Код документа: RU195738U1
Полезная модель относится к горной и строительной отраслям промышленности и может использоваться на обогатительных фабриках при разгрузке из автомобилей - самосвалов кварцевого песка и других сыпучих материалов в приемные бункеры транспортно-технологических линий.
Любое производство, связанное с добычей, переработкой и хранением различных сыпучих и мелкокусковых материалов, обычно связано с большим объемом транспортно-технологических операций, для выполнения которых требуется перевозка сырья с добывающих карьеров и последующая перегрузка его в приемные бункеры обрабатывающих линий и участков. При этом для перевозки сыпучих сырьевых материалов могут использоваться автомобили-самосвалы, имеющие грузоподъемность от 10 до 40 тонн и более. В то же время приемные бункеры обрабатывающих линий часто имеют ограниченный объем, не превышающий 6-10 кубических метров, что не позволяет за один прием осуществить выгрузку сырьевого материала из самосвала повышенной грузоподъемности (к таким самосвалам относятся, например, полуприцепы типа «Тонар»). В некоторых случаях, однако, используются приемные бункеры, в которые можно единовременно выгрузить до 30 тонн материала, но для строительства таких емкостей требуются приямки глубиной не менее 6-7 метров. В связи с этим, обустройство таких глубоких приямков не всегда возможно как из-за высокого уровня грунтовых вод, так и близкого расположения к ним фундаментов промышленного здания, в котором планируется размещать технологическую линию переработки сырья.
Использование глубоких приямков ограничивается и сложностью подъема материала из них, так как для этих целей необходимо использовать либо ленточные ковшовые элеваторы, применение которых для транспортирования влажных материалов в зимнее время нецелесообразно из-за образования смерзшихся комьев в транспортируемом сырье, либо устанавливать длинные (до 40 метров) ленточные конвейеры, для монтажа которых требуются протяженные наклонные приямки. Поэтому чаще всего транспортируемый сырьевой материал первоначально выгружают на площадку промежуточного хранения, расположенную в непосредственной близости от линии переработки, а после этого его подают в приемный бункер небольшого объема с помощью фронтального ковшового погрузчика [1].
Подобная схема используется на многих обогатительных фабриках и участках. Она позволяет вне зависимости от грузоподъемности транспортного средства и ограниченного объема приемного бункера ритмично подавать сырьевой материал в линию обработки, не задерживая при этом разгружающийся автомобильный транспорт. Однако и эта схема имеет один недостаток, так как она предусматривает использование дополнительного транспортного средства (ковшового погрузчика), управляемого человеком, и включает в себя промежуточную технологическую операцию.
Следует отметить, что сыпучий материал из автомобилей с большой грузоподъемностью можно выгружать и в небольшие приемные бункеры. После подъема кузова самосвала часть сыпучего материала в таких случаях быстро ссыпается и заполняет весь объем бункера. Образующаяся при этом конусообразная горка сырья подпирает оставшуюся часть материала в кузове и препятствует ее ссыпанию в бункер до тех пор, пока в нем не понизится уровень выгружаемого из него материала. Так как такая разгрузка самосвала может происходить в течение 30-40 мин и более, что значительно превышает установленные нормы времени, она является неэффективной и используется в крайних случаях, например, при подаче асфальтобетонной смеси из кузова самосвала в небольшой приемный бункер асфальто-укладочной машины.
Для повышения скорости разгрузки сыпучего материала и исключения из общего цикла операции промежуточного складирования сырья в настоящее время уже достаточно широко используются высокопроизводительные установки перегрузки сыпучих материалов из самосвалов в накопительные емкости [2,3]. В таких установках сыпучий материал из кузова самосвала ссыпается на широкий пластинчатый конвейер, подающий разгружаемое сырье на высокопроизводительный конвейер, обеспечивающий его быструю (до 200 м3/час) дальнейшую подачу в приемные емкости. Учитывая при этом высокую скорость разгрузки сыпучих материалов, установки подобного типа используются при перегрузках сырья в баржи или железнодорожные вагоны, значительно сокращая время их простоя. Но применять такие агрегаты в линиях обработки сырья с относительно низкой (30-50 т/час) производительностью нельзя без строительства дополнительных промежуточных бункеров большой емкости, являющихся своеобразными демпферами.
