г. Воронеж).
Недостатками вышеуказанного агрегата является то, что поворотная рама с крыльями, на которых в шахматном порядке с перекрытием установлены рабочие секции, после перевода их из горизонтального рабочего положения в вертикальное транспортное положение поворачиваются вперед и фиксируются на раме с прицепом для последующего транспортирования. Такой способ перевозки из-за большого веса поворотной рамы с крыльями и рабочих органов требует наличия в агрегате мощной тяжелой рамы с прицепом и усиленных транспортных колес. Это резко увеличивает вес агрегата и, как результат, снижает его маневренность и увеличивает нагрузку на заднюю ось колес трактора, а также складывание крыльев агрегата вперед, ограничивает возможность увеличения его рабочей ширины захвата или, при ее значительном увеличении, приводит к резкому росту веса агрегата, что является крайне нежелательным.
Целью изобретения является значительное снижение веса агрегата, нагрузки на заднюю ось колес трактора и повышение его маневренности за счет обеспечения возможности поворота крыльев агрегата с рабочими органами при его переводе из рабочего в транспортное положение назад, где крылья сами обеспечивают транспортировку рабочих органов, а также возможность увеличения производительности агрегата без существенного роста его веса.
Поставленная цель достигается тем, что известный широкозахватный почвообрабатывающий агрегат содержит прицеп, на котором с возможностью перевода гидроцилиндрами из горизонтального рабочего положения в вертикальное положение смонтирована поворотная рама с крыльями, на которых с перекрытием по фронту закреплены рабочие секции, крылья на раме установлены с возможностью перевода их в транспортное положение, все рабочие секции состоят из рамок, на которых в подшипниковых узлах посредством валов смонтированы рабочие органы. При этом поворотная рама выполнена в виде среднего поворотного бруса, по торцам которого, шарнирно на крестовинах, установлены крылья, причем крестовины оснащены упорами, ограничивающими поворот крыльев в рабочем положении назад, а в транспортном положении вниз, что в транспортном положении дополнительно фиксируется пальцами-ограничителями. На крыльях посредством подпружиненных шарниров в виде крестовин смонтированы секции рабочих органов, набранные из кольчато-шпоровых дисков, расположены в шахматном порядке последовательно через распорные втулки на 2-х поперечных валах. На среднем поворотном брусе секции рабочих органов смонтированы посредством поворотной балки через систему рычагов, поворот которой с рабочими органами осуществляется относительно среднего поворотного бруса гидроцилиндрами, находящимися на среднем поворотном брусе, и фиксируется на прицепе в транспортном положении транспортными пальцами-фиксаторами. Крайние концы крыльев соединены с передней частью прицепа растяжками, которые состоят из 2-х частей: передних - коротких, с уловителями и защелками с пружинами, соединенных через компенсационные пружины тросиками с поворотной балкой, и задних - длинных, одни концы которых соединены подвижно с П-образными поводками, установленными подвижно на прицепе, другие концы подвижно закреплены на концах крыльев через кронштейны транспортных колес, на которых смонтированы транспортные колеса. В задних - длинных частях растяжек, рядом с вертикальными осями соединения этих частей растяжек с П-образными поводками расположены горизонтальные оси.
Указанные отличия являются существенными, так как наличие в агрегате возможности поворота крыльев с рабочими секциями назад и расположение на концах крыльев транспортных колес позволяет использовать крылья для перевозки рабочих секций, тем самым существенно уменьшить вес всего агрегата, снизить нагрузку на заднюю ось колес трактора и повысить маневренность.
Поворот крыльев с рабочими секциями назад не ограничивает возможность увеличения производительности агрегата за счет удлинения крыльев,
Установка рабочих секций на агрегате посредством шарниров в виде подпружиненных крестовин позволяет рабочим секциям копировать поверхность обрабатываемого поля как в поперечных, так и в продольных плоскостях.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан широкозахватный почвообрабатывающий агрегат в рабочем положении, вид спереди, на фиг. 2 показано то же, вид сзади; на фиг. 3 показано то же, в транспортном положении; на фиг. 4 показана рабочая секция; на фиг. 5 показан механизм поворота рабочих секций установленных на среднем поворотном брусе; на фиг. 6 показана крестовина с упором и палец ограничитель подвижности крыльев относительно среднего поворотного бруса; на фиг. 7 показано крепление рабочих секций к крыльям.
