Код документа: SU580821A3
Изобретение относится к грузоподъемному оборудованию, а именно к подъемникам, перемещающимся по направляющим. Известен подъемник, содержащий цилиндрическую направляющую, выполненную с продольным пазом и заполненную передаточными элементами, воздействующими на грузовую площадку и контактирующими через прорезь направляющей с зубьями звездочки, кинематически связанной с приводом 1. Недостатком такого подъемника является невозможность перемещения груза в любой плоскости и по любой траектории. Цель изобретения - расщирение диапазона использования подъемника. Для этого направляющая выполнена замкнутой , с параллельными ветвями, взаимосвязанными между собой посредством криволинейных соединительных участков, а передаточные элементы содержат поводковые звенья, щарнирно связанные через прорезь направляющей со стержнем, несущим грузовую площадку, и передаточные звенья, выполненные с пазами, совпадающими с пазом направляющей и взаимодействующими с зубьями звездочки. Кроме того, на обоих концах каждого передаточного звена выполнены крестообразные прорези, в которых смонтированы щарикоподшипники , контактирующие внещними кольцами с внутренней поверхностью направляющей. На фиг. 1 изображен подъемник с частичным разрезом направляющей; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 2; на фиг. 4 и 5 - передаточное звено, два рабочих положения; на фиг. 6 - разрез В-В фиг. 4; на фиг. 7 - вариант выполнения подъемника; на фиг. 8 - разрез Г-Г фиг. 7 ; на фиг. 9 - разрез Д-Д на фиг. 7. Подъемник содержит грузовую площадку, прикрепленную к стержню I посредством накладок 2. Стержень 1 смонтирован в направляющей трубе 3, выполненной по всей своей длине с прорезью 4. Труба 3 на всем участке трассы выполнена с параллельными ветвями, соединяющимися между собой криволинейными участками. Подъемник снабжен моторным отделением 5, содержащим электродвигатель 6, который посредством червячной передачи 7 и цепной передачи 8 вращает ротор 9. Последний снабжен равномерно расположенными по периметру зубьями 10, входящими в зацепление с толкателями 11, образующими передаточные звенья. Толкатели 11 направляются внутренними стенками трубы 3. Каждый толкатель i имеет на обоих концах в крестообразных пз 35 зах 12 шариковые подшипники 13. Внутреннее кольцо каждого подшипника 13 сидит на жестко закрепленном в соответствуюш,ем пазу болте 14. Средняя часть каждого толкателя 11 выполнена с продолговатым пазом 15, имеюш:им внутренние поперечные стенки, взаимодействующие с зубьями 10 ротора 9. На одном конце каждого толкателя 11 жестко закреплен выступающий болт 16, входящий в прорезь 4 направляющей трубы 3 для предотвращения поворота в ней толкателя 11. Торцовые поверхности каждого толкателя имеют выпуклую форму. На одном конце стержня 1 смонтировано поводковое звено 17 Т-образной формы, входящий в трубу 3 и несущий ролик 18, Звено 17 связано со стержнем 1 посредством карданного шарнира 19. Противоположный конец стержня 1 связан с корпусом каретки 20, несущим опорные ролики 21, контактирующие с наружной поверхностью трубы 3. Одна пара роликов 21 каждой каретки смонтирована ня неподвижных осях, а другая - на угловых рычагах 22, внешние стороны которых соединены пружинами 23. Защемление кареток 20 не происходит благодаря тому, что поводЬк 17 смещен на некоторую величину относительно каретки 20. Труба 3 может содержать два длинных вертикальных участка, соединенных с горизонтальными участками посредством участков, изогнутых по окружности так, что стержень 1 постоянно имеет одинаковый уклон. Подъемник работает следующим образом. Вращаемый электродвигателем 6 ротор 9 перемещает толкатели 11 и звенья 17 в трубе 3, а звенья 17, в свою очередь, перемещают грузовую площадку. Формула изобретения 1.Подъемник, содержащий цилиндрическую направляющую, выполненную с продольным пазом и заполненную передаточными элементами , воздействующими на грузовую площадку и контактирующими через прорезь направляющей с зубьями звездочки, кинематически связанной с приводом, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона использования подъемника, направляющая выполнена замкнутой, с параллельными ветвями, взаимосвязанными между собой посредством криволинейных соединительных участков, а передаточные элементы содержат поводковые звенья, шарнирно связанные через прорезь направляющей со стержнем, несущим грузовую площадку, и передаточные звенья, выполненные с пазами, совпадающими с пазом направляющей и взаимодействующими с зубьями звездочки 2.Подъемник по п. 1, отличающийся тем, что на обоих концах каждого передаточного звена выполнены крестообразные прорези, в которых смонтированы шарикоподшипники, контактирующие своими внешними кольцами с внутренней поверхностью направляющей. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Заявка № 2004778/11, 06.03.74, по которой принято рещение о выдаче авторского свидетельства. /J 12