В некоторых аналогичных установках выгрузка сыпучего материала из самосвалов большой грузоподъемности осуществляется в сравнительно небольшие приемные бункеры, оборудованные питателями разгрузки и небольшими поворотными платформами, на которых собирается просыпавшийся мимо загрузочного отверстия материал. После выгрузки всей массы материала из кузова самосвал съезжает с позиции разгрузки, а платформы с помощью гидроцилиндров поворачиваются, обеспечивая ссыпание остатков просыпавшегося материала в приемный бункер. Недостатком таких систем разгрузки является ограниченная скорость разгрузки материала непосредственно из кузова самосвала. Причем разгружаемый сырьевой материал должен быть сухим, а скорость его подачи в приемный бункер из кузова должна быть невысокой.
Поворотные платформы применяются и в других агрегатах и устройствах для разгрузки сыпучего материала из автомобиля. Наиболее известны опрокидывающие платформы [4], которые предназначены для наклона автомобиля или прицепа в сторону заднего борта, через который во время подъема и наклона платформы материал ссыпается в приемный бункер. Поскольку в таких агрегатах предусматривается выгрузка сыпучего материала из кузова грузовика в приемный бункер за один прием, требуется, чтобы объем приемного бункера соответствовал объему кузова автомобиля. При выгрузке полуприцепов типа «Тонар», перевозящих в своем кузове до 50 тонн материала, потребуется большой заглубленный приямок или высокий пандус, если приямок под приемный бункер нельзя заглублять больше, чем на 3-3,5 м. Недостатком таких способов и систем разгрузки автомобилей, включающих подъем опрокидывающих поворотных платформ вместе с автомобилем, являются и более сложные кинематические схемы поворота. Также к таким агрегатам предъявляются повышенные требования к надежности механизмов и устройств, фиксирующих самосвалы на платформах во время их опрокидывания. Поэтому при разгрузке, например, кварцевого песка из самосвалов в приемные бункеры линий переработки такие системы не используются, а применяются в основном отмеченные уже способы промежуточной разгрузки сырья на накопительных площадках.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому устройству является комплекс для разгрузки подземных автомобилей в приемный бункер [5], который состоит из приемного бункера, над которым размещена плита, шарнирно установленная на передней стенке бункера со стороны, противоположной направлению заезда автомобиля-самосвала. В качестве основного недостатка этого комплекса можно отметить то, что плита после заезда на нее груженого сыпучим материалом самосвала поворачивается внутрь бункера вместе с автомобилем. Такое решение существенно уменьшает полезный объем приемного бункера, а для подъема и опускания поворотной плиты требуется сложная кинематическая схема с использованием лебедок.
Решаемая задача - повышение эффективности разгрузки сыпучего материала из большегрузых автомобилей-самосвалов в приемные бункеры, имеющие сравнительно небольшой объем (меньше объема кузова автомобиля-самосвала), и сокращение времени выгрузки материала из кузова.
Этот технический результат достигается тем, что в устройстве для разгрузки сыпучего материала из автомобиля-самосвала, содержащем приемный бункер, находящийся в приямке и оборудованный питателем разгрузки, платформу, шарнирно соединенную с передней стенкой приемного бункера и снабженную упором для ограничения заднего хода автомобиля-самосвала при его заезде на платформу, а также приводом подъема-опускания, обеспечивающим возможность поворота платформы вокруг шарнирного соединения, платформа дополнительно снабжена ограждающими стенками высотой 1,2-1,5 м, предотвращающими боковое рассыпание материала с платформы, а привод подъема-опускания платформы выполнен в виде гидроцилиндра и обеспечивает возможность поворота платформы вокруг шарнирного соединения на угол 45-50°.
Преимуществом предлагаемого устройства для разгрузки сыпучего материала из автомобиля-самосвала по сравнению с известным уровнем техники является то, что он позволяет осуществлять оперативную разгрузку сыпучих материалов из автомобилей-самосвалов с увеличенной грузоподъемностью в приемные бункеры, имеющие объеме два-три раза меньший объема кузова автомобиля-самосвала.
