Код документа: RU2779654C1
Заявляемое изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначено для использования в конструкции транспортирующих шнековых устройств зерноуборочных комбайнов.
Известны механизмы крепления подшипниковых опор транспортирующих шнековых устройств зерноуборочных комбайнов «Вектор» [Комбайн зерноуборочный самоходный РСМ-101 «Вектор». Руководство по эксплуатации. - Ростов-на-Дону: ООО «КЗ «Ростсельмаш», 2019] и «ACROS» [Комбайн зерноуборочный самоходный РСМ-142 «ACROS». Руководство по эксплуатации. - Ростов-на-Дону: ООО «КЗ «Ростсельмаш», 2019], включающие в себя корпус, подшипниковую опору, установленную центрирующим буртиком в посадочное отверстие корпуса с наружной его стороны, крышку подшипника, установленную с внутренней стороны корпуса и совмещенную с отверстиями корпуса и подшипниковой опоры, и элементы фиксации подшипниковой опоры и крышки подшипника на корпусе.
Недостатком данных устройств является низкая надежность работы подшипниковой опоры, а именно, нарушение герметичности подшипника (разрушение уплотнения) из-за набивания растительных остатков между крышкой подшипника и уплотнением подшипника при уборке культур в тяжелых условиях, в условиях сильной засоренности и влажности, что приводит к утечке смазки, к попаданию посторонних предметов (пыли, грязи, воды и др. веществ) в корпус подшипника, и, как следствие, выход из строя подшипниковой опоры и конструкции в целом.
Известны механизмы крепления подшипниковых опор транспортирующих шнековых устройств зерноуборочных комбайнов CLAAS TUCANO 480 - 320 [Руководство по ремонту. - 00 0290 212 5 - RHB TUCANO 480-320 - 10/2013. CLAAS KGaA mbH Postfach 1163 33416 Harsewinkel - Germany, сайт www.claas.com], включающие в себя корпус, подшипниковый узел, установленный с наружной стороны корпуса на болты, расположенные на корпусе и жестко зафиксированные на корпусе, и элементы фиксации подшипникового узла на корпусе, при этом в месте прилегания подшипникового узла к корпусу снаружи выполнена подштамповка в виде С-образного контура, на поверхности которой симметрично расположены болты установки подшипникового узла.
Недостатками данных устройств являются образование больших зазоров в соединении между центральным отверстием корпуса и поверхностью вала, проходящего через центральное отверстие корпуса, что приводит к увеличению потерь зерна при уборке мелкосеменных культур и других культур, зерно которых меньше или равно образовавшемуся зазору; ограниченный доступ к очистке пространства между уплотнением подшипника и боковиной корпуса вследствие набивания растительных остатков при уборке культур в тяжелых условиях, в условиях сильной засоренности и влажности, что приводит к необходимости демонтажа подшипникового узла, уменьшению основного рабочего времени и, как следствие, к снижению производительности зерноуборочного комбайна.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является механизм крепления подшипниковых опор транспортирующих шнековых устройств зерноуборочных комбайнов CLAAS LEXION 770 - 620 [Руководство по ремонту. - 00 0291 413 3 - RHB LEXION 770-620 - 12/2011. CLAAS KGaA mbH Postfach 1163 33416 Harsewinkel - Germany, сайт www.claas.com], включающий в себя корпус, крышку с приварными втулками, зафиксированную на поверхности корпуса при помощи болтовых соединений, подшипниковый узел, установленный на торцевую поверхность втулок, и элементы фиксации подшипникового узла на крышке, причем на внутренней поверхности втулок выполнена резьба.
Недостатками данного устройства являются высокая трудоемкость изготовления крышки с втулками из-за точного позиционирования втулок относительно центрального отверстия крышки и втулок друг относительно друга с последующей механической обработкой (выполнение резьбы во втулках); образование больших зазоров в соединении между центральным отверстием крышки и поверхностью вала, проходящего через центральное отверстие крышки, что приводит к увеличению потерь зерна при уборке мелкосеменных культур и других культур, зерно которых меньше или равно образовавшемуся зазору, и, как следствие, к снижению производительности зерноуборочного комбайна.
Задачей заявляемого изобретения являются увеличение производительности зерноуборочного комбайна, уменьшение потерь зерна, упрощение конструкции и увеличение срока службы подшипниковых опор.
