Изобретение относится к устройствам для заправки емкостей горючим, а точнее к раздаточному
крану.
Ближайшим решением к описываемому
изобретению по технической суш,ности и достигаемому результату является раздаточный
кран, включаюший цилиндрический корпус с отверстием для подвода горючего, цилиндрический
насадок, расположенные в корпусе клапаны и механизм управления ими, пусковой крючок и рукоятку 1.
В известном раздаточном кране отверстие для подвода горючего расположено так, что
цилиндрический насадок должен быть поднят вверх после соединения отверстия для подвода
горючего со шлангом, для чего на основании рукоятки закрепляется двойное шарнирное
соединение коленчатого типа для возможности поворота ее вверх параллельно шлангу,
подвешенному вертикально, что неудобно для обслуживания, так как закрепление, отсоединение
и поворачивание занимают много времени при заправке емкостей горючим.
С целью повышения удобства обслуживания в предлагаемом кране отверстие для подвода
горючего выполнено на боковой поверхности корпуса крана так, что центр тяжести
крана расположен между этим отверстием и рукояткой.
Кроме того, на боковой поверхности цилиндрического корпуса выполнен штифт для
ограничения поворота крана. Для фиксации пускового крючка нижняя часть корпуса крана
снабжена пластиной, соединяющей рукоятку и корпус крана, и шарнирно установленной
на пластине подпружиненной фиксируюшей собачкой.
На фиг. 1 схематически изображен раздаточный Kipan, продольный разрез; на фиг. 2 -
разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - клапан с механизмом управления; на фиг. 4, 5 - детали
механизма управления клапанами (толкатель и U-образный корпус роликового штифта
); на фиг. 6 - раздаточный кран в положении для заправки емкости горючим; на фиг.
7 - фиксируюшая пластина для соединения рукоятки с корпусом крана в двух проекциях;
на фиг. 8 - вариант выполнения раздаточного крана с двумя отверстиями для подвода
горючего, вид спереди и сбоку.
Раздаточный кран (фиг. 1) включает цилиндрический
корпус 1 с отверстием 2 для подвода горючего, цилиндрический насадок 3.
расположенные в корпусе подпружиненный
пружиной 4 клапан 5 с седлом 6 и клапан 7,
механизм управления клапанами, пусковой крючок 8 и рукоятку 9.
В цилиндрическом корпусе имеется несуший элемент 10 воздушного канала. Седло 6
клапана 5 встроено во внутренний фланец
11 цилиндрического корпуса через уплотнительное кольцо, имеющий канал 12, и укреплено
на фланце установочным винтом 13 через несущий элемент 10 воздущного канала.
Клапан 5 соединен подвижно с несущим элементом 10 так, что может быть прижат конусообразной
своей частью к расположенной ниже части 14 седла 6 с возможностью перемещения вправо при помощи пружины 4.
Механизм управления клапанами включает подпружиненный пружиной 15 толкатель 16,
шток 17 с пазом 18 и направляющей прорезью 19, роликовый штифт 20, подпружиненную пружиной
21 втулку 22 с выступом 23, U-образный элемент 24, взаимодействующий с роликовым
щтифтом 20, камеру 25 отрицательного давления, штифт 26 и диафрагму 27, подпружиненную пружиной 28.
Шток 17 соединен с клапаном 7 при помощи болта 29 с образованием зазора между
головкой последнего и краем отверстия 30, при этом в клапане 7 выполнено отверстие 31
для прохода горючего.
Для предотвращения поворота толкателя
16 на нем закреплен штифт 32, который расположен в направляющей прорези 19.
В цилиндрическом корпусе / выполнены каналы 33 и 34 (фиг. 2), которые служат для
соединения камеры 25 отрицательного давления с полостью 35, образованной седлом кла;иана
5, корпусом и каналом 36 несущего элемента 10. Отверстие 2 для подвода горючего
выполнено на боковой поверхности ци линдрического корпуса / так, что центр тяжести
крана расположен между этим отверстием и рукояткой 9.
К отверстию 2 для подвода горючего присоединен поворотно коленчатый патрубок 37
с помощью гайки 38. Со стороны подвода горючего в коленчатом патрубке 37 размещен
фильтр 39, соединенный с ним посредством муфты 40 с гайкой 41, а к муфте 40. подсоединен шланг 42.
Для фиксации пускового крючка 5 (фиг. 6, 7) нижняя часть корпуса У крана снабжена
пластиной 43, соединяющей рукоятку 9 и корпус /, и установленной на пластине на
щарнирах 44 и 45 подпружиненной пружиной 46 фиксирующей собачкой 47.
На боковой поверхности цилиндрического корпуса / установлен штифт 48 для ограничения
поворота крана, а на свободном его конце - крыщка 49. В цилиндрическом насадке
3 смонтирована трубка 50 с отверстием 51 на одном ее конце для проходавоздуха,
при этом отверстие 51 трубки расположено .вблизи отверстия насадка. Другой конец трубки
50 соединен с несущим элементом 10 воздущного канала.
Спираль 52, смонтированная на цилиндрическом насадке 3, служит для предотвращения
его выхода из отверстия бензобака автомобиля (на чертежах не показаны).