Другим преимуществом является то, что в предлагаемом устройстве для разгрузки сыпучего материала из автомобиля-самосвала исключаются операции промежуточной разгрузки и последующей подачи материала в приемный бункер с использованием дополнительных транспортных средств. Сокращается при этом общее время разгрузки автомобиля-самосвала. А использование в устройстве поворачивающейся платформы создает возможность разгрузки сыпучего материала в один и тот же приемный бункер небольшого объема из автомобилей - самосвалов, имеющих различную грузоподъемность. Кроме того, существенно упрощается кинематическая схема поворота платформы, в которой вместо сложной тросовой системы и лебедок применяется гидроцилиндр.
Принцип работы устройства поясняется чертежами: на Фиг. 1 показано исходное (горизонтальное) положение платформы (вид сверху); на Фиг. 2 изображено исходное положение платформы (вид сбоку); на Фиг. 3 - заезд автомобиля задним ходом на платформу (вид сбоку, ограждающие стенки платформы не показаны); на Фиг. 4 - стадия разгрузки из автомобиля-самосвала в приемный бункер первой порции сыпучего материала (вид сбоку, ограждающие стенки платформы не показаны); на Фиг. 5 - съезд автомобиля-самосвала с платформы и распределение оставшейся части материала по длине платформы (вид сбоку); на Фиг. 6 - окончание разгрузки из приемного бункера первоначально выгруженной в него порции сыпучего материала (вид сбоку); на Фиг. 7 - подъем платформы и начало выгрузки оставшейся части сыпучего материала (вид сбоку); на Фиг. 8 - окончание разгрузки с платформы оставшейся порции сыпучего материала.
Разгрузка сыпучего материала из кузова автомобиля-самосвала в приемный бункер осуществляется следующим образом. В исходном состоянии платформа 1 (Фиг. 1, 2), снабженная ограждающими стенками 2 и шарнирным соединением 3 поворота, примыкающим к передней стенке приемного бункера 4, оборудованного питателем разгрузки 5, находится в горизонтальном положении. Автомобиль-самосвал 6, груженый сыпучим материалом 7, при этом подъезжает задним ходом к платформе, оборудованной упорами 8, ограничивающими дальнейшее движение. После заезда на платформу 1 (Фиг. 3) и его останова у автомобиля-самосвала 6 поднимается кузов 9 (Фиг. 4) и сыпучий материал начинает ссыпаться с кузова в приемный бункер 4. Так как объем приемного бункера меньше объема кузова автомобиля-самосвала (подобная ситуация встречается очень часто, особенно если для перевозки сыпучего материала используются автомобили большой грузоподъемности), из кузова 9 первоначально высыпается первая порция 10 сыпучего материала. Масса этой порции меньше общей массы сырья, находящегося в кузове перед разгрузкой.
В процессе выгрузки из кузова сыпучий материал заполняет приемный бункер (эта операция длиться не более 5-10 сек) и после его заполнения сверху бункера образуется конусообразная горка из материала, которая подпирает оставшуюся в кузове часть материала 11 (масса его в некоторых случаях может составлять 50-70% от общей массы разгружаемой порции сырья) и препятствует его истечению. Обычно в таких случаях автомобиль-самосвал отъезжает от образовавшейся кучи сыпучего материала на несколько метров с целью разгрузить остатки сырья, находящиеся в кузове. В рассматриваемом случае с использованием предлагаемого устройства разгрузки автомобиль-самосвал также после заполнения приемного бункера 4 первоначально выгруженной порцией 10 сыпучего материала начинает съезд передним ходом с платформы 1. Оставшаяся часть 11 сыпучего материала, находящаяся в поднятом кузове 9 после выгрузки в приемный бункер первоначальной порции материала, начинает в процессе движения автомобиля-самосвала ссыпаться с кузова и распределяться внутри разгрузочной платформы (Фиг. 5). Чтобы предотвратить боковое рассыпание материала при съезде автомобиля-самосвала с платформы, она снабжена ограждающими стенками высотой 1,2-1,5 м. После съезда с платформы автомобиль-самосвал может ехать на карьер или перевалочную базу за очередной порцией сыпучего материала. Весь цикл разгрузки автомобиля, включающий его заезд на платформу задним ходом, подъем кузова, выгрузку первоначальной порции материала в приемный бункер, съезд вперед с платформы с выгрузкой на платформу оставшейся части материала, не превышает двух-трех минут.