Широкозахватный почвообрабатывающий агрегат содержит прицеп 1, который, с одной стороны, шарнирно соединен со средним поворотным брусом 2, а с другой, соединен с ним через гидроцилиндр 3, по торцам среднего поворотного бруса 2 расположены крестовины 4 с упорами 5, на которых смонтированы крылья 6, упоры 5 при транспортном положении агрегата предотвращают движение крыльев 6 вниз, которые дополнительно фиксируются пальцами-ограничителями 7, на крыльях 6 посредством кронштейнов 8 и крестовин 9, подпружиненных с одной стороны цилиндрическими пружинами 10, а с другой стороны пластинчатыми пружинами 11, установлены секции рабочих органов 12, которые состоят из рамок 13 с подшипниковыми узлами 14, в которых установлены попарно валы 15, на которых в шахматном порядке последовательно через распорные втулки 16 смонтированы кольчато-шпоровые диски 17, на среднем поворотном брусе 2 секции рабочих органов 12 смонтированы посредством поворотной балки 18 через систему рычагов 19, поворот которой с секциями рабочих органов 12 осуществляется относительно среднего поворотного бруса 2 гидроцилиндрами 20, установленными на среднем поворотном брусе 2, фиксация поворотной балки 18 с секциями рабочих органов 12 на прицепе 1 в транспортном положении осуществляется транспортными пальцами-фиксаторами 21, крайние концы крыльев 6 соединены растяжками 22 с передней частью прицепа 1, которые состоят из 2-х частей: передних - коротких 23 с уловителями 24 и зацепками 25 с пружинами 26, соединенных через компенсационные пружины 27 тросиками 28 с поворотной балкой 18 и задних длинных 29, одни концы, которых соединены подвижно с П-образными поводками 30, установленных подвижно на прицепе 1, а другие установлены также подвижно на кронштейнах транспортных колес 31, закрепленных на концах крыльев 6, на кронштейнах транспортных колес 31 смонтированы транспортные колеса 32, в задних длинных частях растяжек 29 рядом с их вертикальными осями соединения с П-образными поводками 30 расположены горизонтальные оси 33. Концы крыльев 6 в транспортном положении соединены между собой транспортной стяжкой 34, которая одним концом установлена на одном из крыльев 6 посредством вертикальной оси 35 с возможностью поворота до расположения вдоль этого крыла 6, где транспортная растяжка 34 крепится вторым концом при рабочем положении агрегата (не показано), а на втором конце транспортной стяжки 34 расположен талреп 36, у которого свободный конец оснащен пластиной с отверстием 37, которая посредством горизонтально расположенного болта 38 и гайки с ушами 39 крепится ко второму крылу 6, образуя жесткую систему.
Широкозахватный почвообрабатывающий агрегат работает следующим образом. Агрегат в транспортном положении прицепленный за трактор устанавливают на краю обрабатываемого поля, затем переводят его в рабочее положение. Для этого у транспортной стяжки 34 откручивают гайку с ушами 39, вынимают болт 38, освобождая тем самым один из концов транспортной стяжки 34 и поворачивают ее относительно оси 35 до параллельного положения с другим крылом 6, где закрепляют ее (не показано), болт 38 устанавливают назад и закрепляют гайкой с ушами 39. Затем снимают пальцы-фиксаторы 21, освобождая поворотную балку 18 от ее соединения с прицепом 1, а также пальцы-ограничители 7, освобождая крылья 6 от среднего поворотного бруса 2. После этого включают заднюю передачу трактора и медленного сдают назад, при этом крылья, из-за того, что транспортные колеса 32 установлены наружно под углом 1°…3°, начинают разъезжаться по сторонам. Назад двигаются до тех пор, пока задние - длинные части растяжек 29 - не войдут в уловители 24 передних - коротких частей растяжек 23. После этого гидросистемой трактора подают масло в гидроцилиндры 20, которые поворачивают через систему рычагов 19 поворотную балку 18 с секциями рабочих органов 12 до их вертикального положения и совмещения с секциями рабочих органов 12, расположенных на крыльях 6. Одновременно с этим тросики 28, которые соединены с поворотной балкой 18 через компенсационные пружины 27, освобождают защелки 25, которые соединяют передние - короткие 23 и задние - длинные 29 части растяжек 22. Затем подают масло гидросистемой трактора в гидроцилиндр 3, который поворачивает средний поворотный брус 2 и крылья 6 с секциями рабочих органов 12 с вертикального положения до горизонтального рабочего положения. При этом трактор должен двигаться по мере опускания секций рабочих органов 12 и перехода опоры агрегата с транспортных колес 32 на кольчато-шпоровые диски 17 секций рабочих органов 12 вперед до полного их опускания в рабочее положение и разворота крыльев 6 с секциями рабочих органов 12 до прямой по фронту. После этого агрегат готов к работе, включают необходимую передачу трактора и начинают выполнять запланированную операцию. Так как в рабочих секциях 12 кольчато-шпоровые катки 17 расположены в шахматном порядке последовательно через распорные втулки 16, то это обеспечивает устойчивую и надежную работу агрегата без забивания рабочих органов почвой даже на увлажненных почвах. После выполнения работы агрегат переводят в транспортное положение в обратном порядке.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Агрегат содержит прицеп, на котором с возможностью перевода гидроцилиндрами из горизонтального рабочего положения в вертикальное положение смонтирована поворотная рама с крыльями. На крыльях с перекрытием по фронту закреплены рабочие секции. Крылья на раме установлены с возможностью перевода их в транспортное положение. Все рабочие секции состоят из рамок, на которых в подшипниковых узлах посредством валов смонтированы рабочие органы. Поворотная рама выполнена в виде среднего поворотного бруса, по торцам которого шарнирно на крестовинах установлены крылья. Крестовины оснащены упорами, ограничивающими поворот крыльев в рабочем положении назад, а в транспортном положении вниз, что в транспортном положении дополнительно фиксируется пальцами-ограничителями. На крыльях посредством подпружиненных шарниров в виде крестовин смонтированы секции рабочих органов, набранные из кольчато-шпоровых дисков, расположенных в шахматном порядке последовательно через распорные втулки на 2-х поперечных валах. Секции рабочих органов смонтированы на среднем поворотном брусе посредством поворотной балки через систему рычагов. Поворот балки с рабочими органами осуществляется относительно среднего поворотного бруса гидроцилиндрами, находящимися на среднем поворотном брусе и фиксируется на прицепе в транспортном положении транспортными пальцами-фиксаторами. Крайние концы крыльев соединены с передней частью прицепа растяжками, которые состоят из 2-х частей: передних коротких и задних длинных. Передние короткие части растжек имеют уловители и защелки с пружинами, с