По второму варианту (фиг. 8) на боковой поверхности могут быть выполнены два отверстия 2 для подвода горючего, и патрубок 37 имеет Y-образную форму для предотвращения
поворачивания крана в сторону опоры. Раздаточный кран работает следующим образом.
Нажатием на пусковой крючок 8 приводится в действие толкатель i6, который, в
свою очередь, заставляет двигаться вправо роликовые штифты 20, при этом щток 17, соединенный
с последними, также движется вправо. Вследствие этого через отверстие 3
клапана 7 горючее (бензин) поступает к расположенной ниже по ходу бензина стороне
клапана 7 так, что уменьшается противодавление на него и заставляет двигаться клапан 5.
На пути прохождения бензина в конусообразной части клапанов создается сжатый
поток так, что давление последнего становится отрицательным за счет эффекта Вентури,
и через канал 12 и трубку 50, расположенную в цилиндрическом насадке 3, засасывается воздух.
При закрытии отверстия 51 трубки 50
из-за новышения уровня бензина в бензобаке
поступление воздуха через нее прекращается, вследствне чего давление в камере 25, сообщенной
с каналом 12 через каналы 33 и 34, становится отрицательным.
Диафрагма 27 выталкивается вверх из камеры 53 под давлением атмосферного давления
с ее нижней стороны, и роликовый штифт
20,соединенный с диафрагмой 27 посредством
V-образиого элемента 24, выталкивается
вверх, выходя из паза толкателя 16, но не
выходя из выступа паза 18 штока 17. В результате толкатель 16 отделяется от штока
17, а последний нажимает на прзжину 15 для возврата в первоначальное положение вместе
с роликовым штифтом с помощью пружины
21,и клапан 7 закрывается.
В случае, если в этот момент пусковой крючок 8 будет отпущен, то толкатель 16,
удерживаемый пусковым крючком, освобождается и возвращается в исходное положение
(фиг. 1) под действием пружины 15, установленной на втулке 22, при этом роликовый
штифт входит в паз и возвращается в первоначальное положение, при котором щток 17
и толкатель 16 соединены с помощью роликового штифта 20.
Когда необходимо заправить бензин в количестве , соответствующем одной ступени, то
нажатием на пусковой крючок 8 необходимо
установить его в такое положение, при котором
он входит в зацепление с собачкой 47. Это осуществляется путем поднятия собачки
47 снизу средним пальцем, при этом одноступенчатый паз собачки входит в зацепление
с концом пускового крючка и будут находиться в зацеплении до тех пор, пока на пусковой
крючок 8 оказывает действие пружина 21. Для их разъединения необходимо слегка
нажать на пусковой крючок 8, в результате
чего собачка 47 возвращается в исходное
положение при помощи пружины 46, а конец пускового крючка (разъединяется с пазом собачки
и возвращается также в исходное по .ложение. Штифт 48 ударяется о наружную
поверхность патрубка 37, ограничивает его поворот. Это ограничение вынолняется в по
.ложении, удобном для заправки бензобака горючим при опускании цилиндрического насадка
3 в отверстие бензобака и удерживании рукоятки 9.
На фиг. 6 кран изображен в положении, предшествующем моменту, когда штифт 4S
ударяется о пат|рубок 37, прекращая его поворот , а при дальнейщем повороте патрубка
37 против часовой стрелки еще на семь гра .дусов он соприкоснется со штифтом 48, и поворот
полностью прекращается.
После того, как заправка бензином закончена
и цилиндрический насадок вынимается из бензобака, он поднимается и самостоятельно
поворачивается вверх, так как центр тяжести крана расположен между отверстием
2 для нодвода горючего и рукояткой 9, и устанавливается в устойчивое положение.
Предлагаемый раздаточный кран для заправки емкостей горючим прост и удобен для
обслуживания. Кроме того, кран может быть установлен в удобном для подачи горючего
положении и приводится в действие одной рукой после нажатия пускового крючка, а его
передняя часть может самостоятельно поворачиваться вверх.
Формула изобретения
1.Раздаточный кран, например, для заправки емкостей горючим, включающий цилиндрический
корпус с отверстием для подвода горючего, цилиндрический насадок, расположенные
в корпусе клапаны и механизм управления ими, пусковой крючок и рукоятку , отличающийся тем, что, с целью
повышения зДобства обслуживания, отверстие для подвода горючего выполнено на боковой
поверхности корпуса крана так, что центр тяжести крана расположен между этим отверстием и рукояткой.
2.Кран по п. 1, отличающийся тем, что на боквой поверхности корпуса выполнен
штифт для ограничения поворота крана.
3.Кран по п. 1, отличающийся тем,
что, с целью фиксации пускового крючка, нижняя часть корпуса крана снабжена пластиной
, соединяющей рукоятку и корпус крана , и шарнирно установленной на пластине
подпружиненной фиксирующей собачкой.
Источник информации, принятый во внимание
при экспертизе:
1. Патент Великобритании № 13297.9.
F 2 V, онублик. 29.12.1970 г.
s, I 53
10 JX
t,Q «/
Фиг 2.
25 6 F
37
,n
/
22jpZ
19
Фиг.З
.