Одновременно с разгрузкой из кузова сыпучий материал из приемного бункера 4 выгружается питателем 5 разгрузки, с помощью которого он подается в линию переработки (не показана). По мере выгрузки сыпучего материала количество его в приемном бункере уменьшается и контролируется с помощью тензометрических датчиков 12, на которые этот бункер опирается. При выгрузке из него почти всей массы (90-95%) первоначально загруженной порции сыпучего материала (Фиг. 6) поднимают платформу 1 на угол +(45-50°) относительно горизонтальной поверхности, поворачивая ее вокруг шарнирного соединения 3 (Фиг. 7). Поворот осуществляется с помощью привода 13 подъема-опускания, в качестве которого используется гидроцилиндр. Угол поворота при этом должен быть больше угла естественного откоса сыпучего материала, который, например, для кварцевого песка влажностью 7-10% составляет 44-45°.
Сыпучий материал с наклонной поверхности платформы постепенно ссыпается в приемный бункер и при выгрузке из него 90-95% массы оставшейся части сыпучего материала платформа поворачивается на угол -(45-50°) вокруг шарнирного соединения 3 и встает в исходное положение (Фиг. 8). Далее при подъезде очередного груженого сыпучим материалом автомобиля-самосвала 14 цикл разгрузки повторяется аналогично.
Таким образом, использование данного устройства для разгрузки сыпучего материала из автомобиля-самосвала большой грузоподъемности в приемный бункер, объем которого меньше объема кузова самосвала позволяет не только использовать автомобили разной грузоподъемности, но и сокращает время выгрузки сырья из автомобилей. Уменьшается при этом и общее количество транспортных средств, осуществляющих загрузку сыпучего материала в приемный бункер линии переработки.
Источники информации, на которые необходимо обратить внимание при экспертизе:
1. В.В. Ефременков. Комплексный подход к проектированию и строительству предприятий по обогащению кварцевого песка. Стекло и керамика. 2014. №10. С. 35-39.
2. Htps: //www.aumund.de Samson feeder 0812 / wheeled/MF0812W.
3. Htps://www.gornyak-gsho.ru. Разгрузчик самосвалов на конвейер.
4. Htps: //www.studopedia.su Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов.
5. Ю.Д. Тарасов, П.Н. Махараткин, П.Ю. Ланков. Комплекс для разгрузки подземных автомобилей - самосвалов в приемный бункер. Патент РФ на изобретение №2478554. Опубл. 10.04.2013. Бюллетень №10 (прототип).
Полезная модель относится к устройствам разгрузки сыпучих материалов из автомобилей-самосвалов в приемные бункеры и может использоваться в горной, строительной и других отраслях промышленности.Техническим результатом является повышение эффективности разгрузки сыпучего материала из автомобилей-самосвалов с объемом кузова, превышающим объем приемного бункера. Процесс разгрузки включает заезд автомобиля на платформу, оборудованную приводом подъема-опускания и шарнирно соединенную с передней стенкой приемного бункера, снабженного питателем разгрузки. После заезда на платформу и подъема кузова из автомобиля-самосвала первоначально выгружается в приемный бункер часть общей массы сыпучего материала, находящегося в кузове. Далее при съезде автомобиля-самосвала с платформы, снабженной ограждающими стенками высотой 1,2-1,5 м, оставшийся в кузове неразгруженный сыпучий материал высыпается и распределяется внутри платформы, а автомобиль-самосвал уезжает за следующим грузом. Одновременно с помощью питателя разгрузки производится выгрузка сыпучего материала из приемного бункера. При выгрузке из приемного бункера первоначально загруженной порции сыпучего материала платформа поворачивается вокруг шарнирного соединения на угол +(45-50°) относительно горизонта и встает в наклонное положение. Оставшийся на платформе после выгрузки первоначальной порции сыпучий материал начинает ссыпаться с нее в приемный бункер и повторно заполняет его. Приемный бункер при этом одновременно разгружается питателем разгрузки. После выгрузки из приемного бункера оставшейся части сыпучего материала платформа поворачивается на угол -(45-50°) и встает в исходное горизонтальное положение. 8 ил.