Для достижения указанного технического результата в механизм крепления подшипниковых опор транспортирующего шнекового устройства зерноуборочного комбайна, содержащий корпус, втулки, подшипниковый узел, установленный на торцевую поверхность втулок, и элементы фиксации подшипникового узла на корпусе, введены фланцы, установленные с внутренней и наружной сторон корпуса, и накладка, установленная между двумя фланцами, при этом внутренний диаметр накладки совмещен с внутренним диаметром отверстия фланцев, а также внутренний диаметр накладки меньше внутреннего диаметра отверстия фланцев, но не меньше диаметра вала, проходящего через накладку, причем величина радиального зазора между валом и внутренним диаметром накладки не превышает минимальной величины зерна, при этом втулки расположены между наружным фланцем и подшипниковым узлом, причем фланцы, втулки и подшипниковый узел зафиксированы на корпусе при помощи болтового соединения. Наружный диаметр накладки меньше диаметра отверстия корпуса, при этом накладка выполнена с возможностью ее радиального перемещения между фланцами. Толщина накладки равна толщине стенки корпуса. Накладка и наружный фланец установлены с гарантированным осевым зазором относительно торца подшипникового узла. Фланцы, выполненные из листового металла, имеют форму плоских треугольников с закругленными краями по вершинам, при этом вершины расположены по наружному контуру равномерно, на одинаковом расстоянии друг от друга и соединены между собой выпуклыми гранями, а на вершинах пластин выполнены отверстия, которые разнесены относительно центра на одинаковые расстояния. Накладка выполнена из полиамидного материала в виде кольца и имеет плоскую круглую форму. Накладка выполнена съемной, с возможностью ее замены в процессе эксплуатации.
Благодаря указанным нововведениям достигают упрощения конструкции, увеличения срока службы подшипниковых опор, уменьшения потерь зерна за счет введения в конструкцию полиамидной накладки, и, как следствие, увеличения производительности зерноуборочного комбайна.
Заявляемое изобретение иллюстрируется чертежами:
- фиг. 1 - общий вид установки подшипникового узла в изометрии;
- фиг. 2 - общий вид установки подшипникового узла в разрезе.
Заявляемое изобретение содержит следующие конструктивные элементы (см. фиг. 1, 2): 1 - шнек; 2 - корпус; 3 - фланец; 4 - втулка; 5 - подшипниковый узел; 6 - накладка; 7 - болт; 8 - гайка; 9 - шайба, - при этом на шнек 1, расположенный в корпусе 2, установлены фланцы 3, расположенные с внутренней и с наружной сторон корпуса 2, накладка 6, расположенная между внутренним и наружным фланцами 3, и подшипниковый узел 5, установленный через втулки 4 на наружном фланце 3, при этом фланцы 3, втулки 4 и подшипниковый узел 5 зафиксированы на корпусе 2 при помощи болтов 7, гаек 8 и шайб 9. Накладка 6 установлена с минимальным зазором относительно вала шнека 1. Наружный фланец 3 и накладка 6 установлены с гарантированным осевым зазором относительно торца подшипникового узла 5, причем осевой зазор обеспечивается за счет установки втулок 4 соответствующей длины.
Заявляемое устройство работает следующим образом (см. фиг. 1, 2).
При уборке различных культур технологическая масса поступает на шнек 1, при этом витки ленты шнека 1 активно захватывают технологическую массу и протаскивают ее вдоль корпуса 2. Так как между корпусом 2 и торцом винтовой ленты имеется гарантированный осевой зазор, исключающий затирание витков ленты шнека 1 о корпус 2, технологическая масса скапливается в образовавшемся радиальном зазоре между валом шнека 1 и внутренним фланцем 3. Поскольку между внутренним и наружным фланцами 3 установлена накладка 6 с минимальным радиальным зазором относительно вала шнека 1, причем величина минимального зазора не превышает минимально допустимой величины зерна, то этим исключается прохождение технологической массы в радиальный зазор между накладкой 6 и валом шнека 1, вследствие чего уменьшаются потери зерна, и увеличивается ресурс подшипникового узла 5.
Технический результат заключается в упрощении конструкции, в увеличении срока службы подшипниковых опор, в уменьшении потерь зерна за счет введения в конструкцию полиамидной накладки, и, как следствие, в увеличении производительности зерноуборочного комбайна.
Изобретение относится к сельскому хозяйству. Механизм крепления подшипниковых опор транспортирующего шнекового устройства зерноуборочного комбайна содержит корпус, втулки, подшипниковый узел, установленный на торцевую поверхность втулок, и элементы фиксации подшипникового узла на корпусе. С внутренней и наружной сторон корпуса установлены фланцы и накладка, установленная между двумя фланцами. Внутренний диаметр накладки совмещен с внутренним диаметром отверстия фланцев, а также внутренний диаметр накладки меньше внутреннего диаметра отверстия фланцев, но не меньше диаметра вала, проходящего через накладку. Величина радиального зазора между валом и внутренним диаметром накладки не превышает минимальной величины зерна. Втулки расположены между наружным фланцем и подшипниковым узлом. Фланцы, втулки и подшипниковый узел зафиксированы на корпусе при помощи болтового соединения. Обеспечивается увеличение производительности зерноуборочного комбайна, уменьшение потерь зерна, упрощение конструкции и увеличение срока службы подшипниковых опор. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Зерноуборочный комбайн