Код документа: RU2680456C1
Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации внутренних ресурсов человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах.
Известен способ психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека (патент РФ №2585726), включающий оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, проговаривания формулы внушения, отличающийся тем, что проводят первый сеанс, включающий три стадии опроса, при этом на первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности, наблюдение за мимикой, особенностями моторики и речи, на основании чего определяют тип темперамента личности, далее, основываясь на анализе первичной информации, проводят опрос с целью установления типа поведения личности, опрашиваемый формулирует цель, на решение которой личность желает мобилизовать свои усилия, затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует, причем вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении, при этом на второй стадии опроса психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя, на второй стадии опроса психолог перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности, типа темперамента и типа поведения, далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия, в зависимости от чего определяют временной промежуток до второго сеанса, который не превышает полугода, при проведении второго сеанса повторно проводят три стадии опроса, корректируют при этом формулу внушения в зависимости от выявленных изменений.
Известный способ психотерапевтического воздействия применим к личностям с преимущественным пространственно-образным, правополушарным мышлением.
Недостатком вышеописанного способа является то, что вышеописанный способ не применим к личностям с левополушарным мышлением (логическое, аналитическое мышление), смешанным мышлением (мышление, при котором полушария равноактивны и работают попеременно) и интегрированным мышлением (мышление, при котором правополушарное и левополушарное мышления работают одновременно).
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является разработка способа психологического воздействия на человека с целью придания ему уверенности в собственных силах, применимого для личностей с смешанным мышлением и интегрированным мышлением.
Поставленная задача решается путем применения способа психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека, включающего оценку особенностей личности, его субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний, при этом сеанс включает три стадии опроса. На первой стадии опроса осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности. Далее проводят опрос с целью установления типа поведения личности, в процессе которого опрашиваемый формулирует цель, на решение которой желает мобилизовать свои усилия. Затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором опрашиваемый выбирает изображение, из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует. Вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении, при этом на второй стадии опроса психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью посетителя. На второй стадии опроса психолог перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного посетителем изображения и оказывает воздействие путем проговаривания формулы внушения, направленной на реализацию поставленной опрашиваемым цели и сформулированной с учетом результатов индивидуальных особенностей личности. Далее проводят третью стадию опроса, на которой оценивают глубину оказанного воздействия. В процессе сеанса на опрашиваемого воздействуют с помощью аромолампы смесью из двух частей эфирного масла бергамота, одной части эфирного масла иланг-иланг и компонента, выбранного из одной части елового эфирного масла, или одной части кедрового эфирного масла, или одной части эфирного масла можжевельника, или одной части эфирного масла сосны. Длительность воздействия до произведения внушения составляет не менее 40-60 мин.
Оценка особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности включает сбор и анализ первичной информации, как то визуальное впечатление, оценка и анализ мимики, особенностей моторики и речи с установлением типа темперамента личности.
Вторую стадию опроса проводят в затемненном помещении.
Тактильный контакт устанавливается на второй стадии опроса. При этом опрашиваемый предпочтительно должен сам, добровольно подать руку для установления тактильного контакта. Наиболее естественно это можно осуществить на стадии проведения теста изображений.
Перед проговариванием формулы внушения производят действия с набором представленных изображений, раскладывая их или часть из них в определенном порядке около выбранного тестируемым изображения. При этом формула внушения доводится до тестируемого, как результат полученной комбинации изображений.
Предпочтительно при проведении последующих сеансов путем оценки изменений в визуальном впечатлении, мимике, особенностях моторики и речи, а также по результатам первичного и вторичного опросов, оценивают произошедшие изменения в особенностях личности и в соответствии с этим производят изменение в формуле внушения.
Предпочтительно все стадии опроса проводить в беседе на отвлеченные темы, вставляя контрольные вопросы незаметно для исследуемого объекта в канву беседы.
Тактильный контакт предпочтительно сохранять не менее 10 с и не более 1,5 мин. Опрашиваемый сам должен подать руку для тактильного контакта. Установление тактильного контакта, а также все вышеперечисленное в абзаце позволяет установить более доверительные отношения с опрашиваемым, что способствует более глубокому воздействию формулы внушения.
Под рядом действий подразумевается раскладка карточек набора изображений в каком-либо определенном порядке с оставлением части изображений закрытыми, которые впоследствии могут быть перевернутыми.
Вышеописанный способ позволяет незаметно для исследуемого провести в несколько этапов сбор информации о нем, что за счет естественности беседы и незаметности для опрашиваемого самого опроса позволяет опрашиваемому более полно раскрыться перед лицом, проводящим опрос, что наряду с проведением опроса в несколько стадий, визуальным сбором информации, повышением доверия со стороны опрашивания за счет установления тактильного контакта и проводимым тестом, позволяет собрать более полную и достоверную информацию об опрашиваемом объекте.
Формулировка цели, на реализацию которой опрашиваемый желает направить свои усилия, самим опрашиваемым позволяет убрать внутренние барьеры сопротивления, которые неизбежно возникают в случае, когда цель формулирует, то есть «навязывает» стороннее лицо, что в конечном итоге позволяет пациенту легче принять формулу внушения. Доведение формулы внушения, как результата, полученной в результате ряда действий с изображениями их комбинации позволяет повысить к ней доверие пациента, так как для него она исходит не от психолога, а от безличных «высших сил», судьбы и т.п., а психолог лишь передатчик этой информации.
Существенным недостатком способа психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека по патенту РФ №2585726 является его слабое воздействие на личности со смешанным и интегрированным мышлением. В целом успешность первичного воздействия в этом случае оценивается по количеству пациентов, явившихся на второй и последующие сеансы, поскольку в этом случае установка, данная психологом, была принята пациентом без конфликтов с внутренним «я» и возымела успешное действие, которое психолог закрепляет на последующих сеансах. Это количество пациентов со смешанным и интегрированным типом мышления для способа по патенту РФ №2585726 составляет приблизительно 14%. Успешность первичного воздействия была повышена при использовании посредством аромолампы смеси из двух частей эфирного масла бергамота, одной части эфирного масла иланг-иланг и компонента, выбранного из одной части елового эфирного масла, или одной части кедрового эфирного масла, или половины части эфирного масла можжевельника, или одной части эфирного масла сосны. Количество пациентов со смешанным и интегрированным типом мышления, явившихся на второй сеанс, составило приблизительно 40-45% от первоначального числа.
Длительность ряда действий с набором изображений определяются временем, которое необходимо лицу, проводящему сеанс, для анализа и обработки полученной информации, а также временем, необходимым для воздействия на пациента паров эфирных масел.
Пример
Посетители со смешанным и интегрированным типами мышления определялись по методике Пола Торренса или при помощи любой другой подходящей методики и направлялись для прохождения психологической помощи психологами различных коммерческих предприятий.
Методика приема осуществлялась аналогично способу по патенту РФ №2585726, который включен в описание данной заявки в полном объеме. Дополнительно во время приема на посетителя воздействовали парами ароматических масел с помощью аромолампы. Состав смеси, время воздействия, успешность, определенная по повторному посещению отражены в табл. 1.
Результаты приведены в табл. 1.
Как видно из представленной табл. 1, успешность первичного воздействия пациентов со смешанным и интегрированным типом мышления возросла по сравнению со способом по патенту РФ №2585726 с 14% до 40-45% при применении паров смеси эфирных масел описанного состава. Данный эффект мы объясняем тем, что эфирное масло бергамота и эфирное масло иланг-иланга, являясь афродизиаками, стимулируют в том числе и чувство легкой эйфории и пространственно-образное мышление, а эфирные масла кедра, ели, сосны и можевельника создают уют, вызывают ощущение защищенности, спокойствия и надежности, при этом помогают человеку осознать свою значимость и почувствовать уверенность в своих силах. Совместное применение этих эфирных масел в указанных количествах неожиданно дало синергетический эффект и позволило увеличить эффективность принятия пациентом со смешанным или интегрированным мышлением формулы внушения психолога в вышеописанном способе психологической помощи.
Изобретение относится к психологии и может быть использовано для психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека. Для этого у пациента проводят три стадии опроса, на первой стадии осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности. Кроме того, проводят опрос с целью установления типа поведения личности. При этом пациент формулирует цель, на решение которой желает мобилизовать свои усилия. Затем на второй стадии опроса проводят тест с установлением индивидуальных особенностей личности, при котором пациент выбирает изображение из набора изображений различных символов, с которым он себя ассоциирует. При этом на второй стадии опроса психолог осуществляет тактильный контакт с ладонью пациента, перемешивает и раскладывает набор изображений вокруг выбранного пациентом изображения. При этом психолог проговаривает формулу внушения, направленную на реализацию поставленной пациентом цели. Затем на третьей стадии опроса оценивают глубину оказанного воздействия. На пациента воздействуют с помощью аромолампы смесью из двух частей эфирного масла бергамота, одной части эфирного масла иланг-иланг и компонента, выбранного из одной части елового эфирного масла, или одной части кедрового эфирного масла, или одной части эфирного масла можжевельника, или одной части эфирного масла сосны. При этом длительность воздействия до произведения внушения составляет не менее 40-60 мин. Изобретение позволяет увеличить эффективность принятия формулы внушения психолога пациентами со смешанным и интегрированным типами мышления. 1 табл., 1 пр.